Педагогический проект к 70 - летию победы.
проект (подготовительная группа) на тему

Парваткина Юлия Геннадьевна

9мая 2015 года страна будет праздновать великий праздник «70 лет со дня Победы в Великой Отечественной Войне». Поэтому в преддверии праздника, было принято решение разработать и реализовать проект «И помнит мир спасенный. ». Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx52.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №404» городского округа Самара

 

 «Проектирование модели социального воспитания в условиях инновационной среды»  

Педагогический проект "Вечная память спасенного мира"

Выполнила: Парваткина Юлия Геннадьевна

воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №404» г. о. Самара

Самара, 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение

3

2.Педагогический проект «Вечная память спасенного мира» в условиях реализации ФГОС ДО.

5

 

3.Заключение                                                                                                                                                                                                        

13

Литература                                                                                                

Приложение

15

Введение

Согласно положениям Закона  «Об образовании в РФ», ФГОС, принципами государственной политики в области образования провозглашены «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (ст. 2). Таким образом, на первый план выдвинуты ценности свободного развития личности в противовес прежней установке воспитания на подчинение личных интересов общественным. Однако формирование социально зрелой, духовно развитой личности не происходит автоматически. Оно может быть решено только при участии всех сторон и индивидуальных ресурсов общества, а именно государственных структур, педагогов образовательных учреждений, родителей, воспитанников и т. д.  и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В связи с этим в научный обиход последних лет вошел термин «социальное воспитание», осуществляемое в связи с потребностью общества.

Социальное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам социума, когда убеждения и представления о должном воплощаются в поступках и поведении.

Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Л.И. Божович называют дошкольное детство «золотым возрастом развития личности», именно те навыки и основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребёнком, с человеком  на всю жизнь. Цель социального воспитания: содействовать развитию человека, как личности, реализация его способностей и возможностей в обществе через накопление социального опыта и формирование социальной

 компетентности. Исследования раскрыли значительную роль в воспитании дошкольника социальных эмоций и чувств, которые становятся «механизмом эмоциональной коррекции поведения» (А. В. Запорожец)

Одним  из факторов актуальности социального  воспитания является развитие информационных и мультимедийных средств ( интернет, телевидение и др.) У ребёнка складывается виртуальное восприятие мира, что отражается на психическом развитии ребёнка дошкольного возраста: нарушаются основы развития детского мировосприятия, детской культуры, психики. Из наблюдений за взаимоотношениями между старшими дошкольниками МБДОУ мы сделали вывод об их неспособности решать простейшие конфликтные ситуации, где более одной четвёртой детей 5–6 лет демонстрировали агрессивное поведение. Ещё одним из важнейших факторов социальных проблем воспитания является деятельность семьи, где формируется особая атмосфера, в которой ребёнок усваивает нормы и правила поведения и культуры. Традиционный конфликт «отцов и детей» сохраняется и сегодня. С. Л. Рубинштейн подчёркивал, что дети нуждаются в любви взрослого как «питательной среде» своего психического развития Наблюдая за родителями в МБДОУ, можно отметить, что они теряют свою меру ответственности, уважения, а главное любви к своим детям. И это связано, прежде всего, с низким уровнем образования родителей и социальной напряжённостью. Родители вынуждены зарабатывать деньги, а времени на воспитание детей как всегда не хватает.

 Инновационный поиск новых средств работы с детьми, в частности реализации социального воспитания, выделяет метод проекта, который позволяет экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

 Работа над проектом помогает усилить воспитательные воздействия, так как воспитание личности происходит в комплексе, во взаимодействие объектов социального окружения, обеспечивается объединение  и интеграцию разных видов деятельности.

2. Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему «Патриотами не рождаются» в условиях реализации ФГОС ДО.

        Актуальность проблемы.

9мая 2015 года страна будет праздновать великий праздник «70 лет со дня Победы в Великой Отечественной Войне». Поэтому в преддверии праздника, было принято решение разработать и реализовать проект «И помнит мир спасенный. ». Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Патриотизм-сложное человеческое чувство. Это любовь к родным и близким людям, к детскому саду, к родному селу и к родной стране. Поэтому важно еще до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к ее изучению в будущем.

Проблемы проекта:

  • Стремясь заработать, родители все меньше внимания уделяют детям, их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку сложнее полюбить свой дом, семью.
  • Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о  родном городе, стране, особенностях русских традиций.
  • Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания.

Цель проекта:

Создать условия для ознакомления детей с Великой Отечественной Войной через различные виды деятельности;

Формировать патриотические чувства у дошкольников, уважение и гордость за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Задачи:

  • Познакомить дошкольников с историческими фактами военных лет, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;

  • Познакомить с произведениями художественной литературы и с музыкой военных лет;

  • Воспитывать нравственно-патриотические чувства у дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, родителей и педагогов.

Литературный обзор ( теоретическое обоснование проектной части)

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому – то, все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В.И. Даля: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его». В другом месте своего фундаментального труда он поясняет: «ревнитель – усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник». Здесь важен акцент, не только на пассивно – созерцательной любви, но и любви деятельной, отдающей, а не себе только угождающей. Такая любовь бессмысленна, с точки зрения потребительского сознания, но только она создает Человека с большой буквы.

С. И. Ожегов определял патриотизм, как «…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу».

Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего Российского воспитания является патриотизм. Изучение истории проблемы патриотического воспитания начато с произведений древнерусской литературы – первых работ, где обобщены некоторые идеи народного воспитания.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к  своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д.С. Лихачев.

Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками. «Пути и средства патриотического воспитания русского человека» включают в себя:

  • Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.
  • Взгляды на патриотизм в летописях.
  • Русские народные былины, как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).
  • Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.
  • Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль.
  •  Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве.

Их использование в воспитательной работе с детьми.

Для формирования чувства патриотизма важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм от «ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы раскручивает духовно – нравственную работу души, а уже, в свою очередь, любящее сердце, создает патриотическое мировоззрение.

Очень важно осознать именно духовно – нравственную природу патриотизма, потому что вне общего контекста духовно – нравственного воспитания, патриотизм в лучшем случае превратится в профанацию, а в худшем, в шовинизм, национальное чванство, агрессивность по отношению к чужим.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны, как свои собственные. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2000-2005 годы» записано: «Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время».

Как организованный педагогический процесс, патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие воспитателей, родителей и детей, цель которого – становление патриотических чувств и отношений подрастающего поколения. Содержательные характеристики патриотизма включают знания об истории и культуре, традициях своего Отечества, проявление познавательного интереса к его прошлому и настоящему.

Не секрет, что патриотическое воспитание, направленное на становление патриотических чувств и отношений на некоторое время практически ушло из терминологии дошкольной педагогики. Представления выпускников детского сада о русской культуре, родном городе, своей стране были отрывочны и поверхностны. Объяснением этому в определенной степени может служить заидеологизированность данного раздела в условиях функционирования тоталитарного государства.

В современном российском обществе, социально – экономические инновации вызвали определенное расслоение общества, произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания личности гражданина и патриота России и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших. Реформы многое поставили с ног на голову. А многое, напротив, вернули на их прежнее место. Изменилась страна. Изменилось  и отношение ее граждан и идее патриотизма.

В нашем мировосприятии появились новые понятия – терроризм, толерантность, культура мира, иным смыслом наполнились слова – демократия, гражданственность, патриотизм. Слышат такие слова и дети, пытаются разобраться в этих понятиях, с помощью нас, взрослых и самостоятельно, черпая информацию из телевизионных передач, журналов, фильмов.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше врем, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, продолжающим личность.

Россия по праву вписана в мировую историю особой страницей мужества и стойкости. Она, по сути, является носителем идей мира и созидания, о чем говорят памятники и возрожденные после войны города. Но будем честными: и здесь, на героической земле, порой совершаются безнравственные и жестокие преступления со стороны взрослых и подростков, конечно, под разными лозунгами, но объединенные идеей нетерпимости.

Жизнь взрослых в меняющемся мире стала более сложной и трудной, наполнилась страхом за жизнь и здоровье детей, что не могут не чувствовать и сами дети. Социологическое исследование (М.С. Егорова, Н.М. Зырянова, С.Д. Пьянкова 2001г.) показало, что 11% дошкольников, среди своих страхов и опасений родителей называют различные социальные факторы: повышение цен, воровство, бандитизм, стрельба на улице, война.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. В связи  с этим, значительно возросла роль образовательных учреждений, детских организаций, в рамках которых происходит духовно – нравственное становление детей, подготовка их к самостоятельной жизни. Программа Министерства Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней от дошкольного до высшего профессионального.

