Выступление на семинаре.Тема : «Требования к проектированию предметно-пространственной развивающей среды». 2014 г.
методическая разработка

Рябцова Виктория Витальевна

Тема : «Требования к проектированию предметно-пространственной развивающей  среды  »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_trebovaniya_razviv.sreda_.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей № 60»

Региональный семинар «Организация предметно – развивающей образовательной среды

в условиях реализации ФГОС ДО»

Тема : «Требования к проектированию предметно-пространственной развивающей  среды  »

Подготовила : Рябцова В.В.

г.Нижнекамск, сентябрь 2014 г.

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие.

Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОО с соответствующим наполнением.

Предметно-пространственная среда Организации (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:

- реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации;

- в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;

- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Данная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, материалов которые понятны и интересны детям, без которых невозможно осуществление специфических видов детской деятельности.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе, с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Наполнение развивающей среды должно подбираться таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в той или иной образовательной области, в том числе и на интегративной основе. Так же в стандарте говорится, что предметно-пространственная развивающая среда должна быть вариативной, насыщенной, полифункциональной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям детей и соответствовать особенностям программы.

Но при организации пространства важно не перенасытить его громоздкими предметами мебели, яркой раскраской мебели, так же необходимо учитывать значение развивающего пространства в реализации образовательных областей. Стандарт определяет конкретное содержание каждой образовательной области. В детском саду должна быть создана оптимально насыщенная многофункциональная среда, предоставляющая возможности для организации различных игр с детьми, а так же для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. Игрушки должны быть подобраны с учетом возрастных возможностей детей, пола, интересов детей, иметь высокий художественный уровень, отражать гуманистические ценности и идеалы.

Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, наличие в Организации (в группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе, в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Так же полифункциональность игрушки, можно использовать в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления.

Вариативность среды предполагает наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей .

Вариативность развивающей среды дошкольной образовательной организации обусловлена спецификой ее деятельности в целом и дошкольного звена в частности, особенностями контингента детей (продиктованными их возрастом, половой принадлежностью, индивидуально-типологическими характеристиками, предпочтениями, возможностями).

Реализация принципа вариативности может выражаться через преемственность, установление такой связи между пространствами, когда «новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы». В условиях дошкольного образования это выражается в том, что среда в разных группах должна, с одной стороны, иметь собственное наполнение и пространственную организацию в силу специфики каждого этапа дошкольного детства, а с другой- постепенно дополняться новыми элементами, обеспечивая зону ближайшего развития и последовательность воспитания и обучения .

Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе, детей с ОВЗ и детей-инвалидов всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс, свободный доступ воспитанников, в том числе, детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования.

Важными положениями ФГОС дошкольного образования являются обеспечение эмоционального благополучия дошкольников, ориентация на гуманистическое взаимодействие, учет индивидуальных потребностей детей. Одно из требований в отношении образовательной среды - психологическая безопасность. Психологическая безопасность среды обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия.

Предметно-пространственная среда и игровая среда в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО должна иметь отличительные признаки, а именно:

  • для детей третьего года жизни - это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;
  • для детей четвертого года жизни - это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными атрибутами;
  • для детей пятого года жизни, необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться;
  • для детей шестого и седьмого года жизни важно предложить детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.д.

Необходимо отметить, что с учетом взросления (развития)детей предметно-пространственная и игровая среда определяется воспитателем с учетом интересов детей в младшем возрасте, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих интересов. Задача для педагога заключается в том, как все это устроить в ограниченном пространстве группового помещения, т.к. нет однозначного соответствия между видом культурной практики и материалом. Многие материалы полифункциональны – они могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности.

По характеру действий в пространстве условно можно разделить на три функциональных пространства:

1. «Спокойное» функциональное пространство - пространство для спокойной деятельности детей.

2. «Активное» функциональное пространство - пространство для деятельности, связанной с интенсивным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.

3. «Рабочее» функциональное пространство -пространство для художественно-эстетической и познавательной деятельности и т.п.

Пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему-«сжиматься и расширяться», иметь подвижные ,легко трансформируемые границы.

Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики-тенденции дошкольников увлекаться текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.

В соответствии с возрастными особенностями можно определить примерные перечни игровых уголков:

«Первая младшая группа»

Спокойное пространство:

  • книжный центр

«Активное» пространство:

  • уголок ряженья
  • спортивный центр
  • музыкальный центр

Рабочее пространство:

  • ручного труда и ИЗО
  • центр природы
  • центр экспериментирования
  • сенсорный центр

«Вторая младшая группа»

Спокойное пространство:

  • книжный центр

«Активное» пространство:

  • уголок ряженья
  • спортивный центр
  • музыкальный центр

Рабочее пространство:

  • центр творчества
  • центр природы
  • центр экспериментирования

«Средняя группа»

Спокойное пространство:

  • книжный центр

«Активное» пространство:

  • центр театрализации
  • спортивный центр
  • музыкальный центр
  • уголок дежурств

Рабочее пространство:

  • центр ручного труда и ИЗО
  • центр природы
  • центр экспериментирования

« Старшая группа»

Спокойное пространство:

  • книжный центр

«Активная» пространство:

  • центр театрализации
  • спортивный центр
  • уголок дежурств
  • музыкальный центр

Рабочее пространство:

  • центр ручного труда и ИЗО
  • центр природы
  • центр экспериментирования

«Подготовительная к школе группа»

Спокойное пространство:

  • книжный уголок
  • библиотека

«Активное» пространство:

центр театрализации

  • спортивный центр
  • уголок дежурств
  • музыкальный центр

Рабочее пространство:

  •  центр ручного труда и ИЗО
  • центр природы
  • центр экспериментирования

Таким образом, важно отметить, что введение ФГОС ДО, создает благоприятные условия для ребенка-дошкольника и активизирует переход дошкольного образования на новый высокий уровень организации деятельности в целом.

В то время как ФГОС ДО- это не столько «стандарт развития» сколько попытка задать само развитие как «норму жизни» детей и взрослых в дошкольном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на районном семинаре по теме "Построение предметно - пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО", 07 ноября 2014 года

Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять и взрастить  в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданно...

Презентация к выступлению на районном семинаре по теме "Построение предметно - пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО", 07 ноября 2014 года

Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять и взрастить  в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданно...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОО

Задача педагогического коллектива и администрации дошкольных образовательных организаций  -  выполнить  требования для создания благоприятных условий для полноценного проживания ребенко...

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды....

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды.    Вопрос создан...

Выступление на семинаре Тема: «Организация развивающей предметно – пространственной среды в средней группе ДОУ»

В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ВОСПИТАТЕЛЯ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИС ОСОБЕННОСТЯМИ ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов на тему: Требования к развивающей предметно-пространственной среде Анализ предметно-пространственной среды с учетом задач воспитания.

Организация ППРСО в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активност...