Главные вкладки

    Выступление из опыта работы «Роль дидактических игр в ознакомлении дошкольников с живой природой»
    статья на тему

    Рассказать о том как с помощью дидактических можно воспитывать и обучать детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл didakticheskie_igry.docx18.13 КБ

    Предварительный просмотр:

      Муниципальное учреждение «Управление Дошкольного образования» исполнительного комитета Нижнекамского района РТ

    Методическое объединение воспитателей вторых младших и средних групп

    «Роль дидактических игр в ознакомлении дошкольников с живой природой»

                                               

                                                                                                                                                                       

                                                                                            Махмутова  

                                                                                            Екатерина Александровна

                                                                                            Воспитатель

                                                                                            МБДОУ «Детский сад                

                                                                                            комбинированного вида»

                                                                                            №3 «Огонек»

                                                                             пгт Камские Поляны

                                                                                 Нижнекамского района

                                                                                Республики Татарстан

    2011 год

        Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному из средств  воспитания и формирования личности советских детей: «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания.

    Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».

    В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Надежда Константиновна отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя. Дидактические игры экологического содержания расширяют представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.

    Дидактические игры экологического характера включает два относительно самостоятельных блока:

    - игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);

    - игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.

    Для лучшего развития эстетического, эмоционального восприятия природы игры желательно проводить в естественной природной среде. Дидактические игры дадут наилучший воспитательный результат, если будут проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7 человек). Игры, направленные на развитие положительного отношения к природе, как и игры для обогащения экологических представлений, целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности детей.

    В дидактических играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При общении с природой у ребенка зарождается эмоциональное побуждение, исключается равнодушие и безразличие, возрастает мыслительная напряженность, степень участия творческого мышления, желание узнать больше нового, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять информацию о природе.

    Использовать дидактические игры для обогащения экологических представлений следует с учетом представлений, которые сформированы у детей старшего дошкольного возраста: о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах; о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе; о человеке как части природы; о культуре поведения в природе.

    Игры можно проводить в вербальной форме, а также с использованием природного и иллюстративного материала. Эти игры содействуют формированию конкретных представлений о предметах, приобретению более точных знаний об их признаках и свойствах. Их целесообразно проводить с детьми, имеющими низкий уровень экологических представлений.

    В вербальных дидактических играх дошкольники, опираясь на представления о природных объектах, углубляют свои знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные познавательные задачи: описывают объекты, выделяют их характерные признаки, отгадывают по описанию, объединяют по разным свойствам и признакам. Этот вид игры целесообразно использовать в работе с дошкольниками, имеющими более высокий уровень сформированности экологических представлений.

    Пониманию детьми содержащихся в дидактической игре задач, созданию особого эмоционального игрового настроения содействует включение в ее ход сказочного персонажа, который объясняет правила игры, следит за их соблюдением, поощряет ребят. При первом появлении персонажа воспитатель знакомит с ним детей и в дальнейшем берет его роль на себя - и таким образом ведет игру.

    Повышению интереса дошкольников к дидактической игре и природным объектам способствует введение элемента соревнования или проблемной ситуации. Введение проблемных ситуаций в ход дидактических игр наполняет их экологическим содержанием, что, в свою очередь, способствует не только обогащению экологических представлений детей, но и воспитанию у них гуманного отношения к природе.

    Чтобы поддержать стремление дошкольников отражать полученные в дидактических играх экологические представления и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности, в группах в отдельных уголках целесообразно разместить материал для организации детьми игр экологического содержания (планшеты с изображением природных зон, муляжи, картинки с изображением растений, животных, гербарии и т. п.). Таким образом, будет удовлетворяться возрастающий интерес дошкольников к природе, будут конкретизироваться полученные ранее представления.

                       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы: "Роль пальчиковых игр в развитии коммуникативных навыков и мелкой моторики у младших дошкольников"

    Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. Тогда он уже ...

    Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с неживой природой ММЧ

    Дидактическая игра «Давай поменяемся».Цель: Учить выделять подсистему, функцию объекта, обмениваться функциями, объяснять, когда это бывает.Ход:1ребёнок: Я-лёд. Я прозрачный и состою из твёрдых ...

    Роль дидактической игры в ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых

    Как привить интерес и уважение детей к труду взрослых? Необходимо с детства знакомить их с трудовыми навыками,приучать самостоятельно выполнять  простые поручения. Дидактические игры помогут позн...

    Выступление из опыта работы "Роль детского фольклора в воспитании и развитии детей раннего возраста"

    Выступление из опыта работы "Роль детского фольклора в воспитании и развитии детей раннего возраста"...

    Сообщение из опыта работы " Использование дидактических игр в работе с детьми раннего возраста по экологическому воспитанию"

    В сообщении рассказывается о проделанной работе по экологическому воспитанию в группе раннего возраста...

    Презентация из опыта работы "Использование дидактических игр в процессе овладения детьми общей структурной мыслительной деятельностью

    Презентация  из опыта  работы"Использование дидактических игр в процессе  овладения детьми общей структурной мыслительной деятельностью...

    Выступление на РМО на тему : «Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с живописью».

    Выступление на РМО на тему : «Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с живописью»....