Основы использования проблемного подхода в работе с детьми.
консультация на тему

Алексеенко Галина Ивановна

Педагоги и родители, стремясь научить детей чему – то новому,  стараются преподнести материал ярко, эмоционально, максимально используя принцип наглядности и образного восприятия. У детей старшего дошкольного возраста знакомство со счетом, правилами грамотной речи, окружающим миром, явлениями природы,  видами искусства происходит с активным использованием иллюстраций, книг, игрушек; в более старшем возрасте,  этот метод применяется по  средствам использования компьютерных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Основы использования проблемного подхода в работе с детьми.

Педагоги и родители, стремясь научить детей чему – то новому,  стараются преподнести материал ярко, эмоционально, максимально используя принцип наглядности и образного восприятия. У детей старшего дошкольного возраста знакомство со счетом, правилами грамотной речи, окружающим миром, явлениями природы,  видами искусства происходит с активным использованием иллюстраций, книг, игрушек; в более старшем возрасте,  этот метод применяется по  средствам использования компьютерных технологий.

Традиционно, подавая какой-либо новый материал, взрослые  преподносят его в готовом виде, самостоятельно подводя детей к предполагаемым  ответам. Знания, полученные детьми осмысленны, и практически всегда  прочно усваиваются, и если это необходимо, могут быть воспроизведены. Но зачастую,  выражается  это просто в механическом воспроизведении ранее заученного материала. А присутствует ли  в таком получении знаний инициатива самого ребенка? Есть ли возможность, проявить свою фантазию, творчество?  Возможность применить знания из личного  опыта, в поиске решения поставленной перед ним проблемы?  Ведь основной задачей воспитания и обучения является не хорошее знание того или иного предмета, он сам  является здесь лишь средством. Основная его цель - формирование гармонично и  всесторонне развитой, творческой личности. И один из главных ее показателей, это мыслительные способности, развитые на  высоком уровне.
    Что же сделать  для того чтобы  ребенок начал сам чувствовать потребность в получении приобретения новых знаний, начал думать и находить пути  решения каких-либо поставленных
перед ним задач? 
    Безусловно, для такой самостоятельности мышления  необходимо создать  условия, чтобы сделать процесс обучения интересным, увлекательным, заставляющим ребенка активно участвовать в поиске новых знаний, способствовать  его творческой инициативности и самостоятельности, условия для поиска пути решения определенных задач, которые в дальнейшем помогут ему приобрести необходимые знания. И к такому подходу, в первую очередь должны быть готовы педагоги и родители. 
    Психологи утверждают, что источник творческого мышления и его начало – это создание проблемной ситуации, которая является  сложным материалом, либо  теоретическим, либо  практическим, и  требует поиска решения и, конечно,  исследования.  Она побуждает ребенка к  проявлению познавательной потребности, а  через нее педагоги и родители могут  управлять ходом получения новых знаний ребенком. 
     Давайте подробнее рассмотрим, что же такое, проблемный метод обучения, и каким образом можно использовать в обучении и воспитании детей проблемные ситуации.
    Проблемное обучение - это метод,  в ходе которого  подача нового материала происходит  через создание проблемной ситуации, которая  является для ребенка интеллектуальным затруднением.  Он не может найти  объяснение какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных ситуаций, которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и ребенок вынужден искать новые пути. Очень верным,  и уместным здесь будет высказывание  М.Ф.Достоевского «Две-три мысли, два-три впечатления, поглубже выжатые в детстве  собственным усилием (а если хотите, так и  страданием), проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа…»   
То есть, взрослые (педагоги, родители)  должны создать все условия не только для усвоения ребенком  результатов системы знаний,  но и пониманием пути процесса их приобретения. То  есть, ребенок должен не просто прослушать лекцию или рассказ, как поступить в той или иной ситуации, а прожить определенные события пусть на уровне игры и игрушек, но сам. 
     Например, педагог организует с детьми совместную  игру, в ходе  которой задается ситуация: «В детский сад пришли новые дети (игрушки), но кроватей для них не хватает. Из соседней комнаты их  необходимо доставить на  транспорте (машинка,  лошадка с телегой, корабль). Следуя заданным условиям игры, ребенок должен понять  арифметическую задачу, которая перед ним стоит: посчитать кукол,  сделав это предварительно, а затем, следуя их числу  отобрать соответствующее количество кроватей (непременно, чтобы хватило всем!). Так же, можно подобные педагогические ситуации создавать и во время воспитания нравственности у детей. Это способствует формированию  понимания, как поступить в определенных ситуациях, например: принятие решения, как повести себя в отношении  сверстников, чем он должен помочь при осуществлении коллективного, общего дела,
и. т. п.    
     Данный метод  помогает сформировать у детей умение выстраивать мыслительную деятельность последовательно, которая стимулируется постановкой проблемного вопроса,  поскольку нахождение решения проблемы происходит поэтапно. 
1)    Появление проблемной ситуации;
2)    Выявление и четкое определение сущности проблемы;
3)    Определение путей выхода из ситуации, либо вынесение предположений возможного решения и их  обоснование;
4)    Доказательство верности вынесенных предположений и верности возможного их решения;
5)    Проверка, на сколько,  верно решение проблемы.
Но следует всегда помнить, что поставленный ребенку  вопрос   должен быть как на столько сложен, чтобы мог вызвать у него затруднение, так, вместе с тем и посильным, чтобы дети смогли самостоятельно найти на него ответ. 
    Существуют разные способы использования проблемной ситуации в ходе обучения. Это может быть побуждение ребенка к словесному пояснению явлений, или фактов, и  выявления их внешнего несоответствия.
- Например: Осадки. Почему летом идет с неба теплый дождь, а зимой холодный снег? Зимой холодно, вода замерзает. Летом тепло, осадки идут в виде капель воды. 
Использование  ситуаций из жизни, которые происходят во время учебы. 
- Например: Изучали свойства воды, упал и разбился  сосуд. Разобрать, почему - сосуд хрупкий, стеклянный, железный или пластиковый сосуды не бьются, прочные.  Что стало с водой, она  впиталась, высохла.
     Можно варьировать поставленные задачи или переформулировать заданные ранее вопросы. Познакомить детей с такими фактами, которые якобы не поддаются объяснению, но,  несмотря на это, привели к постановке новой, не изученной  ранее проблемы.        Педагогика дает возможность  огромного количества способов и вариантов введения проблемной ситуации в процесс обучения.  Они способствуют вариативности в обучении, т.е. возможности выбора нескольких вариантов подачи материала.
      Бесспорно, такой метод положительно сказывается как на процессе обучения, так и на отношении обучаемого к самому процессу, хотя и занимает более продолжительное время при подаче материала, нежели традиционно информативный (прослушивание).  Творите, фантазируйте, придумывайте и учитесь  вместе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условиях реализации ФГОС"