В последние годы усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны правительства РФ и Министерства образования РФ. Опубликованы нормативные документы по этой теме, в том числе, «Концепция модернизации Российского образования до 2010г.».

В примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста «От рождения до школы»  под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Вераксы, в частности, говорится: «Воспитателю необходимо способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма-любви к семье, детскому саду, родной природе, соотечественникам. Осознанию себя, как гражданина своей страны».

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Тип проекта: познавательно –  творческий.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители (законные представители), музыкальный руководитель, физкультурный работник, Ветеран Великой Отечественной войны.

Срок реализации: среднесрочные (4 месяца)

Содержание проекта

Работа с детьми

Работа с родителями

Подготовительный

этап

работа с методической литературой, составление плана работы.

Февраль

Цель: Вхождение в проблему проекта.

Задачи:

1.Выяснить знания детей об истории своей страны.

2.Познакомить детей с историей Москвы,

Виды деятельности:

1.НОД «Кто основал Москву»

2. Рассматривание иллюстраций «Вид Кремля в настоящее время»

3. Чтение художественной литературы

И. Никитина «Русь», Е. Карасева «О Москве», «Город-герой

4. Беседы: «Москва – столица нашей Родины», «История белокаменной Москвы»

Д.и. «Кто больше назовет»( слова-определения к словам Родина, Москва)

 Изучение уровня готовности родителей, их отношение к данной проблеме

Предложить совместно с детьми сделать макет Кремля из бросового материала.

Оформить выставку творческих работ «Кремль»

Практическая деятельность

Реализация проекта

Март

Апрель

1.НОД: «Самара –мой город родной. Достопримечательности нашего города»( герб, флаг, гимн)

2.Д.и. «Экскурсия по городу Самара»

3. Рассматривание набора открыток о городе Самара, описание любимых мест.

4. Слушание песен самарских композиторов.

5. Рассматривание карты России и города Самара, работа с условными обозначениями.

6. Художественное творчество. Рисунки «Уголки Самары»

  1. Чтение художественной литературы:

былины « «Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей- разбойник», «Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич», солдатская сказка «Каша из топора», «Солдатская загадка»

2.Рассматривание репродукций: картина Васнецова «Три богатыря»

3.Д/и. «Объясни» (понимание пословиц и поговорок о Родине и ее защитниках)

4. Просмотр мультфильмов про героев былин («Лебеди неправды» и др.)

5. Оформить выставку литературы о войне.

6. Организовать развлечение

« Богатыри земли русской».

  1. НОД «Русский военный костюм»
  2. Рассматривание иллюстраций с изображением солдат в форме различных эпох, боевой техники(игрушки, плакаты, открытки)
  3. Рисование (блок совместной деятельности) «Солдаты»
  4. С/р игра «Разведчики»

  1. Беседа «Это ужасная война», встреча с участниками локальных войн.
  2. Художественное творчество «Войне мы скажем нет» (аппликация, рисование)
  3. Викторина «Великая Родина моя»
  4. Д/и «Доскажи словечко»

  1. НОД «Будем в армии служить»
  2. Аппликация «Открытка к Дню защитника Отечества»
  3. Загадки, стихи о солдатах и боевой технике.
  4. Д/и «Какой, какое, какие»
  5. С/р. игра «Военный госпиталь»
  6. Развлечение « Раз-два, шире шаг!»

7. Подготовка к праздничному концерту для ветеранов (разучивание, стихов, песен, инсценировок)

Предложить родителям написать рассказ «Герои нашей семьи»

Предложить родителям принести фотографии родственников-участников Великой Отечественной войны.

Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания детей.  

Привлечение родителей к организации выставки произведений о войне.

Помочь организовать встречу с участниками локальных войн.

Предложить родителям совместно с детьми посетить места боевой славы в Самаре.

Предложить родителям участвовать в сборе экспонатов для мини-музея.

Помощь в оформлении альбома  «По страницам памяти»

Результаты проекта

подведение итогов работы над проектом, торжественное мероприятие с приглашением ветерана.

Май

1.Праздничный концерт для ветеранов Великой Отечественной войны

2. Презентация альбома «По страницам памяти»

3. Экскурсия по мини-музею боевой Славы.

4. Выставка   работ коллажей «День Победы»

Помощь в проведении встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, организации выставки творческих работ

Предполагаемый результат:

на уровне ребенка:

  • Осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;
  • Формирование гражданской позиции, чувства любви к Родине;
  • Развитие интереса у детей к истории своей страны;
  • Осознание родителями о важности патриотического воспитания детей.

Заключение

         Реализация проекта «Вечная память спасенного мира» возможна при активном взаимодействии всех участников проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители (законные представители), музыкальный руководитель, физкультурный работник, Ветеран Великой Отечественной войны.

Особая роль отводится родителям: их задача воспитывать уважение к историческому прошлому города, к его горожанам, историческим памятникам.

В процессе  реализации проекта  у детей изменилось отношение к своим близким, наблюдается проявление чувства любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности.

Расширилось представления о городах России, о родном городе Самара, с их символикой. Проявился интерес к русским  традициям, обычаям, промыслам, что повлекло за собой развитие чувства ответственности и гордости за достижения свой страны.

        Разнообразная детская  деятельность, взаимодействие всех взрослых при реализации проекта «Вечная память спасенного мира» привели к значительным результатам :

  • выставка художественной литературы по теме в группе;
  • рисунки на темы: «Салют Победы», «Цветы воину победителю»;
  • выпуск фотогазеты в родительском уголке «Этот день Победы… »
  • Реализация проекта планируется осуществляться в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в пяти образовательных областях.
  • Образовательные области Содержание работы Участники
  • Познавательное развитие Просмотр и обсуждение презентаций на темы:
  • «Они сражались за Родину»;
  • «Память»;
  • «День Победы».

Беседы с детьми на темы:

  • «Что такое героизм? »;
  • «Герои Великой Отечественной войны»;
  • «Герои, которые ковали победу в тылу».

Дети 4-7 лет

Художественно-эстетическое развитие: Коллаж «Салют в честь Дня Победы»;

  • Аппликация с элементами квилинга «Самый главный праздник моей страны и семьи».
  • Рисование на тему: «Салют победы», «Цветы воину победителю».
  •  Изготовление праздничных открыток;
  • Лепка «Военная техника»;
  • Пластинография «Знамя победы»;
  • Рассматривание и обсуждение репродукций: Ю. М. Непринцев «Отдых после боя»; Е. В. Вучевич «Воин освободитель»; А. А. Дейнека «Оборона Севастополя».

Дети 4-7 лет

Речевое развитие -Чтение художественной литературы: Ч. С. Баруздина «Страна, где мы живем», Л. Кассиль «Твои защитники», А. Суркова «Утро Победы», Исаева А. «Нет солдат неизвестных… »;

  • Разучивание стихотворения «Нет войне» О. Воробьева.

Дети 4-7 лет

Физическое развитие Спортивное развлечение «Зарница» Дети 5-7 лет

Физ. работник

  • Целевая прогулка к мемориальному постоменту.
  • Праздничный концерт «И помнит мир спасенный. » (приглашение ветерана Великой Отечественной Войны Лыкасова Александра Филипповича) Библиотекари

Дети 5-7 лет

  • Воспитатели всех возрастных групп
  • Родители

Работа с родителями

  •  Оформление родительских уголков;
  • Консультации для родителей «Познакомьте детей с героическим прошлым России»;
  • Рекомендации родителям по домашнему чтению: А. Барто «На заставе», С. Я. Маршак «Пограничники».

Литература

1. Александрова Е. Ю. и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ»- Волгоград, «Учитель», 2007г.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа:http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.

3. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о великой победе! » - Москва, «Гном и Д», 2005 г.

4. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина? »- Москва, ТЦ «Сфера», 2004г.

5. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2006. -96. – (Программа развития) .

6. Новийкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2003.

7. Подрезова Т. И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДгОУ. Патриотическое воспитание» -Москва, «Айрис-пресс», 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "70-летие Победы в Великой Отечественной Войне"

План мероприятий, посвященных 70-летию победы в Великой Отечественной Войне"...

Проект 70 -летие Победы.

В 2015 году исполняется знаменательная дата – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного обще...

Педагогический проект «Этот День Победы…», посвященный 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Цель Проекта:·        Формировать патриотические чувства у детей, уважение и гордость за подвиг народа в Великой Отечественной войне.·...

Проект «70 летие Победы в рисунках детей».

Актуальность проекта: В настоящее время возникла серьёзная проблема патриотического воспитания у подрастающего поколения. Необходимо воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, р...

Проект «75-летие победы в Великой отечественной войне 1941-1945г.»

Даный проект будет полезен педагогам при планировании мероприятий, посвященных 9 мая...