Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Приобщение детей к мордовской национальной культуре» «Мордовский фольклор»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Знакомство детей с мордовскими пословицами и поговорками. Заучивание заклички "Солнышко выйди - выйди". Отгадывание загадок об овощах. Проведение мордовской народной игры "Раю-Раю". Закрепление знаний детей о мордовских народных сказках: "Благодарный медведь", "Лиса и медведь", "Как собака друга искала", "Яраска" и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mordovskiy_folklor.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Приобщение детей к мордовской национальной культуре»

«Мордовский фольклор»

Задачи: -продолжать расширять и углублять знания детей о мордовском фольклоре;

-развивать у детей умение выделять жанровые особенности фольклорных произведений;

-воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству;

-формировать устойчивый интерес к речевой деятельности;

-развивать поэтический слух, умение чувствовать богатство литературного языка;

-обогащать внутренний мир детей добрыми чувствами, прибегая к использованию фольклорного слова, на эмоционально-чувственной основе формировать доброе, высоконравственное отношение к окружающему миру.

Материал: вылепленные из теста и раскрашенные детьми фигурки птичек «жаворонки», веточки вербы, национальная одежда, предметы быта и орудия труда (находящиеся в музее «Национальная изба»).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, снова на нашей мордовской земле наступила весна. Все рады приходу весны! Рады взрослые и дети! Рады звери и птицы! Давайте вспомним пословицы о весне.

Дети: 1. Весна красна цветами, осень – пирогами (Тундась мазы панчфса, сексень – серонь тяньфса).

2. Весна богата солнцем, осень – хлебом (Тундась козя синса, сексень – кишса).

3. Весенняя песня осенью завершается (Тундась морось сексенда аделяви).

4.Весна красна цветами, лето – хлебами (Тундась мазы цеця курось, кизесь – сюросо).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сколько мудрых пословиц вы назвали! Пословицы – это поучительные изречения. Не зря в народе говорят: «Сама пословица с птичий клюв, а мудрости в ней целое озеро».

Ребята, пока мы с вами о весне пословицы вспоминали, погода за окном испортилась. Как нам не хватает солнышка. Давайте позовем его!

Дети: Солнышко, выйди, выйди,

Получишь ложку каши!

Солнышко, выйди, выйди,

Получишь красного петушка!

Чика листь, листь,

Оев каша пенч максан!

Чика листь, листь,

Якстеря атяки теть максан!

Воспитатель: Солнышко нас услышало и выглянуло из-за тучи. Посмотрите, как оно засияло. А теперь пора нам отправляться в гости к бабушке Дуне. Она нас давно уже ждет. (Посещение национального музея в ДОУ).

Бабушка Дуня: Здравствуйте, ребятки! Шумбрат! Присаживайтесь! Я вас ждала! Все здесь прибрала, все дела переделала, за водой сходила, домашних животных накормила в огороде скоро буду грядки сажать. Хотите узнать, какой урожай я соберу осенью? Слушайте мои загадки.

  1. У меня есть серая курица,

Несет яички в земляные гнезда (Картофель)

  1. На грядке медвежьи головы

Без глаз, без ушей (Тыква)

  1. Сорок рубашек на ней,

Высокий корень под ней (Капуста)

  1. На грядке кустик,

На каждой ветке красная девица (Помидор)

Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. Ребята, хотите узнать, как встречали весну в старину? Скажите, что возрождает все живое к жизни?

Дети: Солнышко.

Бабушка Дуня: Конечно, вы правы! Это солнышко. Наши предки верили, что добрые силы природы услышат их придут им на помощь в их делах. Поэтому они поклонялись солнышку. На масленицу пекли круглые блины, похожие на солнце, водили хороводы, жгли круглые костры. А еще пекли из теста фигурки птичек «жаворонков», выходили с ними в поле и зазывали перелетных птиц. Мы с вами тоже лепили из теста фигурки птичек «жаворонков», а потом их раскрашивали. Сейчас каждый из вас возьмет и положит на ладошку своего «жаворонка». Мы тоже будем зазывать в наш край перелетных птиц. (Дети выполняют танцевальные движения и произносят слова заклички)

«Птички – невелички летите к нам,

С первым весенним теплым ветерком»

Бабушка Дуня: Взрослые и дети любили играть в веселые шумные игры.

Подвижная игра «Раю-Раю»

Бабушка Дуня: Еще у мордвы с давних времен особым уважением пользовалась, верба! Верба – это первое растение, которое сообщает нам о том, что скоро оживет природа, придет тепло. Также считалось, что верба имеет свойства придавать здоровье и жизненные силы людям и животным. У мордвы был обряд «Хлестание вербой». Давайте и мы поиграем в игру «Верба хлыст». (Дети стоят в кругу, ведущий бегает с вербой в руках и дотрагивается до детей. Дети должны подпрыгивать, кто не успеет подпрыгнуть, тот водит).

Бабушка Дуня: Издавна славился мордовский народ не только веселыми играми, плясками да песнями, но и своим трудолюбием. А с веселой песней и дело быстро спорится. Мы с вами сейчас попробуем выполнить ту работу, с которой легко справлялись умелые руки мордовских мастериц и мастеров. (девочки наматывают на веретено нить с клубка определенным способом. А мальчики придерживают клубки в ладошках так, чтобы клубок вращался, но не падал из рук. Затем девочки держат веретено так, чтобы оно вращалось вокруг своей оси, а мальчики наматывают нить с веретена в клубок).

Бабушка Дуня: Долгими осенними и зимними вечерами рассказывали взрослые друг другу и детям мордовские сказки, которые дошли и до нас. А какие мордовские сказки вы знаете?

Дети: «Благородный медведь», «Лиса и медведь», «Как собака друга искала», «Яраска», «Девочка серебряный зубок» и др.

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии вы много узнали нового о мордовском народе, его культуре и традициях. И сами показали свои знания и умения. Я думаю, что вы и в дальнейшем будете накапливать представления о мордовском народном искусстве, культуре, о традициях и обычаях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме "Согласование существительных с числительными "два", "две"..

Согласование существительных с числительными -очень трудная задача для дошкольника с ОНР.Надеюсь, мое занятие поможет детям преодолеть эти трудности....

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» «Русский фольклор» Вид проекта: познавательно-творческий.

laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о ...

Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Еда без вреда» Тема занятия: « Карлсон в гостях у ребят»

Представленный конспект занятия носит характер опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Данное мероприятие направлено на создание условий для формирования у старш...

Конспект открытого НОД в старшей группе по теме: «Приобщение к устному народному творчеству русских сибиряков»

Организация непосредственно образовательной  деятельности детей в старшей группе по теме :  «Приобщение к устному народному творчеству русских сибиряков» Автор конспекта НОД...

Конспект открытого занятия в старшей группе по физической культуре «Волк и семеро козлят»

Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.Задачи:Обучающие:Совершенствовать технику выполнения:· Упражнять детей в разных видах ходьбы и бега.·...

Конспект открытого занятия в старшей группе по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста « Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта».

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем вид...