Сюжетно-дидактическая игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему

Цель-научить ребенка разбираться в сложившейся экономической ситуации. Именно, формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glushkova_tatyana_mikhaylovna._metod.razrabotki.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-дидактическая игра как средство экономического воспитания

детей старшего дошкольного возраста

На современном этапе в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе, и из экономики.

Дети очень рано включаются в экономическую жизнь, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает:  что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Вот и получается, что ребенок, так или иначе, сталкивается с экономическими терминами в достаточно раннем возрасте.

От того, что будет заложено в детстве, во многом зависит, каким станет ребенок, какую профессию он выберет, как приспособится он к социальному миру взрослых. Для того чтобы ребенок хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении нужно с пяти-шести – летнего возраста. Именно, формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, дает знания о новых профессиях, обогащается словарь, приобретаются такие качества, как стремление доводить начатое дело до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, даются представления о рекламе и т.д.

Исходя из вышесказанного, мною была выбрана данная тема для работы с детьми в группе ДОУ. Первоначально свою работу я начала с изучения различной литературы и научных трудов по экономическому воспитанию дошкольников.

Большое внимание мною было уделено научным трудам, программно-методическим документам для дошкольных учреждений: Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников. Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий»; А.Д. Шатова «Дошкольник и экономика»; А.А. Смоленцева «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников», «Введение в мир экономики или как мы играем в экономику».  Именно на данные программно-методические документы я опиралась в своей работе с детьми.

По-моему мнению, экономическое воспитание в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Во время игр со сверстниками, во время общения они употребляют много экономических понятий, порой не задумываясь об их значении, о смысле, которое они несут.

Экономика неотделима от ребенка. Ведь семья – это реальная экономика. Первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Поэтому свою работу я провожу в тесном сотрудничестве с родителями. Я считаю это необходимым условием для успешного экономического воспитания дошкольников. Родители своим личным примером должны показывать детям образец поведения: бережно относиться к вещам, справедливо оценивать предложения и поступки детей, правильно воспринимать рекламу и т.д. Для родителей в группе проводятся дни открытых дверей, где они могут не только присутствовать на занятиях, играх, но и принимать в них активное участие. С родителями мною также ведется просветительная работа по ознакомлению детей с экономикой, это: консультации, индивидуальные беседы, издаются памятки, оформляются папки-передвижки.

Задача воспитателя в ДОУ не только дать детям какой-то объем экономических знаний, но научить правильно этими знаниями распоряжаться, помочь правильно осмыслить новые явления, факты, понятия, подготовить ребенка к жизни в современном обществе.

Учитывая то, что у старших дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, то игровая деятельность становится основным средством экономического воспитания ребенка 5-7 лет.

Именно поэтому свою работу по ознакомлению детей с экономикой я строю через игру. Именно игры помогают войти детям в мир взрослых, вступить с ними в сотрудничество. В игре у ребенка развивается моделирование действий с предметами и общественные взаимоотношения.

В своей работе я использую сюжетно-дидактические игры, которые одновременно относятся, как к развивающим, так и к обучающим. В такой игре имеется развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, где определенные игровые задачи решаются непосредственно на основе усвоенных математических знаний и предлагаются ребенку в виде игровых правил. Сюжетно-дидактическая игры помогают сделать экономику понятной для детей через моделирование реальных жизненных ситуаций: купля-продажа, производство и сбыт продукции и др.

С помощью сюжетно-дидактических игр я помогаю ребятам войти в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений.

А.Д. Шатова и многие другие деятели, занимающиеся изучением экономического воспитания в ДОУ, рекомендуют распределение игр по блокам: труд – продукт – товар, деньги и цена, реклама, полезные навыки и привычки в быту. Приведу примеры игр с экономическим содержанием, которые я непосредственно включаю в деятельность детей старшего дошкольного возраста.

        По теме «труд – продукт – товар» мною организуются такие игры как: «Ателье», «Мебельная мастерская», «Рынок», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Строители», «Фермеры». Дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых. В процессе игры дети пользуются разнообразными материалами, овладевают трудовыми операциями по изготовлению различного товара.

По теме «деньги и цена» включаю в деятельность детей игру, в которой используются операции с монетами разного достоинства и разной ценности, размен денег. Это такие  игры как  «Маленькие покупки», «Рынок», «Аптека», «Банк». В ходе таких игр дети узнают, что каждая вещь стоит денег, учатся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами. Дети знакомятся с понятием банка – местом, где дают деньги в долг, меняют, хранят и выплачивают.

Сюжетно-дидактические игры по теме «реклама» дают детям возможность практически осуществлять процесс создания рекламы. Знакомство детей с работой рекламного агента, рекламодателя,  художника-оформителя.

Формирование «полезных навыков и привычек в быту» происходит в различных сюжетно-дидактических играх: «Ателье», «Мебельная мастерская», «Рынок», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Строители», «Фермеры», «Банк», «Аукцион», «Фабрика», «Турагентство» и т.д.

Для определения уровня знаний и умений детей по экономическому воспитанию я использую методику диагностики, разработанную А.Д. Шатовой. Данная диагностика основана на дидактической игре. Используя такой инструмент как тест-опросник В.Э. Бивельторна, я определяю уровень знаний детей основных экономических понятий, терминов.

Процесс экономического воспитания дошкольников необходимо сделать интересным и доступным для детей. Главное – говорить с ребенком на доступном ему языке, поэтому реализовывать его необходимо через такие формы организации деятельности как игра. Сделать экономику для детей понятной помогут сюжетно-дидактические игры, которые дают возможность проявить творчество, индивидуальность, что особенно важно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра, как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность. Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время в этот период ребёнок находится в полной зависимости от ок...

Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В презентации слайды про теорию и практическое  применение экономического воспитания  через  игру....

Исследовательская работа " Театрализованная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Каждое занятие с ребенком необходимо сделать интересным и увлекательным, понятно и просто рассказат...

Проект «Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Народные игры всегда отражали и отражают окружающую действительность. Исторически сложившись,  игра сама стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение. Передача эта происходит п...

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста

laquo;ПОДВИЖНАЯ ИГРА ЯВЛЯЕТСЯ УПРАЖНЕНИЕМ,ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО РЕБЕНОК ГОТОВИТСЯ К ЖИЗНИ»              П.Ф. ЛЕСГАФТ...

Индивидуальная программа самообразования по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Программа включает в себя цели, задачи, перспективный план работы по самообразованию по данной теме....