Главные вкладки

    Консультация для педагогов ДОУ "Музыкальные инструменты в развитии слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста"
    консультация (старшая группа) на тему

    Пономаренко  Марина Владимировна

    Уважаемые, коллеги! Данная консультация представляет собой семинар - практикум для педагогов детского сада. В ней разработана таблица разных видов музыкальных интсрументов, а также есть описание музыкально - дидактических игр и заданий по развитию музыкально - слуховых представлений. Надеюсь, чтоподготовленный мною материал будет полезен Вам в работе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon muzykalnye_instrumenty.doc114.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Музыкальные инструменты

    в развитии слухового восприятия

    у детей старшего возраста

    ( семинар – практикум)

    Музыкальный руководитель:

                                      Пономаренко М.В.


                      В современных условиях возрастают задачи эстетического воспитания дошкольников. Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы.  Музыкальный инструмент для маленького ребёнка – символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки.

                       Все музыкальные инструменты можно сгруппировать по видам.

    ВИД

    НАЗВАНИЕ

    УДАРНЫЕ

    1. Деревянные ложки (в ансамбле народных инструментов).

    2. Трещотки (в шумовом оркестре).

    3. Музыкальный треугольник (звук извлекается путем легкого прикосновения металлической палочкой).

    4. Бубенцы (ритмическое встряхивание). В качестве дополнительной окраски в оркестре.

    5. Музыкальные молоточки.

    6. Бубны

    7. Кастаньеты

    8. Барабаны

    9. Тарелки

    10. Румба

    11. Маракасы

    12. Металлофон

    13. Ксилофон

    УДАРНО-КЛАВИШНЫЕ

    1. Пианино (модель инструмента).

    2. Рояль

    ДУХОВЫЕ

    1. Флейты, кларнеты, саксофоны.

    2. Духовые гармоники (для 6-7 лет).

    Инструмент индивидуален (мундштук).

    3. Триола (с цветными клавишами).

    КЛАВИШНО-ЯЗЫЧКОВЫЕ

    1. Аккордеон (учат играть детей 6-7 лет).

    2. Баян

    СТРУННЫЕ

    1. Гусли (щипковый инструмент).

    2. Цимбалы (белорусский народный инструмент).

    3. Цитры (игра с помощью медиатра).

    4. Арфа

    5. Балалайки.

    ЭЛЕКТРОМУЗЫКАЛЬНЫЕ

    «Гамма», «Нотка»

            Для успешного приобщения к музыкальной деятельности в руках у ребенка должен быть инструмент, чтобы он сам соприкоснулся с ним, почувствовал его в своих руках, извлек из него волшебные звуки. Необходимо создать атмосферу комфорта и доверия, в которой каждый ребенок может почувствовать себя музыкантом.  Для этого во время знакомства с новым музыкальным инструментом предложить ребенку обследовать его; показать приемы звукоизвлечения.

                       Требования к музыкальным инструментам:

    1. чистая настройка;

    2. определенный тембр;

    3. доступность по весу и размеру;

    4. прочность;

    5. простота конструкции;

    6. гигиеничность.

                   

                   Музыкальная игра является важным видом детской деятельности. « Игра – это огромное светлое окно, через которое в мир ребенка вливается  поток представлений, понятий об окружающем мире». Это подчеркивал известный советский педагог В.А.Сухомлинский.

                                  Научить ребенка слушать музыкальный звук – воспринимать и различать его высоту, тембр, силу и продолжительность помогают музыкально-дидактические игры.

                        Музыкально-дидактические игры организуют внимание, вызывают повышенный интерес к музыке и творчеству, усиливают образное мышление, тренируют память, развивают чувство ритма, общую моторику ребенка и главное – музыкальный слух. Уже в первой младшей группе происходит знакомство с барабаном, треугольником, колокольчиком, ложками, шумовыми мешочками. В каждой возрастной группе обогащается опыт тембрового восприятия детей (ксилофон, металлофон, флейта). В средней – игра на металлофоне правильным звукоизвлечением на попевках на 1-м звуке («Андрей – воробей», «Небо синее»). В старшем дошкольном возрасте происходит знакомство с триолой, аккордеоном, игра индивидуально и в ансамбле.

