Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
проект на тему

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ».

Старший воспитатель Фоменко Т.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnostdokument_microsoft_office_word_3.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №22»

ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Управленческий проект

по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении

«Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Старший воспитатель

Фоменко Т.А.

с. Левокумское

2014г

1. Обоснование актуальности проблемы.

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. На современном этапе задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания,  приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя,  ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

     Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения  считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

    Об актуальности использования  метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с  гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным  и деятельностным подходами.

Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой  практической проблемой (темой).

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

       Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

 Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно

 оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Целью проекта является:

Организация в дошкольном учреждении системы работы по  внедрению в образовательный процесс ДОУ новой инновационной технологии – «метод проектов»

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи: 

Формирование мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.

Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.

Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОУ.

Установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников,  с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.

3. Технологическая схема опыта.

Проект представляет собой практические рекомендации для разработчиков проектов, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития исследовательских умений у детей и педагогов.  

В организации проектной деятельности определили следующие основные направления:

построение проектного взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания;

создание единого образовательного пространства;

 постоянное методическое сопровождение творческих проектов;

создание банка данных;

обобщение и распространение опыта работы на муниципальном уровне;

совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ;

активное многофункциональное взаимодействие с социальными партнёрами, общественными организациями и учреждениями села;

вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.

Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый:

Сам процесс проектной деятельности выстраивается в три этапа:

I подготовительный этап: разработка проектов, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.

Реализацией проектов в нашем дошкольном учреждении руководит методический совет, основной целью которого является создание условий для инновационных процессов в детском саду.

В его задачи входит:

руководство образовательными проектами,

консультирование педагогов,

утверждение проектов,

контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику.

Методическим советом разработаны методические рекомендации для педагогов по внедрению педагогической деятельности, критерии выполнения и защиты проекта, даются рекомендации для участия проектов в конкурсах,  на муниципальном уровне.

На данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и т.д. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.

Второй этап – основной. На данном этапе осуществляется самостоятельное моделирование, проектирование образовательных проектов, разрабатываются планы развития материально-технической базы, сотрудничество с родителями, общественными организациями и учреждениями. На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проектной деятельности воспитателей, специалистов в условиях ДОУ, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта.

Третий этап – заключительный: подводятся результаты проектной деятельности педагогов за учебный год (представление опыта проектирования образовательной деятельности на сайтах МКДОУ). Творческие отчеты реализации проекта происходят на семинарах, мастер-классах, практикумах, дискуссиях. Итоги проектной деятельности оформляется в виде мультимедийных презентаций по заданной теме.

План мероприятий

по повышению уровня проектной деятельности педагогов

п/п

Содержание деятельности

Прогнозируемый результат

Исполнители

Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности педагогов

1.

Разработка нормативно-правовой базы:

Положение о Методическом совете

Положение о Временных творческих группах

Создание нормативно-правовой базы

Заведующий,

Старший воспитатель

Программно-методическое обеспечение проектной деятельности педагогов

2.

Разработка программы проектной деятельности педагогов

Овладение педагогами знаниями теоретических и технологических основ проектирования и практическими проектировочными умениями.

Включение педагогов в активную деятельность по реализации проектов.

Старший воспитатель,

педагоги ДОУ

3.

Разработка методических рекомендаций для педагогов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста

Старший воспитатель, Методический совет

4.

Разработка механизма реализации проекта в ДОУ

Механизмы реализации проектов

Старший воспитатель, Методический совет

Организация работы с педагогическими кадрами

по обучению проектной деятельности

5.

Консультация «Проектный метод организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Семинар-практикум «Теоретические основы проектной деятельности».

Педсовет «Организация проектной  деятельности в ДОУ»

Повышение уровня теоретических знаний педагогов.

Появление интереса к проектной деятельности

Старший воспитатель

6.

Организация работы творческих групп.

Разработка материалов по реализации проектов

Старший воспитатель

7.

Составление и апробирование детских проектов, предусматривающих взаимодействие детей, родителей, педагогов ДОУ

Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов

Старший воспитатель, воспитатели и специалисты ДОУ

Контрольно-диагностическая деятельность с педагогическими кадрами

по обучению проектной деятельности

8.

Анализ результатов проектной деятельности

Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов

Старший воспитатель,

воспитатели и специалисты ДОУ

4. Предполагаемые результаты.

Внедрение метода проектирования в дошкольном учреждении на протяжении 3 лет позволяет сделать следующие выводы:

Метод проектов успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

Родители стали активными участниками образовательного процесса. Сблизились позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.

Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОУ. Демонстрация опыта в педагогическом сообществе.

