Главные вкладки

    Консультация для воспитателей на тему: "Современные методы диагностики готовности детей к обучению в школе"
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Кудряшова Елена Игоревна

    Данная консультация была разработана для воспитателей, для поверхностного ознакомления с методиками определения готовности к школьному обучению"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tekstovyy_dokument_opendocument.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Современные методики диагностики готовности к обучению в школе»

    Одним из интересных, и редко используемых, направлений деятельности воспитателей является диагностика готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Несмотря на наличие самого разнообразного материала по данной проблеме, основным недостатком большинства таких пособий является неполное описание процедуры обследования и обработки результатов. Помимо этого в диагностике не всегда учитываются все компоненты психологической готовности.

    Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения, мотивация к обучению.

    На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости. В связи с этим, я сделала подборку методик, позволяющую проводить полноценную диагностику готовности ребенка к школе и получать сведения о сформированности каждого компонента школьной зрелости.

    Наталья и Михаил Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения».

    Предъявляемые задания позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего. Таким образом оценивается сформированность регуляторного компонента деятельности в целом.

    Нина Иосифовна Гуткина «Психологическая готовность к обучению в школе».Автором разработана целостная концепция исследуемого явления, на основе которой создана оригинальная диагностико-развивающая программа "Группы развития". Помимо теоретической основы проблемы психологической готовности к школе в книге излагается методика развития познавательного интереса у детей, а также учебной мотивации и произвольного поведения в учении. В приложении даны игры на развитие мышления, внимания, памяти, моторики и другие, применяющиеся в группе развития. Особенностью данной работы является то, что важные научные положения изложены ясно и просто, что делает книгу доступной для любого интересующегося этой проблемой, хотя в первую очередь она предназначена для детских практических психологов.

    Леонид Абрамович Венгер «Готов ли ваш ребенок к школе?»"...Основная цель, которую мы ставим перед собой, — помочь родителям разобраться в специфике возраста и соотнести требования школы с психологическим обликом их ребенка. В соответствии с этой целью большая часть материала посвящена сопоставлению психологических особенностей дошкольника и школьника, диагностике готовности ребенка к школе, выявлению возможных трудностей, которые порождаются психологическими проблемами, возникающими на рубеже дошкольного и школьного возрастов...."

    Методика Н.Л. Белопольской «Мотивация к обучению»

    Предлагаемая экспресс-методика предназначена для получения общего представления об уровне сформированности тех основных навыков, которые школа считает необходимыми для успешного начала школьного обучения. Ее применение помогает оперативно выявить слабые стороны подготовки ребенка к школе и может служить формой тренировки к испытаниям при приеме в школу. Значительную трудность для оценки готовности детей к школьному обучению представляет довольно широкий возрастной диапазон начала школьного обучения, поскольку прием в школу ведется как с 6, так и с 7 лет. Экспресс-диагностика включает три блока: проверка чтения, счета и письма.

    Материалы по каждой из диагностических методик представлены в следующем порядке:

    • цель исследования с помощью данной методики;

    • необходимый диагностический материал;

    • особенности предъявления инструкции;

    • особенности проведения исследования;

    • оценка результатов;

    • интерпретация данных.

    Для своей работы я выбрала именно психологическую диагностику готовности к обучению. Работаю по методике, разработанной Юлии Александровной Афонькиной в соответствии с ФГОС.

    Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает воспитатель. Наиболее благоприятные условия – это обследование детей в детском саду. Обследование проводится в течение учебного года в три этапа.. На доске объявлений в д/с или школе заранее вывешивается листок с информацией о том, какие типы заданий будут предъявляться ребенку. Эти задания в общем виде могут быть сформулированы таким образом. Ребенок должен уметь:

    1) Воспроизводить образец;

    2) Работать по правилу;

    3) Выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ;

    4) Различать отдельные звуки в словах.

    Практически все обследования рекомендуются проводить в присутствии родителей.

    Когда родители лично видят, какие задания выполняют их дети, у них нет оснований считать, что к их детям были чрезмерно строги или предвзяты. Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо.

    Результаты обследования должны быть занесены в карту психического развития ребенка, которая кратко называется психологическая карта.

    Я уже приступила к первичной диагностике. В конце учебного года я ознакомлю Вас и по желанию родителей воспитанников с результатами диагностики. Надеюсь, что результаты преподнесут нам приятный сюрприз.

    Можно заключить, что практически все авторы, исследовавшие психологическую готовность к школе, признают, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

    Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи.

     В пособии представлена программа по изучению готовности к обучению у детей 5-7 лет, которая включает пакет диагностических методик, позволяющих исследовать информационный, личностно-мотивационный, психофизиологический показатели уровня предшкольной подготовки старших дошкольников с учетом требований ФГОС ДО. Диагностический инструментарий, стимульный материал и бланки фиксации результатов диагностики придают этой процедуре системный характер и оперативность в обработке данных. Разработанный диагностический модуль поможет определить исходный уровень каждого дошкольника в развитии разных компонентов готовности к обучению и их предпосылок. Психолог имеет возможность сделать правильный прогноз адаптации ребенка к школьному обучению, получить материал для формулировки коррекционно-развивающих задач и построения вариативного индивидуального маршрута обучения, становления новой внутренней позиции дошкольника с учетом современных требований к содержанию школьного образования.
    Предназначено педагогу-психологу, старшему воспитателю, методисту дошкольной образовательной организации; рекомендовано всем специалистам дошкольной педагогики.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе А.Л.Венгера

    Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одног...

    «Технология психологической диагностики сформированности компонента личностно-мотивационной готовности детей к обучению в школе».

    Данная технология позволяет в полной мере исследовать личностно-мотивационный компонент готовности дошкольников к обучению в школе. В ней описано применение следующих методик: "Методика исследования м...

    Диагностика готовности детей к обучению в школе

    Практическая работа "Диагностика готовности детей к обучению в школе "...

    Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе по А. Н. Веракса

    Представляю Вашему вниманию дианостический кейс психологический методик по определению уровня готовности детей подготовительных групп к обучению в школе. Данные методики проводятся в ДОУ, где образова...

    презентация Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе.

    Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе све...

    Методическая разработка. «Диагностика готовности детей к обучению в школе»

    ОглавлениеВВЕДЕНИЕ. 3ГЛАВА ПЕРВАЯ. «Теоретические основы понятия психологической готовности дошкольников к школьному обучению в отечественных и зарубежных исследованиях»  5ГЛАВА ВТОРА...