    Первая – вторая младшая группа: «На чем играю?», «Птица и птенчики», «Тихо-громко», «Назови свое имя на бубне», «Чудесный мешочек», «Чей колокольчик?»

    Средняя группа: «Тихие и громкие звоночки», Угадай, на чем играю?».

    Старшая группа:         «Солнышко и дождик», «Угадай-ка», «Догадайся кто поет?», «Учитесь танцевать», «Что делают в домике?», «Колобок», «Музыкальная шкатулка», «Помоги найти музыкальный инструмент», «Веселые хлопки», «Марш или танец?» и др.

    Подготовительная группа: «Узнай по голосу», «Капельки», «Тише, громче в бубен бей», «В доме моем тишина», «Волшебный бубен», «К нам гости пришли», «Кто потерял музыку?», «Угадай мелодию», «Цирковая собачка», «Высокие или низкие деревья?» и др.

                         Благодаря применению музыкально-дидактических игр у дошкольников активнее развиваются музыкально-сенсорные способности (ладовысотный слух, чувство ритма), возникает интерес к музыке. Музыкальные задания, выполненные с помощью наглядных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивает самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.

    Игры для детей старшей группы

    «КУБИК – ОРКЕСТР»

    Цель игры: Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, чувство ритма;

    воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.

    Ход игры:   Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:

      Кубик движется по кругу,

                                               Передайте кубик другу.

                                                Кубик может показать,

        На чем теперь тебе играть!

         Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».

    Целесообразно разбить детей на подгруппы. По желанию детей игру можно повторить несколько раз, чтобы дети поиграли на разных инструментах и получили удовольствие от совместного музицирования.

    «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР» для детей 3-6 лет

    Подготовительная работа: подбор  ударных инструментов (бубен, колокольчики, ксилофон, металлофон, треугольник и др.) и сюжетов сказок.

    Цель игры: активизация интереса детей к различным видам инструментов. Формирование ритмического мышления. Развитие фантазии и тренировка памяти.

    Описание игры: дети должны рассказать сказку, используя ударные инструменты.  

    * Каждый участник игры представляет свой инструмент.

    * Педагог предлагает сказочный сюжет, а дети подбирают

    инструмент, подходящий по звучанию каждому герою

    сказки, а затем и нужный ритмический рисунок.

    Например: Карабас-Барабас  -  бубен,

                       Буратино – ксилофон,

                       Мальвина – колокольчик,

                       Пьеро – треугольние,

                       Артемон – трещотка на сильную долю такта.

    * Текст сказки озвучивается.

    * Педагог забирает у детей все инструменты, которые использовались в сказке. Детей просят отвернуться и на слух заново воспринять рассказанную при помощи инструментов историю (события в ней будут изложены в иной последовательности, а значит, дети создают практически новую историю).

    «УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ?»

     У каждого ребенка карточка с изображением музыкальных инструментов. По музыкальному отрывку дети определяют, какой инструмент звучит, и закрывают его изображение фишками.

    МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «КОМПОЗИТОР» (по программе «Детство»)

    Цель: развивать фантазию, воображение.

    Игровой материал: набор музыкальных инструментов.

    Ход игры: по сюжету («В гостях у героев любимых сказок», «Весеннее пробуждение природы», «Гроза» и т.д.) ребенок сам выбирает нужные для воплощения замысла музыкальные инструменты. В результате он «проживает» творческий процесс, начиная с рождения замысла до реального его воплощения.

    МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ДИРИЖЕР» (по программе «Детство»)

    Цель:  развивать невербальное общение, творческие способности в музыкально-исполнительской деятельности.

