Игровое пространство ДУ, как здоровьесберегающий фактор
методическая разработка на тему

Самсонова Наталия Юрьевна

сообщение на педсовет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_na_pedsovet.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

ГБОУ Школа № 2083 детский сад «Семицветик»

Тема: Игровое пространство ДУ,

как здоровьесберегающий фактор.

Воспитатель:

Самсонова Н.Ю.

2014 год

«Забота о здоровье детей – 

это важнейший труд воспитателя. 

От жизнерадостности, бодрости детей 

зависит их духовная жизнь, 

мировоззрение, умственное развитие, 

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

 

В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России. Увеличивается смертность, падает рождаемость, обостряется проблема бедности, значительная часть населения страны находится в состоянии хронического дистресса. Указанные негативные тенденции остро отражаются на здоровье подрастающего поколения. По данным Д. И. Зелинской, в течение последнего десятилетия наблюдается деселерация, т.е. замедление темпов развития юных россиян. Количество здоровых детей и подростков едва достигает пятой доли от их общего числа; около трети детей, поступивших в школу, уже имеют хроническую патологию.

Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей дошкольного возраста.

Для родителей нет большей радости, чем здоровый, нормально развивающийся ребенок. К сожалению, исследования последних лет выявили устойчивую тенденцию к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально - экологических   условий жизни, несбалансированностью питания, снижением оздоровительной и воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях

 Усилия работников ДОУ сегодня полностью нацелены на оздоровление ребенка  -дошкольника, культивирование его здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

 Новое время предъявляет новые требования к качеству образования, модернизация которого не только государственное требование, но и условие развития общества. Условия его выживания в постоянно изменяющихся, непредсказуемых условиях.

 Приоритетным направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду детского сада или здоровьесберегающее пространство.

 Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

 Здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.

К сущностным характеристикам предметно - пространственной среды следует отнести:

 - морально-психологический климат;

 - экологию и гигиену;

 - рациональный режим жизни, труда и отдыха;

 - современные образовательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесохраняющего обучения.

- современный дизайн;

Поэтому, в ДОУ следует уделять особое внимание  вопросам окраски и освещения  интерьера, так как свет создаёт оптимальные условия для зрительной работы, а так же продуктивность занятия, режим активного труда и отдыха. Свет обеспечивает хорошее самочувствие, настроение, предупреждает преждевременную усталость, способствует высокой производительности, деятельности.

Цвет вызывает определённые эмоции и настроения, способствует видоизменять окружающую среду.  Все отделочные материалы должны быть экологически чистыми,

соответствовать санитарным и пожарным нормам, требованиям техники безопасности.

 Стратегию и тактику построения среды выстраивать, опираясь на особенности личностно – ориентированной модели воспитания, взаимодействия между детьми и взрослыми. Её основные черты таковы:

-  в общении с детьми придерживаться положения: «Не рядом, не над, а вместе!»

-  содействовать становлению ребёнка, как личности;

- обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру;

- радости существования;

- развитие индивидуальности ребёнка – «не запрограммированность», а содействие развитию личности;

- знания, умения, навыки рассматриваем не как цель, как средство полноценного развития личности.

Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основаны на формирующейся у нас способности встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослых – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.

Игровое пространство имеет свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которая даёт простор изобретательству, открытиям.

Построение здоровьесберегающего пространства немыслемо без реализации такого важного принципа – как принципа индивидуально – дифференцированного подхода к детям.

В группах создаются условия для наиболее полного самовыражения ребёнка двигательной деятельности.

В двигательный центр подбираются такие пособия, атрибуты, детали оборудования, которые соответствуют требованиям гигиены и правилам охраны  жизни и здоровья детей, требованиям эстетики, привлекают детей формой, окраской, удачным их сочетанием, отвечают индивидуальным требованием ребёнка.  В свою очередь эти потребности обусловлены состоянием его здоровья, уровнем его физической подготовленности, а также уровнем его двигательной активности. В зависимости от возраста детей, меняется содержание двигательного центра.

Помимо двигательного центра, в группах организуются следующие подпространства:

-Уголок природы.

-Познавательно – исследовательский центр.

-Книжный уголок (речевой деятельности).

-Центр дидактических игр и мелкой моторики.

-Строительно – конструктивный центр.

-Уголок изодеятельности.

-Уголок театрализации и музыкальной деятельности.

-Учебная зона.

-Зона ПДД и гараж.

-Уголок сюжетно – ролевых игр.

-Зона для кукол.

-Уголок уединения.

Центры и уголки, созданные в группе «подсказывают» ребёнку, чем можно в них заняться, они созданы с целью предоставления каждому ребёнку, дать возможность сосредоточиться на своей деятельности, пережить эмоциональное состояние и служат основой для реализации программного материала.

Организация предметно – пространственной среды рассматривается, как весьма важное средство обучения, воспитания и оздоровления детей и эффективно только тогда, когда оно соответствует возрастным  особенностям детей,  и их интересам.

Все имеющиеся в группе игрушки и материалы должны находиться в распоряжении детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать для реализации собственных идей и планов. Детям и взрослым в группе комфортно и интересно.

