Основные требования к созданию предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях.
консультация на тему

Лобарева Надежда Ивановна

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, были разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_3.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

        Вопрос организации предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная развивающая предметно-пространственная среда.

        При построении развивающей предметно-пространственной среды учитывается нормативно-правовая основа, регламентирующая выбор оборудования, инвентаря, учебно-методических и игровых материалов:

  • Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года);
  • Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»;
  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ);
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

        Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

        Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривается как стандарт требований к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям, в том числе к развивающей предметно-пространственной среде. Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

        Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.

        Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть, как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности. Педагогам важно правильно подойти к вопросу создания предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении (в группе).

        Педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения разработана система мероприятий, способствующих эффективности процесса организации и обновлению предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС. Первый этап нашей деятельности был направлен на изучение требований к организации среды дошкольного учреждения, выявление ряда базовых компонентов, которые должны быть включены в развивающую среду, проектирование предметно – развивающей среды в групповых помещениях.

        Рассмотрим требования к созданию развивающей предметно-пространственной среде.

        Развивающая предметно-пространственная среда Организации (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:

  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации (группы, участка) и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития;
  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах;
  • возможность двигательной активности детей;
  • возможность для уединения.

        Также развивающая предметно-пространственная среда Организации (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации;
  • в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
  • учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

        Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы) должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

  1. Насыщенность среды (разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в здании и на участке) должна соответствовать:
  • возрастным возможностям детей;
  • содержанию Программы.

        Образовательное пространство Организации (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

        Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) ДОУ обеспечивает:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.
  1. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости:
  • от образовательной ситуации;
  • от меняющихся интересов детей;
  • от возможностей детей.

        Желательно предусмотреть возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре по мере необходимости с помощью применения раздвижных перегородок-ширм, переносных матов, легко передвигаемой мебели-трансформера, использования пространствообразующих материалов.

        Педагогами нашего ДОУ в среде заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, модули, контейнеры, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся.

        Для эффективной организации двигательной активности в групповых помещениях мебель размещена по периметру помещения таким образом, что во время свободной деятельности детей остается максимальное пространство для движения. Педагоги стараются эффективно использовать всё пространство групп, творчески подходят к этому, размещая тренажёры, игровые панели на стенах, на полу.

  1. Полифункциональность среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

        Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
  • наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

        Полифункциональность развивающей среды присутствует в нашем учреждении, мы используем мягкие модули, ширмы, маркеры игрового пространства, предметы из природного и бросового материала и многое другое.

  1. Вариативность среды предполагает:
  • наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

        Это и вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора).

        Безусловно, при организации предметно - пространственной среды наши педагоги учитывают возрастные и индивидуальные особенности развития, создают ситуацию выбора. Игровое оборудование яркое и привлекательное, периодически сменяется, чтобы поддерживать интерес у детей.

        И это просматривается не только в помещениях детского сада, но и на прогулочных площадках в любое время года.  Всё это говорит о том, что мы стараемся сделать развивающую среду вариативной.

        Одним из главных требований к развивающей среде ДОУ является доступность.

  1. Доступность среды предполагает:
  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;
  • свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

        Все игровые материалы, пособия в групповых помещениях ДОУ находятся в свободном доступе для детей. В каждой группе есть свой порядок и внутренние правила использования того или иного материала или пособия.

  1. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

        Вся мебель в группах изготовлена из безопасных сертифицированных материалов, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов.

         Вопрос безопасности не менее актуален при организации двигательной активности на прилегающей территории детского сада. На прогулочных участках размещено новое оборудование, достаточно места для проведения подвижных игр, двигательной активности.

        При организации развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать:

  • гигиенические нормы площади на одного ребенка (норматив наполняемости групп);
  • наличие физкультурного и музыкального залов;
  • наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность детей на прогулке;
  • оснащенность групп мебелью, игровым и дидактическим материалом в соответствии с ФГОС;
  • наличие в дошкольной организации возможностей, необходимых для организации питания детей;
  • наличие в дошкольной организации возможностей для дополнительного образования детей;
  • наличие возможностей для работы специалистов, в том числе для педагогов коррекционного образования;  
  • наличие дополнительных помещений для организации разнообразной деятельности детей.

        Реализация проектирования предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС позволила разнообразить материальное оснащение группы, помогла сделать ее привлекательной для детей. В группах создана уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. Предметы мебели гармонируют друг с другом, оформлены в едином стиле. Для активизации эстетических впечатлений используем различные "неожиданные" материалы, пособия: плакатную графику, предметы современного декоративного искусства.

        Для успешной реализации целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования обеспечиваем интегративный подход к организации развивающих центров активности детей.

        Центры активности, организованные для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности:

  • Центр «Красивая и правильная речь»;
  • Центр познавательно – исследовательской деятельности «Маленький ученый»;
  • Центр «Умелые руки»;
  • Центр конструктивной деятельности и сенсорного развития «Кроха-центр»;
  • Центр природы «Мир природы»;
  • Центр «Азбука пешехода»;
  • Центр музыкально-театрализованной деятельности «Мир театра»;
  • Центр физического развития «Будь здоров» и др.

        Материалы и оборудование в центрах для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Оснащение меняется в соответствии с планированием образовательного процесса. Дети старшего дошкольного возраста принимают участие в проектировании и изменении среды.

        Они стали более инициативные, самостоятельные, коммуникативные как в игровой, так и в познавательной видах деятельности, у них нет затруднений в выборе рода занятий. Подобная организация пространства создала возможность для реализации права детей на свободный выбор вида деятельности.

        Для меня, как воспитателя, лучшей оценкой моей работы являются показатели оценки развивающей среды:

  • Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
  • Отсутствие конфликтов среди детей;
  • Наличие продуктов детской деятельности;
  • Динамика развития ребенка;
  • Невысокий уровень шума.        

        Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в ДОУ в современных условиях необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-пространственной среды в ДОУ, а также развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

Список литературы:

 

1. В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. Концепция

построения развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993

2. В.В. Давыдов, В.А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. – М., 1989

3. Закон Российской Федерации «Об образовании»

4. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное

звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию

Министерства образования РФ от 17.06.2003

5. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-

педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»

6. ФГОС ДО

7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв.

постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26

8. Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие

реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования

(проект)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....

"Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используемого для коррекции зрительных нарушений у детей"

Консультация для педагогов «Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используем...

Доклад из опыта работы. Тема: «Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья»

Доклад на педагогическом совете из опыта работы. Тема: «Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической куль...

Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в дошкольном образовательном учреждении»...

ВЫСТУПЛЕНИЕ на конференции на тему «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях»

На этапе создания в дошкольном образовательном учреждении пространства, обеспечивающего процессы социализации, индивидуализации личности в соответствии с положениями ФГОС ДО, важно обеспечить целенапр...

« Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией.

Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно ...