Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию Тема: «Знакомим детей с Конвенцией о правах ребёнка»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Татаркина Елена Николаевна

Цель занятия: познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребёнка, формировать понимание того, что права принадлежат детям, они неотъемлемы и неделимы, воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Задачи:

- дать знания о правах ребёнка на жизнь, на имя и фамилию, семью, медицинское обслуживание, образование, отдых и досуг;

- дать детям первоначальные понятия о возникновении семьи;

- обогатить словарь детей словами "конвенция", "право";

- расширить опыт познания, интеллектуальные способности, создать эмоциональный комфорт;

- научить понимать ценность своей личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад №1 комбинированного вида поселка Уразово Белгородской области Валуйского района

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию

Тема: «Знакомим детей с Конвенцией о правах ребёнка»

                                                                       

                                                                                      Автор: воспитатель      

                                                                                       старшей группы

                                                                                          Татаркина

                                                                                          Елена Николаевна

2015 год                                                                      

Цель занятия: познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребёнка, формировать понимание того, что права принадлежат детям, они неотъемлемы и неделимы, воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Задачи:

- дать знания о правах ребёнка на жизнь, на имя и фамилию, семью, медицинское обслуживание, образование, отдых и досуг;

- дать детям первоначальные понятия о возникновении семьи;

- обогатить словарь детей словами "конвенция", "право";

- расширить опыт познания, интеллектуальные способности, создать эмоциональный комфорт;

- научить понимать ценность своей личности.

Оборудование и материалы: слова "конвенция", "право", Конвенции о правах ребёнка в картинках, портфель, конверты с заданиями, плакат «Мои родители», фотографии с отдыха, детский телефон, градусник и таблетка для Незнайки, мяч.

Герои: Незнайка, Баба Яга,врач.

Предварительная работа:

Беседа «Мы все разные, но мы все равны»; 

решение проблемной задачи на тему: “Мы все разные, но мы все равны”;

чтение “Приключения маленького человечка” А.Усачева; анализ произведения;

разучивание текста разминки («Ветерок»).

Словарная работа:

  • формирование умения подбирать слова с противоположным значением (сильный - слабый, добрый - злой и т.д.)
  • формирования умения подбирать слова со сходным значением (любить, ценить, уважать и т.д.)
  • знакомство с новыми словами (конвенция, декларация);
  • закрепление значений слов: глобус, планета Земля, национальность, религия.

Методические приемы:

  • Наглядность,
  • аудиозапись, 
  • беседа, 
  • сюрпризный момент, 
  • дидактическая игра, 
  • анализ, 
  • самостоятельная деятельность.

Ход занятия:

 (На столе стоит глобус)
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что это такое? (Ответы детей) Это уменьшенная копия нашей планеты Земля, на которой мы живем. Какой формы наша планета? (Ответы детей) Кто населяет нашу планету? (Ответы детей)

Вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же появились главные вопросы: «Что могут люди делать, и что не могут?», «Что они обязаны делать и что не обязаны?», «На что имеют права и на что не имеют?»  Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя. А, заботясь о детях, написали вторую книгу - «Конвенция о правах ребенка». И сегодня мы поговорим о ваших правах.

Воспитатель:

Ребята! Обратите внимание. Какое сложное слово! (Воспитатель вывешивает на доску слово «конвенция») Давайте его еще раз прочитаем хором.

Кто знает, что такое Конвенция?

Ответы детей

Конвенция, ребята, это документ, в котором написаны все ваши права. А что же такое право?(Вывешивает на доску слово «право».)

Ответы детей

Воспитатель:

Право – это то, без чего человек не может жить достойно. Вы должны знать свои права. А взрослые должны уважать ваши права.

 Вот она эта книга: (воспитатель показывает ее детям)                
Эта книга не простая.
Развернешь – как хороша
Где написано, что можно
Где написано нельзя.

Давайте с вами отправимся в необычное путешествие по страницам книги, которая называется "Конвенция".

