Главные вкладки

    Педагогический проект «Развивающая предметно – пространственная среда группы и участка»
    проект на тему

    Хробостова Оксана Михайловна

    «Развивающая предметно – пространственная среда группы и участка»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребёнка - детский сад «Дружба»

    эмблема РУЧКИ

    Педагогический проект

    «Развивающая предметно – пространственная среда группы и участка»

    Срок реализации 4 года

    (2013 – 2016 учебный год)

    Разработчики:

    Хробостова О.М

    Воспитатель первой

      Квалификационной

     категории

    Качканарский городской округ

    Пояснительная записка

            Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также взаимодействие все участников образовательного процесса в ДОУ.

            Маленькие дети - деятели; следовательно, их пребывание в дошкольном учреждении должно быть организовано так, чтобы каждый получил возможность участвовать в обследовании свойств и качеств предметов.

           ФГОС ДО определяет требования к развивающей предметно – пространственной среде.

             3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

    3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

    3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

    3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

    реализацию различных образовательных программ;

    в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

    учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

    учет возрастных особенностей детей.

    3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

    1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

    Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

    Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

    игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

    двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

    эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

    возможность самовыражения детей.

    Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

    2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

    3) Полифункциональность материалов предполагает:

    возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

    наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

    4) Вариативность среды предполагает:

    наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

    периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

    5) Доступность среды предполагает:

    доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

    свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

    исправность и сохранность материалов и оборудования.

    6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

    3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

            В связи с этим возникла необходимость пересмотреть  в нашей группе предметно – пространственную среду, включающую в себя всё, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической деятельности.

         Цель:  Анализ  предметно – пространственной среды группы и приведение её в соответствие с требованиями ФГОС ДО

          Влияние  предметно – пространственной среды на развитие и образование дошкольника в детском саду многогранно.

          При организации среды мы учли соответствие её санитарно – гигиеническим нормам, как условию обеспечения безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья, то есть учли требования к зданию, участкам, функциональным помещениям детского сада, мебели, предметам быта, техническим средствам, игровому оборудованию, учебным пособиям.

         В основе проекта лежит основная образовательная программа (ООП) ДОУ «Дружба»

           Давая ребёнку определённые знания и представления об окружающем, побуждая его к деятельности и творческому применению знаний и умений, предметная среда становится ведущим средством передачи социального опыта, всестороннего развития ребёнка.

           С целью развивающей направленности предметной среды мы учли  особенности  предметно-пространственной среды

           Предметно - пространственная среда видоизменяется нами в связи с возрастными особенностями каждой группы.

      Показатели оценки качества созданной в группе развивающей предметно-пространственной среды:

    Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребёнок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.

    • Низкий уровень шума в группе ( так называемый «рабочий шум»), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
    • Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
    • Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создаётся детьми в течение дня.
    • Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.

    Участники проекта: воспитатели, родители, дети.

    Срок реализации проекта:  4 года

    Этапы реализации:

    • 1 блок – подготовительный: сбор информации, изучение нормативно правовой базы, анализ РППС группы
    • 2 блок - основной: мероприятия по приведению в соответствии с ФГОС РППС, работа с родителями.
    • 3 блок – заключительный: презентация проекта, анализ результатов, корректировка.

    Список литературы

    1. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова., Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство- пресс»,2011г
    2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,2013г

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОЕКТ «Организация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ»

    Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды на участке дошкольного образовательного учреждения, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей. С последующим ее фор...

    Проект"Развивающая предметно-пространственная среда на участках ДОУ"

    Проект по облагораживанию территории детского сада. Совместная работа педагогов, родителей и детей....

    Проект развивающей предметно-пространственной среды группы №8

    Развивающая предметно-пространственная среда — это система материальных объектов деятельности ребёнка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей.Созда...

    Проект «Развивающая предметно-пространственная среда на прогулочном участке - как условие для всестороннего развития личности дошкольника».

    Задача воспитателя — сделать комфортным пребывание ребенка в детском саду. Задача родителя — помочь воспитателю в этом. Участок детского сада — наиболее  подходящее место для во...

    Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

    Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

    Презентация проекта «Развивающая предметно-пространственная среда на веранде прогулочного участка - как условие для развития творческих способностей дошкольника».

    Огромное значение для полноценного развития личности имеет окружающая среда. Её наполняемость, функциональность, эстетичность. Ребенок дошкольник, большую часть времени проводит в детском саду. Соотве...