Формирование представления детей о национальной культуры мордовского народа
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Колесникова Светлана Николаевна

                                                       Предисловие

 

  Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного обучения и воспитания. На смену традиционным методам приходят новые, более эффективные психолого-педагогические методы, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

  Формирование национально-регионального компонента в дошкольных образовательных учреждениях – одна из актуальных проблем современного этапа образования. По словам  Н.Н.Карамзина «Народ, который не знает своей культуры и истории, - презренен и легкомысленен.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie-nasionalnogo-samosoznaniya-2.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

СП ГБОУ СОШ п. Восточный 

Детский сад «Колокольчик»

«Формирование представления детей о национальной культуре мордовского народа»

Воспитатель : Колесникова С. Н.

                                                       Предисловие

  Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного обучения и воспитания. На смену традиционным методам приходят новые, более эффективные психолого-педагогические методы, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

  Формирование национально-регионального компонента в дошкольных образовательных учреждениях – одна из актуальных проблем современного этапа образования. По словам  Н.Н.Карамзина «Народ, который не знает своей культуры и истории, - презренен и легкомысленен.»

 

   Цель работы:

 - формирование у детей начал национального самосознания, интереса к культуре мордовского народа, к его традициям и обычаям.

   При этом решаются следующие задачи:

 - создание максимально благоприятных условий для осуществления комплексного подхода к воспитанию у детей позитивного отношения к национальной культуре;

 - развитие интереса к различным жанрам: декоративно-прикладного, изобразительного, музыкального искусства, устного народного творчества, детской художественной литературы национальных авторов;

 - развитие способности ребенка к самовыражению через различные формы творчества;

 - обогащение социального опыта дошкольников для встречи с другими народами;

 - совершенствование работы детского сада с семьей.

   Решение этих задач опирается на принципы:

 - принцип природосообразности ( близости к природе, культуре, учета возрастных и индивидуальных физических, психических, музыкальных особенностей детей);

 - учет реалий сегодняшнего времени и задач современного образования;

 - принцип межэтнической толерантности (терпимости) к разным культурам и народам;

 - комплексность работы (ДОУ, семья, социальные институты).

  В ходе работы была выдвинута следующая гипотеза:

 - если в дошкольном возрасте заложить основы национального самосознания и эту работу продолжить в школе, то чувство любви и уважения к своему народу, к его традициям и обычаям ребенок пронесет через всю свою дальнейшую жизнь.

  Основой для разработки модели послужил принцип тематического планирования  по разделам. Темы повторяются в течение года или несколько лет, постепенно усложняясь и обогащаясь новыми задачами в соответствии с возрастными особенностями. Сотрудничество взрослого с детьми строится с учетом индивидуальных потребностей и интересов дошкольников.

   Предлагаемая организация педагогического процесса имеет определенные преимущества:

 - во-первых, подчиненность отдельных тем различных видов деятельности общей теме раздела позволяет комплексно решать образовательные и воспитательные задачи;

 - во-вторых, есть возможность вариативного использования содержания методов и форм воспитания и обучения.

   Детский сад, семья и окружающая её среда оказывают на детей сильное влияние в плане освоения культуры того народа, той национальности, к которой принадлежит ребенок. Одной из проблем воспитания является воспитание любви к Родине, к родным местам, к краю предков.

   Интерес к народному искусству, к сохраненным и переданным из поколения в поколение традициям не иссякает. А в последнее время заявляет о себе с новой силой. Учитывая это, педагоги детского сада нашли путь воспитания культуры личности – пробуждению интереса к историческому наследию, национальным традициям Мордовии.

 - ознакомление с приветствиями и добрыми пожеланиями мордовского

   народа;

 - воспитание у детей правил хорошего тона;

 - ознакомление с мордовскими обрядами и праздниками.

  Определенное невнимание к непосредственно окружающей нас природе – «болезнь» не только ныне живущих поколений людей. Природа вокруг нас, она врывается в открытую форточку, и она прекрасна. Но для того, чтобы это ощутить, нужно желание и умение её видеть.

   Решение широкого круга задач предполагает использование всех форм организации детей, включая специально организованные занятия, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную самостоятельную деятельность самих детей.

   Созданная в детском саду предметно-развивающая среда обеспечивает возможность выбора детьми, совместно со взрослыми различных форм активности. Умело подобранный материал по национальному мордовскому фольклору, мордовские сказки, произведения мордовских писателей и поэтов не только знакомят с мордовскими обычаями, устоями, жизнью мордвы, но и оказывают благотворное влияние на нравственное и эстетическое воспитание

   

  Применение не практике предлагаемой модели формирования у детей национального самосознания позволяет активизировать и совершенствовать воспитательно-образовательную работу. Об этом свидетельствует анализ результатов целенаправленных наблюдений за детьми. Для мониторинга использовались следующие методы: индивидуальные беседы по сериям вопросов, наблюдение за поведением в специально создаваемой ситуации выбора. Анализ наблюдений показывает наличие у детей знаний о культуре, жизни, быте мордовского народа. Дети проявляют доброжелательное отношение к национальной культуре, у них соответствующие возрасту знания и представления, интерес и потребность узнать больше.

«Моя родословная»

      Эффективные средства и методы формирования у детей нравственного облика даны в разделе «Моя родословная»

   а) заинтересованностью родителей в углублении знаний детей о культуре мордовского народа;

     б) недостаточным уровнем знаний детей о семье, роде, доме и малой Родине.

     Цель: воспитание любви и уважения к окружающим; формирование у ребенка представления о себе как о представителе человеческого рода; привитие чувства доброты, красоты, справедливости на основе идеалов и чувства любви  к Родине.

     Пути реализации: создание предметно-пространственной среды; разработка перспективного планирования; осуществление воспитательно-образовательного процесса по разработанному тематическому плану.

     Ожидаемый результат:

     - усвоение традиционных для мордовской культуры форм общения в семье и норм поведения;

     - осознание своей индивидуальности;

     - гуманное отношение к своим близким, друзьям, другим людям;

     Основные принципы:

  1. Учет зоны ближайшего развития.
  2. Связь знаний и умений с жизнью и практикой.
  3. Преемственность прогрессивных элементов культуры (связь культуры

народа с лучшими традициями прошлого) и др.

     Особенности раздела:

     - интегрированный подход в преподнесении материала;

     - опора на опыт семейного воспитания.

     Работа включает следующие аспекты:

     а) использование исторического материала во всех видах деятельности;

     б) связь прошлого – настоящего – будущего.

     Средства, методы, приемы реализации: колыбельные песни, сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки, частушки, прибаутки; рассказы (исторические, искусствоведческие, природоведческие); сравнение, убеждение, приучение, благопожелание, рассматривание семейных альбомов, генеалогического дерева, музыкальное сопровождение и др.  Раздел состоит из 4-х циклов.

                                         

                                 

                                      Первый цикл «Я и моя семья»

 Задачи: воспитание любви, уважения и заботы к близким, привязанности к своей семье, роду; формирование стремления к совершенству семьи, рода (высокая нравственность, целомудрие, доброта).

     Работа по этому циклу на гармонию семейных взаимоотношений. Детям даются знания о том, что семейный очаг – свет и тепло, дружба и радость общения с близкими людьми. С помощью бесед, колыбельных песен, песен о матери, бабушке детям прививается любовь к матери, отцу, бабушкам и дедушкам. Использование произведений устного народного творчества и пословиц, например, «Материнское слово-святое слово», «Ближе мамы друга нет» и др.                                                                                                                                          

     В играх, особенно в сюжетно-ролевой «Семья», происходит игровое освоение традиций общения в семье, отношения к матери, отцу и другим членам семьи. Ребенок осознает, что в семье все работают ради каждого и каждый – ради всех. В совместном труде со взрослыми при выполнении поручений, дети осваивают трудовые навыки, необходимые в семье.

     При составлении вместе с родителями генеалогического дерева (четыре и более поколений), дети узнают сведения о предках, о знатных людях своего рода, чем они занимались. Ребенок начинает входить в роль почемучки: «Что во мне хорошего? За что меня любят? За что люблю я своих родителей?»

 и т. д.

     Проводятся экскурсии на место работы родителей, организуются совместно со взрослыми праздники и развлечения, игры. Ребенок рассказывает о досуге семьи.

     Чтение художественной литературы, где находят свое отражение принципы и модели поведения, свойственные данному циклу, помогает формировать эталонные представления ребенка о добре и зле, которые впоследствии служат ориентирами при моральной оценке собственного поведения.

                                      Второй цикл «Я и мое имя»

     Задачи: формировать у ребенка представление о значении своего имени, о себе как представителе человеческого рода, воспитывать чувства собственного достоинства, уверенность в себе.

     В основе работы этого цикла лежит ознакомление детей с идеалами народа о совершенстве личности. В именах нашли отражение все основные стороны «мордовского совершенства». Дохристианские мордовские имена были преимущественно самобытными, но использовались и заимствованные (славянские, тюркские).  

              Третий цикл «Мои родственники и друзья» 

Задачи: развитие чувства гордости за свой род, воспитание привязанности к нему, уважительного отношения к старшим, друзьям, гуманного отношения к другим людям,

     Через рассказы, рассматривания картин, фольклор дети узнают, что культ предков был очень распространен у мордвы, систематически поддерживался сознательным преувеличением роли старых и их опыта в жизни молодых. «Родителям  признаешься – не раскаешься», «Дом красен женщиной, двор – мужчиной» «Хорошо деду в старости, если внуки умные», «Ближе мамы друга нет» и другие пословицы, где много смысла о роли старших, способствуют пониманию ребенком их роли в семье.

     В воспитании детей принимали участие не только мать и отец, бабушка и дедушка, но и значительна была в этом роль и других родных и родственников. Детей – воспитанников детского сада с пяти лет знакомят со своими родственниками: Дети через сказки, пословицы, поговорки, песни узнают о хороших отношениях с родными. Традиционно каждый месяц отмечают дни рождения детей. На них обязательно приглашаются родственники именинников. На столах – мордовские национальные блюда. Проводятся праздники, развлечения с приглашением гостей. Так, постепенно, дети усваивают родственные отношения, учатся гостеприимству, упражняются в поисках добрых слов о родственниках и друзьях, описывают их внешний облик и нравственные качества, составляют письма родственникам, посещают больного друга и родственника.

                             

                            Четвертый цикл «Я и моя малая Родина»

     Задачи: обогащение представления детей о своей малой Родине, месте, где он родился и живет с родителями, воспитание привязанности и любви к родным местам. Родину мордва называют «шачема мастор», что в переводе означает «родимая земля».

     Люди давно узнали, что из привязанности к родным местам вырастает любовь к Родине. Любовь к Родине рассматривала в неразрывной связи с чувством национальной гордости. Начиная с колыбельных песен, потешек, сказок, дети изо дня в день знакомятся с поэтическим образом родины, атрибутами:  (Мокша ляй), тума (дуб). Первые пословицы, которые слышит ребенок: «В родном краю жизнь как в раю», «Человек без Родины, что птица без гнезда», «Родина для каждого – отец и мать» - воспитывают привязанность и любовь к родным местам.

     В повседневной жизни детям даются знания о своей малой Родине, о родном селе, графическом расположении республики и ее истории. Дети узнают о жизни знатных людей, прославивших село, республику. С этой целью проводятся экскурсии к памятнику, «Погибшим войнам» и в музей и другим достопримечательным местам родного села.

     Рано еще говорить о безусловном успехе, но возросший интерес педагогов и родителей к формам воспитания ребенка на народных традициях дает нам право надеяться на положительные результаты. Наши воспитанники твердо знают правила: «Добро муравья – для леса, а добро человека – для всего света», «Доброе дело добром оплачивается», «Люби и цени свою семью, знай: в семье лад, так и не нужен клад», «Цени отчизну свою», «Дерево крепко корнями, а отчизна сыновьями».  

«Мордовское гостеприимство»

    Интерес к народному искусству, к сохраненным и преданным из поколения в поколение традициям не иссякает. А в последнее время заявляет о себе с новой силой. Учитывая это, педагоги детского сада нашли путь воспитания культуры личности – пробуждение интереса к историческому наследию, национальным традициям Мордовии. Создание мини-музея, где дети знакомятся с предметами старины, система ознакомления с мордовским фольклором, а через него с традициями мордовского народа, фрагментами обрядовой культуры, пропаганда мордовской национальной кухни – нашли отражение в разделе «Мордовское гостеприимство».

   Цель: приобщение детей к национальным традициям гостеприимства, формирование специальных знаний и умений по приготовлению мордовских блюд, особенностей сервировки стола, общей культуры личности (общения, правил поведения), уважения и доброе отношение к людям.

1этап. Ознакомление с приветствиями и добрыми пожеланиями мордовского народа.

  Основы культуры общения – соблюдение этических норм речевого этикета. Это речевые правила, которые определяют использование этикетных формул, т.е. слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения мордовского народа: приветствие и прощание, обращение и благодарность, знакомство и приглашение, согласие и отказ, поздравление и благожелания. Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддерживанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между детьми, детьми и взрослыми. Речевое обучение детей предполагает, во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных выражений мордовского народа, во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения.

  2 этап. Воспитание у детей правил хорошего тона.

 Работа с детьми проводится в двух направлениях:

Ознакомление

1. С вежливыми словами традиционного приглашения

2. С обрядами

Знакомство:

а) со словами;

б) этикетными выражениями

    Пути реализации:

  • подбор художественного слова: пословиц, поговорок, сказок, потешек, песен, примет;
  • проведение тематических дней:

  Педагогическая деятельность реализуется в четырех блоках:

1. Блок специально организованного обучения в форме занятий.

   Дети знакомятся:

  • со словами и выражениями, отражающими национальную специфику;
  • с приметами к приходу гостей;
  • с пословицами и поговорками;
  • с мордовскими песнями и танцами.

2. Блок совместной деятельности педагога с детьми.

Этот блок включает разнообразные формы активности:

  • беседы с детьми о праздниках, обычаях, традициях;
  • рассматривание репродукций картин, иллюстраций;
  • рассматривание мордовских узоров, образцов мордовской вышивки;
  • прослушивание произведений мордовских композиторов;

3. Блок свободной самостоятельной деятельности детей.

  Для реализации задач создается предметно-развивающая среда:

  • оформление игровых уголков в группе, где дети обыгрывают полученные знания и умения.

4. Блок совместной деятельности детского сада и семьи.

 Включает разнообразные формы и методы работы:

*праздники и развлечения;

* наглядная агитация;

*дни открытых дверей;

*устный журнал.

   Ожидаемые результаты:

  Раздел «Мордовское гостеприимство» позволит дать основу для реализации задач по формированию у детей национального самосознания посредством обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа, обеспечивать личностное развитие ребенка, развивать чувство национальной гордости, почтительности, уважительное отношение к окружающим; позволит расширить кругозор детей о культуре мордовского народа, о его традициях и обычаев.

Природа  родного  края.

   

  Познать родной край, природу мордовской земли помогает раздел  «Природа родного края». Раздел  рассчитан на детей 4 лет, состоит из двух направлений: «Мир живой природы», « Мир неживой природы»

   

 Цель данного раздела:

-формирование представления о многообразии природы Мордовии.

Задачи:

1.Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе родного

   края. 

2. Через красоту и многообразие природы показать детям величие нашей страны.

3. Обогащать знания детей о живой и неживой природе родного края.

  Пути реализации:

1.Разработка  перспективно – тематического плана для всех возрастных

  групп.

2.Разработка  цикла занятий по разделам «Птичий  город», « Мир

   насекомых», « Тайна деревьев», «Царство трав», «Неживая  природа вокруг

   нас».

3. Проведение тематических дней.

4. Оформление альбомов  «Ягоды», «Грибы», «Озеро Инорка», «Птицы»,

   «Лекарственные растения», создание коллекции «Природные богатства

   нашего края».

5. Создание соответствующей развивающей среды: зоны природы в группах, организация общения с природой ближайшего окружения, картинная галерея «Времена года», природоведческая библиотека.

6. Организация кружковой работы.

7. Создание эмоционально-насыщенной атмосферы в детском саду.

                              Национальная гордость

Мордва – самый большой народ в семье финно-угорских народов Российской Федерации. История которого насчитывает не менее двух тысячелетий. Сформировавшись в глубокой древности, мордва прошли длительный путь исторического развития, пережила многие исторические события и создала богатую, самобытную материальную и духовную культуру, сохранив её и поныне. В веках и тысячелетиях решалась главная задача людей - вырастить свою смену доброй, умной, трудолюбивой. По крупицам собираем мы опыт людей, известных своими педагогическими достижениями, порой забывая о том необъятном, близком и родном, процеженном веками, педагогическом опыте своего народа.

Цель данного раздела: формирование у детей бережное отношение к материальным и духовным святыням своей малой Родины.

Задачи:
1.Знакомить детей дошкольного возраста с произведениями живописи и скульптуры.

2. Воспитание свободной, творческой личности на основе знакомства детей с лучшими людьми.
3. Обогащение духовного мира ребенка..
4. Воспитание интереса детей к истории мордовского народа, формирование начал национального самосознания, уважительного и
 доброго отношения к людям других национальностей.

5. Воспитание интереса к произведениям мордовской художественной литературы.

6. Формирование чувства национальной гордости.

Пути реализации:
- разработка перспективного планирования;
- проведение тематических занятий, бесед, экскурсий, посещение музеев;       - взаимодействие детского сада, семьи и социальных институтов.

Ожидаемые результаты:

Работа по данной технологии:

 -  позволит сформировать у ребенка чувства гордости за достижения народов, проживающих на территории Мордовии; уважительное отношение к истории мордовского народа;

 - даст возможность через интеграцию искусств сформировать у ребенка начала национального самосознания, уважительного и доброго отношения к людям других национальностей;