Выставочный зал в детском саду как средство обогащения представлений дошкольников об окружающем мире
статья на тему

Юлия Викторовна Щербакова

В детском саду работает небольшой выставочный зал. Его очень любят дети, а родители не только бывают на экскурсиях, но и активно участвуют в подготовке экспозиций. Посещают его наши воспитанники, дети из других детских садов, школьники и жители микрорайона. Сегодня мы можем сказать, что такая не совсем обычная для детского сада форма работы помогает педагогам успешно решать целый ряд воспитательно-образовательных задач: 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystavochnyy_zal_v_detskom_sadu.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Выставочный зал в детском саду как средство обогащения представлений дошкольников об окружающем мире

В детском саду работает небольшой выставочный зал. Его очень любят дети, а родители не только бывают на экскурсиях, но и активно участвуют в подготовке экспозиций. Посещают его наши воспитанники, дети из других детских садов, школьники и жители микрорайона. Сегодня мы можем сказать, что такая не совсем обычная для детского сада форма работы помогает педагогам успешно решать целый ряд воспитательно-образовательных задач:

  • приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному городу, краю;
  • способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы;
  • повышать культурный уровень педагогов и родителей;

Идея создания постоянно действующего выставочного зала возникла по нескольким причинам. Во-первых, наш детский сад находится на окраине города, поэтому организовать экскурсию в музей, картинную галерею, особенно в холодное время года, довольно сложно. Да и выставки там не рассчитаны на дошкольников, они организуются без учёта возраста. Во-вторых, программа “Детство”, по которой работает детский сад, предполагает использование интегрированных форм работы с детьми, а наличие собственного выставочного зала позволяет полнее решить эту задачу. Кроме того, в условиях большого детского сада (11 групп) выставочный зал может стать центром культурно-эстетического развития ребёнка. Наличие выставочного зала позволяет активно привлекать родителей с детьми к подготовке экспонатов, участию в экскурсиях, что способствует укреплению семьи.

В основе инновационной работы коллектива - глубокое убеждение в том, что ребёнок должен быть с раннего детства погружён в мир красоты и добра, окружающий мир должен быть наполнен, пропитан этим. Тогда культура естественным образом формирует сознание ребёнка, как бы “прорастает” в нём и становится потребностью. И в школьном возрасте посещение музеев, выставок будет вызывать у него интерес, так как он вырос в атмосфере творчества.

Направления инновационной работы:

- Привлечение к сотрудничеству учреждений культуры и образования: краеведческий музей, картинную галерею, детскую художественную школу, центр внешкольной работы, центр детского творчества и др. Укрепление связей с объектами социокультурного назначения.

  • Разработка тематики и содержания выставок и экскурсий для различных возрастных групп.
  • Использование нововведений в организации воспитательно-образовательного процесса.

Нами предлагаются следующие формы работы в выставочном зале:

1. Выставки.

а) Познавательные выставки. Цель – расширять представления детей о разных материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий, профессиями.

Тематика: “Фарфоровое чудо”, “Всё о тканях”, “Глина, дерево, металл”, “Чудо-ниточка”, “Театр, театр…”, “В мастерской художника” и другие.

б) Музейно-исторические выставки. Цель – знакомить детей с историческими событиями, приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине.

Тематика: “Давным-давно была война…”, “За прялкой в бабушкину деревню”, “Алтайскому тракторному – 60”.

в) Эколого-краеведческие выставки. Цель – знакомить с природой города и края, способствовать формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и эстетические чувства.

Тематика: “Деревья нашего города”, “Зелёная аптека”, “Золотые поля Алтая”, “Экологическое ассорти – вторая жизнь ненужных вещей”, “Край наш Алтайский”.

г) Художественные выставки. Цель – познакомить с произведениями русских художников, жанрами изобразительного искусства, с творчеством художников Рубцовска, декоративно-прикладными ремёслами.

Тематика: “Природа Алтая в картинах рубцовских художников”, “Плетение из лозы”, “Мир Васнецова”, “Сказки в творчестве русских художников”, “Весёлая Котовасия. Кошки художника Александра Жиляева” и т.д.

д) Выставки-конкурсы. Цель – вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов, укрепление семьи.

Тематика: “Кукла 3-го тысячелетия”, “Природа и фантазия”, “Превращения бумажной коробки”, “Наше яркое лето – конкурс семейных газет”.

е) Выставки детского творчества, персональные выставки работ одарённых детей (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация)

ж) Выставки-ярмарки. Цель – популяризация предлагаемой темы, обмен опытом в какой-либо области, привлечение спонсорских средств на развитие зала.

Тематика: “Комнатные растения – в каждый дом!”, “Подарки Деда Мороза”, “Волшебный лоскуток” - конкурс мягкой игрушки, ярмарка сувениров, “Витамин-шоу”.

Выставки готовятся творческой группой педагогов, в зависимости от темы определяется продолжительность работы. Она может быть от 1 дня до 2 месяцев. Как правило, каждая длительная выставка постепенно обогащается и дополняется детскими работами, созданными в результате знакомства дошкольников с экспонатами выставки.

Экскурсионная работа с детьми ведётся со второй младшей группы.

2. Творческая гостиная.

Эта организационная форма включает в себя следующее:

- Встречи детей и педагогов с творческими людьми города – художниками, музыкантами, поэтами.

- Экскурсии для родителей, школьников, детей и педагогов детских садов города.

- Семинары для воспитателей и мастер-классы для детей с родителями под руководством педагогов дополнительного образования учреждений города по направлениям: бумагопластика, бисероплетение, флористика, тестопластика, поделки из бросового материала.

