Практическая консультация для воспитателей "Нарушение и соблюдение прав ребёнка в детском саду"
консультация на тему

Гмырина Оксана Владимировна
Практическая консультация для воспитателей "Нарушение и соблюдение прав ребёнка в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_po_pravam.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 2092 имени И.Н.Кожедуба

________________________________________________________

Консультация для воспитателей.

«Защита прав ребёнка»

Вступительное слово.

Защита прав- особая проблема государства и общества в целом.

Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребёнку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий, иными словами защита прав ребёнка на любом этапе его развития.

Права и достоинство ребёнка защищает международное и российское законодательство. Детский фонд ООН- ЮНИСЕФ, осуществляющий международную защиту прав ребёнка, разработал следующие документы:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948г.)
  • Декларация прав ребёнка (1959г.)
  • Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.)
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, зашиты и развития детей (1990г.)

Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:

  • Семейный кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  • Закон «Об образовании»
  • Конституция Российской Федерации.

Региональные нормативные акты:

  • Законы, принятые законодательными органами  субъектов Российской Федерации
  • Постановления (распоряжения) органов исполнительной власти.

Впервые вопрос о правах ребёнка был поставлен такими известными педагогами, как  К.Н.Вентцель, активно боровшийся против насилия над личностью ребёнка. Януш Корчак, польский детский писатель, публицист, врач.

Вентцель в одной из первых в мировой практике «Деклараций прав ребёнка» (1917г.) провозгласил для детей равные со взрослыми права и свободы, в частности на воспитание и образование, развитие своих способностей, свободное выражение мыслей, жизнь без наказаний и прочее. Много позже, провозглашённые им идеи права нашли отражение в Конвенции ООН о правах человека.

Януш Корчак в книге «Право ребёнка на уважение»(1929г.) отстаивал право ребёнка на индивидуальность, человеческое достоинство.

Создание и принятие Конвенции ООН о правах ребёнка.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «Мировой Конституции прав ребёнка». А 26 января 1990 г. Конвенция  ОО Н о правах Ребёнка была подписана 61 страной.

Верховный Совет ССР ратифицировал Конвенцию о правах ребёнка 13.06.1990г., 14.07.1990 года она вступила в силу для Российской Федерации.

Спустя 6 лет она была принята почти всеми государствами мира, за исключением двух- Сомали и США.

Документ содержит 4 основных требования, которые должны обеспечить права детей:

  • Выживание
  • Развитие
  • Защита
  • Обеспечение активного участия в жизни общества.

В нём заложены 2 основополагающих принципа:

  1. Ребёнок- самостоятельный субъект права, т.е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.
  2. Приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.

Значение Конвенции состоит и в том, что в её статьях впервые собраны воедино 38 прав ребёнка, ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящимся к различным областям прав.

Практическая часть.

Выделить те права, которые касаются дошкольного образования.

право

Нарушение права в рамках ДОУ

Имя

Называем детей по фамилии

Сохранение индивидуальности

Семейные связи

 Семейное древо

День семьи

Свободное выражение взглядов

 Предметно-развивающая среда

Свободное выражение мнений

На занятиях.

Пользование службами и учреждениями по уходу за детьми

Защита от всех форм насилия

Запугивание, угрозы; слушание музыки- психическое здоровье-физическое здоровье.

Пользование совершенными услугами системы здравоохранения

 Индивидуальный подход: кого куда сажать, массаж, ЛФК

Образование

Отлучение от  занятий, не проводятся какие-либо занятия.

Отдых и досуг

Участие в играх, в культурной и творческой жизни.

Одни и те же дети участвуют в праздниках

Правильно или нет!

У детей есть только одно право: делать то, что велят им родители и воспитатели. Все остальные права приходят в своё время.(Согласно ст.2 все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребёнка от любых форм дискриминации и принимает необходимые меры по защите их прав.)

Ребёнок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его интересам.(Согласно ст. 9 ребёнок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребёнка).

Кто несёт основную ответственность за воспитание ребёнка? (согласно ст.18 родители несут основную ответственность)

На кого Конвенция о правах ребёнка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей? (Согласно ст.29 государство обязано обеспечит социальную защиту ребёнка.)

С какого возраста ребёнок способен принимать самостоятельные решения? ( с 3 лет)

Кому принадлежат слова о том, что  «счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка» (Ф.М.Достоевский)

Какой стиль воспитания не совместим с правами ребёнка?(авторитарный)

Кто несёт ответственность за воспитание ребёнка в случае развода родителей? (оба родителя)

Кто должен делать все возможное для осуществления прав, содержащихся в Конвенции? (государство)

Какое право нарушила Баба Яга в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (право на жизнь)

Почему обитатели двора в сказке Андерсена обижали гадкого утёнка?

Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка?

Кто помог зайчику восстановить свои права?

Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина?

Как далеко могла передвигаться лягушка, используя своё право на свободу передвижения?

Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке «Золотой ключик»?

Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост?

Примеры литературных произведений, где нарушаются чьи-либо права:

1.А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (право на жизнь)

2.Ш.Перро «Спящая красавица» (право на жизнь)

3.Гуси-лебеди.(право на свободу)

4.Волк и семеро козлят. (право на жизнь)

5.Заюшкина избушка.(неприкосновенность жилища)

6.Колобок. (право на жизнь)

7.Л.Н.Толстой «Филиппок» (право на образование)

8.В.Гаршин «Лягушка-путешественница»(свобода перемещения)

9.Дж.Родари «Чиполлино» (право на свободу)

10. «Серая шейка» (право на жизнь)

11.Г.К.Андерсен «Гадкий утёнок» (право на индивидуальность)

12. «Красная Шапочка» (право на жизнь)

13. «Три медведя» .(неприкосновенность жилища)

14.Б.Заходер «Птичья школа» (право на образование)

15. С.Михалков «Три поросёнка» (право на жизнь, неприкосновенность жилища)

16. «Аленький цветочек» (право на свободу)

17. Ш.Перро «Золушка»(защита от эксплуатации)

18.Н.Носов «Фантазёры» (право на индивидуальность)

19. С.Маршак «Двенадцать месяцев» (защита от эксплуатации)

20.В.Осеева «Просто старушка», «Сыновья», «Печенье».

А.Лингрен «Малыш и Карлсон»

-Ничего! Ничего!- сказала фрекен Бок. У меня и дети, и собаки быстро становятся шёлковыми»

Статья 19. Родители, воспитатели должны уважать детей, быть добрыми, терпеливыми. Если ребёнок балуется или плохо учится, его нельзя оскорблять, обзывать, и тем более бить.

Андерсен «Новое платье для короля»

Ребёнок может думать совсем не так, как взрослые, и все , что думает, высказывать вслух. И не надо ему говорить, как любят некоторые взрослые «Мал ещё, помалкивай!» Но в статье есть оговорка: ребёнок может свободно выражать своё мнение, если при этом никого не оскорбляет.

Разрешение проблемных ситуаций.

  • Дети сидят и ждут занятия.
  • «Помалкивай!»
  • Свобода выражать свои мысли на занятиях, право на ошибку.
  • Обсуждение разных тем при ребёнке.
  • Сон подготовительной группы.
  • Почему дети ходят по лестнице парами.
  • Помощник воспитателя выводит одетых детей на улицу, детей, не посещающих бассейн.
  • Ждём, пока все закончат.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ Тема: «Права ребенка в детском саду»

Консультация для педагогов ДОУ Тема: «Права ребенка в детском саду»...

Консультации в уголок для родителей "Адаптация ребёнка в детском саду"

Рекомендации для родителей дети которых впервые посетили детский сад...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "КАК ЗАЩИТИТЬ ЗДОРОВЬЕ РЕБЁНКА В ДЕТСКОМ САДУ"

кОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "КАК ЗАЩИТИТЬ ЗДОРОВЬЕ РЕБЁНКА В ДЕТСКОМ САДУ"...

Консультация для воспитателей «Оптимизация процесса адаптации ребёнка к детскому саду»

При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, от...

Дидактические игры по правам ребёнка в детском саду

Дидактические игры по правам ребенка...

Сказки по правам ребёнка в детском саду

Сказки по правам ребёнка в детском саду ...