Главные вкладки

    Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике
    презентация

    Тягилева Елена Николаевна

    Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике Составила учитель-логопед МАДОУ«Детский сад №9 «Теремок» Тягилева Е. Н.

    Слайд 2

    Требования ФГОС к предметно-пространственной развивающей образовательной среде (ППРОС) Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

    Слайд 3

    Организация ППРОС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

    Слайд 4

    Создавая развивающую среду необходимо помнить, что среда должна выполнять следующие функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную . Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

    Слайд 5

    Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе; в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

    Слайд 6

    Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.

    Слайд 7

    Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

    Слайд 8

    Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

    Слайд 9

    Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

    Слайд 10

    Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

    Слайд 11

    Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательно-речевую и исследовательскую активность детей.

    Слайд 12

    Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс; свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

    Слайд 13

    Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

    Слайд 14

    Очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребёнок, были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми и сверстниками. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием.

    Слайд 15

    Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект: показ предмета и его называние; показ действий с предметами и их называние; предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

    Слайд 16

    Влияние предметно-развивающей среды на речевое развитие детей достаточно велико: разнообразная деятельность обогащает речевой опыт ребенка. При насыщении группового пространства следует обратить внимание на то, что дети должны удовлетворять свои важные жизненные потребности в познании и общении. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, включающим в себя наглядный, раздаточный материалы, позволяющий обеспечить более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.

    Слайд 17

    С целью создания продуктивной предметно-развивающей среды в группе детского сада целесообразно создать познавательно-речевой уголок , представляющий ребенку возможность действовать индивидуально. Уголок театрализации дает возможность малышу взять на себя роль сказочного персонажа. Настольный и кукольный театр способствует развитию диалогической речи.

    Слайд 18

    Провоцирует речевую активность и обеспечивает более высокий уровень познавательного развития демонстративный и наглядно-игровой материал, а также, игровое оборудование. Большое значение для развития речи дошкольника имеют сюжетно-ролевые игры («Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» и т.д.), которые способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог со сверстниками и взрослыми.

    Слайд 19

    Требования к организации речевого уголка Дидактическое оснащение должно соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям воспитанников. Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком. Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности. Игровой материал должен быть доступным для ребенка. Не следует перегружать уголок оборудованием. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – "одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции , вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

    Слайд 20

    Содержание речевых центров в возрастных группах: 1-я младшая группа 1. Картинки по лексическим темам. 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике. 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки , стихи, потешки , поговорки, приговорки. 6. Предметные картинки. 7. Различные виды театров. 8. Картинки: а) с изображением явлений природы; б) предметами домашнего обихода; в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); д ) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный и т.д., чистый-грязный , сладкий-горький , большой-маленький т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.)

    Слайд 21

    2-я младшая группа 1. Картинки по лексическим темам (альбомы). 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике. 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки , стихи, потешки , поговорки, приговорки. 6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов. 7. Различные виды театров. 8. Картинки: а) с изображением характерных особенностей времен года; б) предметами домашнего обихода; в) деталями предметов; г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); д ) с изображением размера, цвета, качества предметов; е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

    Слайд 22

    Средняя группа 1. Картинки по лексическим темам. 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике. 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки , стихи, потешки , поговорки, приговорки. 6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов. 7. Различные виды театров. 8. Картинки: а) с изображением явлений природы; б) предметами домашнего обихода; в) основными частями предметов; г) изображением труда взрослых; д ) с изображением размера, цвета, качества предметов; е) с изображением действий; ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол); ж) для согласования существительных с числительными (одна груша, две груши, пять груш и т. п.) 9. Зеркало или индивидуальные зеркала.

    Слайд 23

    Старшая группа 1. Картинки по лексическим темам. 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике; д ) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков). 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки , стихи, потешки , поговорки, приговорки. 6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов. 7. Картинки: а) с изображением явлений природы; б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель; в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); д ) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.); е) с изображением действий; ж) с изображением синонимов; з ) с изображением животных во множественном числе; и) с изображением предметов во множественном числе; к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао) 8. Зеркало или индивидуальные зеркала.

    Слайд 24

    Подготовительная группа 1. Картинки по лексическим темам. 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике; д ) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков). 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки , стихи, потешки , поговорки, приговорки. 6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов. 7. Картинки: а) с изображением явлений природы; б) картинки с изображением профессий; в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); д ) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.); е) с изображением действий; ж) с изображением синонимов; 8. Зеркало или индивидуальные зеркала.

    Слайд 25

    Важно Предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая , но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

    Слайд 26

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Требования к развивающей предметно-пространственной среде в ДОО

    Одной из главных составляющих образовательного процесса в ДОО является развивающая предметно-пространственная среда (РППС). Чиновники попытались стандартизировать и указанную часть дошкольного образов...

    Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

    Это презентация к докладу на семинаре для воспитателей ДОУ....

    Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС дошкольного образования

    Статья раскрывает требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС дошкольного образования...

    «Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

     В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды....

    «Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

     В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды.    Вопрос создан...