    Игровой материал: три контрастных по звучанию музыкальных инструмента.

    Ход игры: Трое участников исполняют роли музыкантов, четвертый – дирижер, все остальные – зрители. Начало и окончание игры дирижер обозначает взмахом руки (вверх – начало, вниз – окончание). Дирижер побуждает музыкантов (вместе или по очереди) играть в соответствии с его жестами. Когда исполнители закончат музицирование, в игру вступает другая четверка. В процессе игры ребенок-дирижер не должен давать словесных указаний, только мимика и жесты.

            Заинтересованное отношение к творческому процессу выражается в следующих показателях: увлеченность, инициатива и самостоятельность творческого поиска, оригинальность в воплощении, умение привлекать к творчеству музыкальный и жизненный опыт, степень законченности творческого замысла.

                                Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами.  С помощью игры на детских музыкальных инструментах развивается творческое воображение. Психолог Б.М.Теплов утверждал, что эстетическое воспитание не будет полноценным, если ограничиться лишь восприятием и исполнительством. По своей природе творчество носит характер импровизации. Мы начинаем развивать творческое начало с 1 младшей группы. Но результат только к среднему возрасту.

    1-я ступень музицирования: ритмические этюды (на бубне, барабане, погремушке);

    2-я ступень музицирования: изобрази дождик, росу (определить тембр) и музыкально-дидактические игры;

    3-я ступень музицирования: подбор и сочинение мелодии на инструменте.

            Для успешного приобщения к музыкальной деятельности (по Орфовской педагогике) в руках у ребенка должен быть инструмент. Можно ли научить рисовать, если не давать в руки карандаши и кисточку? Необходимо дать ему возможность свободно импровизировать на шумовых инструментах.

                        Программа Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» предлагает проведение для детей старшей и подготовительной к школе группы оркестрового урока «Магазин музыкальных инструментов».

                         Цель: знакомство детей с шумовыми инструментами и способами игры на них. Создание условий для самостоятельных импровизаций детей. Игровое обучение совместному исполнительству.

                           Задачи:

    1.развивать у детей способность слушать и наблюдать;

    2. увлечь музыкальными инструментами;

    3. создать атмосферу творческого исследования звуковых возможностей каждого из инструментов;

    4. учить понимать дирижерские жесты, развивать способность к организованной игре в ансамбле под управлением дирижера;

    5. создать атмосферу комфорта и доверия, в которой каждый ребенок может почувствовать себя музыкантом.

                         

                       Начинается игра. Роли инструментов исполняют дети, роль дирижера – педагог. Дискотека «Тарарам-шурум-бурум». Каждый ребенок играет на своем инструменте, сопровождая игру танцевальными движениями.

            Натанцевавшись, инструменты затевают игру «Замри и отомри». Дети выражают бодрое и сонное настроение с помощью разных инструментов (барабана, ксилофона, бубенчиков, маракасов). Один ребенок играет усыпляющую музыку – все засыпают. Затем солист неожиданно переходит на громкую и бодрую игру. Дети встают и танцуют. Игра повторяется 2-3 раза. Заканчивается игра «сонной» частью, ведь утром инструменты тихо возвращались на полки.

            Музыкальный руководитель рассказывает детям. что в магазин заглянул известный дирижер. Он хочет купить инструмент, но их так много, что он растерялся. Чтобы он сделал свой выбор, надо показать, на что инструмент способен. Игра «Музыкальное приветствие». «Здравствуйте, я – бубен, я многое умею. Я веселый!», «Здравствуйте, я – треугольник. Я звонкий, мои звуки похожи на росинки». Но сказать это не словами, а звуками (импровизацией).

            Дирижер их хвалит. Предлагает поиграть в игру «Бусинки» (на развитие чувства темпа и ритма). Дети по кругу исполняют на своем музыкальном инструменте один звук (это музыкальная бусинка). Дирижер в центре показывает вступление.

