Родительское собрание "Допустимы ли наказания?"
методическая разработка на тему
На родительском собрании обсуждается важная проблема - проблема наказания и права ребенка в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nakazaniya.docx | 35.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Допустимы ли наказания?»
Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все - и взрослые, и дети - о проблеме наказания и правах ребенка в семье. Этой теме уделяется достаточно много внимания сейчас, т.к. и родителей, и педагогов волнует проблема, как научить ребенка жить в обществе. Как его оградить от жестокости, насилия, и как воспитать ребенка, чтобы он мог преодолеть все трудности, смог реализовать свои способности и стать личностью.
Права детей отражены в международном законе - Конвенции ООН о правах ребенка. В ней сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь; ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Нарушение прав маленьких детей, их достоинства - вполне распространенное явление. Эти нарушения часто возникают в результате некомпетентных воспитательных воздействий на ребенка. Согласно Конвенции ребенок и взрослый равные субъекты социальной жизни. Их отношения должны строиться на основе уважения прав, ответственности каждого перед законом и правами других людей.
Нормативными документами о защите прав ребенка являются «Конвенция о правах ребенка», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в ДОУ», закон РФ «Об образовании», Семейный и Уголовный кодексы.
В нашей стране Конвенция ратифицирована и 24 июля 1998 года принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Наше государство этим законом утверждает признание детства важным этапом в жизни человека. Выделяются следующие приоритеты:
- подготовка детей к полноценной жизни в обществе;
- развитие у детей общественно-значимой и творческой активности;
- воспитание в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Ответственность за реализацию прав ребенка несут органы государственной власти (КЗПН, ОДН), родители или лица их заменяющие (опекуны), педагоги и др. специалисты.
Закон РФ «Об образовании» закрепляет право каждого ребенка на образование. Кроме того, в Гражданском, Семейном, Трудовом и Жилищном Кодексах отражены права детей. Мы подробнее остановимся на правах ребенка, которыми он обладает в области семейных отношений.
Каждый ребенок имеет право:
- жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;
- на общение с родителями и др. родственниками, если ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них;
- на воссоединение с семьей, в случаях необходимости - получать разрешение на въезд в страну и выезд из нее;
- на получение содержания от своих родителей, алименты, пособия, пенсии расходуются родителями на содержание, образование, воспитание ребенка;
- на заботу, воспитание со стороны родителей;
- на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих.
Родители обязаны обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию.
За невыполнение своих обязанностей или за ненадлежащее выполнение, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей, родители несут административную, уголовную и материальную ответственность.
В семье в воспитании детей возникают разные проблемы и порой их трудно преодолеть. Мы мучаемся вопросом наказывать ребенка или нет, как его воспитывать. Два принципа хорошего воспитания - это твердость и доброта, это должно быть уравновешено на равной чаше весов. Мы проведем блиц - опрос, насколько вы строгие или добрые родители.
Обсуждение ситуаций
А) «Я испробовала все, что только могла придумать, чтобы заставить мою дочь прекратить бить своего маленького брата. Наказание не помогает. Я отшлепала ее и заставила сказать, что она так больше не будет, но на следующий день она опять побила брата».
Как вы думаете, почему возникла такая ситуация? Давайте поможем нашей маме. Ваши предложения».
Предложения
1. Возьмите ребенка за руку и скажите: «Нехорошо бить людей. Я знаю, что ты
злишься. Ты можешь сказать об этом вслух или ударить эту подушку».
2. Помогите ребенку справиться с его злостью.
3. После того как ребенок успокоится, задайте ему вопросы: «Что расстраивает тебя? Как ты себя чувствуешь? Что ты думаешь? Что еще ты можешь сделать, кроме битья, чтобы справиться с этой проблемой?»
Упреждающие меры во избежание будущих проблем
1. Научите детей отличать чувства от действий. Чувства никогда не бывают
плохими. Они всего-навсего чувства. То, что мы чувствуем, всегда хорошо. Но
то, что мы делаем, не всегда хорошо.
2. Помогите детям выработать такие пути решения проблемы, которые позволят не терять уважения ни к себе, ни к другим. Один из них – возможность сказать людям, что вам не нравится. Другой - просто уйти со сцены, если к вам относятся без уважения.
3. Окружите детей своей любовью, не зависящей ни от каких условий, и учите
их жизненным навыкам, которые помогут им чувствовать себя уверенными и
способными.
4. Дайте понять, что битье - неприемлемый способ, тем, что сами не бьете ребенка. Если вы не сдержались и ударили своего ребенка, используйте три кита исцеления, чтобы извиниться, так чтобы ваш ребенок знал, что битье - табу для всех.
Указания родителям
1. Будьте уверены, что за неправильным поведением стоит неуверенность. Ребенок, который постоянно дерется, действует из ошибочной цели мести: «Я
не чувствую, что я нужен и что я важен, и это очень больно, значит, я буду причинять боль в ответ». Дети почувствуют себя ободренными, когда мы станем уважать их чувства и поможем им разобраться в самих себе, в их переживаниях.
2. Многие люди используют библейское предостережение: - «Пожалеешь розгу - испортишь ребенка» - как извинение того, что часто шлепают детей. Библейские учителя говорят нам, что розгой никогда не пользовались, чтобы ударить овцу. Розга (прут) была символом власти или руководства, и палка или посох нужны были, чтобы пасти, руководить и направлять. Наши дети определенно нуждаются в мягком руководстве и четких ориентирах, но совсем не обязательно сопровождать это побоями и унижением.
Б) «Мой ребенок непослушен. Я беспокоюсь, что если я пожалею розгу, то испорчу ребенка, но, чем больше я его наказываю, чтобы заставить слушаться, тем более непослушным он становится».
Предложения
1. Для 2-4-летних детей в арсенале родителей много средств: доведение дела до конца; вопросы «что? как? почему?»; тайм-аут; естественные и логические
последствия. Используйте время, отводимое на подготовку; поручайте детям соответствующие возрасту обязанности по дому, чтобы научить их ответственности, сотрудничеству и умению оценить сделанный ими вклад в общее дело.
2. Для детей в возрасте от 4 до 18 лет используйте указанные выше средства плюс семейные советы, будьте с ними эмоционально честны и предоставьте свободу (в разумных пределах, конечно), чтобы научить детей взаимоуважению и жизненным навыкам.
Упреждающие меры во избежание будущих проблем
1. Помогите детям научиться обращаться с условными правилами, с которыми они могут столкнуться во внешнем мире. Научите их адекватно воспринимать
события и людей. Это может быть сделано за обедом, во время семейного совета, где вы общими усилиями вырабатываете решение той или иной проблемы.
2. Если вы не учите слепому повиновению, это не значит, что вы воспитываете
вседозволенность. Бывает, что уместна совместная работа над решениями, но
бывают и времена, когда действия более важны, чем дискуссии. Заранее решите, что вы предпримете в данном случае, и выполняйте это с уважением и достоинством. Если ваши дети выбегут на улицу, схватите их за руки и держите. Скажите им: «Я разрешу вам идти, когда вы будете готовы стоять рядом со мной». Если они обычно бегают по магазину, скажите: «Я не возьму тебя с собой в магазин сегодня потому, что ты бегал по магазину в прошлый раз. Позднее мы обсудим, как надо себя вести».
Указания родителям
1. Послушание, возможно, было необходимо, чтобы выжить в обществе много
лет назад. Сегодня, для того чтобы добиться успеха, жить в гармонии с собой и
обществом, личность нуждается во внутреннем контроле и самодисциплине и
выработке определенных жизненных навыков.
2. Когда родители используют наказания и поощрения с намерением научить
детей быть послушными, то они учат их быть послушными только в том случае, если родители находятся рядом. Их задача - наградить за хорошее поведение и наказать за плохое.
3. Родители часто обманываются, используя наказание, потому что плохое поведение на время прекращается, и они считают, что добились послушания. Они бывают обычно удивлены, когда узнают, какие чувства испытывают дети в результате наказания. Это могут быть:
- возмущение, обида: «Это несправедливо. Я не могу доверять взрослым, месть: «Они выиграли сейчас, но я с ними сквитаюсь?;
- неповиновение: «Я сделаю прямо противоположное, чтобы доказать, что не буду поступать таким образом»;
- изворотливость; трусость: «В следующий раз я постараюсь не попасться»;
- заниженная самооценка: «Я плохой человек, и я не могу решать сам за себя, за меня всегда должны решать другие».
В) «Моя дочь не слушает меня. Когда я прошу ее что-то сделать, она не обращает на меня внимания до тех пор, пока я не закричу или не начну ей угрожать. Чтение нотаций, кажется, тоже не помогает. Было бы легче делать все самой, но я знаю, что это не научит ее ответственности».
