Методическая разработка Тема: «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях»
методическая разработка

Цысь Надежда Васильевна

Информация будет полезна для педагогов дошкольного образования при создании РППС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_avtosohranennyy.docx46.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Тема: «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях»

Введение 

Одним из главных показателей качества дошкольного образования в настоящее время является развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) рассматривается как часть развивающей образовательной среды дошкольной образовательной организации (далее – ДОО, которая, согласно ФГОС ДО, должна:

- гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей:

- обеспечивать эмоциональное благополучие детей;

- способствовать профессиональному развитию педагогических работников;

- создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

- обеспечивать открытость дошкольного образования;

- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

РППС – одно из основных средств, формирующих личность ребенка,

источник получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладываются фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Созданная в детском саду РППС, влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. Вопрос создания  РППС в ДОО сегодня  особенно актуален.  РППС, создаваемая в дошкольных образовательных организациях, представляет собой не только совокупность пространственных и предметных «единиц», окружающих ребенка, но также способы функционирования этих «единиц» в целостной образовательной среде дошкольной организации. РППС, обладающая высоким развивающим потенциалом, дает педагогам возможность обеспечить поддержку индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, способствует развитию детских видов деятельности, самостоятельности и инициативности дошкольников.

В каждой образовательной организации РППС должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Проблема и актуальность:

Создание подобной развивающей предметно-пространственной среды является сегодня актуальной задачей для практических работников детских садов вне зависимости от своеобразия, территориального расположения учреждения, уровня включенности объектов внешней среды в функционировании различных структур ДОО.

Необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры, вызывающее их на самостоятельность ее использование и проявление инициативы.

Кроме того, в Профессиональном стандарте педагога определены характеристики деятельности успешного профессионала, а именно готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений. Система профессионально-педагогических способностей педагогов ДОУ в отношении формирования РППС предполагает :

- Способность исследования - анализ РППС в группе в соответствии с ФГОС ДО, анализ освоения детьми РППС группы (самостоятельность и инициативность детей).

- Способность проектирования - разработка проекта РППС в группе, проектирование совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной деятельности детей на основе изменения ПРС.

- Способность исполнения - создание РППС в группе в соответствии с ФГОС, поддержка самостоятельности и инициативы детей через освоение РППС, организация совместной деятельности взрослого с детьми на основе РППС.

- Способность коммуникации - использование ПРС для развития социально-коммуникативных качеств личности, распространение, обобщение опыта работы.

- Способность рефлексии - самооценка влияния развивающей среды группы на социальную ситуацию развития детей.

В связи с этим была поставлена цель, выделены задачи создания РППС в ДОУ в современных условиях, определены объектпредмет, гипотеза исследования.

Цель исследования: провести исследование особенностей проектирования развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в современных условиях.

Объект исследования – развивающая предметно-пространственная среда ДОУ.

Предмет исследования – проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в современных условиях.

Гипотеза исследования. Качественное проектирование развивающей предметно-пространственной среды будет способствовать успешному созданию развивающей предметно-пространственной среды, которая будет оказывать благоприятное влияние на развитие дошкольников, а именно на проявление у дошкольников инициативы и самостоятельности. В свою очередь процесс эффективной организации проектирования развивающей предметно-пространственной среды обеспечивается реализацией разработанных нами моделей, которые:

-позволяют формировать пространство групп и выстраивать работу воспитателя по основным направлениям с учётом специфики дошкольного детства и возможностями реализации образовательных областей;

-способствуют формированию самостоятельности и инициативы у дошкольников;

-повышают эффективность образовательной деятельности.

С учетом цели и гипотезы исследования определены следующие задачи :

1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования, выявить и определить сущность и структуру понятия «развивающая предметно-пространственная среда».

2. Проанализировать международный опыт проектирования среды дошкольного образования.

3. Разработать, апробировать и представить описание алгоритма проектирования РППС в ДОУ в современных условиях.

4. Разработать и апробировать модели организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающие эффективное развитие детей дошкольного возраста.

5. Оценить влияние современной развивающей предметно-пространственной среды на формирование инициативы и самостоятельности дошкольников подготовительного возраста.

Теоретическая значимость исследования: анализ психолого-педагогической и методологической литературы, опыта работы других дошкольных образовательных учреждений, в том числе международных практик, по вопросам формирования развивающей предметно-пространственной среды.

