Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
проект на тему

Гарипова Светлана Борисовна

Проект представляет собой практические рекомендации сопровождения технологии проектирования, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития исследовательских умений у педагогов. 

В организации проектной деятельности определили следующие основные направления:

Ø построение модели проектного взаимодействия педагогов, воспитанников и родителей;

Ø создание в дошкольной организации единого образовательного пространства;

Ø постоянное методическое сопровождение творческих проектов;

Ø создание банка данных педагогических проектов;

Ø обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне;

Ø совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;

Ø активное многофункциональное взаимодействие ДОУ с социальными партнёрами города;

Ø активное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.

Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый:

Сам процесс проектной деятельности выстраивается в три этапа: 

Проект представляет собой практические рекомендации тьюторского сопровождения технологии проектирования, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития исследовательских умений у педагогов. 

В организации проектной деятельности определили следующие основные направления:

Ø построение модели проектного взаимодействия педагогов, воспитанников и родителей;

Ø создание в дошкольной организации единого образовательного пространства;

Ø постоянное методическое сопровождение творческих проектов;

Ø создание банка данных педагогических проектов;

Ø обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне;

Ø совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;

Ø активное многофункциональное взаимодействие ДОУ с социальными партнёрами города;

Ø активное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.

Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.

Также представлены результаты внедрения опыта и диссеминация на муниципальном и федеральном уровнях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении

«Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Автор проекта: Гарипова С.Б., заместитель заведующего по УВР муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 79 «Садко»

1. Обоснование актуальности проблемы.

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.

Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыследеятельности.

Особую актуальность тема проекта приобретает в  контексте ФГОС дошкольного образования (утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155).

Целевым ориентиром ФГОС дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования является ребенок, овладевший основными культурными способами деятельности, проявляющий инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.

Ведущая идея опыта состоит в активизации интереса, формировании навыков и умений детей познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы дошкольного учреждения.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания,  приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя,  ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения  считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

Основными документами, регламентирующими работу дошкольного учреждения в инновационном режиме проектирования, являются:

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
  • Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года;
  • ФГОС дошкольного образования (утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155),
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
  •  Федеральная целевая программа развития образования на 20112015 годы
  • Локальные акты дошкольного учреждения.

Об актуальности использования  метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с  гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным  и деятельностным подходами.

2. Теоретическая база опыта.

Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность», так считал американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают  основоположником проектного метода в обучении. Педагог представлял образовательный процесс как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт.  Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века (Е.Г.Кагарова, М.В.Крупенина), а затем, во второй половине 30-х годов, наряду с педагогическими идеями  М.Монтессори, был запрещен. В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике детских садов.          

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества [4]. В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели [3].

Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой  практической проблемой (темой).

Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [2].

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности [1].

 Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Итак, технология проектирования - является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.

Именно поэтому, изучив методическую литературу, познакомившись  с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта  и  с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, было решено систематизировать материал по приобщению педагогов к проектной деятельности в управленческий проект «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в дошкольном учреждении», содержащий стратегию и тактику работы, обеспечивающий оптимальную инновационную деятельность.

Целью проекта является:

Организация в дошкольном учреждении системы сопровождения педагогов по внедрению в образовательный процесс инновационной технологии проектирования.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи: 

  1. Формирование мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
  2. Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
  3. Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОУ.
  4. Установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников,  с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.

3. Технологическая схема опыта.

Проект представляет собой практические рекомендации сопровождения технологии проектирования, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития исследовательских умений у педагогов.  

В организации проектной деятельности определили следующие основные направления:

  • построение модели проектного взаимодействия педагогов, воспитанников и родителей;
  • создание в дошкольной организации единого образовательного пространства;
  • постоянное методическое сопровождение творческих проектов;
  • создание банка данных педагогических проектов;
  • обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне;
  • совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;
  • активное многофункциональное взаимодействие ДОУ с социальными партнёрами города;
  • активное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.

Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый:

Сам процесс проектной деятельности выстраивается в три этапа:

I подготовительный этап: разработка проектов, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.

Реализацией проектов в нашем дошкольном учреждении руководит проектный совет, основной целью которого является создание условий для инновационных процессов в детском саду.

В его задачи входит:

  • руководство образовательными проектами,
  • консультирование педагогов,
  • утверждение проектов,
  • контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику.

Проектным советом разработаны методические рекомендации для педагогов по внедрению педагогической деятельности, критерии выполнения и защиты проекта, даются рекомендации для участия проектов в конкурсах, фестивалях  на муниципальных, региональных и федеральных уровнях.

На данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и т.д. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.

Второй этап – основной. На данном этапе осуществляется самостоятельное моделирование, проектирование образовательных проектов, разрабатываются планы развития материально-технической базы, привлечения внебюджетных средств, сотрудничество с родителями, общественными организациями и учреждениями. На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проектной деятельности воспитателей, специалистов в условиях ДОУ, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта.

Третий этап – заключительный: подводятся результаты проектной деятельности педагогов за учебный год (участие в конференциях разного уровня, издание педагогического сборника, представление опыта проектирования образовательной деятельности на сайтах Интернета, публикация статей). Творческие отчеты реализации проекта происходят на семинарах, мастер-классах, практикумах, дискуссиях. Итоги проектной деятельности оформляется в виде мультимедийных презентаций по заданной теме.

План мероприятий

по повышению уровня проектной деятельности педагогов

п/п

Содержание деятельности

Прогнозируемый результат

Исполнители

Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности педагогов

1.

Разработка нормативно-правовой базы:

  • Положение о Проектном совете или Проектной деятельности;
  • Положение о Временных творческих группах

Создание нормативно-правовой базы

Заведующий,

Зам. заведующего

по УВР

Программно-методическое обеспечение проектной деятельности педагогов

2.

Разработка программы повышения уровня проектной деятельности педагогов

  • Овладение педагогами знаниями теоретических и технологических основ проектирования и практическими проектировочными умениями.
  • Включение педагогов в активную деятельность по реализации проектов.

Зам. заведующего по УВР,

педагоги ДОУ

3.

Разработка методических рекомендаций для педагогов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Зам. заведующего по УВР,

проектный совет

4.

Разработка механизма реализации проекта в ДОУ

Механизмы реализации проектов

Зам. заведующего по УВР,

проектный совет

Организация работы с педагогическими кадрами

по обучению проектной деятельности

5.

  • Консультация «Проектный метод организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
  • Семинар-практикум «Разработка проектов образовательного процесса».
  • Педсовет «Использование проектного метода в ДОУ – фактор успешности взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса»
  • Повышение уровня теоретических знаний педагогов.
  • Появление интереса к проектной деятельности

Зам. заведующего по УВР

6.

Организация работы проектного совета

Разработка материалов по реализации проектов

Зам. заведующего по УВР, проектный совет

7.

Составление перспективного плана детских проектов на 3 года

  • Создание творческих групп педагогов.
  • Накопление педагогами практических навыков проектирования

Зам. заведующего по УВР, проектный совет

8.

Целенаправленный поиск партнеров (встречи, переговоры, анкетирование и др.)

Обсуждение сотрудничества с социальными институтами

Зам. заведующего по УВР, проектный совет

9.

Заключение договоров с социальными институтами по организации совместной деятельности

Социальное партнерство с учреждениями культуры, спорта, здравоохранения, образования

Заведующий, Зам. заведующего по УВР

10.

Составление плана деятельности воспитателей и специалистов в проектной деятельности

Осуществление взаимодействия между воспитателями и специалистами ДОУ в процессе проектной деятельности  

Зам. заведующего по УВР, воспитатели и специалисты ДОУ

11.

Обсуждение возможностей совместной реализации детско-родительских проектов на ближайшие 3 года

Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов

Зам. заведующего по УВР, воспитатели и специалисты ДОУ

12.

Составление и апробирование детских проектов, предусматривающих взаимодействие детей, родителей, педагогов ДОУ

Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов

Зам. заведующего по УВР, воспитатели и специалисты ДОУ

13.

Составление и реализация перспективного плана проектов, обеспечивающих взаимодействие детей, педагогов и родителей с социальными институтами города (библиотекой)

Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов

Зам. заведующего по УВР, воспитатели и специалисты ДОУ

14.

Организация работы педагогического кабинета по направлениям (разделам):

  • нормативные материалы;
  • методическая и справочная литература;
  • методические материалы, рекомендации.
  • Оказание методической помощи в рамках реализации проекта.
  • Подбор материалов по проектной деятельности

Зам. заведующего по УВР

Контрольно-диагностическая деятельность с педагогическими кадрами

по обучению проектной деятельности

15.

Мониторинг проектной деятельности

  • Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов.
  • Внесение корректив в планирование и организацию работы

Зам. заведующего по УВР, воспитатели и специалисты ДОУ

16.

Анализ результатов проектной деятельности

Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов

Зам. заведующего по УВР, воспитатели и специалисты ДОУ

17.

Диагностика проектной деятельности педагогов

Определение уровня:

  • знаний и умений педагогов по применению метода проектов в образовательном процессе;
  • включенности педагогов в проектную деятельность

Зам. заведующего по УВР, воспитатели и специалисты ДОУ

18.

Представление опыта работы ДОУ на конференциях города, региона, федерации

  • Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов.
  • Обобщение и распространение опыта

Зам. заведующего по УВР, воспитатели и специалисты ДОУ

19.

Определение перспектив работы ДОУ по проектной деятельности

План работы по проектной деятельности на перспективу

Зам. заведующего по УВР, воспитатели и специалисты ДОУ

20.

Работа ДОУ в статусе городской методической площадки по теме: «Использование проектных технологий в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения»

Представление опыта работы ДОУ по внедрению в образовательный процесс технологии проектирования

Зам. заведующего по УВР, проектный совет

4. Предполагаемые результаты.

Внедрение метода проектирования в дошкольном учреждении на протяжении 4 лет позволяет сделать следующие выводы:

  1. Метод проектов успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.
  2. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада.
  3. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
  4. Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
  5. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Сблизились позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.
  6. Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОУ, привлечение внебюджетных средств.
  1. Демонстрация опыта в педагогическом сообществе.

Год участия

Уровень мероприятия

Название мероприятия

Результативность

2010г.

ноябрь

окружной

Курсы повышения квалификации по теме: «Основы управления общеобразовательным учреждением»

Презентация опыта работы по теме: «Проектный метод организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ»

2011г.

апрель

муниципальный

Методический мост для педагогов города

«Панорама педагогических достижений в проектной деятельности»

Презентация педагогических проектов, реализуемых в ДОУ

2011г.

ноябрь

муниципальный

Методический фестиваль

«Повышение качества образования через реализацию проектной деятельности».

Презентация управленческих проектов, реализуемых в ДОУ

2011г.

Международный

Международная Педагогическая Ассамблея

Статья на тему: «Реализация проектного метода в дошкольном образовательном учреждении»

2012г.

Всероссийский

«II ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС

Педагогов дошкольных образовательных учреждений

«Я - ПЕДАГОГ»

Представление управленческого проекта

«Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

6. Результативность деятельности по проекту.

В процессе успешной реализации проекта «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ» в дошкольном учреждении на протяжении последних 4 лет педагогами было разработано и реализовано более 40 проектов по следующим 5 образовательным областям

Первые проекты стали отправной точкой для внедрения в деятельность учреждения технологии проектирования, а их защита - одной из вариативных форм прохождения педагогами второго этапа аттестации.

Большинство проектов представлены на конкурсах различного уровня:

  • федерального уровня: Всероссийский конкурс инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста  «Росточек: мир спасут дети», Всероссийский конкурс на лучшую разработку комплекса занятий и мероприятий по патриотическому воспитанию дошкольников, посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, II Всероссийский конкурс «На лучшую разработку занятий и мероприятий по экологической проблематике», Открытый конкурс общественных инициатив «Экологическое образование в дошкольном учреждении», Всероссийский заочный конкурс инновационных идей и опыта патриотического воспитания детей и молодежи «ПАТРИОТ РОССИИ», Открытый конкурс общественных инициатив «Патриотическое образование в дошкольном учреждении»
  • окружного уровня: Окружная акция «Экология и мы», Региональный уровень VIII Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле»;
  • муниципального уровня: Конкурс «Лучший воспитатель муниципального образовательного учреждения», Конкурс «Воспитатель года»
  • Городской конкурс «Молодые - молодым», Конкурс «Педагогическая надежда».

Педагогические проекты  удостоены наград:

  • в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» творческие проекты 6 педагогов номинировались на Грант Губернатора ХМАО-Югры, из них 1 педагог получил грант Губернатора ХМАО-Югры; 3 - денежную премию Главы города Сургута; 6 педагогических проектов стали обладателями 3 серебряных медалей и 3-х дипломов лауреатов конкурса Всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети» (2009-2010гг.); 1 - обладатель серебряной медали Всероссийского Конкурса «Патриот России» - (2009г.); 2 педагогических проекта - дипломанты Всероссийского заочного конкурса «Призвание – воспитатель» (2011г.); 2 молодых специалиста участвовали в  конкурсе «Педагог года - 2009»; 1 педагог – в конкурсе профессионального мастерства «Педагог года – 2011».

В 2014 году дошкольное учреждение ведёт работу в статусе опорной городской методической площадки по результатам инновационной деятельности по теме: «Использование проектных технологий в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения». Деятельность учреждения в статусе опорного детского сада создает условия для осуществления систематической работы по ознакомлению педагогической общественности с инновационным опытом дошкольного учреждения, позволяет продемонстрировать реализацию идеи опережающего обучения, провозглашенную в образовательной инициативе «Наша новая школа».

В перспективе планируем продолжать инициировать педагогов к использованию технологии проектирования в художественно-эстетическом развитии воспитанников, во взаимодействии с социальными партнёрами, родителями, проекты по обогащению ресурсной базы дошкольного учреждения.

Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе:

  • способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.
  • даёт педагогам возможность саморазвиваться и самовыражаться, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста - от проекта к проекту.

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
  2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011. – 96 с.
  4. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.
  5. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении.// методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010. - 80с.
  6. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "«Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности до...

"Проектная деятельность в дошкольном учреждении"

В статье представлены теоретические материалы по организации и внедрению проектного метода в работе педагогического коллектива...

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ».Старший воспитатель Фоменко Т.А....

Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОО.

Описывается обоснование актальности проекта, цель, задачи, технологическая  схема  опыта, поэтапная  реализация поставленных  задач, план мероприятий....

Проект «Эффективные внедрения проектной деятельности как условие развития речевых способностей дошкольников»

О значении проектной деятельности в развитии речевых способностей дошкольников....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Проект представляет собой практические рекомендации для разработчиков проектов, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития исследовательских...