«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
статья на тему

Романько Елена Николаевна

В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе все больший интерес. Развитие эмоционального интеллекта начинается в дошкольном возрасте. Эмоциональный интеллект является фундаментом для дальнейшего становления личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей. Эмоциональный интеллект — это способность понимать свои эмоции и чувства, управлять ими так, чтобы не только гармонично взаимодействовать с окружающими, но и достигать своих целей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emmotsionalnogo_intellekta.docx35.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение «Подгоренский детский сад № 2» Подгоренского муниципального района Воронежской области

Сообщение.

Тема: «Развитие эмоционального

 интеллекта у детей дошкольного возраста»

Подготовила

Воспитатель ВКК

                                                                        Романько Е. Н.

 

п.г.т. Подгоренский

2018г.

Cлайд 1   В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе все больший интерес. Развитие эмоционального интеллекта начинается в дошкольном возрасте. Эмоциональный интеллект является фундаментом для дальнейшего становления личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей. Эмоциональный интеллект — это способность понимать свои эмоции и чувства, управлять ими так, чтобы не только гармонично взаимодействовать с окружающими, но и достигать своих целей.

Cлайд 2      Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем.- “ 

Cлайд 3         Что такое эмоциональный интеллект (EQ)?

ЭТО СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА:

  • распознавать эмоции; 
  • понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные;
  • управлять своими эмоциями для решения практических задач.

 Эмоциональный интеллект является основой социализации ребенка. Развитие эмоционального интеллекта у ребенка может происходить уже «с пеленок». Для малыша очень важно формирование чувства базового доверия к миру, и мама с самого его рождения  должна стараться создать для крохи атмосферу безопасности. Частое ношение на руках, быстрая и позитивная реакция на звуки, издаваемые малышом, телесный и зрительный контакт, колыбельные и разговоры с ребенком уже в младенчестве дают ему понять, что мир открыт и доброжелателен для него. Это является первым звеном формирования положительной самооценки и оптимистичности малыша.

Дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают лучшими коммуникативными, вербальными и когнитивными навыками. Развивая эмоциональный интеллект, мы учим детей справляться со сложными ситуациями — они не замыкаются в себе, проще находят язык со сверстниками, лучше понимают себя и окружающих. Самое важное в жизни любого ребёнка — родительская любовь. Любите своё дитя, проявляйте к нему нежность и заботу. Тактильное общение матери и ребёнка не теряет своей значимости и для детей старше младенческого возраста. Любовь позволяет каждому человеку чувствовать себя защищённым и уверенным в себе. Это и есть надёжный фундамент для развития успешной личности.

Cлайд 4         Почему эмоции так важны?

Жизнь на 10% состоит из того, что происходит с нами, и на 90% из того, как мы  на это реагируем.

Cлайд 5         Познание эмоций —важная часть познания мира и себя. Очень важно, чтобы ребенок мог понимать основные, базовые эмоции, такие как Радость, Доверие, Страх, Удивление, Грусть, Отвращение, Гнев, Интерес. 

Нужно дать понять ребенку, что грусть и страх — абсолютно нормальные эмоции. Расскажите, что такое страх. Каким мир был бы без страха? Вряд ли мы бы с вами захотели жить в таком мире. Ведь страх нас защищает. А дальше расскажите, что делать, если становится страшно, о собственном опыте, как вы побороли страх темноты в детстве. 

Cлайд 6         ЛУЧШАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ ЭМОЦИЙ ДЛЯ РЕБЕНКА – ЭТО ИГРА😊! Игр и пособий существует множество, но есть особый ключик, чтобы сделать процесс живым, интересным, ярким и увлекательным! Это – Монсики! Они являются настоящими проводниками в мире эмоций и превращают непростой процесс познания в увлекательную игру, погружая ребенка в свой удивительный мир, полный приключений, ярких героев и особой творческой атмосферы! Почему важно развивать эмоциональный интеллект еще до школы? От уровня развития эмоционального интеллекта зависит умение понимать чувства и эмоции других людей, а также влиять на них для выстраивания отношений сотрудничества. Если ребенок понимает то, что чувствуют окружающие, он понимает то, что движет людьми, их цели, их настроение. Таким образом, и работать в команде ему будет проще, комфортнее. А умение взаимодействовать с другими людьми позволяет получить больше опыта, расширить свой кругозор, избежать конфликтных, а, значит, стрессовых ситуаций.

Cлайд 7         Понимая свои эмоции, ребенок осознает реакцию своего организма на ту или иную ситуацию. Развитие внутренней модели «я чувствую» помогает ребенку понимать свои интересы, а это — ключ к открытию собственных талантов.

Если такого ребенка погрузить в разную среду и познакомить с различными профессиями, он очень быстро поймет, что ему особенно интересно, и начнет развивать те или иные навыки.

Восприятие информации В зависимости от эмоционального состояния и обстановки вокруг дети абсолютно по-разному воспринимают информацию. В качестве примера можно привести известный эксперимент: взрослым показывали фотографию человека и говорили, что это преступник, осужденный за тяжелые деяния. В другой группе показывали эту же фотографию и говорили, что на ней запечатлен ученый, отец двоих детей, путешественник и так далее. Убрав фотографии, представителей групп попросили описать внешность человека. В первой группе говорили, что видели низкий лоб и злой взгляд, представители второй группы увидели открытое лицо, уверенный и, наоборот, добрый взгляд.

Этот эксперимент наглядно показал, что в зависимости от контекста мы совершенно по-разному воспринимаем информацию.

Стоит не забывать, что даже отрицательные эмоции могут быть полезными: гнев усиливает способность различать сильную и слабую аргументацию, а легкая грусть может помочь проанализировать и отредактировать письменные документы.

Самое главное — мы должны позволить детям выражать все свои чувства и эмоции. Но не нужно принимать все модели поведения, запускаемые этими эмоциями! Кроме того, очень важно создавать правильные ассоциации с различными эмоциями. Покажите своему ребёнку на реальном примере, что такое радость. Возможно, это запах пирожного? Может быть, звон колокольчика? А дружба? Ассоциируется ли у вас дружба с объятиями? Если нет, тогда как она выглядит в вашем воображении?

Создавайте вокруг ребёнка красочный и яркий мир, в котором каждое чувство и ощущение имеет свой цвет, аромат и вкус. Так вы не только откроете перед ребёнком двери в мир эмоций, но и сблизитесь с ним, ещё больше укрепите доверие между вами.

Похожий метод срабатывает и при чтении сказок. Не просто читайте, а играйте в сказки, рассказывайте детям волшебные истории через игру или маленький спектакль. Разыграйте перед ними сценку, используйте тактильные ощущения, аромамасла, соответствующую интонацию — это позволит ребёнку прочувствовать всю гамму искренних эмоций, которые вызывает волшебная история.

Cлайд 8         Мотивация  Во многих школах до сих пор руководствуются базовыми принципами обучения: ребенок обязан «знать», «понимать», «уметь». Никому не интересно, почему школьник не воспринимает новый материал, неохотно выполняет домашнее задание и вообще не хочет идти в школу. В данном случае достаточно вспомнить теорию пирамиды Маслоу, во главе которой стоят познавательные потребности (понимание законов пирамиды Мослоу помогает педагогам развить  ребенка и сделать его уверенным в себе)    Однако данная потребность возникает только после удовлетворения первостепенных требований человека: физиологических и, конечно же, потребностей в любви, заботе и признании.

Родители не задумываются об этом, забывая спросить у своего ребенка: «А что ты чувствуешь? Почему тебе это не нравится?»

Работа с эмоциональным интеллектом помогает развить в ребенке мотивацию — он не боится неудач, учится идти к своей цели и добиваться желаемого. Вовлеченность зависит и от того, понимает ли ребенок смысл заданий — для чего мы это будем делать? Зачем это ему? Как он сможет применить это в реальной жизни? Для дошкольников и младших школьников можно использовать сказочную реальность и воображаемые цели. Задача обучения — передать ребенку навык и развить в нем мотивацию: школьнику важно почувствовать радость и собственную значимость от применения новых изученных навыков. А радость, в свою очередь, мы чувствуем от реализации собственных целей.  Поэтому после изучения навыка важно побуждать детей к применению нового навыка.  Выучили стишок — попросите сделать иллюстрации или записать видеоролик. Желательно, чтобы результат был осознан и признан. Развитие эмоционального интеллекта у детей построено на 5-ти лепестках развития ребенка. Суть такого подхода заключается в том, что в процессе знакомства с новой информацией, ребенок проходит все стадии подготовки, мотивации, принятия, освоения и применения новых знаний на практике. Таким образом ребенок вовлекается в процесс обучения, комфортно и гармонично принимает новые знания и навыки.

5 лепестков развития эмоционального интеллекта
Я чувствую. Этот этап направлен на развитие всех 5 органов чувств, а именно - понимание и принятие новой информации на слух, вкус, зрение, обоняние и осязание.

Я хочу. Создаем мотивацию к получению новых знаний. Как? Например, можно организовать неожиданный и приятный сюрприз - съездить и провести ведь день в океанариуме! 
Я знаю. Теперь, когда ребенок осознал новую тему, а главное, почувствовал мотивацию к ее изучению, наступает время занимательного чтения, рассказов или просмотра тематических фильмов. 
Я могу. Повышаем самооценку путем выполнения небольших задач по теме. Каждая выполненная задача придает ребенку веру и уверенность в свои силы! Кроме того, такая практика позволяет закрепить и до конца усвоить новый материал. 

 Я делаю. На этом этапе ребенок уже готов применять новые знания в реальной жизни. Он чувствует, что в определённый момент он может к ним обратиться и использовать их в качестве инструмента для решения комплексных задач или для достижения своих целей. 

Cлайд 9        Как развивать эмоциональный интеллект с детства?  На этот вопрос можно получить ответ, познакомившись с методикой

Виктории Шиманской — психолог, ведущий специалист направления исследований эмоционального интеллекта (EQ) в России, автор методики развития EQ детей «Монсики», партнер Лаборатории EQ-factor, ведущий мастер-классов и тренингов. Она использует такие методы: 

  осознанность через осознанность своих мыслей и эмоций, своего тела и поведения;

  самооценка через позитивное восприятие мира и решительность, а также через принятие и ассертивность (способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него);

  мотивация через стремление к самоактуализации и детерминации, а также через открытое восприятие нового, крепкое целеполагание и объективное переживание неудач;

  адаптация  через осознанное сопереживание другому человеку - эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность.

Cлайд 10       Каждый из этих методов хорошо описан в  книге «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить», где один из самых эффективных методов развития EQ показан через взаимодействие со сказочными героями Монсиками. Каждый из них олицетворяет определённую эмоцию и имеет навыки, которые помогут детям понимать эти эмоции и справляться с их помощью с различными сложностями. МОНСИКИ рассказывают и показывают детям, как не унывать, как находить выход из сложных ситуаций, как быть ответственными и внимательными, преодолевать страхи, ставить цели и достигать их. Монсики — это добрые сказочные существа, а сказка лучше всего воспринимается ребёнком. Работа над эмоциональным интеллектом в детском возрасте — залог успешного развития и благополучия в будущем. Основной принцип в  развитии эмоционального  интеллекта строится на создании мотивации к обучению и развитию.

Cлайд 11      Простые упражнения для развития EQ

Эмоциональный дневник

Чтобы научиться осознавать себя здесь и сейчас, записывайте раз в три часа эмоцию, которую испытываете в данный момент. В конце дня выделите превалирующую эмоцию и подумайте, над чем следует работать.

Стоп!

Как часто наши действия сопровождаются необдуманной инерцией? Мы не задумываемся над тем, что делаем, а просто совершаем какие-то привычные, регулярные манипуляции. Упражнение «Стоп!» заключается в резком прерывании какого-либо действия, чтобы избавиться от инерции и позволить себе обдумать ситуацию. Только так можно начать контролировать свою реальность.

Упражнения для повышения самооценки

Какая удача!

Научите себя мыслить позитивно, реагируя даже на неприятные события фразой: «Какая удача!». Такая реакция станет сюрпризом для окружающих, но и этот факт принесёт вам пользу, ведь тогда вы найдёте ещё больше плюсов в ситуации. В качестве усиления эффекта можно пользоваться фразой: «Это же так здорово, потому что…». Почему? Задумайтесь над этим.

Продай свой недостаток

Эффективная техника, позволяющая интерпретировать даже негативные стороны личности в положительном ключе. Расскажите аудитории о своём недостатке другими словами, придайте ему другую окраску. Например, можно ли считать осторожность трусостью, а смелость — безрассудством? А ведь всё зависит от того, с какой стороны посмотреть. Необходимо развивать свои достоинства и работать над недостатками. С таким подходом вы сможете продать любой свой недостаток. Например, продайте неуверенность. Расскажите аудитории честно и правдиво, как вы, обладая этим качеством, перед совершением важного шага рассматриваете все варианты событий, присматриваетесь к различным решениям и только после этого совершаете самый выгодный для вас шаг.

Упражнения для развития мотивации

Открытость новому

Чтобы развить в себе это ценное качество, можно воспользоваться простым упражнением, которое заключается в том, чтобы найти как можно больше вариантов применения самым обычным вещам. Пусть это будет обычное полотенце, старое ведро или просто кусок картона. Придумайте наибольшее количество вариантов, как можно использовать эти вещи. Это не только интересно, но и весело. Поэтому практикуйте это упражнение вместе с семьёй и детьми. Они отлично проведут время и поработают над своими воображением и смекалкой.

Два случайных слова

Откройте любую книгу или журнал, наугад выберите из текста два любых слова и попробуйте найти между ними нечто общее. Сравнивайте их, анализируйте, размышляйте и составляйте взаимосвязи.

Упражнение для повышения адаптивности

 Расскажи о себе за 30–60 секунд. Для начала воспользуйтесь этим шаблоном:

  1. Имя.
  2. Профессия.
  3. Хобби.
  4. Как я меняю мир к лучшему?

Cлайд 12       В настоящее время  проводится внедрение и апробация  проекта методики развития эмоционального интеллекта «Академия Монсиков» в детских садах и начальной школе. В нашем детском саду 7 педагогов прошли курсы для развития эмоционального интеллекта Базовый курс «Краски эмоций»

Программы «Академии Монсиков» направлены на гармоничное развитие ребенка с учетом эмоциональной сферы и поддержки мотивации к обучению.

Cлайд 13       Задачи проекта

  • обеспечить «образование будущего» с помощью современного подхода и новой методики
  • улучшить восприятие ребенком информации, развить его способности к
    осознанию эмоций − как своих, так и окружающих
  • развить зрелость  и эффективность эмоциональных реакций, сформировать состояние доверия к себе и к миру, повысить самооценку, улучшить социализацию
  • научить ребенка использовать эмоции как ресурс для эффективного познания, мышления и принятия решений

Новизна

  • первая программа, в который образовательный процесс построен с учетом новейших знаний и достижений в нейропсихологии
  • участники получают необходимые знания, умения и навыки развития эмоционального интеллекта
  • занятия построены с учетом принципов работы мозга на основе разработок зарубежных и отечественных ученых

ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ

Вовлекающий игровой процесс

Создание мотивации к обучению

5 этапов игрового образовательного процесса: осознанность, мотивация, самооценка, интеллект, самореализация. 

Уникальность «Академии Монсиков» в том, что каждое занятие индивидуально и не похоже на предыдущее. На каждом уроке идет работа с эмоциями. Сначала дети учатся распознавать разные эмоции, а потом получают навыки управления ими. Такой способности даже многие взрослые позавидуют! Дети становятся открытыми к новым знаниям, растут коммуникабельными и гармоничными личностями. 

Cлайд 14       Таким образом,  эмоции и эмоциональный интеллект — это настоящие помощники не только в жизни, но и в обучении ребенка.

Cлайд 15       Спасибо за внимание! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...

«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)

laquo;Поиск и реализация способностей  у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)...

«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...

Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»

Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...

Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»

Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...