Данная работа включает в себя создание условий и внедрения современных, инновационных образовательных технологий, способствующих более успешному ознакомления дошкольников с правилами дорожного движени...

Опыт работы по теме: "Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС"

Целью данной работы является создание условий и внедрение современных инновационных образовательных технологий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения ...

Буклет на тему: "Использование проблемных ситуации в работе с детьми старшего дошкольного возраста".

Приемы создания проблемных ситуаций.Алгоритм решения проблемной ситуации, состоящий из пяти этапов.Примеры проблемных ситуаций....

Использование проблемных ситуации в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения ребенка, вызванное недостаточностью ранее усвоенных им знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи ил детской проблем...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Использование проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста»

В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому перспективным становится использование проблемного обучения. Как часто мы ста...

Семинар-практикум для педагогов «Использование нейропсихологических подходов в работе с детьми с речевыми нарушениями»

Целью данного семинара является  расширение знаний педагогов о нейропсихологических подходах к коррекции речевых нарушений детей, обучение навыкам практического использования нейропсихологич...

Выступление в рамках семинара-практикума по теме: ««Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условиях реализации ФГОС» на тему: «Формирование у детей навыков дорожной безопасности»» (из опыта работы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеРеченская основная общеобразовательная школаАлексеевского муниципального района Республики Татарстан...