Экологическая акция, как социально-значимая форма воспитания дошкольников
презентация по окружающему миру

Померанцева Елена Леонидовна

Один человек может сделать немного, но вместе мы можем добиться многого. Чем больше людей узнают о проблемах окружающей среды, тем быстрее мы найдем способы их решения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №20 имени ВФ Грушина

города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Василек»

Экологическая акция, как социально-значимая форма

воспитания дошкольников

Померанцева Елена Леонидовна, старший воспитатель

СП «Детский сад «Василек»

ГБОУ ООШ №20 г.Новокуйбышевск

06.05.2025 г.

2 слайд Актуальность. Природоохранная деятельность и акции – это элемент современной культуры любого общества, в том числе и экологической. Акции – это социально значимые мероприятия, которые активно проводятся в дошкольном учреждении с привлечением не только участников педагогического процесса (педагогов, детей, родителей, сотрудников), но и общественности (жителей города). Каждый из нас может стать небольшим экологом в своем доме или районе. Начать можно с малого: заменить пластиковые бутылки и пакеты на многоразовые, использовать энергосберегающие лампы, сажать деревья, кормить птиц и просто не мусорить. Да, один человек может сделать немного, но вместе мы можем добиться многого. Чем больше людей узнают о проблемах окружающей среды, тем быстрее мы найдем способы их решения.

Организовывая участие детей в таких акциях, мы, педагоги тем самым приобщаем их к культурной практике, помогаем накопить первый багаж ярких эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений о природе и получить необходимые навыки природоохранной деятельности.

3 слайд Проблема. Слово «акция» на слуху у каждого. Кажется, что организовать ее очень просто – дай объявление, и все подключатся, например, к сбору кормов для бездомных животных. Однако,  для того, чтобы акция выступила в истинном своем назначении и решила две задачи: закрепить у детей экологические знания и представления, способствовать формированию культуры отношений в сфере экологии, необходимо вывести ее на уровень экологической технологии. Это значит, нужно выстроить систему повышения экологической воспитанности у дошкольников.

4 слайд Содержание. Экологическая акция в детском саду всегда представляет собой форму практического содействия решению конкретных экологических проблем региона или страны.  Поэтому, мы - «дошкольники», понимая свою значимость  для общества, быстро откликаемся на них. Значит, и «зерно» экологической культуры можем посеять вовремя, то есть в детском саду.

Поскольку в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, то она и выходит на первый воспитательный уровень.  В каждом природном уголке групп в нашем детском саду экологические игры занимают особое место. Ведь они несут определенный смысл. Например, исследовательские. В процессе исследования объектов природы у детей развивается наблюдательность, например, игра «Найди одинаковые листочки».

Интеллектуальные. Малыши обучаются наблюдать и обобщать, рассуждать и делать несложные умозаключения и выводы. Например, без тепла, воды и света растение замедляет рост и может погибнуть.

В процессе экологических игр формируется и расширяется лексикографический запас: дети запоминают названия обитателей животного мира, растительной фауны и т.д., формируют знания об их внешнем виде, свойственных особенностях.

5 слайд. Учитывая возрастные особенности детей, педагоги не только знакомят малыша с окружающим миром, но и постепенно помогают образовывать систему общественных ценностей, направленных на осторожное отношение к природе. Например, 1. Сохранение биологического разнообразия. Важно сохранять редкие виды животных и растений. Это основа стабильности и процветания экосистем.

2. Экономия природных ресурсов. Она базируется на трёх факторах: сокращении отходов, рациональном использовании ресурсов и ответственном потреблении.

3. Образование и просвещение. Распространение знаний о важности сохранения природы среди детей и взрослых ведёт к более осознанному отношению к окружающей среде.

4. Поддержка экологических инициатив. Участие в акциях по озеленению, экологических марафонах и волонтёрских движениях может оказать значительное влияние на состояние природы.

5. Социальная и политическая активность. Поддержка законов и инициатив, направленных на охрану природы, способствует реальным изменениям на уровне государства и общества.

6. Экологическая культура. Это часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы.

6 слайд На второй воспитательный уровень выходят сами  акции. В современных условиях можно выделить следующие формы их существования:

- по количеству участников  (индивидуальная, групповая, коллективная и общественная);

- по преобладающему виду детской деятельности, экологические акции могут быть: коммуникативные, прикладные (практические), исследовательские, комбинированные;

- по объектам (сезонные экологические акции, тематические, проблемные);

- по «наполненности» событиями и мероприятиями: простые и многособытийные акции.

На протяжении многих лет в нашем детском саду  экологические акции стали неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. Педагогами используются все вышеперечисленные формы.

7 слайд  Считаю важным сказать, что при организации экологических акций, мы придерживаемся таких принципов, как:

- осмысленность - нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают;

- отсутствие духа соревнования - участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге;

- безопасность - нельзя, например, убирать битое стекло и окурки на берегу реки или возле автобусной остановки без перчаток;

- разумность - если акция связана с уборкой в природе, то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения, если идёт сбор батареек, макулатуры - нужно знать, куда это потом можно отправить;

- системность, последовательность - обязательная черта акций, одноразовой акцией многого не достигнешь.

8 слайд  И вот какой опыт у нас накоплен.

  1. Акции «Сдай макулатуру – спаси дерево!» и «Бумажный бум».  Эти акции у нас проводятся 2 раза в год весной, в рамках всероссийского субботника «Зеленая весна» и в декабре в рамках городской социально-добровольческой акции «Килограмм добра». «Посади дерево», акция, которая проходит у нас в дни празднования Дня победы. Воспитанники вместе с родителями высаживают деревья на своих приусадебных участках и на территории детского сада, как память о погибших на ВОВ.

В данной акции у нас участвуют все, и воспитанники групп вместе с родителями, и сотрудники, и жители микрорайона. Педагоги объясняют детям, какую пользу они принесут обществу, собрав макулатуру. Дети вместе с родителями приносят макулатуру в детский сад. Сотрудничая  с  Самарской компанией по сбору и переработке макулатуры «Пакмилл»,  мы ежегодно сдаем более 1 т бумаги на вторичную переработку. Сбор осуществляется постоянно. На вырученные средства детский сад приобретает цветы для благоустройства территории и поощряет коллективы групп ценными подарками в виде игр по экологии.

9 слайд   2. ЭКО-благотворительная акция «Добрые крышечки». Эта акция тоже  в нашем детском саду давно стала доброй традицией. В 2016 году мы были участниками окружной социально-добровольческой акции «Килограмм добра», организованной директором школы-интерната «Перспектива» Е.Поповой. Тогда мы собирали их для оказания помощи бездомным животным, потом, для организации новогодних подарков детям с ограниченными возможностями здоровья. Каждый приносил крышки, и у всех это уже вошло в привычку. И сейчас дома продолжают их мыть и складывать. В каждой группе есть контейнеры для их сбора.  А главное и сами дети, родители и сотрудники уже привыкли к этому сбору, понимая главную ее цель -  сделать мир чище и помочь нуждающимся в поддержке.

  1.  слайд  3. «Батарейка, сдавайся!». Эту акцию мы начали сравнительно недавно, но также в рамках окружной социально-добровольческой акции «Килограмм добра». Собранные батарейки мы приносим в детский сад, а оттуда уже все собранные батарейки забирают ответственные за эту акцию педагоги и увозят для дальнейшей переработки в специальные пункты. В каждой группе установлены контейнеры, для сбора использованных батареек. Дети, родители и педагоги активно включились в работу по сбору батареек. Дети на конкретном примере запоминают, что использованные батарейки нельзя бросать в мусорный контейнер. Это наш вклад в защиту природы от загрязнений, выделяемых использованными батарейками. Ведь 1 маленькая батарейка - это источник большой опасности, как для человека, так и окружающей среды. 1 батарейка загрязняет содержащимися в ней тяжелыми металлами 20 квадратных метров почвы. В лесной зоне это территория обитания одного ежика. Проблема в том, что люди просто не знают об этой опасности. И не знают, как правильно поступать уже с использованными батарейками. Поэтому мы проводим экологическую акцию «Сдай батарейку – спаси ёжика». В разъяснительной работе принимают участие ребята-волонтеры подготовительных групп. За последние 3 года в детском саду было собрано более 100 кг батареек, которые переданы в пункт приема для дальнейшей переработки.
  2.  слайд  4. Следующая, не менее важная по значимости акция, которая проходит в нашем детском саду, называется «Кормушка». Цель акции: привлечь внимание детей и взрослых к зимующим птицам, чтобы облегчить для них период зимовки, а также повысить уровень экологической активности. До проведения акции, в группах воспитатели беседуют с детьми о том, почему нужно заботиться о птицах зимой, как они могут помочь пернатым. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения. Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и является значимой в обучении и воспитании детей. Дети учатся заботиться о пернатых, испытывают радость от осознания того, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели. В рамках реализации акции родители с детьми изготавливают кормушки для птиц, в том числе и используя бросовый материал. Эти кормушки мы развешиваем на нашем участке и организовываем регулярную подкормку птиц. Также кормушки устанавливаются и на придомовых территориях. То есть ребята, находясь и вне детского сада, имеют возможность помогать птицам. Акция проводится ежегодно.  

12 слайд  5. Цель акции «Ёлочка, живи!»: защита природных ресурсов #дюц_берегите_лес. Сравнительные данные фотоопросов среди родителей  и сотрудников за последние годы показали, что большинство стало отдавать   предпочтение искусственным ёлочкам.

13 слайд  6.«Скворечник – домик для птиц», «Каждому скворцу по дворцу!». Участники акции воспитанники всех возрастных групп и их родители. Целью акции было закрепление представления воспитанников о перелетных птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц, привлечение внимания воспитанников и родителей к природоохранной деятельности, активизация совместной деятельности родителей и детей. Родителям совместно с детьми предлагается сделать домик для птиц в свободной форме. Готовые скворечники развешивают на территории своего дома, чтобы наблюдать за ними во время прогулки, а не только рассматривать их на картинках. Фотоотчет о выполнении условий акции от родителей тоже имеется.

14 слайд   7. «Чистая планета!»  ежегодные экологические субботники по уборке территорий весной и осенью. Цель проведения акции: воспитывать в детях основы поддержания чистоты на участке детского сада, во дворе своего дома, в своем районе, на всей планете Земля.

15 слайд  8. «Мы за раздельный сбор!» данная акция направлена на то, чтобы привлечь внимание родителей и детей к проблеме раздельного сбора мусора. Благодаря таким мероприятиям мы можем уже сейчас давать детям необходимые знания о правильной сортировке и переработке мусора, и учить их бережно относиться к природе. Однако, проблема в рамках акции «Раздельный мусор» остается актуальной. У детей возникает много вопросов, на которые не всегда взрослый может найти правильный ответ, почему у подъездов мало раздельных контейнеров, почему при погрузке не соблюдается их отдельная транспортировка.

16 слайд  9. Акция «Окопная свеча». С 2022 года эту акцию мы проводили неоднократно. Сначала на базе детского сада ее провели наши родители-волонтеры «Боевое братство». Привлекли педагогов, воспитанников и родителей. Все в детский сад приносили пустые консервные банки, из которых мы сделали окопные свечи, для наших солдат. Далее передали их представителю волонтерского движения для отправки в зону СВО. Позднее педагоги сами стали организовывать такие акции и проводить мастер-классы по изготовлению окопных свечей и отправки их по назначению.

17 слайд  Результат. У коллектива детского сада «Василек» на протяжении многих лет постоянные социальные партнеры: Самарский эколого-биологический центр, Самарская компания по сбору и переработке вторсырья «Пакмилл», Департамент экологии г.о.Новокуйбышевск, Новокуйбышевский ресурсный центр. Они помогают не только быть в курсе актуальных экологических проблем, но и дают возможность принять активное участие в их решении, пропагандируя общественно-полезную деятельность с привлечением детей и родителей.  А в 2024 году детский сад обрел нового социального партнера в лице  ГАУ ДПО ИРО «Детский Юношеский Центр «Открытие» с.Красный Яр. Таким образом, наш коллектив стал активным участником еще и областных акций «Птичья столовая», День птиц»,  «Первоцветы», «Ёлочка, живи!» и других.  

Воспитательная ценность экологических акций в детском саду,  несомненно, заключается в следующем:

- Ребёнок понимает, что от него зависит состояние окружающей среды, а значит,  у него формируется активная жизненная положительная позиция по отношению к природе.

- Ребенок не механически запоминает правила поведения в природе, а значит, его знания  осознанны.

- У детей есть желание беречь природу и заботиться о ней, на примере заботливого отношения к природе со стороны взрослых. Значит, развито положительное отношение к природе.

- У детей сформированы ответственность, сопереживание, заботливость, доброжелательность и стремление помочь. Значит, развиты нравственные качества.

- Дети проявляют творческую и познавательную активность. Значит, экологические акции позволяют самим находить ответы на свои вопросы, глубоко изучить интересующую детей тему.

18 слайд Вывод. Несмотря на остающуюся проблему по акции «Раздельный мусор», все же традиционными и дающими заметный положительный результат стали многие из перечисленных акций.

Следовательно, целью любой экологической акции можно уверенно назвать формирование экологической культуры, экологического сознания у детей и взрослых, чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей «малой родины».

Используемые ресурсы:

  1. Мухамедшина Л. «Экологические акции в детском саду как одна из форм экологического воспитания детей дошкольного возраста». https://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskie-akci-v-detskom-sadu-kak-odna-iz-form-yekologicheskogo-vospitanija-detei-doshkolnogo-vozrasta-iz-opyta-raboty.html
  2. Померанцева Е.Л. Опыт работы СП «Детский сад «Василек» по экологическому воспитанию дошкольников, 2024 г.
  3. Шпыг Т.Н. «Экологические акции как современная форма организации экологического образования дошкольников».

https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskie-aktsii-kak-sovremennaya-forma-organizatsii-ekologicheskogo-obrazovaniya-doshkolnikov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений и проблемных ситуаций для развития социально-значимых качеств у дошкольника

Эксперименты с помощью которых можно развивать социально-значимые качества у дошкольника...

ИГРА КАК СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка – дошкольника из детского сада в школу и тесно связанному с этим понятию гото...

Развитие социально-значимой отзывчивости у дошкольников на основе образовательного художественно-эстетического развития

Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающ...

Экологическая социально-значимая акция по защите природы «Посвящение в волонтеры»»

КОНКУРС НА СОЗДАНИЕН СТЕНДОВ (УГОЛКОВ) «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники природы» в образовательных организациях Мурманской области Экологиче...

Экологическая социально-значимая акция по защите природы "Экологический дозор"

Праздник Эколят- Молодых защитников природы в рамках Всероссийского детского экологического фестиваля.                            ...

Проект : развитие социально-значимых качеств личности дошкольника посредством трудового воспитания

В проекте анализируются педагогическое условия для воспитания позитивного отношения детей дошкольного возраста к труду, основные формы, и методы организации труда дошкольников, позволяющие получать ре...

Экологическая акция как средство формирования у дошкольников экологической культуры и культуры природолюбия

Экологическая акция - это событийно - значимое мероприятие, направленное на сохранение окружающей среды. В ходе проведения акции дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки ...