Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста на сказках.
статья на тему

Иванова Елена Юрьевна

 

«Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель

находит  путь к сердцу ребенка».

/В.А.Сухомлинский./

 

         Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует его облик, определяет его ценности и характер. В наше время необычайно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей всех возрастов, мы педагоги пытаемся понять, каким образом привить детям раннего возраста нравственно-духовные ценности.

         На ребенка с самого рождения наваливается тяжкий груз информации: СМИ, детский сад, бесконечное множество мультфильмов, интернет и это все не способствует освоению нравственных норм и заставляет нас задуматься над проблемой нравственного воспитания ребенка.

         Способность правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, понять чувство справедливости, сострадания, доброты, не являются пустым звуком для ребенка, получившего духовно-нравственное воспитание. Этот ребенок не имеет проблем в общении с окружающими, он без проблем переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

         Педагогам необходимо сформировать у ребенка самые первые моральные оценки и суждения. Научить понимать, что такое нравственная норма, и сформировать свое отношение к ней. Но нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, поэтому невозможно недооценить важность семьи в нравственном воспитании. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком. Задача родителей помочь своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом.

         Мы педагоги группы детей раннего возраста поставили перед собой следующие задачи:

 -  С раннего возраста воспитывать у детей любовь к родителям к близким людям; воспитывать чувство симпатии к сверстникам, создавать условия для формирования доброжелательности, доброты и дружелюбия.

 -  Воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному краю через сказки.        

 -  Знакомить детей с основами труда посредством сказок.

         Отталкиваясь от этих задач, мы и выполняем свою работу, используя различные формы: беседы, консультации для родителей, проведение занятий по художественному творчеству, чтение сказок, и другие. Пользуемся перспективным планом. В нашей работе с родителями в перспективе сделать традицией проведение семейных праздников таких как. «Мама, папа, бабушка, дедушка, и я – неразлучная семья»,  «Семейное чаепитие» и т.д.  Эти формы работы являются самыми эффективными формами взаимодействия ребёнка с родителями и воспитателями.  Каждая встреча открывает детям что-то новое в жизни взрослых: одни умеют интересно рассказывать, другие – мастерить, третьи – играть. Родители и другие члены семьи по-новому видят своего ребёнка. Проникаются его интересами. В условиях двухсторонних эмоциональных контактов формируется понимание и любовь ребёнка к родителям, родителей к своему малышу. Родители вместе с детьми совершают полезные и добрые дела по улучшению условий пребывания детей в детском саду. Исполняют просьбы воспитателей по изготовлению: портфолио, новогодних подделок, подделок к проекту, книг своими руками, приобретению методических и дидактических пособий. Таким образом, привлекаем родителей к сотрудничеству с педагогами в деятельности детского сада.

         Так же духовно-нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений. Ребенку в возрасте от 1 до 2 лет можно показывать и читать книги, предназначенные для детей. Первые художественные произведения, с которыми знакомится ребенок – это сказки.

Поэтому работу по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к сказкам. Сказки – это самые первые и любимые произведения у детей.

         Перед воспитателями стоят задачи: посредством событий в сказке помочь усвоить детьми духовно – нравственные категории (добро–зло, послушание–непослушание, трудолюбие–лень), содействовать обогащению словаря, развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, воспитывать послушание, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту. 

         Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; «Теремок» учит дружить; «Колобок» послушанию (Колобок не послушал дедушку с бабушкой, ушел от них. Лиса его и съела.), а еще учит не доверять незнакомым; в сказке «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.

         Чтобы обеспечить активность и внимательность во время прослушивания сказки, воспитатель может предложить детям выполнить имитационные движения (сказка «Курочка ряба»: плачет дед, плачет бабушка, а курочка кудахчет, уговаривает, жалеет бабушку и деда), использовать разнообразные наглядные пособия: иллюстрации, настольный театр, инсценированние  сказки с использованием костюмов, шапочек, фланелеграфа, обыгрывание их с мягкими игрушками и многое другое.  После рассказывания сказки надо провести беседу: что понравилось в сказке, какие роли сказочных героев хотелось бы исполнить. Не все дети сразу включаются в игру, некоторые сначала наблюдают за происходящим. После рассказывания сказки «Репка» следует провести с группой детей беседу о взаимопомощи в ней.

         Да, в реальном мире не всегда победа за добром, но маленькому ребенку ведь пока не зачем это знать. Благодаря сказкам его психика окрепнет и в дальнейшем, он сможет справляться с трудностями взрослой жизни. Слушая сказки, дети ставят себя на место главного героя. И, если быть внимательным к ребенку, можно понять что его в данный момент тревожит или чего он сейчас боится. Любые детские вопросы не должны оставаться без ответа. Если ребенок с детства будет видеть причинно-следственные связи различных явлений, то и в течение всей жизни мир будет для него целостным, полным смысла.

         Регулярность рассказывания сказок, бесед, игр в сказку - способствуют закреплению положительного эффекта. Так же надо вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей ребенка во внимании. Родителям ни в коем случае, нельзя отталкивать ребенка тогда, когда он просит почитать сказку. Помните, то, что вы заложите ребенка сейчас, вернется к вам бумерангом тогда, когда вам будет нужна его помощь. Любите своих детей, читайте им сказки, балуйте. И тогда, ваш ребенок станет вашей гордостью и надежной опорой.

         Для педагогов сказки – своеобразный мостик, соединяющий их с ребенком. Начиная с раннего возраста, сказки просто необходимы детям. Сначала они их просто слушают, вникают в суть, запоминают основные моменты, обыгрывают, но в дальнейшем они могут сами предложить, как, по их мнению, должна развиваться та или иная сказка. Стать так сказать ее соавтором. Ребенок будет горд, что придумал, как спасти своего героя или помощь сбежать от злодеев.

          Можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательным  и воспитательный  характер.  Именно поэтому, велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства,  воображение и тем самым закладывают духовно-нравственное начало.

                                                                                                                        
                                                                                                                        

 

 

 

Источники: http://doshvozrast.ru/

http://ds27-tmr.edu.yar.ru/

http://puzyaka.ru/

http://nsportal.ru/

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно – нравственных качеств у детей раннего возраста на современном этапе.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество, сегодня не в развале экономики, не в смене политической систе...

"Конкурс. Конспект доклада «Взаимодействие педагога с семьей в формировании духовно-нравственных качеств у детей раннего возраста»

Доклад для Республиканской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы»....

Взаимодействие педагога с семьёй в формировании духовно - нравственных качеств у детей раннего возраста.

В статье представлен опыт работы с семьёй в формировании духовно - нравственных качеств у детей раннего возраста....

«Формирование основ духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста». Дидактические игры по теме.

Первая мл группаИгра "Предметы народного быта" (лото) представляет собой карточку и фишки, содержащих рисунок- предмет народного быта. Цель игры : формирование умения детей находить пар...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень,  который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...

Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказки»

Дать элементарные представления педагогам о назначении сказкотерапии, как нетрадиционной форме работы с дошкольниками в воспитании духовно - нравственных качеств.  Вызвать интерес к сказкотерапии...

Мастер – класс для воспитателей «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказка-терапии»

Цель: передача опыта использования технологии «Сказка-терапия» в воспитании духовно - нравственных качеств у детей дошкольного возраста.Задачи: дать элементарные представления педагогам о...