Методическая разработка. «Диагностика готовности детей к обучению в школе»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Евгения Андреевна Чумаченко

Предварительный просмотр:

Диагностика готовности детей к обучению в школе.


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА ПЕРВАЯ. «Теоретические основы понятия психологической готовности дошкольников к школьному обучению в отечественных и зарубежных исследованиях»        5

ГЛАВА ВТОРАЯ.  «Изучение готовности детей к школьному обучению».        8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        11

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ        13


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. Обусловлено это рядом причин, а именно: разнообразие образовательных программ в дошкольных учреждениях, их направленность на развитие отдельных способностей не обеспечивает всестороннее формирование тех навыков, которые необходимы для успешного овладения ребёнком школьной программы.

Существуют различные подходы в понимании содержания термина психологической готовностью к школьному обучению, раскрывающие различные трактовки, связанные с разработками основанные на различных теоретических и методологических подходах современной психологии.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.[1]

Цель: определить уровни эмоционально – волевой готовности детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели используются следующие задачи:

  • исследование проблемы в отечественной и зарубежной литературе;
  •  на основании существующих исследований по проблеме подобрать набор методик для определения компонентов и уровня школьной готовности практическое исследование психологической готовности дошкольников к школьному обучению;
  • анализ и обработка полученных результатов.

Объект исследования - эмоционально – волевая готовность к школе детей старшего дошкольного возраста, предмет - особенности эмоционально-волевой готовности у детей шести- и семилетнего возраста.


ГЛАВА ПЕРВАЯ. «Теоретические основы понятия психологической готовности дошкольников к школьному обучению в отечественных и зарубежных исследованиях»

Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста, ранее обучение начиналось в 8 лет. Именно с той поры не затухает интерес к определению готовности ребенка к регулярному обучению.

Второй всплеск интереса возник в 1983 году - после знаменитого решения об обучении с шести лет. И снова перед обществом встал вопрос о зрелости ребенка, сформированности предпосылок учебной деятельности.

Сегодня обучение проникает уже в дошкольные учреждения в виде формирования навыков чтения, письма, счета. Педагогическая наука решает не менее важный, тесно связанный с «готовностью», вопрос о преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.[2]

По утверждению советских психологов Льва Семёновича Выготского и Сергея Леонидовича Рубинштейна,  появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника. В современных научных исследованиях понятие волевого действия трактуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном полагают выбор мотива, приводящего к принятию решения и постановке цели, другие ограничивают волевое действие его исполнительской частью.  

В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо – физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.[3]

Советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии Даниил Борисович Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым.[4]

Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении советского и российского психолога, одного из ведущих исследователей психического развития дошкольников, доктора психологических наук, профессора Леонида Абрамовича Венгера. Психологическая готовность к обучению в школе - это определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность[5].

Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу советский психолог, ученица Льва Выготского, Лидия Ильинична Божович назвала «внутренней позицией школьника», считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе[6].

Надо отметить, что, несмотря на разнообразие позиций, у всех перечисленных авторов есть немало общего. Многие из них при изучении готовности к школьному обучению пользуются понятием «школьная зрелость», исходя из ложной концепции, согласно которой возникновение этой зрелости обусловлено в основном индивидуальными особенностями процесса спонтанного созревания врожденных задатков ребенка и существенно не зависящих от социальных условий жизни и воспитания. В духе этой концепции основное внимание уделяется разработке тестов, служащих диагностике уровня школьной зрелости детей. Лишь небольшое число зарубежных авторов - американские психологи, специалисты в области детской психологии Ури Вронфенвреннер и  Джером Сеймур Брунер – критикуют положения концепции «школьной зрелости» и подчеркивают роль социальных факторов, а так же особенностей общественного и семейного воспитания в ее возникновении.

ГЛАВА ВТОРАЯ.  «Изучение готовности детей к школьному обучению».

Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи. Но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных изменений и навыков, необходимых для обучения в школе.

2. Исследования новообразований и изменений в психике ребенка.

3. Исследования генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.

4. Изучение изменений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.

Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению директора Института психологии им. Л. Выготского, члена редакционного совета журнала «Культурно-историческая психология», доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой проектирующей психологии ИП РГГУ Елены Евгеньевны Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр учебной деятельности. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе.[7]

Лидия Ильинична Божович  еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал Александр Владимирович Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции[8].

На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, выше сказанному нужно отметить, что gодготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. На современном этапе развития психологии психологическая готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются: мотивационная (личностная), интеллектуальная, эмоционально – волевая.

Интеллектуальная готовность ребенка характеризуется созреванием аналитических психологических процессов, овладением навыками мыслительной деятельности.

Мотивационная составляющая, представляется новообразованием «внутренней позиции школьника», возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляющее собой сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в социальном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика. Личностное позиционирование, характеризующее личность ребенка в целом, предполагает продуктивную учебную деятельность с адекватным отношением ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.

Один из компонентов определяющий школьную готовность ребенка - уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований, связанный с развитием произвольности к целенаправленной деятельности.

Основными причинами неподготовленности детей к школьному обучению, является высокая тревожность и негативистическая демонстративность.

Таким образом, психологическая готовность к школе – целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других.

Высокие требования современной жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого – педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с психологическими особенностями ребенка, поэтому проблема психологической готовности детей к обучению в школе получает особое значение, так как от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. – М.: Знание, 1994.
  2. Запарожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. – Т.1
  3. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.,1993.
  4. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М.,1986.
  5. Психология в образовании / Под ред. И,В. Дубровиной.
  6. Словарь психологических терминов под редакцией Е. Белогуровой
  7. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960.


[1] Психология в образовании / Под ред. И,В. Дубровиной. Режим доступа: http://koi.tspu.ru/koi_books/nikolskaya2/pgkho.htm

Дата обращения: 10.07.2016

[2] Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М.,1986. С. 32

[3] Словарь психологических терминов под редакцией Е. Белогуровой.

Режим доступа: http://www.belogurova.ru/glossary

Дата обращения: 10.07.2016

[4] Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960. С.  289

[5] Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. – М.: Знание, 1994. С. 192 

[6]  Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968.С. 464

[7]  Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.,1993. С. 21

[8] Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2  т. – М., 1986. – Т.1 (Учение Ж Пиаже и психическое развитие ребенка. С. 216 – 221.