УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДО, как одна из форм повышения уровня квалификации педагогов»
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

АрхиповаТатьяна Владимировна

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.

Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыследеятельности.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания,  приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя,  ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения  считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upravlencheskiy_proekt.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней     общеобразовательной школы

им.А.И.  Кузнецова  с. Курумоч муниципального района Волжский Самарской  области структурное подразделение  «Детский сад «Белочка»»

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ

как одна из форм повышения уровня квалификации педагогов»

                                                                                                      Выполнил

                                                Ст. воспитатель Архипова Т.В.

        2014г

1. Обоснование актуальности проблемы.

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.

Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыследеятельности.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания,  приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя,  ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения  считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

Основными документами, регламентирующими работу дошкольного учреждения в инновационном режиме проектирования, являются:

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
  2. Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года;
  3. Приоритетный национальный проект «Образование»,
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
  5.  Федеральная целевая программа развития образования на 2011 2015 годы
  6. Локальные акты дошкольного учреждения.

Об актуальности использования  метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с  гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным  и деятельностным подходами.

2. Теоретическая база опыта.

Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность», так считал американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают  основоположником проектного метода в обучении. Педагог представлял образовательный процесс как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт.  Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века (Е.Г.Кагарова, М.В.Крупенина), а затем, во второй половине 30-х годов, наряду с педагогическими идеями  М.Монтессори, был запрещен. В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике детских садов.          

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества . В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели .

Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой  практической проблемой (темой).

Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом .

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности .

 Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Итак, технология проектирования - является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.

Именно поэтому, изучив методическую литературу, познакомившись  с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта  и  с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, было решено систематизировать материал по приобщению педагогов к проектной деятельности в управленческий проект «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в дошкольном учреждении», содержащий стратегию и тактику работы, обеспечивающий оптимальную инновационную деятельность.

Целью проекта является:

Организация в дошкольном учреждении системы работы по  внедрению в образовательный процесс ДОУ  инновационной технологии – «метод проектов»

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи: 

  1. Формирование мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
  2. Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
  3. Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОУ.
  4. Установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников,  с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.

3. Технологическая схема опыта.

Проект представляет собой практические рекомендации для разработчиков проектов, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития исследовательских умений у детей и педагогов.  

В организации проектной деятельности определили следующие основные направления:

  1. построение проектного взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания;
  2. создание единого образовательного пространства;
  3.  постоянное методическое сопровождение творческих проектов;
  4. создание банка данных;
  5. обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне;
  6. совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ;
  7. активное многофункциональное взаимодействие с социальными партнёрами, общественными организациями и учреждениями города;
  8. вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.

Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый:

Сам процесс проектной деятельности выстраивается в три этапа:

I подготовительный этап: разработка проектов, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.

Реализацией проектов в нашем дошкольном учреждении руководит проектный совет, основной целью которого является создание условий для инновационных процессов в детском саду.

В его задачи входит:

  1. руководство образовательными проектами,
  2. консультирование педагогов,
  3. утверждение проектов,
  4. контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику.

Проектным советом разработаны методические рекомендации для педагогов по внедрению педагогической деятельности, критерии выполнения и защиты проекта, даются рекомендации для участия проектов в конкурсах, фестивалях  на муниципальных, региональных и федеральных уровнях.

На данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и т.д. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.

Второй этап – основной. На данном этапе осуществляется самостоятельное моделирование, проектирование образовательных проектов, разрабатываются планы развития материально-технической базы, привлечения внебюджетных средств, сотрудничество с родителями, общественными организациями и учреждениями. На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проектной деятельности воспитателей, специалистов в условиях ДОУ, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта.

Третий этап – заключительный: подводятся результаты проектной деятельности педагогов за учебный год (участие в конференциях разного уровня, издание педагогического сборника, представление опыта проектирования образовательной деятельности на сайтах Интернета, публикация статей). Творческие отчеты реализации проекта происходят на семинарах, мастер-классах, практикумах, дискуссиях. Итоги проектной деятельности оформляется в виде мультимедийных презентаций по заданной теме.

План мероприятий

по повышению уровня проектной деятельности педагогов

п/п

Содержание деятельности

Прогнозируемый результат

Исполнители

Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности педагогов

1.

Разработка нормативно-правовой базы:

  1. Положение о Проектном совете или Проектной деятельности;
  2. Положение о Временных творческих группах

Создание нормативно-правовой базы

Заведующий,

Ст. воспитатель

Программно-методическое обеспечение проектной деятельности педагогов

2.

Разработка программы повышения уровня проектной деятельности педагогов

  1. Овладение педагогами знаниями теоретических и технологических основ проектирования и практическими проектировочными умениями.
  2. Включение педагогов в активную деятельность по реализации проектов.

Ст. воспитатель,

педагоги ДОУ

3.

Разработка методических рекомендаций для педагогов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Ст. воспитатель,

проектный совет

4.

Разработка механизма реализации проекта в ДОУ

Механизмы реализации проектов

Ст. воспитатель,

проектный совет

Организация работы с педагогическими кадрами

по обучению проектной деятельности

5.

  1. Консультация «Проектный метод организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
  2. Семинар-практикум «Разработка проектов образовательного процесса».
  3. Педсовет «Использование проектного метода в ДОУ – фактор успешности взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса»
  1. Повышение уровня теоретических знаний педагогов.
  2. Появление интереса к проектной деятельности

Ст. воспитатель

6.

Организация работы проектного совета

Разработка материалов по реализации проектов

Ст. воспитатель

7.

Составление перспективного плана детских проектов на 3 года

  1. Создание творческих групп педагогов.
  2. Накопление педагогами практических навыков проектирования

Ст. воспитатель

8.

Целенаправленный поиск партнеров (встречи, переговоры, анкетирование и др.)

Обсуждение сотрудничества с социальными институтами

Ст. воспитатель проектный совет

9.

Заключение договоров с социальными институтами по организации совместной деятельности

Социальное партнерство с учреждениями культуры, спорта, здравоохранения, образования

Заведующий, Ст. воспитатель

10.

Составление плана деятельности воспитателей и специалистов в проектной деятельности

Осуществление взаимодействия между воспитателями и специалистами ДОУ в процессе проектной деятельности  

, Ст. воспитатель, воспитатели и специалисты ДОУ

11.

Обсуждение возможностей совместной реализации детско-родительских проектов на ближайшие 3 года

Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов

Ст. воспитатель воспитатели и специалисты ДОУ

12.

Составление и апробирование детских проектов, предусматривающих взаимодействие детей, родителей, педагогов ДОУ

Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов

Ст. воспитатель, воспитатели и специалисты ДОУ

13.

Составление и реализация перспективного плана проектов, обеспечивающих взаимодействие детей, педагогов и родителей с социальными институтами города (библиотекой)

Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов

Ст. воспитатель, воспитатели и специалисты ДОУ

14.

Организация работы педагогического кабинета по направлениям (разделам):

  1. нормативные материалы;
  2. методическая и справочная литература;
  3. методические материалы, рекомендации.
  1. Оказание методической помощи в рамках реализации проекта.
  2. Подбор материалов по проектной деятельности

Ст. воспитатель

Контрольно-диагностическая деятельность с педагогическими кадрами

по обучению проектной деятельности

15.

Мониторинг проектной деятельности

  1. Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов.
  2. Внесение корректив в планирование и организацию работы

, Ст. воспитатель воспитатели и специалисты ДОУ

16.

Анализ результатов проектной деятельности

Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов

, Ст. воспитатель воспитатели и специалисты ДОУ

17.

Диагностика проектной деятельности педагогов

Определение уровня:

  1. знаний и умений педагогов по применению метода проектов в образовательном процессе;
  2. включенности педагогов в проектную деятельность

, Ст. воспитатель воспитатели и специалисты ДОУ

18.

Представление опыта работы ДОУ на конференциях города, региона, федерации

  1. Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов.
  2. Обобщение и распространение опыта

, Ст. воспитатель воспитатели и специалисты ДОУ

19.

Определение перспектив работы ДОУ по проектной деятельности

План работы по проектной деятельности на перспективу

, Ст. воспитатель воспитатели и специалисты ДОУ

4. Предполагаемые результаты.

Внедрение метода проектирования в дошкольном учреждении на протяжении 2 лет позволяет сделать следующие выводы:

  1. Метод проектов успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.
  2. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада.
  3. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
  4. Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
  5. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Сблизились позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.
  6. Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОУ, привлечение внебюджетных средств.
  1. Демонстрация опыта в педагогическом сообществе.

Год участия

Уровень мероприятия

Название мероприятия

Результативность

2013г

 -III Всероссийская конференция

-ДОУ

«Русская изба»

Презентация педагогических проектов, реализуемых в ДОУ

2013г.

ДОУ

ДОУ

«Сад-огород на подоконнике»

«Экологичекая тропа»

Публикации в электронном СМИ

Презентация педагогических проектов, реализуемых в ДОУ

2013г.

муниципальный

«Спички -не тронь, в спичках-огонь».

Презентация педагогических проектов, реализуемых в ДОУ

2013-2014г.

муниципальный

«Формирование у детей старшего возраста навыков поведения в дорожно—транспортной среде»

Презентация педагогических проектов, реализуемых в ДОУ

.2014г

ДОУ

«Родной свой край люби и знай»

Презентация педагогических проектов, реализуемых в ДОУ

6. Результативность деятельности по проекту.

В процессе успешной реализации проекта «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ» в дошкольном учреждении на протяжении последних 2 лет педагогами было разработано и реализовано более 10 проектов по следующим направлениям:

  1. физическое развитие (например: такие проекты как «Дружба нам с тобой нужна, моя милая вода!», «Музыка, движение спорт»);
  2. познавательно-речевое («Зверюшкины потешки», «Кто живёт в аквариуме?», «Бабочка»);
  3. социально-коммуникативные (такие проекты как «Хлеб всему голова!», «Ребята, давайте жить дружно», «Уроки доброты», «Дружная семейка»);
  4. художественно-эстетическое («Зимняя фантазия», «Играем в сказку», «Театральный» ).

Первые проекты стали отправной точкой для внедрения в деятельность нашего учреждения технологии проектирования, а их защита - одной из вариативных форм прохождения педагогами второго этапа аттестации.

Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе:

  1. способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.
  2. даёт педагогам возможность саморазвиваться и самовыражаться, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста - от проекта к проекту.

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
  2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011. – 96 с.
  4. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.
  5. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении.// методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010. - 80с.
  6. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельно...

Педагогический проект "«Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности до...

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Проект представляет собой практические рекомендации сопровождения технологии проектирования, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития иссл...

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ».Старший воспитатель Фоменко Т.А....

Управленческий проект "Методическое сопровождение реализации проектной технологии в ДОО

Методическое сопровождение реализации проектной технологии в ДОО...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Проект представляет собой практические рекомендации для разработчиков проектов, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития исследовательских...

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ"

Управленческий проект"Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ"...