ПРОЕКТ «Организация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ»
проект на тему

Кравченко Людмила Павловна

 

Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды на участке дошкольного образовательного учреждения, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей. С последующим ее формированием и доведением  соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kravchenko.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

 детский сад №1 «Аленушка»

ПРОЕКТ

«Организация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ»

Автор-составитель:

Кравченко Людмила Павловна

Воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ №1 «Аленушка»

Г. Константиновск

2014 год

Проект

Тема: «Организация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ»

Автор-составитель: Кравченко Л.П. - воспитатель первой квалификационной категории

Партнеры, участвующие в проекте:  

Виноградова Е.В. педагог-психолог МБДОУ №1 «Аленушка»,

 Гейт Л.М учитель МБОУ СОШ №1,

Астахова Е.Н. воспитатель МБДОУ №1 «Аленушка»

Содержание:

        

  1. Актуальность проблемы        
  2. Цель и задачи проекта        
  3. Краткое описание проекта
  4. Ожидаемые результаты реализации проекта
  5. Этапы и мероприятия реализации проекта
  6. Результаты работы над проектом        
  7. Нормативно-правовая база проекта        
  8. Приложение

  1. Актуальность проблемы:

   

 Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

 На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

 Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Прогулка развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей, а также решает вопросы нравственного воспитания.

  Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой и радостью.

  Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

  Для воспитателей прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, развить внимание, память и т. п.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

 Для реализации данных задач необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду на прогулочном участке, а именно: установить оборудование для развития движений, которое бы имело привлекательный вид, было прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовало возрасту и силам детей, гарантирующее охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников.

 Правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечить:          

- духовно-нравственное развитие и воспитание детей;

 - высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей;

- быть комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам;

- соответствовать требованиям ФГОС ДО.

Исходя из этого в МДОУ «Аленушка» для выработки грамотного, эффективного плана действий воспитателем Кравченко Л.П. был  разработан проект «Организация предметно-пространственной среды на прогулочном  участке в ДОУ», который  стал инструментом ориентации и интеграции усилий коллектива,  родителей воспитанников  к будущим желаемым результатам, но уже с позиции сегодняшнего дня, с учетом перспективы.

  1. Цель проекта:

Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды на участке дошкольного образовательного учреждения, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей. С последующим ее формированием и доведением  соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.

Всестороннее развитие личности ребенка в условиях прогулки, укрепление здоровья при взаимодействии с окружающей средой.

             Задачи проекта:

  1.  Изучение новых подходов в организации развивающей предметно-пространственной среды на прогулочных участках в ДОУ, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.
  2. Организация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке ДОУ, способствующей полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов.
  3. Создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников - игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой.
  4.  Обогащение предметно - развивающей среды участка оборудованием и инвентарём для эффективного проведения прогулок. Повышение материальной технической базы ДОУ.
  5. Содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ. Упрочение связей «детский сад-родитель», «ребенок-родитель».

  1. Описание проекта:

 Проект направлен на улучшение художественного оформления участков детского сада,  создание максимально комфортных и благоприятных условий для активного отдыха, воспитания и развития детей; способствует активизации творческих возможностей педагогов, детей и родителей,  а так же дает возможность поиска новых форм оформительского мастерства участков ДОУ.

 Участники проекта: пелагоги, дети 3-7лет, родители воспитанников.

Тип: практико-ориентированный проект

Вид: Творческий

 Срок реализации: Проект рассчитан на 3 месяца.

 Основания для разработки проекта:

 Желание изменить уже сложившуюся среду территории детского сада, создать индивидуальный и стильный облик дошкольного учреждения, соответствующий общим законам организации пространства под открытым небом, интересный детям и родителям, позволяющий более интересно организовать свободную деятельность детей на прогулочном участке.

 Стратегии реализации проекта:

• Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;

 • Создание комфортных условий для развития личности ребенка;

 • Активизация творческого потенциала педагогов и родителей;

  1. Ожидаемые  результаты:
  • организация развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУ, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.
  • благоустройство территории в соответствии с приоритетными направлениями деятельности ДОУ;
  • создание условий для отдыха, занятий спортом, игры и экспериментирования детей;
  •  создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;
  • создание зон  озеленения и цветения;
  • изучение педагогами  новые подходы в организации развивающей предметно пространственной среды на прогулочном участке ДОУ, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
  • формирование у педагогов и родителей понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы , функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ
  • родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ. 
  • удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников;

  1. Этапы и мероприятия реализации проекта

  1. Этап - Подготовительный (июнь 2014 г.)

  1. Изучение нормативных документов, регламентирующих санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации прогулочного участка в ДОУ
  2. Изучение современных научных разработок в области развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста
  3. Анализ развивающей предметно-пространственной среды других прогулочных участков в МБДОУ №1 «Аленушка»
  4. Разработка проекта организации прогулочного участка, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности
  5. Анализ материальной базы МБДОУ «Аленушка» для организации и оснащения развивающей предметно-пространственной среды оборудованием
  6. Общее собрание коллектива ДОУ и родителей: определение целей и задач проекта
  7. Разработка проекта
  8. Разработка плана по реализации проекта и определение ответственных лиц
  9. Детальное обследование территории, определение границ участка
  10. Поиск спонсоров, привлечение различных организаций, физических, юридических  лиц, родителей к реализации проекта

  1. этап - Реализационный (июнь-июль  2014 г.)

 

  1. Проведение субботника (уборка территории будущего прогулочного участка)
  2. Завоз грунта на участок, демонтаж линии опоры электропередач, спил старого дерева, работы по выравниванию участка с участием тяжелой техники
  3. Подбор и реконструкция имеющегося оборудования
  4. Изготовление игрового оборудования родителями
  5. Ограждение территории
  6. Столярные, малярные работы на участке
  7. Зонирование участка согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ
  8. Создание «Поляны сказок» на территории прогулочного участка из плоскостных и объемных фигур
  9. Доставка, сборка, установка  игрового и спортивного оборудования в соответствии с проектом
  10. Оформление участков в соответствии с задачами проекта и требованиями охраны жизни и здоровья детей

          3 этап - Внедренческий (август 2014 г.)

  1. Написание и оформление проекта
  2. Написание паспорта прогулочного участка  (приложение №1)
  3. Проведения праздника «День рождения площадки» совместно с родителями (приложение №2).
  4. Участие в смотре-конкурсе «Лучший участок МДОУ№1 «Аленушка» (Приложение №3)
  5. Создание фото презентации по итогам работы над проектом (Приложение №4)
  6.  Освещение проекта в СМИ (Приложение №5, №6)
  7.  Участие во всероссийском дистанционном  конкурсе «Летнее оформление участка ДОУ» (Приложение №7)
  8. Размещение фотоотчета о реализации проекта на сайте МБДОУ№1 «Аленушка»
  9. Обеспечение сохранности территории.
  10. Презентация проекта на педагогическом совете в МБДОУ№1 «Аленушка»

  1.   Результаты работы над проектом

 За время внедрения проекта на территории МБДОУ №1 «Аленушка» был организован прогулочный участок для средней группы площадью 200 квадратных метров, который имеет:

- ограждение;

- зоны отдыха - беседки, лавочки, полянка сказок, где дети могут отдохнуть, уединиться, поиграть в спокойные игры;

- новое спортивное и игровое оборудование: «поезд», лесенка вертикальная, дорожка здоровья,  корзины баскетбольные;

- игровую зону, которая включает в себя песочницу-грузовик, качели, качалку, горку;

- зону изучения ПДД;

- зону экологического воспитания -  разбиты клумбы с учетом цветовой композиции, видового разнообразия, за которыми ухаживают сами дети;

 На сайте детского сада демонстрируются творческие продукты воспитателей и воспитанников, а также будут изданы публикации о достижениях по работе проекта.

Благодаря успешной реализации проекта создан новый прогулочный участок в МБДОУ №1 «Аленушка», организована развивающая предметно-пространственная среда на прогулочном участке средней группы №1 «Солнышко». Укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом. Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы,  получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы, смогли реализовать свои творческие способности.

 Проект ценен тем, что деятельность его не ограничится определенными сроками. Оборудованная территория детского сада позволит вести системную физкультурно-оздоровительную и воспитательную образовательную работу с детьми дошкольного возраста во время проведения прогулок, спортивных досугов, праздников и развлечений, познавательной деятельности, организовывать досуг семей воспитанников детского сада. Кроме того данный проект может быть реализован на любом другом участке, на базе любого ДОУ.

На сайте ДОУ размещен фотоотчет о реализации проекта.

Перспективы дальнейшего развития проекта

 Создание многофункционального игрового участка, отвечающего современным требованиям, посредством применения инновационных подходов к оформлению территории участка. Начата подготовка к реализации проектов «Тропа здоровья», «Альпийская горка» и «Зеленая аптека». В перспективе – создание экологической тропы на участке детского сада.

  1. Нормативно правовая база проекта

Нормативно-правовая основа регламентирующая выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов для построения предметно-развивающей среды:

  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России № 91от 22.07.2010;
  • письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»);
  • Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
  • Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).
  • ФГОС ДО 17.10.2013 г.
  • Устав МБДОУ№1 «Аленушка»

Приложение:

  1. Паспорт прогулочного участка средней группы №1 «Солнышко» МБДОУ «1 «Аленушка»
  2. Конспект праздника «День рождения площадки», фотоотчет
  3. Наградной материал за участие в смотре-конкурсе «Лучший участок МДОУ№1 «Аленушка»
  4. Фото презентации по итогам работы над проектом
  5. Освещение проекта в районной газете «Донские огни» от1 октября 2014г
  6. Подтверждающий документ об освещение проекта в образовательной социальной сети "Nsportal.ru"
  7. Наградные материалы за участие во всероссийских дистанционных  конкурсах «Оформление участка ДОУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....