Понимание вашего ребенка, себя и ситуации
Многие родители непреднамеренно учат своих детей быть глухими по отношению к ним. Это заболевание поражает многих наших детей еще в раннем возрасте. Не беспокойтесь - это не окончательный диагноз. Надежда остается с вами, если вы научитесь больше действовать и меньше говорить. Если ваш ребенок не слышит ничего из того, что вы сказали, или если вы обнаруживаете, что снова и снова повторяетесь, он, возможно, уже отключился от вас. Вместо того чтобы искать причины такого поведения в ребенке, проанализируйте лучше свое поведение, может быть, там вы найдете то, что, вероятно, неосознанно с вашей стороны вызвало эту проблему.
Предложения
1. Если вы хотите, чтобы ваши дети больше слушали, важно использовать меньшее количество слов.
2. Обойдитесь одним словом, чтобы привлечь внимание ребенка к тому, что нужно сделать: «лужайка», «посуда», «ванная», «стирка». Убедитесь, что вы смотрите друг другу в глаза. У вас должно быть приветливое, но твердое выражение лица.
3. Пользуйтесь краткими фразами: «Пора тебе постирать свои вещи», «Позвони, если решишь остаться у друзей подольше».
4. Не забывайте об эмоциональной честности: «Я чувствую себя расстроенной, потому что ты тратишь время на что угодно, кроме домашней работы, и я хочу, чтобы ты не забывала о своих обязанностях».
5. Используйте действия. Возьмите ребенка за руку и отведите его, держа нежно и твердо, например, в комнату, где он должен убрать игрушки.
6. Дети внимательно слушают, когда вы говорите очень тихо. Попробуйте и это. Попросите детей рассказать своими словами то, что они услышали, чтобы научить их навыку слушания.
Упреждающие меры во избежание будущих проблем
1. Спросите своих детей, готовы ли они слушать, до того как дадите им какую-нибудь информацию: «У меня есть важная информация. Хотели бы вы ее узнать?» Они чувствуют уважение, так как им предоставлен выбор. Если они соглашаются выслушать, они обычно слушают. Если они не согласны, а вы, тем не менее, читаете лекцию, то с таким же успехом можете обращаться к стене.
2. Проводите регулярные семейные советы, где все члены, семьи слушают друг друга в атмосфере взаимного уважения и любви.
Жизненные навыки, которым могут научиться дети
Дети должны знать, что они и родители составляют одно целое - вместе они семья. Когда родители что-то говорят им, они должны их внимательно выслушать. Слушание - это улица с двусторонним движением.
Указания родителям
1. Дети будут вас слушать, когда они чувствуют, что и вы слушаете их. Мы
часто удивляемся, почему дети нас не слушают, не понимая того, что сами даем им пример своим поведением.
2. Проникните во внутренний мир вашего ребенка, внимательно выслушивая
его. Постарайтесь понять, что стоит за его поведением.
3. Давно замечено, что дети наследуют модель семьи своих родителей. Очень ярко проявляется это в ролевой игре в группе. Они ведут себя в игре так, как ведут себя мама или папа. Дети учатся не от того, что мы им говорим, а от того, как мы себя ведем в разных ситуациях.
Сейчас мы с вами поиграем. Было сказано, что позиция семьи очень важна. Мы вам предлагаем характеристику нескольких воспитательных позиций семьи. Предлагаем вам разделиться на микрогруппы.
Позиция семьи | Отношение родителей | Последствия в формировании личности |
1. Педагогически оправданная позиция | Заботливость, любовь в сочетании с разумной требовательностью, дружеские, доверительные отношения, поощрение самостоятельности | Нормальное развитие личности, адекватная самооценка |
2. «Залюбленное детство» | Слепое обожание, ме- | Торможение социализации, несамостоятельность, инфантильность,, эгоизм, своеволие, упрямство, капризность, ложь, завышенная самооценка |
3. «Равнодушное детство» | Пренебрежение интересами ребенка, отчужденность, равнодушие, попустительство, бесконтрольность | Замедление эмоционального развития, обостренное самолюбие, агрессивность, отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование, уход в собственный мир (девушки - секс, юноши - наркотики) |
4. «Задавленное детство» | Чрезмерная опека, запреты как система воспитания, чрезмерная требовательность, жестокость в обращении, излишняя строгость, постоянные нотации, грубость в проявлениях родительской власти | Проблемы в социализации, подавленные желания, неуверенность в себе, страх, коварство, мстительность, обидчивость, озлобленность, попадание в зависимость к более сильным сверстникам, приспособленчество, угодничество, заниженная самооценка |
5. «Загубленное детство» | Аморальный пример родителей, полная бесконтрольность, безнадзорность, ребенок как объект постоянных ссор - каждый из родителей стремится привлечь его на свою сторону | Признание только физической силы, формирование антисоциального идеала, оправдание собственных недостатков, скепсис, злость, агрессивность, лицемерие, приспособленчество, неверие в будущее, недисциплинированность, разочарование, недоверие ко взрослым, уход в себя (секс, наркотики), стремление отгородиться, от окружающих |
Какие проблемы могут возникнуть у ребенка в подростковом возрасте и личность, с какими качествами сформируется в такой семье?
Итог игры
- Какова же правильная воспитательная позиция семьи?
- А теперь назовите человеческие качества характера, которые вы хотели бы видеть в своем ребенке. Каким он должен быть, чтобы стать успешным, счастливым, востребованным. Что вы хотите в нем воспитать? (Записать качества на доске.)
- А теперь подумайте, наказывая ребенка физически, унижая его, подавляя его волю, сможем ли мы воспитать человека с такими качествами?
Калил Джибран прекрасно сказал в своей книге «Предсказания»:
«Ваши дети - это не ваши дети.
Они - сыновья и дочери самой жизни.
Они пришли посредством вас, но не от вас.
И хотя они с вами, принадлежат они не вам.
Вы можете дать им свою любовь, но не ваши мысли,
Потому что у них есть свои собственные мысли.
Вы можете дать кров их телам, но не их душам,
Потому что их души живут в завтрашнем доме,
Который вы не можете посетить даже в ваших, мечтах.
Вы можете стремиться быть такими, как они,
Но не стремитесь сделать их такими, как вы,
Потому что жизнь не движется назад
И не задерживается во вчерашнем дне».
Блиц-опрос
1. Убеждены ли вы в том, что для того, чтобы научиться чему-нибудь, ребенку необходимо постоянно преодолевать определенные трудности?
2. Убеждены ли вы в том, что вам следует контролировать поведение своего ребенка?
3. Убеждены ли вы в том, что ваш ребенок должен, в некоторой степени, побаиваться вас, чтобы вы смогли заставить его вести себя должным образом?
4. Убеждены ли вы в том, что ваш ребенок должен четко уяснить, что вы - взрослый человек, и обладаете преимуществом перед ним.
Если вы утвердительно ответили на эти вопросы, то ваши убеждения можно отнести к убеждениям строгих родителей.
1. Убеждены ли вы в том, что необходимо позволять своему ребенку делать все, что он хочет, чтобы не умерить его любознательность и не погасить творческие порывы?
2. Убеждены ли вы в том, что должны оберегать своего ребенка от неприятных переживаний, с которыми он может столкнуться в жизни?
3. Убеждены ли вы в том, что вам следует терпеливо относиться к плохому поведению до тех пор, пока вы не выйдите из себя, и только затем у вас появится право рассердиться на своего ребенка?
4. Положительные ответы на эти вопросы ставят вас в один ряд с добрыми родителями?
Для того чтобы вы преуспели в своем умении быть строгим и добрым одновременно, ваш ребенок должен отдавать себе полный отчет в следующих фактах.
- Вы принимаете и любите его таким, какой он есть.
- Вы не даете ему повода посягать на ваши права и сами не собираетесь принуждать его делать что-либо против его воли.
- Вы всегда готовы прийти ребенку на помощь, зная, что он может попасть в неловкую ситуацию по своей вине.
- Вы ясно даете понять, каких поступков ждете от своего ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы проведения родительских встреч. Родительское собрание в первой младшей группе. « Школа молодых матерей » ТЕМА: « Основные трудности при поступлении ребенка в детский сад. Сп
Задачи: Образовательная:1. Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном развитии детей 1,5-3 лет.2....
Родительское собрание «Влияние родительских установок на развитие детей»
Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальност...
Групповая консультация для родителей на родительском собрании "Отношения в семье. Стили родительского воспитания"
Результаты и последствия разных стилей родительского воспитания...
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...
"Родительский клуб - как форма оптимизации родительско детских отношений"
Опыт работы организации родительского клуба на базе своей группы...
Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и природе". В конспекте описана последовательность проведения родительского собрания: беседа о патриотическом воспитании, викторина, рассказы родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Воспитание любви к родному городу и природе»...
Родительская встреча в рамках родительского клуба "Диалог" - "Азбука родительской любви"
Работа с родителями. Гармонизация детско-родительских отношений, самообразование родителей в области педагогических знаний...