Использование проектной деятельности в дошкольном учреждении
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Одной из наиболее эффективных инновационных педагогических технологий в наши дни становится метод проектов. Этот метод актуален, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позво­ляя ему успешно адаптироваться к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование проектной деятельности

в дошкольном учреждении

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по   проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

Поэтому в практике своей работы я стала активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении. В современных методических рекомендациях нет четкого указания на то, сколько проектов в год должно быть реализовано. Но, учитывая преемственные связи с начальной школой, я определила для себя, что это должно быть не мене 4-х проектов в год. Хотя практика показала, что их может быть и больше.

Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием, поэтому я стараюсь находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферу.

Работая над проектами, я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребёнка:

- творческое начало, воображение, изобретательность;

- способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;

- способность ставить проблемы и находить их решение;

- неравнодушие к проблемам близких людей, своего города, общества, страны, окружающей среды.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками имеет свою специфику: мне необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом стараюсь не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.

Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.

И более подробно я хочу рассказать о тех проектах, которые были проведены в нашей группе.

Первым проектом оказался тематический проект «Осень»

Цель проекта: расширить и систематизировать знания детей об осени.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей осени.
  • Формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе.
  • Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
  • Активизировать родителей на взаимодействие с детским садом, привлечь внимание к принятию участия в конкурсе поделок «Дары природы»

Реализовывали их используя

Игровую деятельность:

Дидактические игры: «Где растёт», «Возврати осени память», «Отгадай овощ на вкус», игры с листьями, «Когда это бывает», «Сложи картинку», «С чем нельзя ходить в лес», «Наряды матушки- зимы», »Воздух, земля, вода», «Такая разная земля».

Речевые игры: «Подбери признак», «Назови цветок», «Осенние слова», «Краски осени» и т.д.

Подвижные игры: «К названному дереву беги», «Капли дождя», «Подбери действие», «Найди листок , как дерево» и др.

Сюжетно- ролевые: «Уборка урожая», «Прогулка по осеннему лесу», «По грибы» и т.д.

Коммуникативную деятельность:

Отгадывание загадок по теме.

Разговор с детьми об осенних явлениях.

Рассказывание на тему «Золотая осень».

Составление рассказов на тему «Дары осени».

Заучивание стихов об осени.

Викторины «Загадки об сени», «Что, где, когда?»

Познавательную деятельность:

Беседы на темы: «Осень разноцветная», «Осенний лес», «Куда улетают птицы», «Красота осенней природы».

Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень»

Рассматривание иллюстраций с осенним пейзажем.

Экскурсия в парк.

Наблюдения на прогулке: за осенними цветами, за красотой осенних деревьев и кустарников, за листопадом, за птицами и насекомыми.

Опыты с детьми:

-Земля после дождя.

-Почему летом листья зелёные, а осенью жёлтые и красные?

-Почему осенью листья с деревьев так легко падают?

Продуктивную деятельность:

Рисование осеннихпейзажев.

Изготовление пластин, украшенных отпечатками листьев растений.

Коллективная работа «Натюрморт из фруктов, овощей и грибов»

Конструирование «Ветка рябины»

Изготовление куклы «Осень», бус из рябины и других подарков для неё.

Трудовую деятельность:

Уборка опавших листьев.

Сбор семян цветов, листьев деревьев.

Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Сентябрь. Октябрь. Ноябрь.»

З. Федоровский  «Осень на опушке краски разводила»

В. Авдиенко «Ходит осень по дорожке»

И. Бунин «Лес точно терем расписной»

Г. Скребицкий «Осень»

Заучивание пословиц и поговорок об осени.

Музыкально – художественную деятельность:

Музыкальная игра «Осень просим»

Инсценировка на утреннике «Лесные жители»

Прослушивание П. И. Чайковского «Времена года» (Осень)

Заучивание песен: «Осенний листопад», «Ах какая осень», «Дождь целый день», «Прощание с журавликом»

Самостоятельную деятельность:

Ведение календаря природы и погоды.

Составление осеннего гербария.

Взаимодействие с родителями:

Изготовление поделок из даров природы.

Экскурсия в лес.

Работу с родителями:

Родительский уголок:

«Научите ребёнка любить природу» (правила поведения в лесу)

«По дороге домой» (советы о совместном наблюдении за явлениями природы)

Папки передвижки:

«Сделаем вместе» (поделки из природного материала)

«Рецепты моей бабушки» (здоровая и полезная пища из овощей)

Выставка поделок «Дары осени».

Выставка работ по рисованию «Осенний наряд матушки- зимы»

В заключении проведен праздник «Осень, осень в гости просим».

В этом году был организован обще садовский  проект  «Снеговик»

Мы назвали его «Из чего же, из чего же сделаны наши……»

Перед собой поставили следующие задачи:

-Обогащать знаний детей о прошлом, настоящем и будущем.

-Развивать познавательную активность, любознательность, воображение и наблюдательность, мышление, творческие способности, память, речь.

-Совершенствовать способность находить выход из проблемной ситуации.

-Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей и побуждать родителей к совместной деятельности с детьми.

-Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в играх и продуктивной деятельности.

В составпроектнойгруппы вошли  воспитатели, учитель-логопед, руководитель физической культуры,дети и родителилогопедической подготовительной к школегруппы.

Использовались следующие способы реализации:

ООД, наблюдения, творческую деятельность, экспериментирование, опытно-поисковую работу, игротеку, чтение художественной литературы, выставки, рисование.

Планировали получить и получили следующие результаты:

• Получение знаний и представлений о зимних народных традициях разных стран и их персонаже – Снеговике;

• Раскрытие возможностей и творческих способностей детей через разнообразные виды деятельности;

• Активное вовлечение родителей в совместную познавательно-творческую деятельность с детьми и укрепление семейных уз.

Итогом  послужила презентация «Снеговик».

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника.   Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят. Составили  проект «Масленица»

Проблемой  проекта сталибогатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Перед собой поставили следующие цели:

Расширить знания детей о традициях русского народа;

Сформировать у детей чувства патриотизма;

Формировать представление о народных русских обрядовых праздниках;

Воспитывать эстетическое и духовно - нравственное отношение к традициям своего народа.

Определили следующие задачи:

Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

Обогащать духовный мир детей.

Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».

Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.       Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

При работе над проектом «Масленица», мы увидели, что дети с большим интересом включились в различные виды деятельности:

- разучивание масленичныхзакличек;

- приготовление теста для блинов;

- лакомство блинами;

- изготовление вместе с детьми из соломы чучела Масленицы;

- игры-эстафеты «Перетягивание каната». «Снежный тир», катание на санках;

- изготовление поделок, рисование, разукрашивание . и т.д.

Планировали получить следующий результат:

Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

повышение уровня знаний детей старшего дошкольного возраста,

повышение уровня практических умений детей в рисовании, лепке .

Очень интересным оказался проект «Мама – самый дорогой на свете человек»

В рамках реализации проекта мы использовали:

1.ООД «Самый дорогой на свете человек»

Цель: формировать умения понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей, давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений.

ООД «Почему мы обижаем близких нам людей?»

Цель: способствовать развитию умения детей различать понятия «хорошо» и «плохо»; формировать осознание моральной стороны поступков.

ООД « Разучивание стихотворения Е. Благининой «Мама спит. Она устала» »

Цель: развивать память, способствовать развитию понимания, учить сочувствовать.

2 .Беседы:

Беседа с детьми о предстоящем празднике, истории создания праздника.

«Что мама любит больше всего? »

«Расскажи о маме»

«Кем работает моя мама»

«Мамины, бабушкины руки»

«Как я помогаю дома»

«Чем я похожа (похож) на маму? »

«Мамино любимое занятие»

Цель: формирование целостной картины мира, расширение кругозора, речи.

3 .Проигрывание ситуаций:

«Мама заболела. »,

«Мама пришла с работы уставшая. »,

«У мамы день рождения. »,

«Что я подарю маме, когда вырасту. »

Ситуации морального выбора:

(Мама устала – как я поступлю: поиграю тихо один, приглашу друзей и т. д.)

Цель: развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход из проблемных ситуаций.

4 .Рисование «Портрет мамы», «Цветочки для любимой мамы», «Красивый букет для бабушки»

Аппликация «Открытка – приглашение на праздник»

Ручной труд «Подарок маме»

Цель: развитие продуктивной деятельности, детского творчества, приобщение к изодеятельности.

5 .Сюжетно-ролевые игры:

«Семья»,

«К нам пришли гости»,

«День рожденья мамы»,

«Магазин»,

«Больница»,

«Парикмахерская»

«Мама на работе» (мама-парикмахер, мама-продавец, мама-врач, мама-медсестра, мама-маляр) ;

Цель: продолжить развивать игровую деятельность детей, совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе полученных знаний, полученных при восприятии окружающего. Формирование гендерной, семейной принадлежности.

Дидактические игры:

«Кто кому кем приходится»

«Что такое хорошо, что такое плохо»

«Назови ласково»

«Назови имя, отчество»

«Передай настроение»

Цель: поддерживать доброжелательное общение в играх, обогащать словарный запас детей, способствовать развитию умения детей различать понятия «хорошо» и «плохо».

7 .Разучивание песен о маме, бабушке.

8 .Интервьюирование воспитанников и создание книги  рассказов на тему «Я люблю маму»

9 .Создание альбома «Наши любимые мамы»

10 .Создание художественных и книжных уголков по теме проекта.

11 .Чтение произведения с дальнейшим анализом:

С. Тетерин стихи для детей «Будет мама очень рада»,

З. Воскресенская «Мама», «Мамины руки»,

С. Михалков «А что у вас? »,

Н. Саконская «Разговор о маме»,

Е. Благинина «Посидим в тишине»,

М. Родина «Мамины руки»

Рассказы Л.Н. Толстого «Сыновья»…,

Чтение ненецкой народной сказки «Айога»,

Стихи современных и русских поэтов о матери.

12 .Заучивание стихов, пословиц, поговорок о маме.

Цель: развить желание рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа, помочь детям понять скрытые мотивы героев произведения, приобщить их к словесному искусству, учить выразительно рассказывать стихи.

Работа с родителями:

оформление стенгазеты и фотовыставки «Моя мамочка и я – это лучшие друзья», участие в празднике,

Мастерская по изготовлению подарков маме;

Консультация для родителей «Всё лучшее человеку даётся от матери»

Составление книжки – малышки «Пословицы и поговорки о маме»

Оформление информации в родительский уголок.

В заключении состоялся праздник «Моя мама самая, самая»

Планирую составить и реализовать проект к 70летию со дня победы «Этих дней не смолкнет слава».

Результаты реализации проектной деятельности радуют, но всегда есть что совершенствовать. Думаю, что совместно с родителями мы будем изучать и внедрять в практику работы индивидуальные исследовательские детско-родительские и детские проекты.

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.

Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода в дошкольных учреждениях

Краткое описание проектного метода и использование в ДОУ....

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Проект представляет собой практические рекомендации сопровождения технологии проектирования, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития иссл...

Особенности использования проектного метода в дошкольном учреждении.

Презентация использования проектного метода в дошкольном учреждении....

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ».Старший воспитатель Фоменко Т.А....

«Использование проектной деятельности в дошкольном учреждении»

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идт...

Использование проектной деятельности в дошкольном учреждении

проектной деятельности в дошкольном учреждении...

Статья на тему: Использование проектной деятельности в дошкольном учреждении.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по...