Нравственно-эстетическое воспитание как сознательный, организованный процесс
консультация по теме

Саляхетдинова Олеся Викторовна

 

      Нравственное воспитание в современных условиях может быть успешным лишь как сознательный, организованный процесс.

      Нравственность - одно из важнейших свойств человеческой личности, необходимое условие всякой обществен­ной жизни. Человек - существо моральное. Значение морали объясняется тем, что она представляет собой способность челове­ка добровольно, по внутреннему побуждению, без всякого при­нуждения извне действовать во имя блага других людей. 

       Большое значение для нравственного воспитания личности имеет формирование и развитие ее духовных потребностей в тру­де, в творчестве, в красоте, в общении.

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie.docx14.91 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-эстетическое воспитание

как сознательный, организованный процесс

Нравственное воспитание

      Нравственное воспитание в современных условиях может быть успешным лишь как сознательный, организованный процесс.

      Этика - греческое слово (обычай, нрав), мораль - слово латинское (обычай, нрав) - они близки к значению русского слова «нравственность». Нравственность - одно из важнейших свойств человеческой личности, необходимое условие всякой общественной жизни. Человек - существо моральное. Значение морали объясняется тем, что она представляет собой способность человека добровольно, по внутреннему побуждению, без всякого принуждения извне действовать во имя блага других людей. Не будь  способности, человеческая жизнь в своих обычных формах была бы невозможной, люди не были бы людьми в полном смысле этого слова.

      Общество заинтересовано в том, чтобы личность усваивала не вообще любые нравственные нормы и принципы, а общественно ценные, соответствующие его целям и идеалам.

      Человеческое желание неразрывно связано с осмыслением ситуации. Человек должен уметь ограничивать свои желания, согласовывать их с желаниями других людей.

       Большое значение для нравственного воспитания личности имеет формирование и развитие ее духовных потребностей в труде, в творчестве, в красоте, в общении.

       На основе потребностей и интересов создается целый мир чувств. Воспитание любых чувств должно включать в себя и формирование их нравственных компонентов. Возьмем, например, чувство любви ребенка к родителям. Если родители стараются вызвать это чувство частыми подарками, неумеренными ласками и т.д., то оно приобретает эгоистический характер, в нем не разобьется нравственный элемент, а это отрицательно скажется на отношении ребенка к родителям, а затем вообще к людям, на всем
поведении.   

       Осознание подростком качеств личности, стремление стать более самостоятельным в жизни, в формировании самого себя, недовольство своими недостатками, способствуют включению его в процесс самовоспитания. Часто воспитатели (родители) не учитывают стремление подростка к большей самостоятельности, а относятся к нему как к маленькому ребенку, жестко ограничивают его права.

       Каждому возрасту в силу присущих для его уровня сознания личности и позиции во взаимодействии с внешним миром свойственны определенные возможности и особенности самовоспитания. Например, ребенок начинает осознавать, что факт конкретного поступка не соответствует его внутреннему миру: «Как плохо я поступил. Но почему я так сделал?» И хорошо, если ребенок понял это, а если нет?   

        Конфликты с детьми, воспитателями побуждают ребенка искать пути утверждения своей самостоятельности вне сферы жизнедеятельности, организуемой воспитателями, делает его (ребенка) более восприимчивым к воздействиям окружения по месту жительства, к стихийным влияниям любой другой микросреды, кроме созданной воспитателем.

        В случае отрицательного окружения подросток начинает формировать у себя черты героя этого окружения: жестокость, лицемерие, грубость и т.п. Следовательно, какую бы направленность не приняло самовоспитание в подростковом возрасте, оно остается ситуативным.

        По одной из традиционных классификаций среди методов воспитания выделяют три группы методов: убеждения, упражнения, побуждения. Некоторые специалисты считают, что к этим методам можно добавить поощрение и наказание. Последние, скорее всего, - способы воздействия, но они не являются воспитательными воздействиями, сами по себе не воспитывают никаких нравственных свойств у человека. Выполнение нравственных форм ради поощрения или же из-за боязни наказания, т.е. внешнее выполнение своих обязанностей, не ведет к нравственному воспитанию личности. Иногда, не замечая того, мы травмируем ребенка, озлобляем, например, говоря: «Ты поступил опять неправильно! Как надо было сказать? Ребенок отвечает правильно из-за боязни наказания.

        Постепенно это может озлобить ребенка, и он станет делать все наоборот. Поощрения способствуют самоуспокоенности, зазнайству, лицемерию. Ребенок, видя, что его могут лишний раз похвалить, поставить в пример другим - начинает зазнаваться, постоянно показывать свое «я». И в дальнейшем, если вовремя не обратить на это внимание, ребенок, если его не похвалят раз, другой, может стать тоже озлобленным, замкнутым в себе. На занятиях и вне занятий, в случае возникновения ситуации, следует обращать внимание детей на эти способы воздействия. Это можно сделать, прочитав рассказ, похожий на данную ситуацию, провести беседу, посмотреть фильм, иллюстрации, прослушать музыкально-литературное произведение и т.д. Ребенок сам найдет выход из ситуации. Следует не навязывать свою точку зрения, а выслушать ребенка и понять, почему он так поступил, а не иначе. Для осуществления процесса нравственного воспитания необходимо, чтобы деятельность в конечном итоге стимулировалась нравственными мотивами, стремлением ребенка осуществить нравственные нормы и принципы ради них самих, как внутренне принятых требований к самому себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей».

" Чтение книг- тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка". Эти слова выдающегося советского педагога В.А. Сухомлинского подчёркивают значение книги ......

Консультация для родителей «Значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей».

Материал для родителей о значении книг в воспитании и всестороннем развитии ребёнка....

Консультация для родителей «Значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей».

Материал для родителей о значении книг в воспитании и всестороннем развитии ребёнка....

«Значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей».

«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…»              Эти слова выд...

Проект по нравственно-эстетическому развитию «Воспитание сказкой» в подготовительной группе

Проект по нравственно-эстетическому развитию      «Воспитание сказкой» в подготовительной группе...

Консультация для родителей «Значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей».

laquo;Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…»...

Консультации для родителей детей с ОВЗ «Значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей с ОВЗ».

Консультации для родителей детей с ОВЗ «Значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей с ОВЗ».  «Чтение книг – тропинка, по кот...