ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Т.Н. ДЕВЯТОВОЙ
материал по музыке (старшая,подготовительная группа) по теме

Обобщение опыта по внедрению парциальной программы Т.Н.Девятовой "Звук-волшебник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parcialnye_programmy-_opisanie_tehnologii.docx29.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ  ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Т.Н. ДЕВЯТОВОЙ

«ЗВУК-ВОЛШЕБНИК»

Из опыта работы.

Исполнитель:

Музыкальный руководитель

 МДОУ ЦРР- Д/С №5 «Сказка»

Герасимова Валентина Викторовна

г. Озеры

2011 год

Содержание.

1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.        

2.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ В ПРАКТИКУ.        

3.ИЗУЧЕНИЕ  И АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.        

4.РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ В ПРАКТИКУ.        

ЛИТЕРАТУРА.        

Внедрение в практику парциальной программы Т.Н. Девятовой «Звук-волшебник»

1. Постановка проблемы.

   Анализ музыкальной подготовленности детей в группах показывает, что одни умеют хорошо петь, другие хорошо двигаются под музыку, .отмечая при движении метр и пульс, третьи -имеют довольно прочные знания о музыкальных инструментах, простых музыкальных формах, некоторых композиторах и т. п.
  Однако очень многие дети совсем не умеют слушать других людей - своих сверстников, педагога, не могут воспринимать музыку, сосредоточить внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни.
 Не отрицая значения детского творчества или знаний  детей о музыке для их музыкального развития, все- таки считаю, что главными умениями которые следует формировать у дошкольников в процессе музыкальных занятий, являются умения слушать и слышать. Музыка - главный предмет изучения на любых музыкальных занятиях - постигается только благодаря этим двум  взаимосвязанным умениям. Именно поэтому основной целью музыкальных программ для дошкольников должно стать формирование умения воспринимать и умения понимать музыку.

 Участники.

Дети старшей, подготовительной групп; их родители; педагоги.

Организация  работы проводится по трем направлениям:

  • Групповая и индивидуальная работа с детьми.
  • Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
  • Совместная работа педагогов ДОУ.

  Цели применения фрагментов парциальной программы «Звук-волшебник».

  • Формирование умения слушать и слышать музыку.
  • Формирование умения воспринимать и понимать музыку.

 Задачи.

1. Формировать у дошкольников умение слушать: от хорошо известных « близких » звуков, окружающих ребенка в повседневной жизни, до звуков, составляющих музыкальную интонацию.

2. Формировать у дошкольников умение через музыкальную интонацию, спетую, сыгранную на  музыкальном инструменте или музыкальной игрушке моделировать художественный образ музыкального про-
изведения.

3. Сопоставлять, сравнивать звуки, услышанные в жизни, в том числе и звуки, составляющие ту или иную музыкальную интонацию, с цветом, светом и графической линией.


2.Основные этапы внедрения программы в практику.

  1. 2008-2009 Т.Н. Девятова Парциальная программа по музыкальному воспитанию старших дошкольников «Звук-волшебник» Изучение методической литературы. Адаптация новой программы. Консультации воспитателей  о возможностях использования новой программы.

  1. 2009-2010 Т.Н. Девятова Парциальная программа по музыкальному воспитанию старших дошкольников «Звук-волшебник» Апробация новой программы. Проведение музыкальных занятий в подготовительной группе с использованием  элементов программы Т.Н.Девятовой «Звук-волшебник» ( подготовительная группа «Буратино»)

Консультации воспитателей  «Возможности использования программы «Звук-волшебник». Методические рекомендации по изготовлению самодельных музыкальных игрушек – инструментов». Консультации родителей «Изготовление самодельных музыкальных игрушек – инструментов».

  1. 2010-2011 Т.Н. Девятова Парциальная программа по музыкальному воспитанию старших дошкольников «Звук-волшебник» Внедрение в практику фрагментов новой программы. Проведение музыкальных занятий в подготовительной группе «Гнездышко»  с использованием фрагментов программы Т.Н.Девятовой «Звук-волшебник». Консультации воспитателей  «Возможности использования программы «Звук-волшебник», Методические рекомендации по изготовлению самодельных музыкальных игрушек – инструментов», «Занимательные опыты и эксперименты» Консультации родителей «Изготовление самодельных музыкальных игрушек – инструментов», «Занимательные опыты и эксперименты»

  1. 2011-2012 Т.Н. Девятова Парциальная программа по музыкальному воспитанию старших дошкольников «Звук-волшебник» Внедрение в практику фрагментов новой программы. Проведение музыкальных занятий в подготовительной группе «Колосок»  с использованием фрагментов программы Т.Н.Девятовой «Звук-волшебник». Консультации воспитателей  «Возможности использования программы «Звук-волшебник», Методические рекомендации по изготовлению самодельных музыкальных игрушек – инструментов», «Занимательные опыты и эксперименты» Консультации родителей «Изготовление самодельных музыкальных игрушек – инструментов», «Занимательные опыты и эксперименты», «Обучайте детей слушать звуки жизни»

3.Изучение  и анализ методической литературы.

В рамках вышеозначенной  задачи я изучила следующую литературу.

  • Т.Н. Девятова Парциальная программа по музыкальному воспитанию старших дошкольников «Звук-волшебник»

  • Т.Н. Девятова «Обучайте ребенка слушать звуки жизни»
  • Т.Н. Девятова «Методические рекомендации по изготовлению музыкальных игрушек-инструментов и их использование»
  • Т.Н. Девятова «Требования к уровню подготовки дошкольников»

     Цель программы «Звук-волшебник» - развивать интерес к эстетической стороне действительности потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность, в воплощении художественного  замысла.

     Именно умение воспринимать музыкальные произведения определяется авторами как базовое для развития других умений дошкольников - умения петь, двигаться под музыку, исполнять простые музыкальные произведения на элементарных детских музыкальных инструментах.

     Большие возможности открываются у детей, с раннего возраста вовлеченных в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр. Этот вид деятельности всегда привлекал педагогов-музыкантов. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты.

У ребенка развивается большой интерес к миру звуков, в том числе и прикладной. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.

И для родителей, и для педагогов характерно общее стремление- создать атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку, шутку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться полноценная личность.

   Сам процесс создания детских самодельных игрушек-инструментов помогает педагогу решить важные задачи:

• расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами;

• способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;

• вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек-инструментов;

• поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках-инструментах.

В процессе музыкальной деятельности дошкольники учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости - все то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей.

   Сделав своими руками звучащую игрушку, ребенок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное инсценирование. Дети,
которые были замкнуты, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с  разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности.

Курс образовательной программы «Звук-волшебник » рассчитан на 1 год при проведении занятий по 2раза в неделю (общий объем 64 занятия в год).

Программа может быть использована как в регламентированной образовательной деятельности дошкольного учреждения на занятиях:

  • по музыкальному воспитанию;
  • по ознакомлению с окружающим миром;
  • по развитию элементарных математических представлений;
  • по развитию речи;
  • по физическому воспитанию;
  • по конструированию;
  • по изобразительной деятельности,

так и в свободной образовательной деятельности - на занятиях, проходящих во второй половине дня в форме дополнительных (чаще всего их проводят музыкальный руководитель и воспитатель). Созданные руками детей необычные музыкальные игрушки-инструменты найдут применение также в музыкальных уголках групп.

Материалом для изготовления музыкальных игрушек-инструментов служат старые, уже использованные и ненужные вещи  - коробочки, баночки, крышки, пластиковые бутылки, бусинки, пуговицы и т. д.

4.Результаты внедрения программы в практику.

Сравнительная диагностика,

Подготовительная группа Буратино 2009-2010.

Уровень

Начало года

Конец года

Высокий

33%

47%

Средний

60%

53%

Низкий

7%

0%

Сравнительная диагностика,

Подготовительная группа Гнездышко 2010-2011 уч.г.

Уровень

Начало года

Конец года

Высокий

10%

30%

Средний

50%

50%

Низкий

40%

20%

Положительная динамика результатов диагностики музыкальных способностей детей позволяет сделать выводы о том, что использование фрагментов парциальной программы «Звук-волшебник»  благоприятно  влияет на процесс музыкального воспитания.

  1. Для систематизации и соблюдения последовательности применения программы  были составлены тематический и календарный планы (для подготовительной группы).
  2. Разработала занятия с применением элементов программы.
  3. Провожу занятия, развлечения по программе.
  4.  Подобрала материал для консультаций воспитателей, наглядный материал.
  5. Подобрала материал для консультаций родителей, наглядный материал.
  6. Провожу два раза в год диагностику музыкального развития. Наблюдаю положительную динамику.

Литература.

  1. Т.Н. Девятова Парциальная программа по музыкальному воспитанию старших дошкольников «Звук-волшебник»

  1. Т.Н. Девятова «Обучайте ребенка слушать звуки жизни»
  2. Т.Н. Девятова «Методические рекомендации по изготовлению музыкальных игрушек-инструментов и их использование»
  3. Т.Н. Девятова «Требования к уровню подготовки дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.

Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы должны отвечать требованиям современной государственной образовательной политики РФ, при их разработке, безусло...

"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.

Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования Опыт работы Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовате...

План-программа по освоению и внедрению в практику работы ДОУ ИКТ

План-программа по формированию информационной компетентности педагогов ДОУ....

«Воспитание «Радугой» Внедрение в практику работы ОУ Примерной Образовательной Программы дошкольного образования «Радуга»

laquo;Воспитание «Радугой»Внедрение в практику работы ОУПримерной Образовательной Программыдошкольного образования «Радуга»...

Опыт внедрения в практику дошкольной организации технологий программы "ПРО детей", их развивающий эффект

Одно из условий обеспечения качества дошкольного образования – внедрение эффективных педагогических технологий....