Главные вкладки

    Парциальная программа "Здоровый ребенок"
    методическая разработка (средняя группа) по теме

    Бадаева Туяна Мэлсовна

    .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл partsialnaya_programma_mbdou.docx33.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Республики Бурятия

    МБДОУ Верхне – Ичетуйский детский сад «Туяа»

    Парциальная программа

    «Здоровый ребенок»

                       

                           

    Руководитель разработки: Бадаева Т.М.

    2012г.

            Программа создана на основе программы Л.Н.Волошиной – инструктора по физической культуре I квалификационной категории.

    Актуальность: 

    • Изменилась действительность, окружающая детей. На смену увлекательным дворовым играм пришли не менее увлекательные – компьютерные.

              Все чаще можно встретить во дворе скучающих, равнодушных к спортивным и подвижным играм, слабых и неумелых мальчишек и девчонок. Многие ребята перестали выходить играть во двор, отдавая предпочтение малоподвижным видам деятельности: телеиграм, занятиям с конструкторами, просмотру мультфильмов. Это подтверждает озабоченность педагогов и врачей: мало, очень мало двигаются дети! А для ребенка потеря в движениях – это потеря в здоровье, знаниях, развитии. Именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.

    Цель:

    • Апробировать программу «Здоровый ребенок» на базе МБДОУ Верхне – Ичетуйский детский сад «Туяа», создать условия для физического развития, обогащения двигательного опыта, развития физических качеств через освоение подвижных игр и игр с элементами спорта.

         

    Задачи:

    • Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
    • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, а также ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. 

    Практическая значимость:

    • Игры с элементами спорта способствуют собственной активности и творчеству подвижных играх в дальнейшем в школе и во дворе.

     Принципы программы:

    • Научная обоснованность
    • Комплексно – тематический принцип
    • Принцип интеграции образовательных областей

    Целевые ориентиры:

    • У ребенка сформирован устойчивый интерес к подвижным играм и к играм с элементами спорта.
    • Развит двигательный опыт новыми двигательными действиями.
    • Развиты двигательные способности.
    • Развиты положительные морально – волевые качества.
    • Сформированы навыки и стереотипы здорового образа жизни.

          Целевые ориентиры – это «возможные достижения ребенка» – не обязательные, но возможные и желательные достижения в его физическом, интеллектуальном и личностном развитии.

    План работы

    1. Изучение программы Л.Н. Волошиной
    2. Внедрение программы «Здоровый ребенок» в образовательный процесс.
    3. Работа с родителями.

    Схема первоначального разучивания технических элементов спортивных игр.

    • Ознакомление со спортивной игрой в целом посредством использования методов слова и наглядности.
    • Первоначальное разучивание наиболее простых технических приемов при помощи их вычленения из сложного комплекса специальных действий и движений, характерных для изучаемого вида спортивной игры.
    • Углубленное разучивание простых специальных движений. Доведение их до уровня навыка. Разучивание на их основе элементарных связок и комбинаций.
    • Закрепление простых комбинационных действий и движений специально направленного характера с использованием методов частичного регламентированного упражнения.
    • Совершенствование основных технических приемов, характерных для изучаемой игры, с использованием игрового и соревновательного методов.
    • Первоначальное разучивание элементарной тактической схемы игры по упрощенным правилам.
    • Углубленное разучивание как элементарных, так и более сложных тактических схем.
    • Закрепление основного тактического рисунка игры.
    • Решение простых тактических задач посредством использования технических приемов, двигательных действий и движений, характерных для изучаемой игры.
    • Совершенствование игры через развитие интереса к ней.

    Принципы обучения детей движениям

    Общедидактические принципы обучения

    Особенности реализации в физическом воспитании

    Принцип развивающего обучения

    При обучении движениям следует учитывать «зону ближайшего развития», т.е. предлагаемые упражнения должны опережать имеющиеся у детей в данный момент уровень умений и навыков.

    Принцип воспитывающего обучения

    В процессе обучения обязательно решаются воспитательные задачи (воспитание настойчивости, смелости, выдержки, нравственно – волевых качеств)

    Принцип сознательности

    Основополагающий принцип обучения движениям. Он предполагает понимание ребенком сути того или иного движения, которое он производит. Впервые принцип был введен П.Ф.Лесгафтом. начиная с трех лет, ребенка постепенно подводят к пониманию сути движения, умению сравнивать качественные характеристики (темп, ритм, амплитуду), мышечно ощущать движение.

    Принцип систематичности

    Суть принципа раскрывается в чередовании нагрузки и отдыха, во взаимосвязи между различными сторонами содержания физкультурных занятий.

    Принцип доступности

    Принцип предусматривает обучение детей с учетом возрастных, половых особенностей и индивидуальных различий, уровня их физической подготовленности. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения физических упражнений. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого. Обучение надо вести в несколько замедленном темпе.

    Принцип наглядности

    Суть принципа заключается в создании у ребенка с помощью различных органов чувств представлений о движении. В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в регулировании движения, можно говорить о зрительной, слуховой, тактильно – мышечной наглядности.

    Принцип индивидуализации

    Этот принцип обязывает учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, обеспечить здоровый образ жизни в дошкольном учреждении каждому ребенку с учетом состояния его здоровья, развития, интересов; дифференцировать задания, физические нагрузки, а также приемы педагогического воздействия.

    Принцип оздоровительной направленности

    Специфический принцип физического воспитания требует средствами физических упражнений укреплять здоровье. Физические нагрузки давать адекватно возрасту, полу ребенка , уровню физического развития и состоянию здоровья. Сочетать двигательную активность с общедоступными закаливающими процедурами; включать в комплексы физических упражнений элементы дыхательной гимнастики, упражнения для повышения выносливости; повышать двигательную активность, осуществлять медицинский контроль за физическим развитием; обеспечить рациональный общий и двигательный режим в дошкольном учреждении, создавать оптимальные условия для игр и занятий детей. Помнить, что педагог несет ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка.

    Методы обучения детей движениям

        Метод – система действий педагога в процессе обучения движениям в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения.

    Методы обучения

    Приемы как части метода, дополняющие и конкретизирующие его

    Цель

    Наглядный метод

    1. Наглядно – зрительные приемы:

    –  показ физических упражнений;

    – использование наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии);

    – имитация (подражание);

    – зрительные ориентиры (предметы, разметка поля).

    2. наглядно – слуховые приемы: музыка, песни.

    3. тактильно – мышечные приемы: непосредственная помощь воспитателя.

    Создает зрительное, слуховое, мышечное представление о движении. Важно обеспечить яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребенка.

    Словесный метод

    Объяснения, пояснения, указания, подача команд, распоряжений, сигналов, вопросы к детям, образный сюжетный рассказ, беседа, словесная инструкция.

    Обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движения.

    Практический метод

    – повторение упражнений без изменения и с изменениями;

    – проведение упражнений в игровой форме;

    – проведение упражнений в соревновательной форме.

    Закрепляет на практике знания, умения и навыки в основных движениях, способствует созданию мышечных представлений о движении.

    Спортивные игры

         Элементы соревнования проводятся в следующей последовательности усложнения:

    1. В начале обучения соревнования проводятся на точность выполнения действий.
    2. Затем на скорость выполнения движений, сначала между отдельными детьми, а в дальнейшем между группами детей.
    3. После этого, возможно проводить упражнения с элементами соревнования, которые требуют не только точно, но и быстро выполнить движения.

    Комплексное планирование

    Спортивные подвижные игры

    Задачи

    Период

    Футбол

    Ознакомление со спортивной игрой в целом посредством использования методов слова и наглядности.

    Разучивание наиболее простых технических приемов.

    Сентябрь

    Футбол

    • Углубленное разучивание простых специальных движений. Доведение их до уровня навыка. Разучивание на их основе элементарных связок и комбинаций.

    Октябрь

    Катание на велосипеде

    • Совершенствование основных технических приемов, характерных для катания на велосипедах, с использованием игрового и соревновательного методов.

    Ноябрь

    Скольжение по ледяным дорожкам

    • Решение простых тактических задач посредством использования технических приемов, двигательных действий и движений, характерных для скольжения по ледяным дорожкам.

    Декабрь

    Катание на санках

    • Совершенствование игры через развитие интереса к ней.

    Январь

    Ходьба на лыжах

    • Ознакомление со спортивной игрой в целом посредством использования методов слова и наглядности.

    Февраль

    Летающий мяч

    • Совершенствование основных технических приемов, характерных для игры «Летающий мяч», с использованием игрового и соревновательного методов.

    Март

    Баскетбол

    Ознакомление со спортивной игрой в целом посредством использования методов слова и наглядности. Разучивание наиболее простых технических приемов.

    Апрель

    Баскетбол

    Углубленное разучивание простых специальных движений. Доведение их до уровня навыка. Разучивание на их основе элементарных связок и комбинаций.

    Май

           Представленное в программе планирование условно определяет срока проживания каждой из тем. Если дети устают от многократного обращения к одной и той же теме, теряют интерес к ней, необходимо найти что – то новое внутри рассматриваемой проблемы или перейти к другому проекту. Проекты могут быть рассчитаны на неделю, на несколько дней или даже на один день.

            Разрабатывать проекты заранее в начале года не следует: когда подойдет время, придется вносить коррективы в планы в связи новыми обстоятельствами и проблемами, возникшими в группе, селе, стране, и подстраивать их под достигнутый детьми уровень развития. Так в прошлом Олимпийском 2014 году мы с педагогами разработали краткосрочный проект «Пять колец» (Приложение 1).

    Предметно – развивающая среда

    • Физкультурный уголок.
    • Изготовление атрибутов к подвижным играм и играм с элементами спорта.
    • Иллюстрации спортивных игр.
    • Видеоматериалы, слайды, использование ИКТ по тематике.
    • Художественная и познавательная литература по тематике.
    • Стенды, плакаты по играм с элементами спорта.

    Взаимодействие с родителями

    • Консультации на тематику
    • Родительское собрание по тематике
    • Благоустройство ДОУ и спортивной площадки на участке.
    • Приготовление атрибутов к подвижным играм и играм с элементами спорта.
    • Спортивные праздники и досуги с участием родителей.
    • Домашнее задание по тематике.

           Для всестороннего воспитания и развития ребенка немало – важно направление: воспитатель – ребенок – родитель. Огромное значение имеет процесс взаимодействия детского сада и семьи. Только совместными усилиями мы можем воспитать настоящего человека.

    Задачи:

    • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.
    • Создать атмосферу общности интересов.
    • Обогащать и активизировать воспитательские умения родителей.

    Диагностика физического развития проводится 2 раза в год,

    в начале  и конце года.

    Ф.И детей

    Активность

    Быстрота

    Сила

    Ловкость

    Ориентировка в пространстве

    Оценивается по 3 – бальной системе

    1 балл – критический

    2 балла – допустимый

    3 балла – оптимальный

            Надеемся, что данная программа поможет нам систематизировать реализацию образовательного процесса.

    Литература:

    1. Программа Л.Н.Волошиной «Играйте на здоровье».
    2. Дошкольное воспитание № 5 2014г.
    3. Оздоровительная гимнастика. Л.И.Пензулаевой.
    4. Физкультурно – оздоровительная работа. О.В.Музыка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Т.Н. ДЕВЯТОВОЙ

    Обобщение опыта по внедрению парциальной программы Т.Н.Девятовой "Звук-волшебник"...

    Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи).

    Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи). Е.Н. Колесник....

    Парциальные программы

      ПРОГРАММА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева) Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - вос...

    Парциальная программа "Маленькие фантазеры"

    Программа "Маленькие фантазеры" направлена на обучение старших дошкольников творческим описаниям....

    Парциальная программа "ВОЙВЫВ ДЗОРИДЗЪЯС" по обучению русскоязычных детей коми языку

    Последние годы характеризуются всплеском национального самосознания у всех народов. Одна из наиболее острых проблем на сегодняшний день - сохранение родного языка.Успех в возраждении коми языка зависи...

    Авторская парциальная рабочая программа «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку

    Авторская парциальная рабочая программа«Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку...