Парциальная программа "Маленькие фантазеры"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Диброва Татьяна Николаевна

Программа "Маленькие фантазеры" направлена на обучение старших дошкольников творческим описаниям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_-_malenkie_fantazery.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Родничок»

Парциальная программа

«Маленькие фантазеры»

Составила воспитатель:

Диброва Татьяна Николаевна

г. Советский

2011г

Оглавление:

  1. Пояснительная записка…………………………………………… стр. 3
  1. Цель
  2. Задачи
  3. Новизна
  4. Адресат
  5. Ожидаемый результат
  1. Педагогическая диагностика……………………………………... стр. 6
  2. Этапы реализации ………………………………………………… стр. 12
  3. Работа с родителями……………………………………………… стр.19
  4. Методическое обеспечение………………………………………...стр.20
  5. Тематическое планирование…………………………………….....стр.23
  6. Список литературы…………………………………………………стр.29

                                                                             

 Творчество – это способность

                                   удивляться и познавать,      умение находить решение

в нестандартных ситуациях,

нацеленность на открытие нового и склонность

к глубокому осознанию своего опыта.

                                                                                                           Д. Гилфорд .  

Пояснительная записка.

Актуальность программы связана с тем, что ориентировка образования на общечеловеческие смыслы доказывает необходимость воспитания ребенка в духе созидательного, гармоничного и творческого отношения к действительности. Хорошо известно, что истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы. Интерес педагогов и психологов к творческой деятельности детей обусловлен ее важностью для развития личности ребенка. В «Концепции дошкольного воспитания» творчество детей рассматривается как предпосылка формирования базиса их личностной культуры и указывается на необходимость усиления работы в формировании творческой направленности в любой деятельности ребенка .

Л.С. Выготский,  определил творческую деятельность как «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

Творчество, как основа всякой деятельности, одинаково проявляется со всех сторон культурной жизни. Все, что окружает нас и сделано рукой человека, весь мир культуры – это все является, продуктом человеческого творчества. Можно сказать, что без творчества человек и общество не могут развиваться и преобразовывать мир. Поэтому так необходимо развивать творчество, начиная с дошкольного возраста.

Развитие творческих проявлений у дошкольников по мнению педагогов психологов: Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов и другие, происходит в различных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, игровой, речевой.

О необходимости развивать творчество у детей дошкольного возраста указываются в нормативно-правовых документах. В Концепции дошкольного воспитания говориться  о том, что быть человеком – это значит не только быть «таким как все», владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами, способностями, творчеством  - креативной личностью.

О необходимости воспитывать творческую личность, инициативного человека, индивидуальность, готовую к нестандартным решениям и поиску - указывается и в Концепции модернизации образования.

В программах обучения, воспитания, развития дошкольников пробуждение у них интереса к творчеству в разных видах деятельности рассматривается как одна из задач. Одной из видов деятельности, в которой развивается творчество дошкольников, является речевая деятельность. Проблема обучения детей творческим монологам привлекала многих  педагогов- психологов: Л.В. Ворошнину, О.М. Дьяченко, А.А. Зрожевскую, Э.П.Короткову, О.С.Ушакову и др. Почти во всех этих исследованиях в процессе творческого рассказывания дети ориентированы на создание повествовательных текстов. Описание как тип монологической речи включается лишь как компонент повествовательного рассказа. Однако отведение описательному тексту только второстепенной роли нельзя считать справедливым. Творческие описательные рассказы – это создание новых необычных образов. Такая деятельность понятна и интересна детям, и ее можно рассматривать как самостоятельную творческую задачу.

       Таким образом, проанализировав «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой раздел «Развитие речи», пришла к выводу, что внимания уделяется   творческому повествованию, а обучение творческому описанию почти не рассматривается. В связи с этим  встала проблема – неумение детей составлять творческие описания, логично высказывать свои мысли. Поэтому мною была разработана  программа «Маленькие фантазеры». При разработке использована базовая «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, «Программа развития речи дошкольников» О.С.Ушаковой.

Цель программы : формировать у  детей старшего дошкольного возраста умения  создавать творческие описания; развивать творческие способности.

Задачи программы:

  1. Совершенствовать описательные умения детей, последовательно выделять и перечислять признаки объектов описания, опираясь на обобщенные представления о построении описания;
  2. Развивать умения использовать выразительные языковые средства, необходимые для образной характеристики объектов описания, а также творческое воображение;
  3. Познакомить детей со способами создания новых образов (типизация, гиперболизация и агглютинация) и учить использовать эти способы на практике при создании творческих описаний.
  4. Формировать умения логически связывать предложения в тексте между собой и использовать различные средства межфразовой связи в описательных монологах;
  5. Воспитывать интерес к творческому процессу, стремление создавать нечто новое, внимание к продуктам творчества сверстников и тактичность при их оценке.

Новизна и отличительная особенность состоит в том, что в разработанной программе «Маленькие фантазеры» раскрыта сущность, значение, содержание, структура системы работы по обучению старших дошкольников творческим описаниям; материалы работы могут использоваться в практике обучения детей составлению творческих описаний.         

Адресат программа рассчитана на два года обучения 5-7 лет (старшая и подготовительная к школе группа). Занятие проводится 1 раз в месяц. Работа вне занятий проводится ежедневно. Индивидуальная работа с детьми проводится по мере необходимости, когда ребенок не усвоил материал.

Ожидаемый результат

Дети к концу  подготовительной к школе группе  должны уметь  :

- последовательно выделять и перечислять признаки объектов описания, опираясь на обобщенные представления о построении описания;

- логически связывать предложения в тексте между собой и использовать различные средства межфразовой связи в описательных монологах;

-  использовать выразительные языковые средства, необходимые для образной характеристики объектов описания.

          - использовать способы создания новых образов (типизация, гиперболизация и агглютинация)  на практике при создании творческих описаний;

          - самостоятельно создавать творческие описания.

Педагогическая диагностика

     Мониторинг усвоения программного материала проводиться на основе педагогической диагностики.

      Цель: выявить знания, умения, навыки составлять творческие описания у детей старшего дошкольного возраста.

         Педагогическая диагностика проводиться  в виде беседы, контрольных занятий, на которых детям задаются вопросы и даются задания, на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, «Программы развития речи дошкольников» О.С.Ушаковой.

Объем описательных монологов у дошкольников

(данные А.А.Зрожевской)

Единицы монолога

В монологах детей 5-го года жизни

В монологах детей 6-го года жизни

В монологах детей 7-го года жизни

Предложения

5

7

11

Слова

11

28

42

Критерии и показатели оценки качества детских описаний в старшей группе :

Критерии

Показатели

1

Полнота описания

- количество названных признаков объекта;

- точность в определении признаков;

- выделение главных признаков.

2

Последовательность

- логичность перечисления признаков;

- соблюдение описательной структуры.

 

3

Связность

- использование различных способов межфразовой речи;

- согласованность слов в предложениях.

4

Образность

- наличие в описании средств выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры и т.п.);

- разнообразие используемых средств выразительности.

Выделенные по каждому из шести критерию показатели оценивались по трехбалльной шкале:

- 1 балл – низкий уровень – показатель слабо выражен;

- 2 балла – средний уровень – показатель частично проявляется;

- 3 балла – высокий уровень – показатель выражен ярко.

Таким образом, максимальный балл за одно творческое описание составляет 27 баллов. Для определения уровней сформированности умения составлять творческие описания использовалась серия их трех заданий творческого характера.

 Критерии уровней: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень описательных умений – 27-20 баллов. Объем описательных монологов достаточный. Ребенок без помощи взрослого составляет полное и развернутое описание. Все предложения в тексте и слова в предложениях связаны между собой. Ребенок в описании применяет различные образные средства и интонационно выразительно описывает свой объект. Количество предложений в описании – 5-7, слов – 20-28.

Средний уровень описательных умений – 20-10 баллов. Объем описательных монологов допустимый. Ребенок выполняет задание с незначительной помощью взрослого. Все предложения в описательном тексте связаны по содержанию, но применяются однотипные средства связи. Порядок описания имеет некоторые погрешности объект охарактеризован схематично, нет достаточно полной и исчерпывающей картины его образа, какие-либо его признаки могут быть упущены. Образные средства используются редко. Количество предложений в описании – 3-5, слов – 12-20.

Низкий уровень описательных умений –10 и меньше баллов. Описательный монолог короткий. При его создании ребенку требуется существенная помощь в виде наводящих вопросов. Ребенок с трудом описывает знакомый объект. При этом в описании связь предложений выражена слабо. В основном используются односоставные предложения. Нарушена последовательность в перечислении признаков и в построении структуры описания. Количество предложений в описании – 2 и меньше, слов – меньше 12

Вопросы и задания для выявления знаний, умений, навыков составления творческих описаний у  детей старшего дошкольного возраста

Задание 1. Опиши куклу (для девочки)», машину (для мальчика).

Цель: выявить умения детей составлять описательный рассказ.

Задание 2. Придумай и опиши куклу (машинку), какой еще не было ни у кого.

Цель: выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, опираясь на представления о типичных чертах игрушки, имеющиеся в жизненном опыте.

Задание 3. Придумай и опиши сказочную принцессу (героя).

Цель: выявить умение детей придумывать и описывать вымышленный персонаж.

Критерии и показатели оценки качества детских описаний в подготовительной к школе группе :

Критерии

Показатели

1

Самостоятельность

— без помощи взрослого составляет полное и развернутое описание;

— самостоятельно выбирает объект творческого описания.

2

Связность

— все предложения в тексте логически связаны между собой;

— используются разнообразные языковые средства связи;

— соподчиненность слов в предложениях (грамматическая связь).

3

Последовательность

(логичность описания)

— правильная композиционная структура описательного текста;

— соблюдается определенный порядок перечисления признаков.

4

Оригинальность

— придумывает и описывает совершенно новый образ;

— использует в описании нестандартные речевые обороты.

5

Выразительность (образность)

— использует разнообразные образные средства;

— интонационно выразительно описывает свой объект.

6

Полнота описания

— имеется достаточное количество отраженных в описании признаков объекта (детализированность описания);

— достаточное количество предложений в описании – 7-11 (30-42 слова).

Таким образом, максимальный балл за одно творческое описание составляет 39 баллов. Для определения уровней сформированности умения составлять творческие описания использовалась серия их трех заданий творческого характера.

 Критерии уровней: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень творческих описательных умений – 39-30 баллов. Объем описательных монологов достаточный. Ребенок без помощи взрослого составляет полное и развернутое описание. Все предложения в тексте и слова в предложениях связаны между собой, для этого используются разнообразные языковые средства связи. Порядок следования предложений в тексте определяется выбранной последовательностью описания. Композиционная структура соответствует структуре описательного текста. Ребенок в описании применяет различные образные средства и интонационно выразительно описывает свой объект. Описания детализированы – имеется достаточное количество отраженных в описании признаков объекта. Количество предложений в описании – 9-11, слов – 31-42.

Средний уровень творческих описательных умений – 29-20 баллов. Объем описательных монологов допустимый. Ребенок выполняет задание с незначительной помощью взрослого. Он пробует придумывать и описывать новый объект. Все предложения в описательном тексте связаны по содержанию, но применяются однотипные средства связи. Порядок описания имеет некоторые погрешности, придуманный объект охарактеризован схематично, нет достаточно полной и исчерпывающей картины его образа, какие-либо его признаки могут быть упущены. Образные средства используются редко. Количество предложений в описании – 5-8, слов – 20-30.

Низкий уровень творческих описательных умений –19 и меньше баллов. Описательный монолог короткий. При его создании ребенку требуется существенная помощь в виде наводящих вопросов при выборе воображаемого объекта и его описании. Чаще всего детям с этим уровнем описательных умений не удается придумать и описать новый объект. Ребенок с трудом описывает знакомый объект. При этом в описании связь предложений выражена слабо. В основном используются односоставные предложения. Нарушена последовательность в перечислении признаков и в построении структуры описания. Имеются ошибки в построении текста, речевой материал в тексте частично или полностью не соответствует теме. Количество предложений в описании – 4 и меньше, слов – меньше 20.                    

Вопросы и задания для выявления знаний, умений, навыков составления творческих описаний у  детей подготовительной к школе группе

Задание 1. Придумай и опиши игрушку, которую ты хотел(а) бы, чтобы тебе подарили. 

Цель: выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи – составить творческое описание, опираясь на представления о типичных чертах игрушки, имеющиеся в жизненном опыте каждого ребенка.

 Задание 2. Придумай и опиши сказочное дерево. 

Цель: выявить умение детей придумывать и описывать вымышленный сказочный объект.

Задание 2. Придумай и опиши сказочное животное. 

Цель: выявить умение детей придумывать и описывать вымышленный сказочный объект.

Этапы реализации программы:

      Программа  рассчитана на детей старшего дошкольного возраста  5-7 лет и включает три этапа. Материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, постепенно, от занятия к занятию усложняя  познавательный  материал. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься и только потом переходить к целенаправленному формированию умения составлять творческие   описания . Основные этапы  программы взаимодействуют между собой и дополняют друг друга.

     Этапы обучения дошкольников творческим описаниям строятся, опираясь на какую-либо тему. Тема для творческого описания отрабатывается по следующим заданиям:

1) описание на основе восприятия;

2) описание на основе памяти;

3) творческое описание (вначале способом типизации, затем гиперболизации, а в конце – агглютинации). Например, тема «Описание животных».

На первых двух этапах у детей отрабатываются и закрепляются умения составлять загадки о животных по картинкам (на основе восприятия) и составлять загадки о животных по памяти. На третьем этапе  детей обучают составлению творческого описания, по таким темам: «Какого щенка (котенка) я хотел бы получить в подарок» (обучение способу типизации при создании нового образа), «Сказочное животное» (создания нового образа –  способом агглютинации и гиперболизации). Суть данной последовательности обучения творческим описаниям состоит в том, что у детей постепенно накапливаются представления об особенностях животных, обогащается их словарный запас, обозначающий признаки животных, в т.ч. словарь образных выражений. Закрепляются описательные умения, характерные для описания однотипных объектов и т.п. В этот алгоритм вписывается любая тема, относящаяся к развитию у детей умений и навыков составлять творческие описания, например «Фантастические деревья, предметы одежды, посуды, игрушки, птицы» и т. д.

Первый этап – подготовительный.

     Цель: закрепление у детей описательных умений (описание по восприятию, по памяти), ознакомление детей с моделями описаний и закрепление умений составлять по моделям описания на основе восприятия и памяти.

На этом этапе проводятся занятия по закреплению у детей описательных умений (описание по восприятию, по памяти), ознакомление детей с моделями описаний и закрепление умений составлять по моделям описания на основе восприятия и памяти. В работе используются образцы и планы описательных рассказов, модели, в также детские рисунки к характеризуемым предметам с последующим составлением описания. Описание предметов по памяти (предметы домашнего окружения, животные, растения) проводится  на отдельных занятиях по темам: «Моя любимая игрушка», «Наши верные друзья»..Применяются игровые формы работы предусматривающие закрепление и развитие речевых навыков и речемыслительных действий, формируемых в процессе обучения описанию. Они включают:

1) упражнения в узнавании предметов по описанию, в сравнении предметов;

2) составление вопросов по тексту описания;

3) воспроизведение речевого образца;

4) самостоятельное описание предметов по графическим схемам и плану.

На этом этапе в ходе обучения творческим описаниям используется ряд вспомогательных приемов: жестовые указания на форму предмета, его детали; описание с опорой на рисунки; параллельное описание.

 

Алгоритм занятия

 по обучению детей описанию на основе восприятия

Восприятие – это отражение в сознании ребенка непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений.

Используется преднамеренное и организованное восприятие объектов описания.

№ п/п

Назначение части

Методические приемы

1.

Подготовка детей к обучению

описательной речи:

помочь детям выделить признаки наблюдаемых объектов описания; обогащение словаря названиями признаков.

Рассматривание объекта описания:

- вопросы (репродуктивные,    проблемные, на сравнение и т.д.);

- указания;

- игровые диалоги с персонажем;

- сообщения воспитателя об отдельных признаках объекта;

- приемы словарной работы;

- упражнения в образности речи.

2.

Создание стремления, желания научиться описывать.

Игровая мотивация:

- рассказ о затруднительном положении игрового персонажа;

- стимулирование желания помочь ему;

- постановка игровой задачи;

- формулировка учебной задачи.

3.

Обучение составлению описания:

- показ способа действия

- формирование у детей описательных умений

- корректировка описательной речи детей

- образец;

- словесный план;

- моделирование;

- упражнение;

- наводящие вопросы;

- указания;

- подсказка фразы;

- отраженная речь;

- индивидуальные оценки;

- общая оценка;

- взаимные оценки детей.

Описание из опыта опирается на произвольную память детей, которая начинает развиваться у детей дошкольного возраста на пятом году жизни. Поэтому рассказывание детей по памяти – это не только метод развития описательной речи, но и метод, стимулирующий развитие произвольной памяти детей.

Второй этап – ознакомительный.  

      Цель: ознакомление детей со способами создания новых образов – типизацией, гиперболизацией (преувеличение или преуменьшение), агглютинацией и т.д. и обучение созданию творческих описаний с опорой на модель описания.