Воспитатель открывает Конвенцию на первой странице и читает:

Право на жизнь.                    

  (Появляется Баба Яга).

Баба Яга: (забирает книгу) Малы вы еще права изучать. Теперь, я эту книгу почитаю.
         
(Баба Яга убегает)

Воспитатель: Ну и Баба Яга! Без спросу явилась и отобрала нашу книгу . Что же нам теперь, ребята, делать? (ответы детей) Итак, будем догонять Бабу Ягу? Хорошо! А поможет нам в этом дружок – «Ветерок».

Физкультминутка. (Включается спокойная релаксационная музыка, и дети выполняют движения)

Ветер по лесу кружил, 
Ветер с листьями дружил. 

(ходят по кругу, плавно поднимая и опуская руки)


Вот дубовый, 
Вот кленовый,


(по очереди загибают пальцы)

Вот рябиновый резной, 
Вот с березки золотой. 


И последний лист с осинки

Ветер кинул на тропинку 

(приседают, опуская руки на пол)


Ветер по лесу кружил, 
Ветер с листьями дружил. 


(ходят по кругу, плавно поднимая и опуская руки)


Вот дубовый, 
Вот кленовый,


(по очереди загибают пальцы)

Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой. 

И последний лист с осинки 

Ветер кружит над тропинкой. 

(кружатся вокруг себя на одном месте)

К ночи ветер ветерок 
Рядом с листьями прилег. 

(приседают)

Вот дубовый, 
Вот кленовый,


(по очереди загибают пальцы)

Вот рябиновый резной, 
Вот с березки золотой. 

И последний лист с осинки 
Тихо дремлет над тропинкой. 

(ложатся на пол, закрывают глаза)


Воспитатель: Ну, вот и Баба Яга.

Баба Яга:  Кто такие? Чего появились? Я гостей не жду.

Воспитатель:  Мы пришли забрать книгу, которую ты у нас взяла. Эта книга дорога не только для нас, но и для всех детей на Земле!

Баба Яга: Ничего я у вас не брала! И вообще, вы, а уж тем более все дети на Земле, на эту книгу, никаких прав не имеете. Да и на все права, которые в книге напечатаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана. А еще дети, верящие в Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, и одного с Бабой Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так!       

 
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, справедливо ли то, о чем говорит Баба Яга? (Ответы детей) Конечно, нет, ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи, в кого вы верите. Так что Баба Яга ты не права и верни нам книгу.
Баба Яга: Ой! Ой! Умные какие! Ну-ка первый подойди ко мне.

Воспитатель: Баба Яга, почему ты так странно обращаешься к детям? У них есть имена, у каждого свое.

Баба Яга: Имена? У вас есть имена? 

Дети: Да!

Баба Яга: А зачем? Зачем давать имена? Все дети одинаковые и обойдутся номерами.

Воспитатель:  Ребята, вы согласны с Бабой Ягой? (разные имена, разный рост, национальность, вера, цвет волос, характер и т.д.)

Воспитатель: Ну, что Баба Яга убедили тебя дети? Теперь ты согласна, что каждый ребенок с рождения имеет право на собственное имя? 

Баба Яга:   Хорошо, признаю теперь за вами это право.

Воспитатель: Тогда давайте представимся Бабе Яге, а эхо нам поможет.

                                                         
Игра «Эхо»:

дети становятся в круг, поочередно произносят свои имена, а остальные хором  

                                                         их повторяют. 


Воспитатель: Баба Яга, теперь верни нам, пожалуйста, «Конвенцию о правах ребенка», чтобы мы познакомились с другими правами детей.

Баба Яга: Ну ладно, убедили вы меня! Забирайте свою книгу. Хотя нет, не отдам. Вот отгадаете мои загадки, тогда отдам.

                                    
Игра: «Назови сказочного героя».

Гуси-……                                        Аленький-…

Конек-…..                                        Гадкий-…..  

Красная-…..                                     Царевна-…..  

Крошечка-….                                    Мальчик-…..

Цветик-….                                        Доктор-……

Дети отгадывают загадки, и Баба Яга отдает им «Конвенцию о правах  ребенка».

Воспитатель: Сейчас мы с вами возвращаемся в детский сад, а поможет нам в этом «Ветерок»

                                      
(Физкультминутка «Ветерок»)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы правильно объяснили Бабе Яге, что обращаться друг к другу нужно по имени, вежливо и ласково. И, конечно же, называть человека грубым словом, давать ему кличку – это нарушение его прав на имя, которое записывается в ваш первый в жизни документ, свидетельство о рождении. Дети, даю задание на дом, попросите родителей показать вам ваше свидетельство о рождении.  

Ребята, а теперь давайте посмотрим, какими правами вы еще обладаете, кроме права на имя.

Каждый ребёнок имеет право на жизнь. Дети, а кто подарил вам жизнь?

Дети:

Родители (уточнить: мама и папа).

Воспитатель:

Да, родители подарили вам жизнь. Слова "мама" и "папа" – особые слова! Это первые слова, которые произносит ребёнок. Обратите внимание на картинку.

Воспитатель показывает детям картинку "Родители и ребёнок» из книги:

Сегодня в честь ваших родителей мы устроили фотовыставку. Перед вами плакат с фотографиями ваших мам и пап. Давайте вместе рассмотрим их. Чья это мама? Чей это папа? Как их зовут? За что ты любишь своих родителей?

Дети поочерёдно отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель перелистывает страницу Конвенции и читает:

Право на семью, на любовь и заботу родителей.

Воспитатель:

У каждого из вас есть свой дом, в котором живёт ваша семья. Там вас любят, ждут, заботятся о вас, приходят на помощь. До сих пор никто точно не знает, как образовалась первая семья. Но известно, что в древности люди жили небольшими группами. Мужчины охотились и приносили добычу, женщины готовили пищу, заботились о детях. Люди согревались теплом костра, огонь в котором поддерживался общими усилиями. Семья образовалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге. (Воспитатель сопровождает свой рассказ показом картинок).

Если с вами случилась беда, вы должны рассказать об этом своим родителям, и они обязательно вам помогут.

Воспитатель:

Кто входит в состав вашей семьи? Как их зовут? Дружная ли у вас семья? Чем увлекается ваша семья?

Ответы детей

Воспитатель:

Ребята, каждый из вас должен дорожить своей семьёй, любить и уважать своих родителей и других членов семьи.

Воспитатель открывает следующую страницу Конвенции с картинкой "Врач и ребёнок".

Воспитатель:

Ребята, кто догадается, о каком праве идёт речь на этой картинке?

Ответы детей

Воспитатель:

Каждый ребёнок имеет право на медицинский уход. Ребята, а если вы заболеете, кто вам поможет?

Дети:

Врач!

Входит Незнайка:

Что случилось? Что со мной?

Как болит животик мой!

Что такое? Не пойму!

Я, наверное, сейчас умру!..

Воспитатель:

Ребята, как мы можем помочь Незнайке?

Дети:

Надо вызвать скорую помощь!

Воспитатель:

А как это сделать?

Дети:

Позвонить по телефону.

Воспитатель:

А по какому номеру телефона?

Дети:

03!

Воспитатель:

 А что при этом нужно сказать?

Дети:

 Адрес и фамилию.

Воспитатель предлагает одному из детей позвонить по телефону и вызвать скорую помощь.

Кто знает адрес нашего детского сада?

Ребёнок (берёт трубку игрушечного телефона):

Алло! Скорая помощь? Незнайка заболел. Приезжайте в Детский сад! Улица Красная Площадь, дом 17.

Входит Врач.

Скорую вызывали? Где больной?

Дети показывают на Незнайку.

Врач подходит к Незнайке, ставит ему градусник и дает таблетку. Незнайка выздоравливает.

Врач:

Ребята, если вы заболеете, обязательно обратитесь к врачу! А чтобы не болеть, ведите здоровый образ жизни, заботьтесь о своём здоровье, берегите его. Делайте зарядку и занимайтесь физкультурой.

Воспитатель открывает следующую страницу Конвенции, с картинкой "Школа", читает:

Право на образование.

Воспитатель:

А как вы думаете, для чего человеку нужно учиться?

Ответы детей

Воспитатель:

Скоро вы пойдёте в школу, а после окончания школы будете учиться будущей профессии. Трудно представить себе жизнь без умения читать и писать.

Воспитатель берёт ещё один конверт, достаёт из него весёлые задачки по математике в стихах и предлагает детям решить их.

 Дети хором отвечают.

Семь гусей пустились в путь,

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте дети сами!

Все ли здесь цыплята, детки?

Надо сосчитать наседке.

Шесть на грядке, три во ржи.

Сколько их всего? Скажи!

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы многому научились в детском саду и хорошо подготовились к тому, чтобы стать первоклассниками.

Воспитатель открывает последнюю страницу Конвенции с картинкой "Отдых", читает:

Право на отдых и досуг.

Воспитатель предлагает детям описать картинку, задаёт вопросы.

Воспитатель:

Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг. Все дети имеют право отдыхать, играть, участвовать в развлекательных мероприятиях.

Отдыхать можно по-разному. Например, можно пойти в кино, цирк. Очень полезен для здоровья отдых на природе – в парке, в лесу, на речке.

Расскажите, как вы обычно отдыхаете. Куда ездите летом или зимой? Давайте рассмотрим ваши фотографии с отдыха и выслушаем ваши рассказы.

Дети (двое-трое) рассказывают о своём отдыхе.

Воспитатель:

Человек не может жить без отдыха. Вам отдых необходим для здорового развития, чтобы снять усталость и набраться свежих сил.

Воспитатель закрывает книгу "Конвенция о правах ребёнка":

Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие по книге.

Итог занятия:

Воспитатель (обращая внимание детей на слово "Конвенция"):

Давайте вспомним название этой книги.

Ответ детей

Воспитатель (обращая внимание детей на слово "право"):

О чём нам рассказала эта книга?

Ответ детей

Воспитатель:

О каких правах вы сегодня узнали?

Ответы детей:

Право на жизнь, на имя и фамилию, на семью, на медицинское обслуживание, на образование, на отдых и досуг.

Воспитатель:

Закончить наше занятие мне хочется такими словами:  
Как хорошо, что есть права
Закон нас строго охраняет
И в нем важны нам все права
Они великой силой обладают!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию Тема: «Мой родной поселок»

Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине , доброжелательные взаимоотношения между  детьми, уточнить и закрепить общие представления о родном поселке....

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшей группы Тема :"Мы жители -планеты Земля

КОНСПЕКТ       НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ      по познавательному развитию    в старшей группе «Ласточка »Тема: «МЫ ЖИТЕЛИ -ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Космос глазами детей»

Развитие познавательной активности детей посредством продуктивной деятельности для оформления планетария....

Занятие по правовому воспитанию для детей подготовительной группы на тему: «Знакомим детей с Конвенцией о правах ребёнка»

Цель занятия: познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребёнка; формировать понимание того, что права принадлежат детям, они неотъемлемы и неделимы.Задачи:- дать знания о правах ребёнка на жиз...

Методическая разработка Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию тема: «Мои любимые сказки»

Тема: «В гостях у сказки» Цель: закреплять знания детей о сказках.Программное содержание:  Образовательные задачи: продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом, узнавать с...

Методическая разработка Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию тема «Мои любимые сказки»

Тема: «В гостях у сказки» Цель: закреплять знания детей о сказках.Программное содержание:  Образовательные задачи: продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом, ...

Конспект итогового занятия по познавательному развитию. Тема: "Как дети цифру "Один" спасали. Средняя группа.

Цель: "Обогащение сенсорного опыта у детей среднего дошкольного возраста по средствам познавательно-игровой деятельности....