ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Т.Н. ДЕВЯТОВОЙ
материал по музыке (старшая,подготовительная группа) по теме
Обобщение опыта по внедрению парциальной программы Т.Н.Девятовой "Звук-волшебник"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parcialnye_programmy-_opisanie_tehnologii.docx | 29.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Т.Н. ДЕВЯТОВОЙ
«ЗВУК-ВОЛШЕБНИК»
Из опыта работы.
Исполнитель:
Музыкальный руководитель
МДОУ ЦРР- Д/С №5 «Сказка»
Герасимова Валентина Викторовна
г. Озеры
2011 год
Содержание.
2.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ В ПРАКТИКУ.
3.ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
4.РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ В ПРАКТИКУ.
Внедрение в практику парциальной программы Т.Н. Девятовой «Звук-волшебник»
Анализ музыкальной подготовленности детей в группах показывает, что одни умеют хорошо петь, другие хорошо двигаются под музыку, .отмечая при движении метр и пульс, третьи -имеют довольно прочные знания о музыкальных инструментах, простых музыкальных формах, некоторых композиторах и т. п.
Однако очень многие дети совсем не умеют слушать других людей - своих сверстников, педагога, не могут воспринимать музыку, сосредоточить внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни.
Не отрицая значения детского творчества или знаний детей о музыке для их музыкального развития, все- таки считаю, что главными умениями которые следует формировать у дошкольников в процессе музыкальных занятий, являются умения слушать и слышать. Музыка - главный предмет изучения на любых музыкальных занятиях - постигается только благодаря этим двум взаимосвязанным умениям. Именно поэтому основной целью музыкальных программ для дошкольников должно стать формирование умения воспринимать и умения понимать музыку.
Участники.
Дети старшей, подготовительной групп; их родители; педагоги.
Организация работы проводится по трем направлениям:
- Групповая и индивидуальная работа с детьми.
- Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
- Совместная работа педагогов ДОУ.
Цели применения фрагментов парциальной программы «Звук-волшебник».
- Формирование умения слушать и слышать музыку.
- Формирование умения воспринимать и понимать музыку.
Задачи.
1. Формировать у дошкольников умение слушать: от хорошо известных « близких » звуков, окружающих ребенка в повседневной жизни, до звуков, составляющих музыкальную интонацию.
2. Формировать у дошкольников умение через музыкальную интонацию, спетую, сыгранную на музыкальном инструменте или музыкальной игрушке моделировать художественный образ музыкального про-
изведения.
3. Сопоставлять, сравнивать звуки, услышанные в жизни, в том числе и звуки, составляющие ту или иную музыкальную интонацию, с цветом, светом и графической линией.
2.Основные этапы внедрения программы в практику.
- 2008-2009 Т.Н. Девятова Парциальная программа по музыкальному воспитанию старших дошкольников «Звук-волшебник» Изучение методической литературы. Адаптация новой программы. Консультации воспитателей о возможностях использования новой программы.
- 2009-2010 Т.Н. Девятова Парциальная программа по музыкальному воспитанию старших дошкольников «Звук-волшебник» Апробация новой программы. Проведение музыкальных занятий в подготовительной группе с использованием элементов программы Т.Н.Девятовой «Звук-волшебник» ( подготовительная группа «Буратино»)
Консультации воспитателей «Возможности использования программы «Звук-волшебник». Методические рекомендации по изготовлению самодельных музыкальных игрушек – инструментов». Консультации родителей «Изготовление самодельных музыкальных игрушек – инструментов».
- 2010-2011 Т.Н. Девятова Парциальная программа по музыкальному воспитанию старших дошкольников «Звук-волшебник» Внедрение в практику фрагментов новой программы. Проведение музыкальных занятий в подготовительной группе «Гнездышко» с использованием фрагментов программы Т.Н.Девятовой «Звук-волшебник». Консультации воспитателей «Возможности использования программы «Звук-волшебник», Методические рекомендации по изготовлению самодельных музыкальных игрушек – инструментов», «Занимательные опыты и эксперименты» Консультации родителей «Изготовление самодельных музыкальных игрушек – инструментов», «Занимательные опыты и эксперименты»
- 2011-2012 Т.Н. Девятова Парциальная программа по музыкальному воспитанию старших дошкольников «Звук-волшебник» Внедрение в практику фрагментов новой программы. Проведение музыкальных занятий в подготовительной группе «Колосок» с использованием фрагментов программы Т.Н.Девятовой «Звук-волшебник». Консультации воспитателей «Возможности использования программы «Звук-волшебник», Методические рекомендации по изготовлению самодельных музыкальных игрушек – инструментов», «Занимательные опыты и эксперименты» Консультации родителей «Изготовление самодельных музыкальных игрушек – инструментов», «Занимательные опыты и эксперименты», «Обучайте детей слушать звуки жизни»
3.Изучение и анализ методической литературы.
В рамках вышеозначенной задачи я изучила следующую литературу.
- Т.Н. Девятова Парциальная программа по музыкальному воспитанию старших дошкольников «Звук-волшебник»
- Т.Н. Девятова «Обучайте ребенка слушать звуки жизни»
- Т.Н. Девятова «Методические рекомендации по изготовлению музыкальных игрушек-инструментов и их использование»
- Т.Н. Девятова «Требования к уровню подготовки дошкольников»
Цель программы «Звук-волшебник» - развивать интерес к эстетической стороне действительности потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность, в воплощении художественного замысла.
Именно умение воспринимать музыкальные произведения определяется авторами как базовое для развития других умений дошкольников - умения петь, двигаться под музыку, исполнять простые музыкальные произведения на элементарных детских музыкальных инструментах.
Большие возможности открываются у детей, с раннего возраста вовлеченных в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр. Этот вид деятельности всегда привлекал педагогов-музыкантов. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты.
У ребенка развивается большой интерес к миру звуков, в том числе и прикладной. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.
И для родителей, и для педагогов характерно общее стремление- создать атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку, шутку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться полноценная личность.
Сам процесс создания детских самодельных игрушек-инструментов помогает педагогу решить важные задачи:
• расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами;
• способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;
• вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек-инструментов;
• поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках-инструментах.
В процессе музыкальной деятельности дошкольники учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости - все то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей.
Сделав своими руками звучащую игрушку, ребенок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное инсценирование. Дети,
которые были замкнуты, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности.
Курс образовательной программы «Звук-волшебник » рассчитан на 1 год при проведении занятий по 2раза в неделю (общий объем 64 занятия в год).
Программа может быть использована как в регламентированной образовательной деятельности дошкольного учреждения на занятиях:
- по музыкальному воспитанию;
- по ознакомлению с окружающим миром;
- по развитию элементарных математических представлений;
- по развитию речи;
- по физическому воспитанию;
- по конструированию;
- по изобразительной деятельности,
так и в свободной образовательной деятельности - на занятиях, проходящих во второй половине дня в форме дополнительных (чаще всего их проводят музыкальный руководитель и воспитатель). Созданные руками детей необычные музыкальные игрушки-инструменты найдут применение также в музыкальных уголках групп.
Материалом для изготовления музыкальных игрушек-инструментов служат старые, уже использованные и ненужные вещи - коробочки, баночки, крышки, пластиковые бутылки, бусинки, пуговицы и т. д.
4.Результаты внедрения программы в практику.
Сравнительная диагностика,
Подготовительная группа Буратино 2009-2010.
Уровень | Начало года | Конец года |
Высокий | 33% | 47% |
Средний | 60% | 53% |
Низкий | 7% | 0% |
Сравнительная диагностика,
Подготовительная группа Гнездышко 2010-2011 уч.г.
Уровень | Начало года | Конец года |
Высокий | 10% | 30% |
Средний | 50% | 50% |
Низкий | 40% | 20% |
Положительная динамика результатов диагностики музыкальных способностей детей позволяет сделать выводы о том, что использование фрагментов парциальной программы «Звук-волшебник» благоприятно влияет на процесс музыкального воспитания.
- Для систематизации и соблюдения последовательности применения программы были составлены тематический и календарный планы (для подготовительной группы).
- Разработала занятия с применением элементов программы.
- Провожу занятия, развлечения по программе.
- Подобрала материал для консультаций воспитателей, наглядный материал.
- Подобрала материал для консультаций родителей, наглядный материал.
- Провожу два раза в год диагностику музыкального развития. Наблюдаю положительную динамику.
Литература.
- Т.Н. Девятова Парциальная программа по музыкальному воспитанию старших дошкольников «Звук-волшебник»
- Т.Н. Девятова «Обучайте ребенка слушать звуки жизни»
- Т.Н. Девятова «Методические рекомендации по изготовлению музыкальных игрушек-инструментов и их использование»
- Т.Н. Девятова «Требования к уровню подготовки дошкольников»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.
Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы должны отвечать требованиям современной государственной образовательной политики РФ, при их разработке, безусло...
"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.
Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования Опыт работы Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовате...
План-программа по освоению и внедрению в практику работы ДОУ ИКТ
План-программа по формированию информационной компетентности педагогов ДОУ....
Обобщение опыта музыкального руководителя по внедрению в практику организованной образовательной деятельности Музыка ДОУ здоровье сберегающих технологий
Актуальность, цели, задачи, практический материал...
«Воспитание «Радугой» Внедрение в практику работы ОУ Примерной Образовательной Программы дошкольного образования «Радуга»
laquo;Воспитание «Радугой»Внедрение в практику работы ОУПримерной Образовательной Программыдошкольного образования «Радуга»...
Опыт внедрения в практику дошкольной организации технологий программы "ПРО детей", их развивающий эффект
Одно из условий обеспечения качества дошкольного образования – внедрение эффективных педагогических технологий....