Главные вкладки

    Диагностика готовности детей к обучению в школе
    материал на тему

    Дидык Ольга Владимировна

    Практическая работа "Диагностика готовности детей к обучению в школе "

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл diagnostika_gotovnosti_detey_k_obucheniyu_v_shkole.docx29.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация и методы исследования

    Цель исследования: диагностика готовности детей к обучению в школе

    Предмет исследования: мотивация к обучению, особенности развития психических познавательных процессов

    Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста

    Выборка составляет 40 человек, мальчики и девочки в возрасте 6-8 лет.

    Первую группу составили дети в возрастном диапазоне от 6 до 7 лет, вторую группу вошли дети в возрасте от 7 до 8 лет.

    Задачи:

    1.        с помощью психодиагностических методик изучить мотивацию и уровень развития психических познавательных процессов, как готовность к учебной деятельности старших дошкольников разного возраста;

    2.        сделать необходимые психолого-педагогические выводы.

    Гипотеза: дети в возрасте 7-8 лет обладают более высоким уровнем мотивации к обучению, чем дети в возрасте 6- 7 лет а так же имеют достаточный уровень развития психических познавательных процессов необходимых для успешности школьного обучения.

    Методики исследования:

    1. "Зачем ты учишься в школе?" (Матюхина М.В.)

    Цель: выявить доминирующий мотив учения.

    2. Корректурная проба (кольца Ландольта)

                Задание предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания детей старшего дошкольного возраста.

    3. Оценка оперативной зрительной памяти субтест «Зрительная память» методики Векслера.

    Сущность задания: запоминание и воспроизведение по памяти геометрических фигур.

    4. Методика определения уровня развитии мышления детей старшего дошкольного возраста

    Цель: изучение уровня развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

    Результаты исследования и их обсуждение

    В результате исследования мотивов обучения по методике Матюхиной, были получены следующие данные.

    В таблице 1,2 представлены полученные мотивы в порядке убывания предпочтения относительно возраста детей.

    Так, среди детей в возрасте от 7 до 8 лет наибольшее количество выборов получил мотив, связанный с содержанием учения:

    Мотив стать грамотным и умным человеком получил 16% выборов

    На втором месте оказался внутренний узколичный мотив - стать хорошим учеником. Количество выборов - 12%.

    Третье место занял внешний мотив - чтобы учитель всегда хвалил. Количество выборов -11% выборов.

    Таблица 1. Ранговое распределение мотивов к обучению среди дошкольников 7 лет (%)

    ранг

    Мотив

    Кол-во выборов

    (%)

    1

    Стать грамотным и умным человеком.

    16%

    2

    Стать хорошим учеником.

    12%

    3

    Чтобы учитель всегда хвалил.

    11%

    4

    Потому что нравится узнавать всегда что-то новое.

    10%

    5

    Чтобы потом зарабатывать деньги.

    9%

    6

    Получить аттестат об образовании.

    7%

    7

    Хорошо учиться в старших классах.

    6%

    7

    Приобрести знания для поступления в высшее учебное заведение

    6%

    8

    Быть готовым к каждому уроку.

    6%

    9

    Добиться одобрения родителей и окружающих.

    5%

    9

    Избежать наказания за плохую учебу.

    5%

    10

    Выполнять требования учителя.

    4%

    11

    Не отставать от остальных детей.

    2%

    12

    Заставляют родители.

    1%

    Таблица 2. Ранговое распределение мотивов к обучению среди дошкольников 6 лет (%)

    ранг

    Мотив

    Кол-во выборов

    (%)

    1

    Добиться одобрения родителей и окружающих.

    18%

    2

    Не отставать от остальных детей.

    11%

    3

    Потому что нравится узнавать всегда что-то новое.

    11%

    4

    Чтобы учитель всегда хвалил.

    10%

    5

    Стать хорошим учеником.

    10%

    6

    Чтобы потом зарабатывать деньги.

    9%

    7

    Заставляют родители.

    6%

    7

    Стать грамотным и умным человеком.

    6%

    8

    Быть готовым к каждому уроку.

    5%

    9

    Выполнять требования учителя.

    5%

    9

    Избежать наказания за плохую учебу.

    3%

    10

    Приобрести знания для поступления в высшее учебное заведение

    1%

    11

    Получить аттестат об образовании.

    0%

    12

    Хорошо учиться в старших классах.

    0%

    Дошкольникам 6- лет присущ мотив учения для одобрения родителями (18%), учителем (10%), стремление быть как все – не отставать от других детей (11%).

    Результаты, полученные по данной методике среди детей  данной выборки с учетом возраста представлены в таблице 2.

    Таблица 2. Результаты выполнения методики «Кольца Ландольта» (ср.знач.)

    S

    n

    7-8 лет

    0.37

    15

    6-7 лет

    0.18

    45

    На уровне средних мы видим, что среди детей 7-8 лет отмечается наиболее продуктивное и устойчивое внимание – показатель S находится в пределах 0,3 – 0,4, что соответствует 6 баллам, и говорит об оптимальном (среднем) уровне продуктивности и устойчивости внимания.

    Количество ошибок достаточно низкое (15 ошибок)

    По сравнению с детьми 7-8 лет, внимание детей 6-7 лет ниже (на уровне средних), но соответствует средней норме – 4 балла.

    Зато отмечается больше количество допущенных ошибок – 45, что говорит нам о повышенной утомляемости детей 6 лет.

    Рисунок 1. Уровень внимания в группе детей (ср.знач)

    В целом из рисунка 1  мы видим, что внимание детей как 6, так и 7 лет соответствует среднему уровню возрастной нормы. Однако у детей 7-8 лет, данный показатель несколько выше, чем у детей 6-7 лет.

    Результаты исследования зрительной памяти представлены в таблице 3 и наглядно отображены на рисунке 2.

    Таблица3. Результаты исследования по методике «Зрительная память» (ср.значения)

    Показатель зрительной памяти

    7-8 лет

    19,3

    6-7 лет

    18,6

    Рисунок 2. Уровень развития зрительной памяти детей (ср.знач)

    Как показало исследование, дети данной выборки обладают высоким уровнем развития данного процесса, как 6-7 летние, так и 7-8 летние дети –средний показатель по группе составил 19,1 балл.

    Однако, как видно из рисунка 2, дети 7 лети обладают более развитой склонностью к зрительному запоминанию, нежели дети 6 лети (в среднем 19,3 и 18,6 балла соответственно).

    Что касается изучения процесса мышления в структуре психологической диагностики готовности ребенка к школе, то результаты полученные посредством применения субтестов Векслера отображены в таблице 4.

    Таблица 4. Обработка результатов субтестов «Мышление».

    Дети 7-8 лет

    Дети 6-7 лет

    Оценка успешности в баллах

    Оценка успешности в%

    Оценка успешности в баллах

    Оценка успешности в%

    30

    75%

    19

    47,5%

    24

    60%

    27

    67,5%

    21

    52,5%

    26

    65%

    29

    72,5%

    21

    52,5%

    22

    55%

    28

    70%

    21

    52,5%

    25

    62.5%

    30

    75%

    19

    47,5%

    24

    60%

    27

    67,5%

    21

    52,5%

    26

    65%

    29

    72,5%

    21

    52,5%

    22

    55%

    28

    70%

    21

    52,5%

    25

    62.5%

    30

    60%

    19

    52,5%

    24

    52,5%

    27

    70%

    21

    72,5%

    26

    62.5%

    4-й уровень успешности — 32 балла и более (80 - 100%),

    3-й уровень - 31,5 - 26 баллов (79 - 65%)

    2-й уровень - 25,5 - 20 баллов (64,9 - 50%)

    1-й уровень - 19,5 и менее (49,9% и менее)

    В ходе проведённого исследования по четырем субтестам, оценивающим степень развития мышления детей 6 и 7 лет, было выявлено:

    Среди детей 6 лет 9 человек относятся к 3-му уровню успешности и 11 человек - ко 2-му;  

             Средний показатель  успешности в подгруппе детей 6 лет равен 61,25% и соответствует 2-му уровню успешности;

    Среди детей 7 лет 10 относятся к 3-му уровню успешности, 8 человек — ко 2-му уровню и 2 человека - к 1-му;

    Средний показатель уровня успешности среди детей 7 лет - 60,8 %, что так же относится ко 2-му уровню.

    Таким образом, мы видим, что в данной выборке достаточная замотивированность детей к обучению в школе прослеживается в большей мере у детей 7 лет.

    Выдвинутая перед исследованием гипотеза о том, что дети в возрасте 7-8 лет обладают более высоким уровнем мотивации к обучению, чем дети в возрасте 6- 7 лет, а так же имеют достаточный уровень развития психических познавательных процессов необходимых для успешности школьного обучения, подтвердилась.

    Выводы

    • Формирование мотивации учебной деятельности зависит от особенностей психологических механизмов и источников, лежащих в основе этих процессов.
    • К показателям сформированности мотивационной сферы относятся: интерес и отношение к учению, уровень активности (познавательной и социальной) в учении и поведение и жизнедеятельность ребенка в целом.
    • В структуре мотивационной деятельности старшего дошкольника 7 лет ведущим является мотив, связанный с содержанием учения, за ним следует внутренний узколичный мотив - стать хорошим учеником и внешний мотив - чтобы учитель всегда хвалил, среди детей 6 лет на первом плане выступает внешний мотив обучения.
    • В данной группе детей прослеживается достаточный уровень развития процесса внимания, причем, среди детей 7-8 лет отмечается наиболее продуктивное и устойчивое внимание, уровень развития внимания среди детей 6-7 лет ниже, но соответствует средней норме; большее количество допущенных ошибок, говорит нам о повышенной утомляемости детей 6 лет.
    • Дети обладают высоким уровнем развития психического познавательного процесса памяти, не зависимо от возраста.
    • Мышление детей 6 и 7 лет соответствует среднестатистической возрастной норме.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе А.Л.Венгера

    Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одног...

    «Технология психологической диагностики сформированности компонента личностно-мотивационной готовности детей к обучению в школе».

    Данная технология позволяет в полной мере исследовать личностно-мотивационный компонент готовности дошкольников к обучению в школе. В ней описано применение следующих методик: "Методика исследования м...

    Консультация для воспитателей на тему: "Современные методы диагностики готовности детей к обучению в школе"

    Данная консультация была разработана для воспитателей, для поверхностного ознакомления с методиками определения готовности к школьному обучению"...

    Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе по А. Н. Веракса

    Представляю Вашему вниманию дианостический кейс психологический методик по определению уровня готовности детей подготовительных групп к обучению в школе. Данные методики проводятся в ДОУ, где образова...

    презентация Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе.

    Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе све...

    Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе

        Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками....

    Методическая разработка. «Диагностика готовности детей к обучению в школе»

    ОглавлениеВВЕДЕНИЕ. 3ГЛАВА ПЕРВАЯ. «Теоретические основы понятия психологической готовности дошкольников к школьному обучению в отечественных и зарубежных исследованиях»  5ГЛАВА ВТОРА...