ИГРА КАК СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
статья на тему

Зенищева Маргарита Михайловна

В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка – дошкольника из детского сада в школу и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению. Значение степени подготовленности или так называемой «школьной зрелости» трудно переоценить на данном этапе развития общества. Все большую актуальность приобретает идея непрерывного образования и воспитания человека, когда подготовка детей, ее эффективность определяет успешность дальнейшего развития личности, повышение уровня обучения и благоприятное профессиональное становление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРА КАК СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка – дошкольника из детского сада в школу и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению. Значение степени подготовленности или так называемой «школьной зрелости» трудно переоценить на данном этапе развития общества. Все большую актуальность приобретает идея непрерывного образования и воспитания человека, когда подготовка детей, ее эффективность определяет успешность дальнейшего развития личности, повышение уровня обучения и благоприятное профессиональное становление.

Исследования показывают, что к 6-7 годам ребенок достигает определенного уровня зрелости, у него складывается о себе как о члене общества («Я в глазах постороннего взрослого») осознание социальной значимости своих индивидуальных качеств и социального положения. На фоне полноценного интеллектуального развития нередко проявляется недостаточно социальная подготовленность, неумение устанавливать доброжелательные отношения с окружающими. Вследствие этого дети испытывают значительные трудности адаптации к новым условиям школы, отрицательные эмоциональные переживания. Затрудняются в установлении полноценных контактов с взрослыми и сверстниками, что в итоге приводит к снижению успеваемости младших школьников. Этим объясняется отчетливо проявившееся стремление к более глубокому изучению социально-личностной готовности ребенка к школе.

Одной из причин недостаточной социально-личностной готовности ребенка к школе является отсутствие у детей определенных навыков в игровой деятельности.

Часто бывает, что читающий и пишущий ребенок, начав учиться, снижает свою успеваемость. Он не может сосредоточиться на уроке, небрежно выполняет задание, невнимательно слушает, затрудняется в выполнении задания на логическое мышление. Это следствие того, что у ребенка не выработана мотивация к учебной деятельности.

В дошкольном возрасте целесообразно развивать внимательность, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять признаки. Недостаток игры наносит невосполнимый ущерб развитию ребенка и отрицательно сказывается на его готовности к школе.

О значении игры для своевременного и полноценного развития дошкольника свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. Игра готовит детей к жизни в хаотическом и сложном мире будущего. Игры помогают исследовать мир, учат взаимодействовать с ним. Меняется мир, а функции игры – подготовка к адаптации в этом мире - осталась. Среди окружающих ребенка взрослых он больше любит тех, кто с ним играет. Игра не возникает сама по себе. Кто–то должен открыть для ребенка мир игры. Первый игровой опыт он приобретает в семье. В детском саду эту деятельность продолжает воспитатель. Игра самая важная составляющая профессии воспитателя детского сада.

Всегда надо помнить, что только взрослый может подарить ребенку счастливый мир игры и сказки, а значит, сделать его пребывание в детском саду интересным и радостным. Если заинтересованно и непринужденно играть с детьми, то можно стать самым близким и добрым для них человеком. Как ребенок покажет себя в игре, так он будет трудиться, став взрослым.

Личностно незрелые, «не доигравшие» дошкольники пойдут в школу, не научившись регулировать свое поведение, оценивать себя и контролировать свои желания. А ведь именно самостоятельное регулирование своих действий превращает ребенка в субъекта, делает его поведение сознательным и произвольным.

«Игровая дистрофия» остается с ребенком на всю жизнь, а состояние естественной детской игры можно считать индикатором здоровья общества. К концу 20 века мы твердо усвоили, что «игра - основной вид деятельности в дошкольном детстве». Мы должны дать возможность игре занять достойное место в каждом детском саду, каждой семье, где растет ребенок.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.Х. Комаровой выделяется специальный подраздел «Театрализованные игры» в разделе «Игра», где предусматривается решать следующие задачи:

- развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности;

- учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);

- приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластилина, игрушки из киндер-сюрпризов.

Авторы программы подчеркивают, что в ходе театрализованных игр необходимо решать задачи эстетического воспитания:

- воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей;

- предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

Программа «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой, Г.И. Алиевой, Т.В. Антоновой рассматривает создание условий для эстетического воспитания в театрализованных играх:

- использовать в музыкальной игре-драматизации движение, игру на детских музыкальных инструментах, художественное слово, мимику и пантомиму;

- начинать с игр-драматизаций, не включающих песен, и, сводя к минимуму словесный текст, в полной мере использовать движения, поручать в этих играх 1-2 роли взрослому;

- предлагать несложные, понятные и интересные сюжеты игры-драматизации, музыкальный текст, яркий и высокохудожественный, доступный для воплощения детьми в движении, пении;

- включать в театрализованную игру музыкальные игры-драматизации, разыгрывание несложных сценок из жизни кукольных персонажей (различные, в том числе доступные самим детям «техники вождения» кукол);

- приобщать к совместной согласованной игре, включающей индивидуальные реплики, эмоциональное представление персонажей;

- обращать внимание на реакцию зрителей, побуждать к сочувствию персонажам игры-драматизации или кукольного спектакля;

- использовать эти игры для воспитания потребности в интересном досуге, приобщать к культурным формам досуга.

«Росинка» Л.В. Куцаковой, С.И. Мерзляковой - модульная педагогическая система воспитания и развития дошкольников от 3 до 7 лет.

Занятия модуля «Театр и театрализованная деятельность» ставят задачи, конкретизирующиеся с учетом возраста и вида игр:

- создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

- приобщать детей к театральной культуре;-

обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе;

- создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими и др.).

Театрализованная деятельность включает работу по двум основным блокам: театральная азбука и театрально-игровая деятельность (игры в кукольный театр, игры-драматизации, игры-спектакли, мастерим для театра). Театрально-игровая деятельность связана с другими видами художественной деятельности. Театральные игры с успехом могут быть использованы на занятиях по художественной литературе, познавательного цикла и др.

В основе занятий любого типа лежит индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его возможности.

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и так далее. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения, Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Консультация для педагогов "Ознакомление с социально значимой трудовой деятельностью"

       В дошкольном возрасте  закладываются основы будущей активной гражданской позиции человека. Одним из доступных средств ее формирования является ознако...

Система упражнений и проблемных ситуаций для развития социально-значимых качеств у дошкольника

Эксперименты с помощью которых можно развивать социально-значимые качества у дошкольника...

Развитие социально-значимой отзывчивости у дошкольников на основе образовательного художественно-эстетического развития

Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающ...

Игры по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников.

Игры по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников....

Проект : развитие социально-значимых качеств личности дошкольника посредством трудового воспитания

В проекте анализируются педагогическое условия для воспитания позитивного отношения детей дошкольного возраста к труду, основные формы, и методы организации труда дошкольников, позволяющие получать ре...

Игры по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников

Игры по социально-коммуникативномуразвитию старших дошкольников...