Педагогический проект "«Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
проект по теме

Грибкова Татьяна Алексеевна

Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_proekt.docx38.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад комбинированного вида №21 «Росинка»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Выполнила:

старший воспитатель

Т.А. Грибкова

Городской округ город Выкса, 2013 г.

1. Актуальность. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании»,  национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:

– обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

– обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

– реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

– помнить, что ребенок – активный участник педагогического процесса;

– привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

– обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии – кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Проблема: низкий уровень проектной культуры, проявляющийся в неумении педагогов ДОУ работать по методу проектов.

В 2013-2014 учебном году педагогический коллектив ДОУ  определили задачи развития педагогической деятельности, как  основанные на инновациях. Работа ДОУ в режиме развития позволяет удовлетворить его потребности в инновациях, которая возникает при решении какой-либо проблемы. Изменения в дошкольных учреждениях потребовали от педагогов определенных умений, в том числе и проектировочных.

2. Теоретическая база опыта.

Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Итак, технология проектирования - является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.

Именно поэтому, изучив методическую литературу, познакомившись  с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта  и  с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, было решено систематизировать материал по приобщению педагогов к проектной деятельности в управленческий проект «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в дошкольном учреждении», содержащий стратегию и тактику работы, обеспечивающий оптимальную инновационную деятельность.

Цель проекта:

Организация в дошкольном учреждении системы работы по продолжению внедрения в образовательный процесс ДОУ проектной деятельности.

Задачи проекта:

1. Формирование мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.

2. Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.

3. Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОУ.

4. Подготовка методических рекомендаций по теме проекта.

Вид проекта:образовательный, информационный.

Участники проекта: педагогический коллектив ДОУ, дети, родители.

Время реализации:сентябрь 2013 г. – май 2014 г.

3. Технологическая схема опыта.

Проект представляет собой практические рекомендации для разработчиков проектов, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития исследовательских умений у детей и педагогов.

В организации проектной деятельности определили следующие основные направления:

  • построение проектного взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания;
  • создание единого образовательного пространства;
  • постоянное методическое сопровождение творческих проектов;
  • создание банка данных;
  • совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ;
  • вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.

4. Предполагаемые результаты.

Внедрение метода проектирования в дошкольном учреждении позволяет сделать следующие выводы:

1. Метод проектов успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.

2. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада.

3. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

4. Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

5. Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОУ.

Сам процесс проектной деятельности выстраивается в три этапа:

I этап  - подготовительный:

Цель: разработка проектов, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.

Реализацией проектов в нашем дошкольном учреждении руководит проектная группа, основной целью которого является создание условий для инновационных процессов в детском саду.

В его задачи входит: руководство образовательными проектами, консультирование педагогов, утверждение проектов, контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику.

Проектной группой разработаны методические рекомендации для педагогов по внедрению педагогической деятельности, критерии выполнения и защиты проекта.

На данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и т.д. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.

II этап – основной.

Цель: реализация проекта.

На данном этапе осуществляется самостоятельное моделирование, проектирование образовательных проектов, сотрудничество с родителями. На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проектной деятельности воспитателей, специалистов в условиях ДОУ, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта.

IIIэтап – заключительный:

Цель: подведение итогов работы.

Подводятся результаты проектной деятельности педагогов за учебный год (представление опыта проектирования образовательной деятельности на сайтах Интернета, публикация статей). Творческие отчеты реализации проекта происходят на семинарах, мастер-классах, практикумах, дискуссиях. Итоги проектной деятельности оформляется в виде мультимедийных презентаций по заданной теме.

План мероприятий

по повышению уровня проектной деятельности педагогов

№п/п

Содержание деятельности

Прогнозируемый результат

Исполнители

Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности педагогов

 

1.

Разработка нормативно-правовой базы: положение о проектной деятельности; положение о временных творческих группах.

Создание нормативно-правовой базы

Заведующий,

Старший воспитатель

Программно-методическое обеспечение проектной деятельности педагогов

2.

Разработка методических рекомендаций для педагогов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста

Старший воспитатель, проектная группа

Организация работы с педагогическими кадрамипо обучению проектной деятельности

3.

  Консультация: «Проектная деятельность в детском саду».

Семинар-практикум «Проектный метод организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ»   

Педсовет «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»

  • Повышение уровня теоретических знаний педагогов.
  • Появление интереса к проектной деятельности

Старший воспитатель

      4.

Организация работы проектной группы

Разработка материалов по реализации проектов

Старший воспитатель,

проектная группа

5.

Составление перспективного плана детских проектов

  • Создание творческих групп педагогов.
  • Накопление педагогами практических навыков проектирования

Старший воспитатель,

проектная группа, воспитатели

6.

Составление и апробирование детских проектов, предусматривающих взаимодействие детей, родителей, педагогов ДОУ

Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов

Старший воспитатель, воспитатели

7.

Организация работы педагогического кабинета по направлениям (разделам): нормативные материалы; методическая и справочная литература; методические материалы, рекомендации.

  • Оказание методической помощи в рамках реализации проекта.
  • Подбор материалов по проектной деятельности

Старший воспитатель

Контрольно-диагностическая деятельность с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности

8.

Мониторинг проектной деятельности

  • Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов.
  • Внесение корректив в планирование и организацию работы

Старший воспитатель, воспитатели

9.

Анализ результатов проектной деятельности

Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов

Старший воспитатель, воспитатели

10.

Диагностика проектной деятельности педагогов

  • Определение уровня:
  • знаний и умений педагогов по применению метода проектов в образовательном процессе;
  • включенности педагогов в проектную деятельность

Старший воспитатель, воспитатели

11.

Представление опыта работы ДОУ

  • Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов.
  • Обобщение и распространение опыта

Старший воспитатель, воспитатели

12.

Определение перспектив работы ДОУ по проектной деятельности

План работы по проектной деятельности на перспективу

Старший воспитатель, воспитатели

ПРИЛОЖЕНИЕ

Положение о временной творческой группе.

I. Общие положения.

1.1 Настоящее положение разработано на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №21 «Росинка» (далее ДОУ).

1.2. Временные творческие группы – одна из форм организации методической работы в ДОУ

1.3. Временные творческие группы на добровольных основаниях объединяют педагогов, интересующихся какой – либо социальной, методической, педагогической проблемой, новыми подходами в организации учебно – воспитательного процесса.

II. Цель и задачи.

2.1.Цель: решение проблем в организации учебно – воспитательного процесса ДОУ

2.2. Задачи:

1 изучает опыт работы педагогов, результаты;

2 подготавливает к печати методические рекомендации по итогам текущего года;

3 участвует в разработке концепции учреждения, программы развития, методических рекомендациях по реализуемым в ДОУ программам;

4 осуществляет поисковую, исследовательскую деятельность, с результатами которой в последующем знакомится весь коллектив

5 разрабатывает проекты подготовки и участия всех членов педагогического коллектива в традиционных праздниках ДОУ

III. Состав и организационная деятельность временных творческих групп

3.1. Творческие группы создаются исключительно на добровольной основе, когда необходимо освоить новый опыт, новую методику, разработать идею.

3.2. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости.

3.3. Заседания творческой группы проходят 1 раз в 2 месяца;

3.4. Руководство творческой группой осуществляет старший воспитатель.

3.5. Результат деятельности временных проблемных групп представляется на педагогическом совете.

Положение о проектно-исследовательской  деятельности.

  1. Общиеположения.

1.1. Настоящее положение о проектно-исследовательской  деятельности в муниципальном   бюджетном дошкольном образовательном  учреждении «Детский сад комбинированного вида №21 «Росинка»» (далее – Учреждение) разработано  в соответствии  с ФГОС, Уставом МБДОУ «Детский сад комбинированного  вида № 21 «Росинка»» и  определяет  организации проектно-исследовательской деятельности в  Учреждении.

1.2. Проектно-исследовательская деятельность - одно из перспективных направлений в системе дошкольного образования, которое направленно на интеграцию образовательного процесса, основанного на личностно-ориентированной модели воспитания.

1.3. Проектно-исследовательская деятельность предполагает сотрудничество и партнерство взрослых и детей, постоянное саморазвитие и самообразование работников дошкольных образовательных учреждений.

 

II. Цели и задачи проектной деятельности

 2.1. Целью проектно-исследовательской деятельности является осуществление эффективной системы воспитательно-образовательного процесса, основанной на достижениях педагогической науки и практики, интеграции всех субъектов единого образовательного процесса.

2.2. Задачи:

  • целостное развитие личности ребенка через ознакомление с экспериментальной и исследовательской деятельностью.
  • привлечение родителей к проектно-исследовательской деятельности, включение их в единый образовательно-воспитательный процесс.

 

III. Содержание проектно-исследовательской деятельности.

 3.1. Содержание проектно-исследовательской деятельности включает в себя разработку проектов, их реализацию и достижения определенных результатов в соответствии с намеченными целями и задачами.

3.2. Проектно-исследовательская деятельность позволяет каждому участнику самореализоваться, осознать свои возможности и осуществить личностный рост.

3.3.Проектно-исследовательская дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

 

IV. Участники проектно-исследовательской деятельности.

4.1. Участниками проектно-исследовательской деятельности являются воспитанники, педагогический коллектив МБДОУ и родители.

 

V. Документация проектно-исследовательской деятельности

5.1.Основными документами проектно-исследовательской деятельности являются:

- настоящее Положение;

- перспективное планирование по организации работы с педагогическими кадрами по внедрению    проектного метода;

-перспективное планирование  по реализации  тематических познавательных проектов в каждой возрастной группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельно...

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДО, как одна из форм повышения уровня квалификации педагогов»

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка...

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Проект представляет собой практические рекомендации сопровождения технологии проектирования, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития иссл...

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ».Старший воспитатель Фоменко Т.А....

Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОО.

Описывается обоснование актальности проекта, цель, задачи, технологическая  схема  опыта, поэтапная  реализация поставленных  задач, план мероприятий....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Проект представляет собой практические рекомендации для разработчиков проектов, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития исследовательских...

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ"

Управленческий проект"Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ"...