Педагогический проект «Развивающая предметно – пространственная среда группы и участка»
проект на тему

Хробостова Оксана Михайловна

«Развивающая предметно – пространственная среда группы и участка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад «Дружба»

эмблема РУЧКИ

Педагогический проект

«Развивающая предметно – пространственная среда группы и участка»

Срок реализации 4 года

(2013 – 2016 учебный год)

Разработчики:

Хробостова О.М

Воспитатель первой

  Квалификационной

 категории

Качканарский городской округ

Пояснительная записка

        Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также взаимодействие все участников образовательного процесса в ДОУ.

        Маленькие дети - деятели; следовательно, их пребывание в дошкольном учреждении должно быть организовано так, чтобы каждый получил возможность участвовать в обследовании свойств и качеств предметов.

       ФГОС ДО определяет требования к развивающей предметно – пространственной среде.

         3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

учет возрастных особенностей детей.

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

        В связи с этим возникла необходимость пересмотреть  в нашей группе предметно – пространственную среду, включающую в себя всё, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической деятельности.

     Цель:  Анализ  предметно – пространственной среды группы и приведение её в соответствие с требованиями ФГОС ДО

      Влияние  предметно – пространственной среды на развитие и образование дошкольника в детском саду многогранно.

      При организации среды мы учли соответствие её санитарно – гигиеническим нормам, как условию обеспечения безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья, то есть учли требования к зданию, участкам, функциональным помещениям детского сада, мебели, предметам быта, техническим средствам, игровому оборудованию, учебным пособиям.

     В основе проекта лежит основная образовательная программа (ООП) ДОУ «Дружба»

       Давая ребёнку определённые знания и представления об окружающем, побуждая его к деятельности и творческому применению знаний и умений, предметная среда становится ведущим средством передачи социального опыта, всестороннего развития ребёнка.

       С целью развивающей направленности предметной среды мы учли  особенности  предметно-пространственной среды

       Предметно - пространственная среда видоизменяется нами в связи с возрастными особенностями каждой группы.

  Показатели оценки качества созданной в группе развивающей предметно-пространственной среды:

Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребёнок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.

  • Низкий уровень шума в группе ( так называемый «рабочий шум»), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
  • Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
  • Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создаётся детьми в течение дня.
  • Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети.

Срок реализации проекта:  4 года

Этапы реализации:

  • 1 блок – подготовительный: сбор информации, изучение нормативно правовой базы, анализ РППС группы
  • 2 блок - основной: мероприятия по приведению в соответствии с ФГОС РППС, работа с родителями.
  • 3 блок – заключительный: презентация проекта, анализ результатов, корректировка.

Список литературы

  1. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова., Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство- пресс»,2011г
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,2013г

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Организация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ»

Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды на участке дошкольного образовательного учреждения, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей. С последующим ее фор...

Проект"Развивающая предметно-пространственная среда на участках ДОУ"

Проект по облагораживанию территории детского сада. Совместная работа педагогов, родителей и детей....

Проект развивающей предметно-пространственной среды группы №8

Развивающая предметно-пространственная среда — это система материальных объектов деятельности ребёнка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей.Созда...

Проект «Развивающая предметно-пространственная среда на прогулочном участке - как условие для всестороннего развития личности дошкольника».

Задача воспитателя — сделать комфортным пребывание ребенка в детском саду. Задача родителя — помочь воспитателю в этом. Участок детского сада — наиболее  подходящее место для во...

Проект развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада в соответствии с ФГОС ДО

Проект развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада в соответствии с ФГОС ДО...

Методический проект "Развивающая предметно-пространственная среда группы"

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий о...