Программа "Дорога и дети"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Московец Оксана Николаевна

Программа для детей старшего дощкольного возраста о правилах дорожного движения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_doroga_i_deti.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ  АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА

АДМИНИСТРАЦИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СИБИРЯЧОК»

С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ДОРОГА И ДЕТИ»

Педагог: О.Н.Аллахвердиева

Обучать ПДД будут с пеленок Все об Уфе и не только

Г.п.Белый Яр

                                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Программа «Дорога и дети» создана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; на основе программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной; с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

         Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных проблем. Население поселка растет, увеличивается и количество автомобилей, принадлежащих частным лицам. Все это было бы хорошо, если бы не было сопряжено с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Происходит они, к сожалению, и с участием детей дошкольного и школьного возраста. Нередко ребенок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге, отчего и относится к правилам дорожного движения без должного пиетета.

         Уважение к ПДД, привычку неукоснительно их соблюдать должны прививать своим детям родители. Иные мамы и папы надеются, что такое поведение им привьют в детском саду или школе. Бывает зачастую и так, что именно родители подают плохой пример своим детям: переходят проезжую часть дороги в местах, где это запрещено, сажают детей, не достигших 12 лет, на передние сиденья своих автомобилей. Все это ведет к росту детского дорожно-транспортного травматизма. Достаточно хотя бы раз в неделю со своим ребенком провести беседу - игру по правилам дорожного движения, чтобы он другими глазами посмотрел на ситуацию. Такой ребенок в дальнейшем самостоятельно сумеет ориентироваться в сложной обстановке на городских магистралях.

        На первый взгляд правила дорожного движения для детей просты и понятны, но обучение детей ПДД проходит довольно трудно. При изучении правил дорожного движения вместе с детьми необходимо учитывать то, как ребенок воспринимает окружающий мир. Занятия должны быть интересными для ребенка и проходить в непринужденной, игровой атмосфере. Поэтому именно в детском саду необходимо формировать культуру безопасного поведения детей на дорогах. Ведь многих трудностей и опасностей можно избежать путем целенаправленного воспитания не только в семье, но и в дошкольных образовательных учреждениях.

         Социальная острота проблемы диктует необходимость в разработке и внедрении программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим в детском саду «Сибирячок» ведется система работы по изучению правил дорожного движения и профилактике транспортного травматизма по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. Опираясь на данную программу, мною разработана программа «Дорога и дети» с инновационными подходами к проблеме безопасности.

         Актуальность программы: для ребенка старшего дошкольного возраста знания правил дорожного движения – это готовность к вступлению во взрослую жизнь, так как совсем скоро выпускник детского сада станет первоклассником.

         Новизна программы заключается в том, в процессе непосредственно образовательной деятельности при ознакомлении с правилами дорожного движения используются мнемотаблицы (составленные педагогом и детьми), информационно-коммуникационные технологии. И в процессе совместной деятельности с взрослым ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия, что способствует развитию интеллектуальных способностей дошкольников, формированию знаний о правилах дорожного движения.

         Цель программы – подготовить дошкольника к процессу обеспечения личной безопасности – самосохранению.

       

         Задачи:                                                                                    

  • усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улицах города;
  • ознакомление с различными видами транспорта; с профессией – регулировщик; воспитание культуры поведения в общественном транспорте;
  • формирование навыков по практическому применению полученных знаний в играх, на прогулках и в повседневной жизни за пределами детского сада;
  • становление личностных качеств – активности, самостоятельности путём формирования у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки на основе адекватных действий в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого;
  • развитие у детей: речи, мышления, творческих способностей, навыков координации движений с движениями других людей и перемещением предметов, способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
  • расширение словарного запаса; формирование языковых и речевых средств;
  • осуществление контроля за уровнем усвоения знаний по правилам дорожного движения;
  • привлечение и активное участие родителей в жизни ребёнка.

Направления деятельности:

- тематическая неделя;

- познавательные игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- настольные игры;

- беседы;

- консультации;

- драматизация литературных произведений;

- чтение художественной литературы;

- демонстрация наглядного материала;

- фильмы-презентации;

- развлечения.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

- Конвенция ООН «О правах ребенка»;

- Закон «Об образовании» Российской Федерации.