            Игра «Карусель» (на ускорение и замедление темпа) по песенке «Еле – еле, завертелись карусели».

            И все-таки дирижер не может до конца изучить инструменты: он просит детей завести хоровод. Игра «Хоровод» (на различение 2-хчасстной формы).

    1 вариант: а) дети кладут инструменты на стулья, и, хлопая в ладоши, идут внутри круга; б) каждый ребенок берет инструмент, возле которого он оказался и играет на нем.

    2 вариант: а) дети играют; б) в круг выходят деревянные, металлические и т.д. инструменты.

    3 вариант: а) под музыку дети импровизируют на инструментах; б) музыка останавливается – дети перебегают на другое место и берут новый инструмент.

            Дирижер всех хвалит за хорошую игру. Но т.к. он не смог выбрать лучший, то он пригласил все инструменты в свой оркестр. Игра «Посвящение в дирижеры». Предлагает кому-нибудь побыть дирижером. Выбрать 2-3 инструмента, показать, как играть на каждом, когда кому вступать.

            Игра «Ореховый и посудный оркестры» (творческая работа в группах). Предложить детям распределиться на 2 группы. На одном столике – чайные стаканы и чайные ложки, заварные чайники и деревянные ложки. На другом – цельные грецкие орехи, половинки и маленькие мешочки из ткани, наполненные скорлупой фисташек. Музыкальной основой может стать 2-хчастная полька, которую играет педагог.

            Завершить урок лучше всего исполнением ранее разученного произведения. Так закончилась репетиция оркестра. Дирижер и инструменты остались довольны друг другом. Дирижер понял, что любой музыкальный инструмент, пусть даже самый простой, может всегда найти свое место в оркестре и звучать красиво!

                   

     Как   средство творческого развития ребенка применяется метод музыкального музицирования. Он подразумевает следующие компоненты: слово, движение, игра, общение, музыкальный инструмент, маленький театр.

                      Применяются такие творческие задания, как:

    - озвучивание стихотворений, сказок;

    - озвучивание рассказов о явлениях природы, животных;

    - сочинение собственных рассказов и озвучивание их;

    - сочинение рассказов по картинам;

    - придумывание и озвучивание загадок.

                          Безусловно, способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года и т.д. Важно активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста и его содержания. Главный критерий правильности методики работы с детьми – то удовольствие, которое получают дети, и то эмоциональное спонтанное выражение радости.

    ОЗВУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ

    №1     С.МАРШАК «АПРЕЛЬ»

               Апрель! Апрель!        треугольник

               На дворе звенит капель.        глиссандо

            По полям бегут ручьи.        металлофон

            На дорогах лужи.        музыкальный молоточек

            Скоро выйдут муравьи        тихое шуршание

            после зимней стужи.        любым предметом

            Пробирается медведь –        трещотки, маракасы

            сквозь лесной валежник.

            Стали птицы песни петь –        свистулька

            и расцвел подснежник.                            колокольчик

    №2       Шла зима, снежком играя,        румба

            в пышной шубе меховой.

            Тучи снежные сгребая,        погремушки

            у меня над головой.

            Мне попал снежок в ладошки  -        румба или металлофон

            пусть погреется немножко…

            Не послушался снежок

            и водичкою утек!                                     глиссандо по металлофону

                                    Необходимо учитывать, что темп чтения стихотворения замедляется, появляются паузы, во время которых звучит импровизация. В результате таких творческих упражнений дети открывают в себе новые возможности, наполняются общей радостью от совместного творчества, перенимая находки друг друга.

    ОЗВУЧИВАНИЕ СКАЗОК

                      Русские народные сказки с их яркими образами дают возможность для их озвучивания музыкальными инструментами. Как и при чтении стихов, могут быть исполнены разные способы: на фланелеграфе, при помощи настольного, кукольного театра, по ролям.