В нашем детском саду педагогический коллектив ведет работу по следующим проектам:

 Проект. Программное обеспечение, методики, технологии.

  Проблема: Объективная необходимость переориентировать педагогов на приоритет игровой,  самостоятельной деятельности детей, использование инновационных  программ и технологий  в решении совместной образовательной деятельности.

Цель: обучение педагогов МКДОУ «ЦРР – детский сад №22»технологиям проектирования и естественного включения семьи в проектную деятельность.

 Задачи:

1.Переориентировать педагогов на приоритет игровой, самостоятельной деятельности ребенка, обучить педагогов методам вовлечения семей в проектную деятельность.

2.Вовлекать родителей в построение индивидуального образовательного маршрута ребенка, посредством выявления индивидуальных особенностей воспитанников, учитывая его психическое и физическое здоровье, постоянного их информирования.

3.Развивать социальное партнерство в процессе вовлечения детей дошкольного возраста в проектную деятельность.

4.Организовать эффективное сетевое взаимодействие с партнерами детского сада посредством Интернета.

 Проект. Информатизация дошкольного образования.

 Проблема: Объективная необходимость в обработке большого объема управленческой и педагогической информации при осуществлении личностно-ориентированного образования. Недооценка роли компьютерных технологий в решении этой проблемы.

Цель: Повышение уровня профессионального мастерства сотрудников детского сада в применении ИКТ.

Задачи:

1. Создать  документооборот в МКДОУ «ЦРР – детского сада №22»с применением информационных технологий.

2. Вовлекать родителей в построение индивидуального образовательного маршрута ребенка посредством постоянного информирования.

3. Организовать эффективное сетевое взаимодействие.

                 Проект. Кадровая политика.

Цель: Формирование социального заказа на повышение квалификации педагогов, исходя из их профессионального развития.

Задачи:

1.Разработать системный подход к организации непрерывного образования сотрудников.

2.Привлечь социальных партнёров для совместной работы по проекту «Кадровая политика».

3.Повысить мотивацию педагогов для участия в конкурсном движении путем формирования механизма экспертизы инновационной деятельности.

В нашем детском саду педагоги совместно с детьми и родителями  провели работу по следующим проектам:

Год

Наименование проекта

2011г.

«Овощной марафон»- подготовительная группа, «Я и мое тело» (Старшая группа), «Библиотека бабушкиных советов – профилактика простудных заболеваний»(старшая группа), «Лесная аптека »(средняя группа)

2012г.-2013г.

«Спорт в жизни нашей семьи»( старшая группа);

«Лето красное - безопасное»(подготовительная группа);

«Наша дружная семья» (2-я младшая группа);

«Воспитание эмоционально- ценностных отношений детей к природе»(старшая группа);

«Путешествие в страну вежливости»(подготовительная группа)

«День защитника Отечества»(старшая группа)
«Музыкальная карусель»(2-я младшая группа) и другие

2013г.2014

«Семейные традиции должны жить»(подготовительная группа)

«Семья полна своими традициями»(старшая группа)

«Для чего нужны шляпы»(старшая группа)

«В мире звуков и букв»(подготовительная группа)

«Наши любимые книги»(средняя группа)

«Открытый космос»(старший возраст)

«День здоровой семьи»(подготовительная группа)

«Насекомые вокруг нас» (средняя группа)

Проект «Комнатные растения»(старшая группа)

«Мы ловим ветер» (подготовительная группа)

Проект о Великой Отечественной войне(подготовительная группа)

6. Результативность деятельности по проекту.

В процессе успешной реализации проекта «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ» в дошкольном учреждении на протяжении последних 3 лет педагогами было разработано и реализовано более 30 проектов .

Первые проекты стали отправной точкой для внедрения в деятельность нашего учреждения технологии проектирования, а их защита – результатом деятельности педагогов , детей,родителей.

Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе:

способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.

даёт педагогам возможность саморазвиваться  и самовыражаться, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста - от проекта к проекту.

Литература:

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

О.Д.Смирнова  Метод проектирования в детском саду : Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М., Издательство «Скрипторий 2003»,2011.- 160с.

Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельно...

Педагогический проект "«Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности до...

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДО, как одна из форм повышения уровня квалификации педагогов»

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка...

Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОО.

Описывается обоснование актальности проекта, цель, задачи, технологическая  схема  опыта, поэтапная  реализация поставленных  задач, план мероприятий....

Управленческий проект "Методическое сопровождение реализации проектной технологии в ДОО

Методическое сопровождение реализации проектной технологии в ДОО...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Проект представляет собой практические рекомендации для разработчиков проектов, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития исследовательских...