Главные вкладки

    «Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»
    консультация на тему

    Алена Юрьевна Семейкина

       В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды.

        Вопрос создания предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.   

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya.docx24.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №5 «Искорка» Кулундинского района Алтайского края

    «Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

    Старший воспитатель

    Алена Юрьевна Семейкина

    2016

            Предметный мир детства —

     это не только игровая среда,

    но и среда развития всех

    специфических детских видов

     деятельности

    (А. В. Запорожец)

       В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды.

        Вопрос создания предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.  

           В центре предметно-пространственной развивающей  среды  стоит ребенок  с  его  запросами  и  интересами,  а   образовательное  учреждение (педагогический  коллектив)  предлагает  качественные  образовательные услуги,  нацеленные  на  развитие  самобытности,  уникальности  и  индивидуальности каждой личности.

        Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную её организацию, и соответствующее её наполнение.   Пространственнае   организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А её наполнение, ориентировано на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольников, стимулирует их развитие. Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение – содержанием. Крайне важным является социальный компонент среды, то есть организация соответствующего взаимодействия.

    Предметно-развивающая среда — это система  материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей.
    При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития детей.

        Основываясь на требованиях ФГОС, СанПиН, проекта «Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной  программы дошкольного  образования» в МБДОУ должна быть создана  развивающая предметно-пространственная среда, ориентированная на использование  адекватных возрасту форм работы с детьми, организацию разнообразной игровой деятельности  детей, использование образовательных технологий деятельностного типа, эффективную организацию совместной и самостоятельной деятельности детей.  В СанПиНе   четко прописаны  требования к помещениям, оборудованию, к размещению оборудования в помещениях ДОО, безопасность предметно -  пространственной среды.
    Создавая «среду обитания» для воспитанников необходимо, прежде всего, уделять внимание ее развивающему характеру. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.

    Программа «От рождения до школы» не предъявляет каких-то особых специальных требований к оснащению развивающей предметно-пространственной среды (как, например, в программе Монтессори), помимо

    требований, обозначенных в ФГОС ДО. При недостатке или отсутствии

    финансирования, программа может быть реализована с использованием

    оснащения, которое уже имеется в дошкольной организации, главное,

    соблюдать требования ФГОС ДО и принципы организации пространства, обозначенные в программе.

    Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:

    • содержательно-насыщенной, развивающей;

    • трансформируемой;

    • полифункциональной;

    • вариативной;

    • доступной;

    • безопасной;

    • здоровьесберегающей;

    • эстетически-привлекательной.

    Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

    В качестве центров развития могут выступать:

    • уголок для сюжетно-ролевых игр;

    • уголок ряжения (для театрализованных игр);

    • книжный уголок;

    • зона для настольно-печатных игр;

    • выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных

    мастеров и т. д.);

    • уголок природы (наблюдений за природой);

    • спортивный уголок;

    • уголок для игр с песком;

    • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности де-тей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

    • игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики,

    тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

    • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

    Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое.     Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т.п.).

    В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать игровую задачу.

    В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

    Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.

    Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).

    В группе можно организовать центр уединения – за ширмой, где дети могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.  Этим простым способом достигается создание «своего» личного пространства.
    В группах должен быть специальный игровой уголок,  оборудованный по принципу подбора игр по игровым зонам: «Больница», «Магазин», «Кухня», «Столовая», «Спальня», «Парикмахерская», «Ателье», «Почта». В отдельных нижних ящиках находится строительный материал, которым дети с удовольствием пользуются во время игры.
    В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме. Например:

    • для игры в:»Больницу» в наличии должны быть халат, и медицинские приборы (инструменты), всевозможные пузыречки и коробочки от таблеток;
    • для игры в «магазин» — халат, кассовый аппарат, игрушечные деньги, весы, гири, изготовленные из папье-маше, пластмассовые фрукты, и овощи,  всевозможные конфеты, пирожные из теста, колбаса из деревянных брусочков и т.д.,
    • для  уголка дорожного движения – различные машины, дорожные знаки,
    • для игры в «Парикмахерскую» – пелеринки, парикмахерские наборы (инструменты), флакончики, коробочки, фотографии с модельными стрижками;
    • для уголка «Ателье» – швейная машинка, образцы тканей, пуговицы, альбом с моделями одежды;
    • для уголка «Почта» – штемпели, квитанции, почтовый ящик;

    В уголке по художественной деятельности – книжный уголок — книжки, литературные игры-викторины, сюжетные картинки, портреты писателей и поэтов

    Уголок ИЗО-деятельности – оснащен необходимым материалом для развития творческих способностей детей: краски, гуашь, цветные карандаши, раскраски, бумага для рисования, цветная бумага, картон и т.д

    уголок театрально-игровой деятельности оснащен – ширмой для кукольного театра, театральными игрушками, персонажами пальчикового театра; куклами-марионетками

    Уголок музыкальной деятельности содержит — музыкальные инструменты, различные музыкальные дидактические игры

    уголок сенсорного воспитания содержит  различные вкладыши, шнуровки, пособия для развития тактильной памяти, ознакомления с цветовой гаммой и т.д

    Спортивный уголок содержит спортивный инвентарь: скакалки, мячи, кегли, бубны, погремушки, султанчики, атрибуты для спортивных игр, соответственно возрасту, в коробках или папках. Он может находиться как в групповой комнате, так и в раздевалкетакже разнообразные сюжетные игрушки (куклы, зверюшки, посуда, штурвалы, рули, телефоны), различные предметы-заместители, которыми ребята восполняют недостающие сюжетные игрушки.

    Также нужны мелкие игрушки в таких уголках, как:

    • зоопарк
    • сельский дворик
    • дорожное движение
    • городок – в ясельных и младших группах
    • математический – в старшей и подготовительной группах
    • уголок школы – в подготовительной группе — которые ребенок может взять в любое удобное место.

    Также в каждой группе должен быть уголок настольных и дидактических игр

    Большое количество игрового оборудования и материалов для творческой деятельности должно быть сделано  руками воспитателей.
    Предметно-игровая среда групп детского сада должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.
    В предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, в старших группах необходимо оборудовать центры экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов.
    Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег, солнце, ветер), то в старшем, происходит его усложнение.

    В каждой приемной комнате для родителей организуется уголок для родителей, в котором должно быть:

    режим, по которому живет группа;

    сетка занятий, соответствующая возрасту и программе обучения и воспитания дошкольников.

    меню  

    антропометрические данные «Мы растем»;

    состав родительского комитета, с указанием ФИО родителей, председателя род.комитета,  N телефонов;

     «Советы родителям». Цель: дать родителям систему знаний о воспитании (смена информации не реже 1 раза в месяц);

    «О наших детях» (не реже 1 раза в месяц вывешивается информация о том, чему научились дети, чего достигли);

    «Добрые дела» (меняется по необходимости) – помощь родителей в каких-либо делах для группы, детского сада – благодарность родителям;

    «Чем мы сегодня занимались» – вывешивается ежедневно;

    фотографии детей в режимных моментах: на занятиях, на прогулке, в игровых уголках и т.д.

    выставки детского творчества (рисунков, поделок).

    Развивающая среда может быть постоянной, создаваемой на длительный срок: оформление кабинетов, музыкального и физкультурного залов, и более динамичной – при оформлении музыкального зала, групповой, вестибюля на какой-то конкретный праздник, досуговое мероприятие, на время постановки сказки.
    Особенности организации предметно-пространственной среды для обеспечения эмоционального благополучия ребенка.

     Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно.

    Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию

    напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком

    возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.

    Особенности организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельности.

    Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель.

     Особенности организации предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности.

    Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.

     Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

    Среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.)

    Особенности организации предметно-пространственной среды для развития проектной деятельности.

    Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей

     Особенности организации предметно-пространственной среды для самовыражения средствами искусства.

    Образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.

     Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития.

    Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.

    Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).

    Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

    Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

     Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
    Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

    Список литературы  

    Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» -  М., 2014

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года).

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на семинаре.Тема : «Требования к проектированию предметно-пространственной развивающей среды». 2014 г.

    Тема : «Требования к проектированию предметно-пространственной развивающей  среды  »...

    Основные требования к созданию предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях.

    Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС к структуре основной общеобразовательной програ...

    «Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

     В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды....

    конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проекта по полоролевому воспитанию "Самые лучшие друзья человека"

    Разговор с детьми педагог-психолог ведет из информативной в морально-нравственную плоскость. Обращаясь к коммуникативному опыту детей, педагог-психолог обсуждает различные ситуации нравственного харак...