Адресат: программа разработана для детей 6 -7 лет.

Срок реализации программы: 1 год.    

Количество занятий в неделю: 1 непосредственно образовательная деятельность в месяц, длительность занятия – 30 – 35 минут (12 нод в течении года).

Принципы  создания программы:

  1. Последовательность и постепенность – знания по дорожной тематике следует давать постепенно, без перегрузки.
  2. Доступность – материал должен быть изложен в доступной форме.
  3. Наглядность – при обучении дорожной безопасности необходимы наглядные средства (иллюстрации, мнемотаблицы, плакаты, макеты дорожных знаков, специальное оборудование для проведения игровой непосредственно образовательной деятельности).
  4. Принцип единства воспитания и обучения – на всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах и транспорте.  

Предполагаемый результат:

  • Повышение правовой культуры участников дорожного движения;
  • предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма;
  • знание правил дорожного движения;
  • умение правильно вести себя в экстремальных дорожных ситуациях;
  • совершенствование условий для реализации форм, методов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Методическое обеспечение программы:

  • Оформление в группах уголков безопасности;
  • оформление стендов «Азбука светофорика», «Дорога и Дети», «Родителям на заметку»;
  • изготовление мнемотаблиц, приобретение дидактических, сюжетно-ролевых игр;
  • подборка художественного слова (стихотворения, пословицы, поговорки, песни и т.д.);
  • тематические выставки рисунков, поделок, макетов совместно с родителями.

         Ожидаемые конечные  результаты реализации Программы  

1.Овладение детьми  навыками безопасного поведения на дороге:

  • сформирована ориентировка в пределах близлежащего к детскому саду микрорайона.
  •  Соблюдает элементарные правила дорожного движения.
  •  Имеет представление  о понятиях «светофор»,  «улица», «перекресток», «двустороннее движение», «средства регулирования дорожного движения», «дорожные знаки».
  •  Сформированы представления о правилах поведения в разных опасных ситуациях, которые могут возникнуть в городских условиях.
  • Может обсуждать возможные опасные ситуации из личного опыта.
  • Применяет правила безопасного поведения на улице и в городском транспорте.
  • Уважительно относится к окружающим, способен оказать помощь другому.

2. Осознанное поведение детей в дорожно-транспортных ситуациях; 3. Повышение уровня ответственности родителей за поведение детей    на дорогах города.  

Перспективное планирование по предупреждению дорожно-транспортного травматизма в подготовительной группе

 Месяц

Тема

Программное содержание

Материалы и оборудование

Сентябрь

  «Улицы поселка»

1. Познакомить детей с названием улиц нашего поселка и их происхождение;

2. Закрепить правила поведения на улице: быть внимательным, идти только тротуару, по правой стороне, переходить улицу только по пешеходному переходу.

3. Развивать внимание, логическое мышление, речь.

4. Воспитывать чувство гордости за свой поселок.

- Альбом «Наш родной посёлок»;

- иллюстрации «Улицы города»;

- мнемотаблица на стихотворение «По городу, по улице…» (см.приложения)

По городу, по улице

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Всё время будь внимательным

И помни наперёд:

Свои имеют правила

Шофер и пешеход.

Октябрь

«Правила уличного движения»

1. Закрепить с детьми правила уличного движения.

2. Формировать умение определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей.

3. Развивать умения отгадывать загадки, умение составлять мнемотаблицы к загадкам.

4. Расширять активный словарь детей прилагательными.

5. Воспитывать чувство ответственности за свою безопасность.

- Иллюстрация улиц поселка;

- презентация-фильм «Правила Светофорика»;

- составленная детским коллективом мнемотаблица к загадке (см. приложение):

С тремя глазами живёт,

По очереди мигает.

Как мигнет – порядок наведет.

Что это такое? (светофор)

Ноябрь

«Зелёный, жёлтый,   красный»

1. Познакомить с произведением А.Дорохова «зелёный, жёлтыё, красный» (чтение отрывка).

2. Уточнить и закрепить сигналы светофора.

3. Развивать связную речь, внимание; умение подводить итог.

4. Формировать умение составлять макет поселка.

- портрет А.Дорохова;

- иллюстрации, подобранные к произведению;

- презентация «Наш поселок с высока»;

- аудиозапись песни «Краше нашего посёлка нет!»;

- мнемотаблица «Правила поведения должен знать и стал и млад»

Декабрь

Инсценировка сказки

«Лесные жители и дорога»

Январь

«Зачем нужны дорожные знаки?»

1. Закрепить знания детей на улице.

2. Уточнить знания о известных знаках: «зебра», внимание, осторожно, дети.

3. Формировать умение читать стихотворения по схематичному изображению.

4. Развивать логическое мышление, память, речь.

- Плакат с дорожными знаками (пешеходный переход, предупреждающие знаки, запрещающие знаки, указательные знаки);

- задания в тетради для уточнения знаний о дорожных знаках.

- мнемотаблицы к стихотворениям о дорожных знаках:

Есть на каждом перекрестке

Пешеходный переход,

Перейти дорогу просто

Здесь без рисков и хлопот.

Февраль

«Дорожные знаки»

1. Закрепить у детей знание правил дорожного движения.

2. Познакомить детей со знаками, обозначающими пешеходные переходы.

3. Расширить  знания о правилах поведения детей на улице.

4. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.

5. Воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому.

1.Машина, куклы, обруч, самокат, клюшка, шайба, маски зайца и петушка, медведя.

2. Просмотр мультфильма про котёнка Женю и правила дорожного движения.

Март

«Транспорт »

1. Расширять  представление детей о транспорте разного вида (грузовом, пассажирском, воздушном, водном).

2. Закрепить знания о правилах поведения на улицах поселка и города.

3. Уточнение и активизация словаря по теме «Транспорт»,

4. Уточнение понятия видов транспорта и его назначения.

- Презентация «Сколько на свете транспортных средств?»;

- мнемотаблица к стихотворению о транспорте.

Апрель

      «Пешеход» (целевая прогулка)

Цель: уточнить знание детьми правил поведения пешехода.

Сигнальные флажки.

Май

«Переход»

1. Систематизировать и уточнить следующие знания детей: чтобы перейти на другую сторону улицы, имеются определенные места и называются они пешеходными переходами.

2. Закрепить полученные знания о дорожных знаках через дидактическую игру «Собери знак» и рисование дорожных знаков;

3.  Способствовать умению детей работать с макетами.

4. Создать условия для развития внимания, наблюдательности при выполнении заданий.

5. Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельно применять свои знания на практике.

- Дидактическая игра «Собери знак»;

- макет поселка Белый Яр;

- иллюстрация улицы.

Июнь

«Перекресток»

1. Обобщить знания детей о правилах дорожного движения и движения пешеходов, о правилах поведения на улице и в автобусе.

2. Познакомить детей с понятием «перекрёсток».

3. Расширить знания о правилах поведения детей на улице.

4. Довести до сознания детей к чему могут привести не соблюдения правил дорожного движения на дорогах.

- Просмотр мультфильма «Торопыжка» о правилах дорожного движения;

- мнемотаблица к отрывку из стихотворения М.К.Агашина;

- альбом «Опасность на дорогах!»

Июль

«Работа сотрудника ГАИ»

1. Уточнить и расширить знание детей о работе сотрудника ГАИ, объяснить значение его жестов.

2. Закрепить назначение сигналов светофора.

3. Развивать внимание, быстроту реакции.

4.  Продолжать формировать умение составлять мнемотаблицу к стихотворениям, загадкам, пословицам.

Август

Брейн ринг «Помни Правила движения как таблицу умножения»

1. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правила безопасного поведения на улицах и дорогах города. Закреплять обозначение дорожных знаков.                      2. Развивать наблюдательность, умение предвидеть и разрешать опасную ситуацию, быть внимательным, сосредоточенным.    3.Развивать зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление, память. Совершенствовать умение грамматически верно оформлять свои рассуждения. 4.Формировать навыки осознанного использования знаний правил дорожного движения в повседневной жизни.

- мультимедийное устройство;

- презентация «Брейн ринг» (с подготовленными заданиями);

- макеты дорожных знаков и светофора;

- имитация улиц поселка;

- машины, костюм работника ГАИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....