    «КУРОЧКА РЯБА»

                  Жили-были Дед да Баба –        йоника детская

            да была у них курочка Ряба:

            «Кудах – тах, кудах –тах, тах! –        деревянные ложки

            снесла курочка яичко.

            Да не простое, а золотое.        металлофон

            Дед бил, бил – не разбил,                           удары в ритме

            Баба била, била – не разбила.        удары на октаву выше,

                    ритм увеличен

                    Мышка бежала, хвостиком        колокольчик

            махнула,

            яичко упало и разбилось…                    глиссандо по металлофону

                                                                                      и в конце удар

                   Плачет  дед.                                               румба   (четвертные)

            Плачет баба.           румба (восьмые)

            А курочка кудахчет:

            «Кудах – тах, кудах –тах, тах! –        деревянные ложки

                     Не плачь, дед!        удар ложками

            Не плачь, баба!

            Я снесу вам яичко другое,        по металлофону

            не золотое,

            а простое!                                               удар деревянными ложками

    «БАБА ЯГА»

            Что это грохнуло? Что засвистело?

            Баба Яга над землей пролетела.

            Ветром прогнулись сосен верхушки.

            спрятались в норы лесные зверушки.

            Сучья трещат, громкий свист раздается.

            Баба Яга над полями несется.

            В ступе с метлой на таинственный слет –

            Леших, кикимор из ближних болот!

                                                                  (Н.Метеличенко)

                     Подобный вариант озвучивания сказок интересен всем – и взрослым, и маленьким. Малыши просто слушают сказку в исполнении взрослого, старшие – самостоятельно озвучивают ее.

    ОЗВУЧИВАНИЕ РАССКАЗОВ О ПРИРОДЕ

                  Подул свежий, весенний ветер,                            маракас

            пригнал большие облака.

            Из них вдруг закапали

            сверкающие капельки.        металлофон

            Сначала они падали робко, медленно,        ускорить темп

            потом быстрее и быстрее!

            Их становилось все больше!

            Они шумели в ветках деревьев,        трещотка

            по крыше, подоконникам,

            и все вокруг наполнилось звуками.        Tutti на инструментах

    Каждый воспитатель при желании может использовать чтение рассказов и одновременно их творческое озвучивание при помощи доступных музыкальных инструментов.

                       

    ОЗВУЧИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИЙ КАРТИН

                    Это одно из самых сложных заданий, используемых на занятиях по развитию речи. Оно требует развития мышления, внимания, фантазии и воображения, высокой речевой культуры. Вначале надо рассмотреть детали картины (состояние героев, природы и т.д.). Подобрать образные определения.

    КАРТИНА В.МАКОВСКОГО «ДЕТИ, БЕГУЩИЕ ОТ ГРОЗЫ»

              Однажды Машенька взяла своего братика        музыкальный

    Ванечку  погулять.        молоточек

    Пошли они через поле в лесок.

    Стали собирать грибы, ягоды, аукаться,        дудочки

    птичек слушать.                                свистульки

    Не заметила Машенька, как набежали тучи,        погремушки

    потемнело кругом, загремел гром.        барабан

    Тут посмотрела девочка на небо – ахнула.

    Взяла Ванечку за руку и побежала.        молоточек

    Маленький Ванечка скоро устал, заплакал.        румба

    А тучи все темнее, гром все громче.        барабан

    Тогда схватила сестричка братика,                                  ускорить темп

    посадила себе за плечи        молоточка

    и припустилась со всех ног.

    Сверкали молнии, шумел ветер, гремел гром.            маракас, барабан

    Упали первые капли дождя,        металлофон

    было страшно.

    Но Машенька не бросила брата,

    добежала до деревни.

    И когда начался ливень,                                   тремоло на треугольнике

    брат и сестричка были уже дома.                  глиссандо на металлофоне

    ОЗВУЧИВАНИЕ ЗАГАДОК

                Озвучивание загадок также является оригинальным творческим заданием. Каждый ребенок загадывает свой образ: капель, самолет, поезд и т.д. и передает его звучание в определенном ритме на выбранном инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет с его изображением.

                       

    ТАКИМ ОБРАЗОМ:

    приведенные примеры элементарного музицирования на музыкальных инструментах позволят объединить работу разных специалистов ДОУ (музыкального руководителя, воспитателя, педагога дополнительного образования). Необходимо включать их на совместных праздниках с родителями, когда некоторые роли исполняют взрослые.

                 

                    Шумовые инструменты просты и наиболее доступны детям дошкольного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Шумовой инструмент выглядит очень нарядно. Для изготовления самодельных инструментов подходит все что угодно:

    • бумага (целлофан, пергамент, газета и пр.)
    • Деревянные кубики, карандаши, катушки, брусочки
    • Коробочки из разных материалов (баночки от йогурта, ячейки)
    • Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань.
    • Желуди, каштаны, шишки, орехи, крупа, камешки, ракушки.
    • Ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.
    • Металлические банки разных размеров.
    • Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, расчески.

    И многое другое, из чего можно извлечь звуки!

    Легко и весело можно изготовить яркие, самобытные инструменты для детского музицирования.

    В коробочки от духов и одеколона насыпаем крупу и украшаем их самоклеящейся бумагой. Пустые флаконы от шампуней, баночки от чистящего порошка, пустые пол-литровые бутылочки питьевого йогурта превращаем в «шумелки» и «гремелки» (в зависимости от наполнителей). Для «шумелок» используется крупа (рис, гречка, пшеница и др.), и звук получается мягким и шуршащим. А когда засыпаем крупные бусины или фасолины, то звук получается громкий, звонкий – это «гремелки».

    Такие инструменты можно использовать в средней группе для творческого музицирования и самостоятельной музыкальной деятельности, для обыгрывания образов (бегут мышки, скачут зайчики, идет веселая лошадка, грустная и т.д.) и озвучивания стихов. Представляют себя настоящими музыкантами, аккомпанируют себе на гармошке и баянчике.

    И «дудя» в дудочку, приходят в полный восторг ! Звук «ду-ду-ду», проходя через трубочку, преображается и звучит совсем иначе, чем без такой самоделки.



    ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

    ЖУРНАЛ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ»

    №4.2008 «Играя, учимся» (С.Ю.Агабабова). – с.24-28

    №6.2004  «Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями зрения»

                       (В.Деревянко). – с.29-30

    №2.2004  «Элементарное музицирование с дошкольниками»

                      (Т.Тютюнникова). – 2-10

    №3.2004  «Музыкальная игра как средство развития» (по программе

                     «Детство»). -13-16

    №1.2010  «Новинки нашего оркестра» (Е.Ю.Матвиенко). – с.14

            ЖУРНАЛ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА»

    №3.2004 «Элементарное музицирование как средство творческого развития ребенка» (С.В.Конкевич). – с.3

    №4.2008 «Оркестровый урок» (Т.Тютюнникова). – с.3-7

    Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1990


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений

    Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при н...

    Развитие слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста. Дидактические игры и упражнения

    Дидактические игры, направленные на развитие слухового восприятия и фонематического слуха помогают эффективно развивать связную речь у дошкольников. А. Томатис доказал, что ухо не только воспринимает ...

    Развитие слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста.

    Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении, в семье. Х...

    Роль классической музыки в развитии музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста

    Статья будет полезна для музыкальных руководителей и воспитателей детских садов...

    Мастер-класс: "Игры для развития слухового восприятия детей младшего дошкольного возраста в работе учителя-логопеда".

    Презентация представляет игровые упражнения формирующие фонематические процессы у детей младшего и среднего дошкольного возраста, что является лучшей пропедевтикой возможных нарушений в старшем дошкол...

    Игры на развитие слухового внимания детей старшего дошкольного возраста

    Цель данных ниже игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука....