Познавательное развитие детей младшего школьного возраста.
консультация (младшая группа) на тему

 Гайворонская Юлия Сергеевна

Одной из главных характеристик познавательного развития детей на стадии конкретных операций, согласно Ж. Пиаже, является появление представления о сохранении, формирование которого происходит в связи с ослаблением эгоцентризма мышления, переходу к объективной оценке вещей. Появление сохранения способствует обратимости мышления (умение мысленно вернуться к первичным исходным данным), что позволяет ребенку удерживать в памяти первоначальные данные (например, о количестве жидкости, длине и площади, массе, весе), а также обеспечивает понимание противоположности арифметических действий (сложения и вычитания, умножения и деления). Представление о сохранении и обратимость мышления, Ж. Пиаже называет необходимыми условиями для возникновения у ребенка такой операции, как классификация, благодаря которой, младшему школьнику делается доступным понимание таких понятий как «класс» и «подкласс». На данной стадии развития мышления появляется способность к дедуктивным умозаключениям. Дети способны уже решать силлогизм, но при условии, что его посылки предъявлены визуально.

Таким образом, ребенок способен рассуждать, доказывать, соотносить различные точки зрения, делает вывод Ж. Пиаже. Это связано с тем, что в период конкретных операций происходят кардинальные изменения в мышлении ребенка: развивается способность понимания сохранения количества, массы, объема; растут возможности классификации и сериации. Однако ему еще недоступна способность к координации изолированных конкретно-операциональных систем для решения задач в гипотетической или более абстрагированной ситуации без опоры на конкретный материал (в задачах требующих учета двух параметров). Поэтому, мы можем говорить о сохранении некоторой конкретности мышления у младших школьников .

Основным механизмом интеллектуального развития ребенка, по Л.С. Выготскому, является формирование в его сознании системы словесных значений (обобщений), перестройка которой и определяет направление развития интеллектуальных способностей. Период от 2 лет и до подросткового возраста Л.С. Выготский называет периодом «естественной истории знака», в течение которого словесные обобщения постепенно приобретают понятийную форму, становятся вначале понятиями «в себе» и «для других» и лишь впоследствии понятиями «для себя». Он выделяет три этапа развития понятий: мышление в синкретических образах, мышление в комплексах, мышление в понятиях и дает характеристику каждому из них.

Таким образом, особую роль в формировании интеллектуальных способностей, по мнению Л.С. Выготского, играет понятийное мышление, благодаря которому человек способен выделять, абстрагировать отдельные признаки предметов, а также комбинировать их. При этом понятия могут выстраиваться в определенную систему, на основе связи их между собой. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста" (ФГОС)

Формирование познавательных действий, становление сознания (представление о ритме, темпе, движении, об особенностях природы, об отечественных традициях и праздниках)....

"Физическое развитие детей младшего школьного возраста" Консультация для родителей

Одним из важных средств физического воспитания детей дошкольного возраста является игра. Именно она способствует разностороннему развитию ребенка. Разнообразные действия детей во время игры эффективно...

Опыт работы «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и ус...

Обобщение опыта Тема «Нетрадиционные методы развития речи дошкольников - как основа познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»

Общение, являясь одним из первых видов деятельности, которыми овладевает ребенок, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства. Именно в процессе непрекраща...

Конспект занятия по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста (II младшая группа) на тему: «В гости к медвежонку»

Программное содержание:Формировать умение детей группировать предметы по цвету, размеру и форме.Закрепить умение различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольникФормировать умение сочетать ...