Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста (буклет)
консультация на тему

Банных Наталия Леонидовна

Буклет (памятка) для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта

у детей дошкольного возраста.

Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми.

Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Ребенку необходимо овладеть способностями эмоционального интеллекта, а именно:

  • умением контролировать свои чувства;
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции;
  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
  • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:

– самосознание (образ "Я", понимание  себя);
– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
– социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).

Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка, используя сочетание различных форм обучения.

Используются такие методы, как:

  • ролевые игры;
  • психогимнастические игры;
  • коммуникативные игры;
  • игры и задания, направленные на развитие произвольности;
  • игры, направленные на развитие воображения;
  • релаксационные методы;

Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:

  • комфортная организация режимных моментов;
  • оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т.д.);
  • игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.);
  • арттерапия  (рисование, ритмопластика, танец);
  • занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;
  • психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);
  • психомышечная тренировка, способы релаксации;
  • задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т.п.;
  • использование наглядных пособий (фотографии, рисунки,  и т.д.);

Действующие эффективные методы обучения – интерактивные беседы, рассказы и сказки, работа с видеосюжетами, творческая индивидуальная и групповая деятельность (совместное пение, танец, рисование, работа с природными материалами, пантомима).

Ритмопластика – занятия, где дети движениями передают образы сказочных и литературных героев, окружающие предметы, свои ощущения и чувства, отношение к себе, повадки различных животных, свое восприятие растений, а также учатся красивым походке, жесту, позе, поклону.

Главным при этом является умелый выбор модели общения, способствующей психологическому комфорту ребенка, не подавляющей его свободу и индивидуальность. Наличие четких правил, создание специфической атмосферы, предоставление детям максимально возможной самостоятельности являются основными условиями предупреждения психоэмоционального напряжения детей.

Отмечено, что дети с нормальной двигательной активностью имеют лучшие показатели в развитии. У них более устойчивы психика и настроение.

Очень важно научить ребёнка бороться и побеждать страх, злость, жадность; важно научить удивляться и заботиться, грустить и радоваться, сочувствовать и гордиться…  

Развитие стрессоустойчивости у дошкольников

Такая личностная черта, как стрессоустойчивость, способствует тому, чтобы неблагоприятные ситуации не вызывали стрессовой реакции, а переживание стресса сопровождалось минимальными физиологическими и психологическими потерями и максимально возможными психологическими приобретениями человека.

Составляющие стрессоустойчивости, которые могут и должны быть сформированы уже в дошкольном возрасте:

  1. Самопринятие – это жизненная опора человека. Если она есть, уровень любых потенциальных стрессоров снижается. Роль самопринятия в его взаимодействии с источниками стресса можно сравнить со скафандром космонавта или водолаза: он оберегает от многих негативных внешних воздействий, позволяет их смягчить или даже не почувствоватью.

Порицание воспитателя может накладываться на неприятие самого себя, и ребенок «разрушается изнутри», ему становится особенно плохо.

Собственное восприятие и оценка глубоко сущностных, очень личных сторон самого себя. Это такие характеристики как собственное имя, тело и семья. Их ребенок не может изменить. Очень важно, чтобы ребенок принимал их.

  1. Оптимизм или общее позитивное отношение к различным событиям жизни (позитивное мышление, умение замечать хорошее в различных ситуациях и радоваться этому). Дошкольный возраст является сензитивным периодом для воспитания оптимизма. Оптимизм как личностную черту формирует привычка замечать только хорошее в каждой ситуации.
  2. Овладение дошкольником стратегиями  преодоления негативных эмоций (страха, печали, злости).
  3. Умение расслабляться.  Отрицательные стрессовые эмоции (страх, тревога, раздражение, злость) всегда вызывают мышечное напряжение. Чем сильнее переживаемая негативная эмоция, тем выше мышечное напряжение. Существует и обратная реакция: расслабление мышц приводит к снижению уровня протекания или полному исчезновению негативных эмоций. Поэтому расслабление полезно. Полному расслаблению способствует спокойное ровное дыхание и визуализация (представление, воображение) места, в котором человек чувствует себя спокойно, умиротворенно (берег реки, озера, море и др.).  

Благодаря сформированному в детстве самопринятию ребенок становится более стрессоустойчив, поскольку негативные внешние воздействия не могут поколебать его внутреннее ощущение безусловной ценности самого себя и счастья жизни.

Что можно сделать?

Совместный проект – работа по созданию альбома «Это я».

По заданию воспитателя совместно с родителями дети оформляют странички альбома (например):

  • Это я – фото или рисунок.
  • Меня зовут – аппликация, рисунок имени, что означает.
  • Мои родители – имя, фото, рисунок, рассказ.
  • Мои родственники – то же.
  • Я живу…
  • Какой я – ладошка ребенка, в середине фото, на пальчиках – хорошие черты.
  • Я люблю…, рассказ.
  • Я - красивый – фото, рассказ.
  • Я – сильный и ловкий – фото, рассказ.
  • Я – сообразительный -  рисунок, рассказ.
  • Я – умный – рисунок, рассказ.
  • Я хочу…
  • Я научился…
  • Я хожу в детский сад…
  • Я увлекаюсь…

«Я радуюсь».

Детям предлагается нарисовать четыре картинки, которые являются продолжением предложения «Я радуюсь, когда…». Совместное обсуждение позитивных моментов в жизни дошкольников позволяет задействовать механизм заражения. Ребенок, слушая рассказы других детей о том, что порадовало их, «заражается», открывает повод для своей радости. Важным психологическим моментом данного занятия является обобщение педагога, в котором он показывает сходство многих детей в определенных ситуациях радости и имеющиеся индивидуальные различия. По итогам занятия можно оформить групповой стенд, который будет напоминать детям об их радости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии»

Проблема: Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.В дошкольных учреждениях традиц...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным...

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе все больший интерес. Развитие эмоционального интеллекта нач...

Презентация "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".

Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать свои и чужие эмоци и адекватно реагировать на них. Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастл...

Презентация "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".

Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать свои и чужие эмоци и адекватно реагировать на них. Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастл...

Буклет "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Очень важно осознать, что все эмоции важны и все эмоции нужны.И радость, и интерес, и грусть, и злость....