Ознакомительный этап  включает занятия, на которых воспитатель осуществляет ознакомление детей с моделью описания по воображению и со способами создания новых образов – типизацией, гиперболизацией (преувеличение или преуменьшение), агглютинацией и т.д. и обучение созданию творческих описаний с опорой на модель описания. На перовом занятии детей знакомят с описанием по воображению. За  основу можно взять занятие на тему «Сереже подарили новую игрушку», разработанное Э.П.Коротковой. Начало занятия направлено на то, чтобы «разбудить» воображение ребенка. Поскольку воображение преобразует имеющиеся представления в новые образы, то вначале эти представления следует актуализировать. Для этого используют беседу о том, какую радость приносят подарки. Затем детям предлагается послушать рассказ: «Юре в день рождения подарили игрушечный автобус. Он был как настоящий. Автобус был голубой, а его открывающиеся дверки – синие. В автобусе были кабина для водителя и удобные сидения для пассажиров. У автобуса было 4 черных резиновых колеса. А сам автобус был металлический. Юра был рад такому подарку!». Последующий анализ рассказа в беседе с детьми позволял подвести их к плану описательного текста:

- О чем вы узнали из рассказа?

- Что именно говорилось об игрушечном автобусе?

- Верно. Вначале я назвала, какую игрушку подарили Юре. Затем я рассказала, как она выглядела. А закончила я тем, как он был рад игрушке.

Для того чтобы поставить перед детьми задачу «придумать и описать» новую игрушку, можно сообщить о том, что и у Сережи тоже день рождения. «Давайте придумаем, какую игрушку подарим ему, как она выглядит, понравится ли игрушка Сереже. Придумайте такую игрушку, которой ни вы, ни ваши друзья еще не видели».

Дальше занятие идет по плану:

1) выслушивание творческих описаний детей;

2) обсуждение и оценка творческих продуктов детей.

На следующем занятии знакомят детей со способами создания новых образов: типизацией, гиперболизацией (преувеличение или преуменьшение), агглютинацией. Проводятся упражнения на составление творческих описаний с помощью этих способов. Приемы агглютинации, увеличение (гиперболизации), уменьшения (литоты) изменения количества частей, их цвета и т.д. применялись для создания фантастических описаний: сказочных деревьев, фруктов, птиц, зверей, домов и т.д. При построении описательных текстов уделяется внимание развитию речи, ее правильности: дети учатся пользоваться различными типами простых предложений: нераспространенными и распространенными, использовать однородные члены предложения. Кроме этого особое внимание уделяется развитию умения осознано и произвольно использовать слова-определения (прилагательных) для характеристики признаков воображаемых объектов.

Алгоритм занятия

         по обучению детей описанию на основе их опыта.        

№ п/п

Назначение части

Методические приемы

1.

Подготовка детей к обучению описательной речи:

помочь детям вспомнить объект описания и его признаки 

Предварительная беседа о вспоминаемых объектах описаний:

- вопросы к детям;

- побуждения вспомнить;

- сообщение воспитателя о своем аналогичном объекте.

2.

Обучение детей описанию:

- показ способа действия

- формирование у детей описательных умений

- корректировка описательной речи детей

- разбор образца;

- повторный образец;

- план описания;

- моделирование;

- упражнение;

- наводящие вопросы;

- указания;

- подсказ фразы;

- отраженная речь;

- индивидуальные оценки;

- общая оценка;

- взаимооценка.

Третий этап – творческий.

   Цель: обучение самостоятельному придумыванию новых образом и их творческое описание без опоры на образцы и наглядность (без моделей); развитие умений в области связной речи (композиция описания, последовательность, логичность изложения мыслей, соответствие теме) и формирование умений использовать при описании языковые средства выразительности.

На этом этапе проводятся занятия, включающие:

1) обучение развернутому описанию предмета по воображению (с включением различных признаков – микротем);

2) закрепление и совершенствование умений и навыков детей составлять творческие описания, в том числе в процессе игровых действий;

Третий этап обучения творческим описаниям старших дошкольников заключался в самостоятельном придумывании детьми творческих описаний по воображению.

Описание на основе воображения (творческое описание) предполагает придумывание детьми несуществующих объектов. Это могут быть объекты, придуманные различными способами: типизации (воображаемый игрушечный автобус, новогодняя игрушка), способом агглютинации (соединяются несоединимые в реальной жизни элементы), способом гиперболизации (преувеличение или преуменьшение каких – либо признаков) и д.

Алгоритм занятия

по обучению детей описанию на основе воображения

№ п/п

Назначение части

Методические

1.

Подготовка детей к обучению описательной речи:

помочь детям придумать объект описания и его признаки

Предварительная беседа о воображаемых объектах описаний:

- вопросы к детям;

- задание «придумать»

- сообщение воспитателя о своем аналогичном объекте (образец)

2.

Обучение детей описанию:

- показ способа действия

- формирование у детей описательных умений

- корректировка описательной речи детей

- разбор образца;

- повторный образец;

- план описания;

- моделирование;

- упражнение;

- наводящие вопросы;

- указания;

- подсказ фразы;

- отраженная речь;

- индивидуальные оценки;

- общая оценка;

- взаимооценка.

Работа с родителями.

        Только совместными усилиями  педагога и родителей можно достичь положительных результатов  по реализации  программы «Маленькие фантазёры» .

 Цель: способствовать формированию представлений о развитии творческих способностей  детей в процессе обучения составлению творческих описаний.

Задачи:

  1. Познакомить родителей  с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста, обуславливающими развитие творческих способностей.
  2. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу развития у детей творческих способностей в процессе обучения составлению творческих описаний.

План работы с родителями:

  1. Родительское собрание:

Тема: «Развитие творческих способностей ребенка».

  1. Консультации для родителей:

- « Что такое творчество?»

- «Рассказ – описание, что это?»

-  «Как помочь ребенку составить творческое описание»

  1. Анкетирование.
  2. Стенды для родителей с рекомендациями по составлению с детьми различных видов описаний.
  3. Сбор материала    для     обучения  детей    творческим   описаниям                     ( иллюстрации, рисунки, книги в книжный уголок, атрибуты к играм и т.д.)
  4. Оформление альбомов с рисунками,  рассказами - описаниями, загадками.

Методическое обеспечение.

п/п

Этап

Методическое

обеспечение

Предметно- развивающая среда

Литература

1.

Подготовительный:  описания на основе восприятия и памяти.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой)

«Программа развития речи дошкольников» О.С.Ушаковой

«Обучение монологам описаниям» А.А.Зрожевская

1.Д/и «Придумаем вместе» («Скажи, как я»)

2.Д/и «Художественный салон»

 3. Словесная игра «Дополни описание»

4. Сюжетно-ролевая игра «За покупками в магазин»

5. Д/и «Угадай по описанию»

6. Упражнение в составлении плана описания

7. Упражнять в составлении описания с опорой на рисунки

8. Словесная игра «Дополни предложение»

«Осенью» А.Плещеев;

«Зима» И Суриков;

«Машины на нашей улице» М. Ильин;

«Что я видел» Б. Житков;

«Золотой луг» М.Пришвин;

«Живая шляпа» Н.Носов

2.

Ознакомительный: создание новых образов

«Программа воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой);

«Особенности обучения детей 4-6 лет описанию и повествованию» Т.И.Гризик; , «Обучение творческому рассказыванию» Л.В.Ворошнина.

1.Игры – придумывание фасонов платья, новогодних костюмов (игра «Ателье»), игрушек (игра «Мастерская игрушек»), новых машин («Конструкторское бюро»), воображаемых людей и животных («Придумаем Сережу», «О каком четвероногом друге я мечтаю», «На неизвестной планете» и т.д.).

2. Составление загадок о животных по картинкам и по памяти.

3. Упражнение «Придумай фантастическое описание сказочных деревьев, фруктов, птиц, зверей, домов и т.д.».

4. Упражнение «Придумай и опиши волшебный предмет»

5. Упражнение «Добавь детали к описанию».

«Двенадцать месяцев» С.Маршак;

«Мороз Иванович» рус. нар. ск;

«Фантазеры» Н.Носов;

«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин;

«Белоснежка»;

«Приключе-ния Незнайки и его друзей»

Н.Носов

3

Творческий: самостоятельное придумывание новых образов.

«Программа развития речи дошкольников» О.С.Ушаковой

«Обучение творческому рассказыванию» Л.В.Ворошнина.

1.Д/и «Магазин посуды»

2. Д/и «Угадай игрушку»

3. Упражнение в парралельном описании «У кого какой зверь?»

4. Творческие задания «Придумай и опиши (предмет, явление)».

5. Задание «Образуй по аналогии новые названия предметов и живых существ»

6. Упражнение «Скажи вежливо и тактично».

7.Д /и «Встань к круг»

Сказки: «Мальчик-с- пальчик»,

«Дюймовоч-ка»,

 «Джек покоритель великанов»,

«Русалочка».

Тематическое планирование занятий

по обучению дошкольников творческим описаниям

старшая группа

п/п

Тема

Цель

Форма работы занятия

Кол-во

занятий

Литература

1

Подготовительный:  описания на основе восприятия и памяти.

 

Учить составлять описательные рассказы о предметах.

«Наши игрушки»

1

ЗатулинаГ.Я «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» (стр.гр) стр.6-8

 «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» О.С.Ушакова стр. 29-30

Учить детей составлять описательный на основе опыта.

«Моя любимая игрушка»

1

ВорошнинаЛ.

«Обучение творческому рассказыванию»

Дошкольное воспитание №2 1991 г

«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» О.С.Ушакова

Учить строить описательные рассказы по картине, с опорой на вопросы педагога. Учить использовать разные виды последовательности в описании предмета: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.

«Катенька» и «Машенька»

1

ВорошнинаЛ.

«Обучение творческому рассказыванию»

Дошкольное воспитание №2 1991 г

Итого:

Учить составлять описательные рассказы о животных последовательно и полно характеризуя их признаки.

«Кто живет в лесу»

1

4

«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» О.С.Ушакова

2

Ознакомительный: создание новых образов

Познакомить с созданием нового образа способом типизации (новое сочетание известных признаков подобного предмета).  

«Новогодний подарок»

1

ЗатулинаГ.Я

«Конспекты комплексных занятий по  развитию речи»

стр. 23-24

Познакомить с образами, созданными способом гиперболизации (преувеличение или преуменьшение.

«Необычные игрушки»

1

ВорошнинаЛ.

«Обучение творческому рассказыванию»

Дошкольное воспитание №2 1991 г

Итого:

Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о придуманных объектах используя различные способы (типизация, агглютинация, гиперболизация). Воспитывать интерес к таким занятиям.

«Игра – викторина «Домашние животные»

1

3

ЗатулинаГ.Я

«Конспекты комплексных занятий по  развитию речи»

стр. 56-59

«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» О.С.Ушакова

3

Творческий: самостоятельное придумывание новых образов.

Итого:

Всего занятий:

Упражнять детей в придумывании новых объектов, в детализировании их общих и частных признаков.

Итоговое занятие (развитие речи + изо) «Игрушка, которой еще нет»

1

1

8

ВорошнинаЛ.

«Обучение творческому рассказыванию»

Дошкольное воспитание №2 1991 г

Тематическое планирование занятий

по обучению дошкольников творческим описаниям

подготовительная к школе группа

п/п

Тема

Цель

Форма работы занятия

Кол-во

занятий

Литература

1

Подготовительный:  описания на основе восприятия и памяти.

Учить составлять описательные рассказы о предметах. Закреплять умения подробно характеризовать признаки объекта описания.

«Магазин игрушек»

1

ВорошнинаЛ.  «Обучение творческому рассказыванию

Дошкольное воспитание №2 1991 г

Итого:

Учить детей составлять описательный рассказ на основе опыта.

«Осенняя ярмарка»

1

2

Петрова Т.И., Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»

2

Ознакомительный: создание новых образов

Упражнять детей в придумывании новых объектов, в детализировании их общих и частных признаков.

«Карнавальный костюм»

1

ВорошнинаЛ.

«Обучение  творческому рассказыванию

Дошкольное воспитание №2 1991 г

Итого:

Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о придуманных объектах используя различные способы (типизация, агглютинация, гиперболизация).

«Птицы» -игра – викторина.

1

2

ЗатулинаГ.Я

«Конспекты комплексных занятий по  развитию речи»

стр. 129-130

3

Творческий: самостоятельное придумывание новых образов.

Продолжать учить детей придумывать новые объекты способами типизации, агглютинации, гиперболизации.

«Машина будущего»

1

 Гербова В.В.

«Составление описательных рассказов» Дошкольное воспитание 1981г. №9

Упражнять детей в самостоятельном придумывании новых объектов, в детализировании их общих и частных признаков. Учить тактичности при формулировке оценки описаний детей.

«Необычная  посуда»

1

ВорошнинаЛ.

«Обучение  творческому рассказыванию

Дошкольное воспитание №2 1991 г

«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» О.С.Ушакова

Развивать самостоятельность и оригинальность в создании новых образов. Учить тактичности при формулировке оценки описаний детей.

«Волшебное бюро находок»

1

Малетина, Н.С. «Развитие речевого общения дошкольников

Итого:

Всего занятий:

Учить детей придумывать новые объекты способами типизации, агглютинации, гиперболизации. Воспитывать интерес к этому виду деятельности.

Итоговое занятие «Новая планета»

1

4

8

ВорошнинаЛ.

«Обучение творческому рассказыванию

Дошкольное воспитание №2 1991 г

Список литературы.

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2006. – 400 с.
  2. Бизикова О.А, Малетина Н.С. Теория и методика развития речи дошкольников в определениях, таблицах и схемах: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений – г.Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2009. – 86 с.  
  3. Ворошнина, Л.В. Обучение творческому рассказыванию [Текст] / Л.В. Ворошнина // Дошкольное воспитание. – 1978. – № 4. – С. 24-27.
  4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк [Текст]: кн. для учителя / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
  5. Гербова, В.В. Составление описательных рассказов [Текст] / В.В.Гербова // Дошкольное воспитание. – 1981. – № 9. – С. 24-26.
  6. Дьяченко, О.М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей [Текст] / О.М. Дьяченко // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 8. – С. 46-51.
  7. Занятия по развитию речи в детском саду [Текст]: программа и конспект / под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 2001. – 368 с.
  8. Затулина, Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (старшая группа) [Текст]: учебное пособие / Г.Я. Затулина. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 153 с.
  9. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (подготовительная группа) [Текст]: учебное пособие / Г.Я. Затулина. – М., Педагогическое общество России, 2007. – 176 с.
  10. Зрожевская, А. Обучение монологам-описаниям [Текст] / А. Зрожевская // Дошкольное воспитание. – 1986. – № 12. – С. 34-36.
  11. Казакова, Т.Г. Развитие у дошкольников творчества [Текст] / Т.Г. Казакова. – М.: Детство-Пресс, 2003. – 225 с.
  12. Концепция дошкольного воспитания [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова, В.А. Петровского // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 5. – С. 3-12.
  13. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст]: пособие для воспитателей Э.П. Короткова. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с
  14. Леушина, А.М. Развитие речи детей [Текст] / А.М. Леушина // Дошкольная педагогика / Под ред. Ш.И.Ганелина. – М.-Л.: Просвещение, 1946. – С. 219-255
  15. Малетина, Н.С. Развитие речевого общения дошкольников [Текст] / Н.С. Малетина. – Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского педагогического института, 2005. – 185 с.
  16. Миролюбов, А.А. Общая методика обучения описательной речи в начальной школе [Текст] / А.А. Миролюбов, И.В. Рахманов, В.С. Цейтлин. – М.: Просвещение, 2007. – 245 с.
  17. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) [Текст] / О.А. Нечаева. – М.: Наука, 1986. – 227 с.
  18. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. – 944 с.
  19. Поддьяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект [Текст] / Н.Н. Поддьяков. – Волгоград: Перемена, 1995. – 58 с.
  20. Савинский, В.Г. О видах монолога [Текст] / В.Г. Савинский // Актуальные вопросы структурной и прикладной лингвистики / Под ред. В.А. Звегинцева. – М.: Высшая школа, 1990. – Вып. 9. – С. 185-190.
  21. Сидорчук, Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников [Текст]: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. – М.: Детство-Пресс, 2006. – 230с.
  22. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф.А. Сохин / под ред О.С.Ушаковой. – М.: Детство-Пресс, 2002. – 196 с.
  23. Струнина, Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет [Текст]: Программа. Методические рекомендации / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 192 с.
  24. Ушакова, О.С. Развитие словесного творчества дошкольников [Текст] / О.С.Ушакова // Дошкольное воспитание. – 1972. – № 9. – С. 17-1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по изодеятельности "Фантазеры"

Образовательная программа по изодеятельности "Фантазеры" имеет художественно-эстетическую направленность и призвана способствовать созданию условий для творческой самореализации личности ребенка в изо...

Образовательная программа по изодеятельности "Фантазеры"

Программа имеет художественно-эстетическую направленность и призвана способствовать созданию условий для творческой самореализации личности ребенка в изодеятельности....

"Фантазеры"

Летний перспективный план РВО "Фантазеры....

Перспективный план кружка: «Фантазеры» в старшей группе.

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3458728","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"960","width":"720"}}]]...

Кружок "Фантазеры" экологическое воспитание (5-7лет)

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МДОУ по экологическому воспитанию (второй год) для детей 5-7лет. В основу содержания программы легла парциальная программа С.Н.Николаевой «Юный эколог...

Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»

Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...

Парциальная образовательная программа "Фантазеры"

Парциальная бразовательная программа  для детей старшего возраста...