Главные вкладки

    Построение развивающей среды в ДОУ
    учебно-методический материал на тему

    Золотухина Евгения Валерьевна

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Развивающая среда в ДОУ.58 КБ

    Предварительный просмотр:

                                Построение развивающей среды в ДОУ

    Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

    Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

    Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:

    1. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
    2. Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности
    3. Это предполагает решение следующих задач:
    • Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру
    • Радости существования (психологическое здоровье)
    • Формирование начал личности (базис личностной культуры)
    • Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности)
    • Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.
    1. Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
    2. Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

    Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.

    Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.

    Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

    1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии
    2. принцип активности, самостоятельности, творчества
    3. принцип стабильности, динамичности
    4. принцип комплексирования и гибкого зонирования
    5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого
    6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
    7. принцип открытости – закрытости
    8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.

    Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.

    Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

    Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта.

    Часто этому препятствуют принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребёнок: воспитатель находится в позиции «сверху» даже физически, а ребёнок – «снизу», т. е. взрослый «диктует» свою волю, управляет, командует ребёнком. При этом контакт между ними вряд ли возможен.

    В то же время задушевное общение ребёнка и взрослого, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Здесь важно иметь разновысокую мебель, ставить её в виде подпоры, чтобы видеть глаза ребёнка.

    Кроме того, важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребёнком, и с группой в целом. Но при этом важно помнить, что одни дети лучше чувствуют себя на более близкой, «короткой» дистанции, другие на более «длиной». Причём, это зависит ещё и от разных причин.

    В связи с этим планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.

    Принцип активности

    Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения.

    По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.

    Пример:

    1. На стенах развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки: и тогда ребёнок может менять оформление стен в зависимости от построения или новых эстетических вкусов.
    2. Одна из стен – «стена творчества» - предоставлена в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углём, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.
    3. Другие стенки могут быть использованы для размещения на них крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие.

    В качестве звукового дизайна желательны, например, записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и т. д. , всего, что может выполнять функцию психотерапии, успокоить детей (например, перед сном). Этот дизайн можно использовать как активный фон в играх или как дополнение.

    Принцип стабильности динамичности развивающей среды

    В проекте пространственной развивающей среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности.

    Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), может быть реализована с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, разворачивающихся поролоновых матов и т. п.

    Принцип комплексирования и гибкого зонирования

    Вплотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности – динамичности».

    Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т. д.

    Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием, с одной стороны – необходимость пространства для проявления активности детей, а с другой – ограниченность помещений детского сада. Преодолению этого противоречия и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования.

    Трансформация помещений может быть обеспечена раздвижными лёгкими перегородками. Определённые возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проёмов, перегородок.

    Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.

    Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления.

    Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений, знакомству с разными «языками» (движений, музыки, графики, красок, поэзии, символов и т. д. ).

    Принцип сочетания привычки и неординарных элементов в эстетической организации среды.

    Постижение детьми категории эстетического начинается с познания своеобразного языка искусства. Поэтому важно различать в интерьере детского сада не громоздкие классические произведения живописи, а простые, но талантливые этюды, абстрактные или полу абстрактные скульптуры, дающие ребёнку представление об основах графического языка и о различных культурах – восточной, европейской, американской.

    Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д. Тогда дети смогут осваивать начала специфики жанров.

    Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада.

    Принцип открытости – закрытости

    Может быть представлен в нескольких аспектах.

    1. Это открытость природе. Создание комнат природы из зелёных зон в группах.
    2. Это открытость культуре в её прогрессивных проявлениях. Элементы культуры должны носить не оформленный характер, а органически входить в дизайн интерьера.

    С одной стороны открытость системы даёт возможность проникновению «лучших» образцов общечеловеческой культуры – образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества. А с другой стороны, организация среды дошкольного учреждения основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслах с фольклорными элементами исторически связанных с данным районом. Всё это будет способствовать формированию представлений о «маленькой родине» и чувства любви к ней.

    1. Это открытость обществу. Особым правом участия в жизни дошкольного учреждении пользуются родители.
    2. Это открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использование различных зеркал, даже кривых, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я». В помещении детского сад развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте.

    Принцип учёта половых и возрастных различий детей.

    Построение среды с учётом половых различий предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонность в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности.

    Развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательны дли них по содержанию (головоломки, конструкторы, мозаики, движущиеся игрушки и т. п. ) Они должны быть равноценны пособиям для мальчиков. Аналогичные требования и к построению развивающей среды для мальчиков.

    Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных особенностей.

    Варианты построения развивающей среды

    1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
    2. использование помещений спальни и раздевалки.
    3. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

    Игра как процесс, развивающий творческие способности ребёнка начинается с моделирования ситуации по выбранному «сценарию». Собственно творчество ребёнка начинается с момента наделения определёнными качествами (нужными по сценарию) предметов, до этого этими качествами не обладающих. В этом цель и ценность игровой деятельности, развивающей фантазию и творческие способности. Поэтому представляется ошибочным применение в образовании групп определённых заранее смоделированных конкретных ситуаций для сюжетно-ролевых игр детей (фрагментов «парикмахерская, магазин, дом»). Вместе с тем, наличие в составе оборудования групповой ячейки определённого набора функционально-игровых предметов может частично реализовать потребность творческого моделирования ребёнком среды.

    1. Динамичность реализуется с помощью раздвижных перегородок, ширм. Элемент стабильности – «домашняя зона» с мягкой мебелью, журнальным столиком и т. д.
    2. Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием в группе определённых «семейных традиций»
    • Достраивание определённых деталей интерьера детьми
    • Включение в интерьер крупных игрушек-символов
    • Места, где размещаются репродукции картин, фотографии детей, их родителей, братьев, сестёр.
    1. Принцип открытости обществу – это функциональная интеграция дошкольного учреждения другими учреждениями социально-культурного назначения: детскими театрами, музыкальными и артистическими коллективами, которые выступают непосредственно в детском саду.

                     Консультация на тему:

     «Построение развивающей среды в                  

                       в ДОУ».

                     

       Воспитатель МКДОУ «Белозерский д/с»:    

                   

                                                            Золотухина Е.В.

                                     

                                      2010 год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Принципы построения развивающей среды в ДОУ

    В помощь молодому специалисту...

    Построение развивающей среды в ДОУ

    Методическая разработка...

    Построение развивающей среды в ДОУ

    Доклад на педсовете:Основы построения развивающей среды в группе....

    организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды

    организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды.  роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее на основны...

    Общие принципы построения развивающей среды в Доу.

    Как организовать комфортноепребывание ребёнка в доу....

    Построение развивающей среды в ДОУ

    Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста организуется для детей,поэтому все окружающие предметы должны быть соразмерны их росту,руке и физиологическим особенностям, возможностям...

    статья "Построение развивающей среды в ДОУ"

    Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них....