3. Студия “Город мастеров”.

Непосредственно в помещении выставочного зала проводятся интегрированные занятия с дошкольниками, занятия по ручному труду, кружковая работа с детьми одарёнными или проявляющими большой интерес к художественно-продуктивной деятельности.

Результаты работы: 

  • у детей повысился интерес к произведениям живописи и декоративно-прикладного искусства, способность к эстетическому восприятию;
  • существенно расширились представления об окружающем мире, о городе и крае;
  • больше выпускников ДОУ стало заниматься в детской художественной школе, кружках и студиях Центра детского творчества;
  • возросла заинтересованность педагогов и родителей в знакомстве с творческими достижениями земляков.
  • дошкольники под руководством педагогов участвуют в городских и краевых выставках детского творчества, где занимают призовые места. (“Техноград-2005” - лауреаты конкурса, краевая выставка – 1 место в 2004г.).

Как пример организации работы, приведу план- программу выставочного зала, в которой отражена тематика выставок на учебный год, запланирована работа с детьми и родителями.

План- программа выставочного зала МДОУ “Детский сад № 57 “Алёнушка” г. Рубцовска на 2005 – 2006 учебный год.

№ п/п

Тема выставки

Организаторы

Сроки

Работа по теме выставки

Кто проводит

1.

Летний вернисаж художника Александра Жиляева

О.Такмакова

А.Жиляев

05.09

Открытие выставки

Конкурс композиций

из овощей

и сухоцветов

Экскурсии детей

Творческая группа

Педагоги и родители

Рук-ль ИЗО

Е.Проказова

2.

Наше яркое лето. Семейные газеты о летнем отдыхе.

О.Такмакова

Воспитатели групп

(родительский комитет)

25.10

Занятия по соц.- эмоциональному развитию

Экскурсии для родителей

Родительское собрание “Семейные традиции и воспитание ребёнка”

Тематическое занятие “Портрет бабушки”

Психолог, воспитатели

Е.Проказова

Творческая группа, библиотека “Лад”

Е.Проказова

3.

Превращения бумажной коробки

Е.Проказова

15.12.

Конкурс “Новогодняя игрушка”

Занятия по ручному труду и развитию речи

Мастер-класс

Е.Проказова

Воспитатели, руководители кружков

Л.Иванова

А.Калинина

4.

Природа Алтая в картинах художников г.Рубцовска

О.Такмакова

В Свердлов

(картинная галерея)

1.02

ворческая гостиная

Экскурсии

для микрорайона

Занятия рисованием и музыкой

Творческая группа

Е.Проказова

Воспитатели

5.

Транспорт: история и развитие

Е.Проказова

Г.Суржанская

(центр внешкольной работы)

20.03

Экскурсия по залу

Посещение городского музея

Занятия по ОБЖ и конструированию

Сюжетные игры

Встреча со школьниками кружка технического творчества

Е.Проказова

Т.Чуева

Воспитатели

Творческая группа

6.

Итоговая выставка детского творчества.

Творческая группа

(детская художественная школа)

10.05

Выставка Саши Кунгуровой(рисунок)

Творческие студии

Праздник выставочного зала

Е.Проказова

Руководители студий

Творческая группа

А теперь – несколько выдержек из отзывов посетителей выставочного зала.

Через 10 лет я побывала в своём любимом детском саду и была так рада, что сегодня дети могут с любого возраста воплотить свои фантазии на бумаге”. С.Давыдова, выпускница ДОУ 1994г.

Очень рада, что мой ребёнок имеет возможность посещать выставки в самом помещении детского сада. Это помогает развиваться разносторонне”. Е.Смирнова, мама Марины, гр.№ 9.

Это так здорово, почувствовать, что ты можешь стать волшебником и превращать что-то ненужное в интересную вещь своими руками!” Вика, 3”в” класс школы № 11.

Такие отзывы поддерживают нас, побуждают искать новые методы работы. В конечном итоге, от этого польза всем участникам педагогического процесса.

Закончить рассказ об опыте своей работы мне хотелось бы собственным стихотворением о природе творчества.

В детстве не было лучше подарка:
Краски, кисточки, тонкий альбом…
Рисовали мы смело и ярко
Солнце жёлтое на голубом,
Папу с мамой, цветы без названья
И морозный узор января,
Чуть завидуя тем, чьё призванье –
Быть художником, радость творя.
Если глубже в картину вглядеться,
Сразу вспомнишь о чём-то своём.
Все художники – родом из детства,
Их коснулась жар-птица крылом!

Я верю, что эта жар-птица живёт в нашем выставочном зале и одаряет нас и наших детей способностью чувствовать и понимать, как бесконечно прекрасен окружающий мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений дошкольников об окружающем мире и развитие речи средствами советской мультипликации

В ряде советских мультфильмов найден богатый материал для формирования элементарных экологического представлений у дошкольников, развития лексико-грамматических средств языка и связного высказывания. ...

Создание мини-музея в детском саду как средство обогащения развивающей предметной среды и всестороннее развитие дошкольника.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют “мини-музеями”. Часть слова «мини-» в ...

Создание мини-музея в группе детского сада как условие обогащения представлений о Великой Отечественной войне.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования. Именно дошкольный возраст один из самых благоприятных периодов воспитания л...

Досуговая деятельность в детском саду как средство формирования представлений о труде взрослых

Cегодня воспитателю очень хлопотно организовывать трудовую деятельность детей, задача трудового воспитания не является приоритетной. Но, поскольку трудовая деятельность является основой социально-комм...

Формирование представлений дошкольников об окружающем мире 16.04.23

Формирование представлений дошкольников об окружающем мире...