Практическая значимость исследования: сконструированы и апробированы модели организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующие эффективному развитию детей дошкольного возрастапредложен алгоритм проектирования РППС, ряд форм и методов проектирования развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей эффективное развитие детей; проведена экспериментальная оценка влияния современной развивающей предметно-пространственной среды на формирование инициативы и самостоятельности дошкольников подготовительного возраста.

ФГОС ДО определяет РППС как часть образовательной средыпредставленную специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития».

Для реализации ключевых функций РППС: образовательнойразвивающей, воспитательной, стимулирующей, среда должна быть :

- содержательно-насыщенной,

- трансформируемой,

- полифункциональной,

- вариативной,

- доступной,

- безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям

детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,

оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-

пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство

должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость  пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования различных составляющих

предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

- наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих

жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

-наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры,

конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр,

игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

-периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную

исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными

возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает

соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и

безопасности их использования.

Последние десятилетия характеризуются значительным вниманием мирового сообщества к проблеме обеспечения детей дошкольного  возраста качественными образовательными услугами и программами. При этом одним из ключевых факторов качественных услуг для детей дошкольного возраста признается качество образовательной, а в ее совокупности и предметно-пространственной среды. Среда выступает критерием в международных стандартах и инструментах оценки качества дошкольного образования.

Практическое преобразование группового помещения требует глубоко понимания и осмысления:

*Как именно нужно изменить среду?

*Какими предметами ее наполнить?

*Насколько обобщенными должны быть игрушки?

*В какой мере дети могут самостоятельно изменять и преобразовывать обстановку в группе?

Большую роль играет баланс формы и содержания: разумная пространственная организация с необоснованным наполнением, как и грамотное наполнение с нерациональной обстановкой, не обеспечат должного развивающего и образовательного эффекта. Поэтому крайне важно акцентировать внимание на основных проблемах:

- анализ потребностей детей и педагогов в среде;

-разработка моделей развивающего пространства социализации и индивидуализации воспитанников;

-подбор игрушек и материалов на основе возрастных психологических особенностей детей в соответствии с образовательными областями и требованиями ФГОС ДО;

- организация эффективного взаимодействия педагогов и детей в созданной образовательной среде ДОУ;

создание условий поддержки индивидуальности и инициативы детей в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).Решению вышеперечисленных проблем способствует эффективное проектирование РППС в ДОО.

Заключение

Процесс преобразования содержания педагогического процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться. Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.

Развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а так же присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе. В этом смысле развивающая среда представляет собой особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. В условиях детского сада ведущая роль в развитии и преобразовании РППС отводится педагогу, который не только помогает детям в организации деятельности, но и принимает в ней участие. Педагог, с одной стороны, является автором среды, с другой – ее компонентом. Зная особенности развития каждого ребенка, он творит, проектирует среду, сам становится дизайнером, портным, художником, психологом, мастером и т. д. Вместе с тем, педагог выступает и в качестве «компонента», потому что определяет свое место в среде относительно каждого ребенка.

Психолого-педагогические условия  развивающей  предметно-

пространственной среды в соответствии с возрастными особенностями

дошкольников.

Младший дошкольный возраст

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе

для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно

организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении

необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в

свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка,

развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере

отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы

сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и

воспитания.

Средний дошкольный возраст

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на

дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним

доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами.

Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному

перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения

дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие

интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.

Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции

детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в

детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое

положение. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде

Важной составляющей современной образовательной среды  для

дошкольника является характер его взаимодействия со взрослыми и другими

детьми, в  процессе которого обеспечиваются развитие личности, передача

моральных норм и ценностей. Характер взаимодействия во многом

определяется тем, в каких условиях оно осуществляется, какие отношения

складываются между участниками.

В ФГОС ДО закреплены основные виды деятельности дошкольника, в

том числе общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Эти

процессы имеют большое значение для воспитания и образования на основе

личностно ориентированного подхода, который предполагает понимание,

принятие и признание интересов и потребностей ребёнка, построение с ним

партнерских отношений, диалога.

При таком подходе проявляются активность и самостоятельность,

которые ,при устойчивом укреплении субъектной позиции, могут стать

личностными качествами ребенка. Субъект-субъектные связи и отношения

способствуют развитию у детей творческого потенциала, способности к

сотрудничеству, умения конструктивно решать поставленные задачи,

проблемные ситуации.

В процессе личностно ориентированного взаимодействия, основанного на субъект-субъектных связях, отмечаются:

- вариативность позиций и педагога и детей, выбор стиля общения в зависимости от образовательной ситуации;

-взаимная активность педагога и детей, направленная на осуществление

совместной деятельности в предметной среде, достижение совместных

результатов.

Согласно Стандарту РППС должна обеспечивать возможность общения в

совместной деятельности детей и взрослых.

РППС может оптимизировать (улучшать) взаимодействие, общение,

совместную деятельность, если отвечает ряду следующих критериев,

отражающих её потенциал:

-направленность– соответствие актуальным интересам и потребностям

 детей;  

-многофункциональность – условия для организации разнообразных

видов деятельности, в том числе совместной;

-неоднородность–разнообразие игрушек, материалов,  предметов мебели; 

динамичность – возможность внесения изменений, дополнений в среду,

в том числе в совместной деятельности, и пр.  

Для ДОУ должны быть характерны:

- сотрудничество педагогов и детей, их активная, деятельностная позиция, направленная на достижение общего результата с использованием ресурсов образовательной среды, постоянные партнерские отношения между участниками образовательных отношений;

-проявление интереса и взаимного уважения к процессу и результатам совместной деятельности;

-эмоционально-положительный фон взаимодействия.

Методические рекомендации по созданию

развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

В связи реализацией ФГОС ДО, перед педагогами стоит задача создания для

детей дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды,

включающей в себя следующие аспекты:

 -предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

 -характер взаимодействия со взрослыми;

 -характер взаимодействия с другими детьми;

 -система отношений ребёнка к миру, другим людям, себе самому.ϖ

Каковы же направления преобразования РППС?

Первое направление – построение ППС с учетом тематического принципа

построения образовательного процесса. При создании ППС в каждой возрастной группе педагог тему, соответствующую тематическому плану. В различных центрах группы должны быть представлены материалы, позволяющие детям в процессе соответствующей деятельности освоить содержание данной темы. Именно в её рамках решаются в единстве воспитательные, развивающие, коррекционные и обучающие задачи.

Второе направление – создание ППС, обеспечивающей образовательную

деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности

(игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской и т.д.). Поэтому, в каждой группе должны быть созданы условия, позволяющие дошкольникам реализовать все виды детской деятельности (и их разновидности) в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными предпочтениями. Реализация разновидностей познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается через экспериментирование, моделирование, исследование, проектирование;

-игровой деятельности - через творческие игры (режиссерские, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, театрализованные игры, игры со строительным материалом, игры-этюды и др.) и игры с правилами (дидактические, подвижные, развивающие, музыкальные и др.);

-изобразительной деятельности – через лепку, рисование, аппликацию; и т.д.

Третье направление – создание ППС, обеспечивающей решение программных образовательных задач , как в совместной деятельности

взрослого и детей в рамках НОД, так и в самостоятельной детской деятельности, (возникающей по их инициативе и  по их замыслу). Создавая ППС в группе, педагог должен четко понимать возможность представленных

материалов в решении запланированных психолого- педагогических задач: какие материалы будут использоваться в совместной деятельности педагога с детьми, а с какими материалами дети сами смогут развернуть развивающую деятельность в рамках предлагаемого содержания. При этом важно, чтобы дети могли действовать самостоятельно, даже не обладая достаточными субъектным опытом по её планированию и реализации замыслов, т.е. реализовать индивидуально-дифференцированный подход через различные

виды дидактических материалов. Так ребенок может действовать по заданному педагогом наглядному алгоритму деятельности или сам составлять программу деятельности.

Четвертое направление – создание ППС интегрированных видов деятельности детей. Одна из задач психолого-педагогической работы по

формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей

решается интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей, но

необходимо психологическое сопровождение. В связи с этим одним из подходов к созданию ППС группы стала идея реализации интегрированных

видов деятельности детей. При этом интегрированная деятельность детей определяется как деятельность, построенная на основе синтеза компонентов двух или более видов детской деятельности (или их разновидностей), объединенных одной темой и соответствующим содержанием.

Принципы построения предметно-развивающей среды

(по А.Г. Асмолову, В.А. Петровскому).

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – ориентирует

организацию пространства для общения с ребёнком «глаза в глаза», способствует установлению оптимального контакта с детьми.

Принцип активности, самостоятельности, творчества – позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.

Принцип стабильности-динамичности-позволяет трансформировать

пространство, предусматривает создание условий для изменений и созидания

окружающей среды с большим разнообразием предметного наполнения.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования - даёт возможность

построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип учета половых и возрастных различий детей – позволяет осуществлять гендерный подход, даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами

мужественности и женственности, удовлетворять потребности всех возрастных категорий.

Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и

неординарных элементов – визуальное оформление предметной среды.

Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.

Принцип открытости – закрытости – предполагает персонализацию среды

каждой группы, готовность к изменению, корректировке, развитию, позволяет ребёнку открыть себя, осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Принцип безопасности и гигиеничности среды обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным

особенностям детей.

Учет индивидуальных и возрастных психологических особенностей детей при создании РППС

В настоящее время самоценность личности в образовательной среде меняет

цели образовательного процесса: от усвоения ЗУН к формированию личности ребёнка и созданию условий для реализации её потенциала. Среда должна выступать в качестве эффективного механизма развития способностей ребёнка.

Учет индивидуальных особенностей базируется на гибкости образовательной

среды, дифференциации образовательного процесса, психолого педагогической диагностике. Образовательная среда должна побуждать ребёнка к самостоятельной, индивидуальной деятельности.

Образовательная среда ДОО может строиться с учетом специфики пола:

обеспечивать возможности развития сильных качеств мальчиков и девочек и

помогать им в преодолении некоторой, связанной с полом, специфики развития, при этом расширяя их возможности.

Девочки приобретают сложные вербальные умения в среднем почти на год

раньше, чем мальчики. В том числе девочки быстрее осваивают навыки чтения и письма. Поэтому среда для девочек в большей степени должна быть ориентирована на слуховые и тактильные стимулы, вербальную информацию и саморегуляцию, тогда как среда для мальчиков должна быть представлена зрительными стимулами, сложными пространственными конфигурациями, наглядной информацией и дополнительной внешней регуляцией поведения. Мальчики уже в раннем возрасте проявляют более высокую исследовательскую активность, которую надо ориентировать в среде, направлять на её конкретные компоненты, которые они могут использовать или реорганизовывать и содержательно наполнять их исследовательскую активность.

Если девочки сильны в эмоциональной сфере, чувственном восприятии и

различных видах памяти, то у мальчиков быстрее формируются пространственные представления и абстрактное мышление, а сточки зрения развития памяти мальчики сильны в долговременном хранении конкретных подробностей и мелочей.

При организации образовательной среды следует учитывать, что мальчиков

надо сажать за первые столы, так как они лучше воспринимают более громкий голос педагога, тогда как девочки (за задними столами) хорошо воспринимают и «негромкую информацию». В отношении зрения – та же закономерность – мальчикам рекомендуется занимать места за первыми столами или ближе к источнику визуальной информации.

Кроме того, мальчики более уязвимы под влиянием различных эмоциональных стрессоров. Они не столь компетентны, как девочки, в

распознавании и анализе эмоциональной информации и не могут с ней эффективно справиться. Мальчикам требуется больше места, им комфортнее на открытом пространстве, занимающем большую площадь (например, просторная спортивная площадка). Девочки чувствуют себя комфортнее в защищенном, укромном небольшом пространстве, где объединяются в группы.

Игры мальчиков связаны преимущественно с действиями, а игры девочек – со взаимоотношениями. Мальчики больше двигаются, чем девочки, и нередко даже интеллектуальные задачи решают в движении (перемещаясь в пространстве или вертя что-то в руках), тогда как девочкам свойственно решать интеллектуальные задачи путем рассуждения вслух.

В целом у девочек лучше развивается мелкая моторика. Через игры с мячом,

подвижные игры с правилами необходимо стимулировать развитие отстающей крупной моторики. У мальчиков, напротив, наблюдается опережающее развитие крупной моторики и важно через образовательную среду стимулировать развитие у них мелкой моторики.

Таким образом, развивающие возможности образовательной среды ДОО,

направленные на общее развитие детей, должны создавать условия для

индивидуализации воспитания и гендерной социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения в современных условиях

Опыт работы старшего воспитателя по  повышению квалификации педагогов...

Основные требования к созданию предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях.

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС к структуре основной общеобразовательной програ...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....

Доклад из опыта работы. Тема: «Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья»

Доклад на педагогическом совете из опыта работы. Тема: «Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической куль...

ВЫСТУПЛЕНИЕ на конференции на тему «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях»

На этапе создания в дошкольном образовательном учреждении пространства, обеспечивающего процессы социализации, индивидуализации личности в соответствии с положениями ФГОС ДО, важно обеспечить целенапр...

Методическая разработка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении по программе «Детство» в соответствии с ФГОС ДО»

Данные методические рекомендации предназначены педагогам для оптимальной организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО.Федеральный государственный стандарт до...