Детям предоставляется возможность действовать самостоятельно (фантазировать, экспериментировать, творить), искать обыкновенное в необыкновенном, изучать и познавать окружающий мир в разнообразной  деятельности.

Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма, поэтому в своей работе обращать внимание на:

-Личную гигиену.

-Проветривание.

-Влажную уборку.

-Режим питания.

-Правильное мытьё рук.

-Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.

-Полоскание ротовой полости после еды.

-Ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.

При создании предметно – пространственной среды учитывать, что прогрессивное воздействие на ребёнка заключается в востребованности  детского опыта, приобретаемого в процессе непосредственно образовательной деятельности.

В образовательных деятельностях давать понятия об использовании воды и воздуха человеком, учить правилам, умениям жить и заботиться об окружающей среде, о своём здоровье.

Предметно –  пространственная среда – это мощный обогащающий фактор детского развития, который способствует:

- Обогащению социального опыта и приобретению качеств необходимых для жизни.

-Воспитанию и развитию ребёнка в коллективе.

-Развитию опорно  –  двигательного аппарата.

-Развитию у детей организованности, инициативности.

-Умению поддерживать, дружеские взаимоотношения со сверстниками.

-Самостоятельному и творческому использованию физкультурного инвентаря и атрибутов для подвижных игр.

-Обогащению нравственно – эстетическими ценностями.

-Развитию психофизических качеств: быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и др.

-Формированию личности.

 В целях оздоровления детей ежемесячно планируется работа с родителями по здоровому образу жизни. Проводятся консультации, родительские собрания, беседы, тематические выставки, анкетирование, конкурсы, праздники и развлечения.

Работники ДОУ реализуют здоровьесберегающие технологии на основе личностно – ориентированного подхода.

 Структурирование воспитательно-образовательного процесса в учреждении строится на основе здоровьесберегающей доминанты и использования в образовательном процессе новых форм и методов работы с детьми в рамках единого комплексного оздоровительно-развивающего пространства.

Содержание данной работы включает в себя:

·  мониторинг состояния развития;

·  определение уровня здоровья;

·  наблюдение за формирование систем, функций организма и двигательных навыков дошкольников.

Лечебно-оздоровительная работа

Работа осуществляется через организацию закаливающих и лечебно-оздоровительных мероприятий. Основная цель – предупреждение и снижение острой и хронической заболеваемости детей. Для закаливания воспитанников в детском саду используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце.

Данные факторы и средства закаливания используются в детском саду и отдельно, и комплексно, главное – соблюдать индивидуальный подход, учитывать рекомендации врачей-специалистов и развивать преемственность с родителями.

Физкультурно-развивающая работа

Только при систематическом и научно обоснованном подходе физическое воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения их физического развития.

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется через различные типы специально организованных видов деятельности, где применяются личностно-развивающие технологии, интегрированные формы организации двигательной деятельности. Физкультурные занятия как важнейшая форма физкультурно-оздоровительной работы предполагают учет функционального состояния здоровья каждого ребенка и уровня его подготовленности. Строятся на содержании, предусмотренном программами, реализуемыми учреждением.

Цель физкультурной работы – формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий развитий здоровья детей на основе их творческой активности.

Оптимальные условия для развития физической культуры, создаваемые в дошкольном учреждении, решают комплекс оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.

 

Психолого-педагогическая деятельность

Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем, то в дошкольном учреждении, учитывая сложность и многоаспектность этого понятия, решаются следующие цели и задачи.

Цели: охрана психического здоровья; создание условий, способствующих эмоциональному благополучию и обеспечивающих свободное и эффективное максимальное развитие каждого ребенка.

Задачи:

·  создание безопасного психологического пространства, развитие чувства уверенности и психологического комфорта;

·  формирование оптимального статуса каждого конкретного ребенка во взаимодействующей группе, обеспечивающего эмоциональное благополучие;

·  создание условий для создания и разрешения личностных проблем и межличностных конфликтов.

Здоровьесберегающие компоненты

Создавая развивающее пространство оздоровления детей, объединяются усилия всех специалистов: логопедов, воспитателей, педагога-психолога, руководителя театральной студии, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

Структурирование образовательного процесса в учреждении строится на основе здоровьесберегающей доминанты:

·  введение терапевтических мероприятий (стабилизирует здоровье детей, снижает уровень невротизаций, создает гармонию разума и чувств ребенка, повышает выносливость к нагрузкам в оздоровительном режиме дня и организации гибкого режима при плохой погоде);

       · личностно-ориентированное образование (снижается закомплексованность детей, позволяет использовать основные соционические установки, подобрать развивающие технологии под конкретную группу, определить базовый психотип данного детского коллектива);

·  интеграция содержания образовательной деятельности в едином поле знаний (через метод тематического погружения и игровую деятельность).

Ресурсное обеспечение здоровьесберегающей деятельности в детском саду

Предметно-пространственное обеспечение.

Решению проблем здоровья детей способствует и создание предметно-пространственной среды для бесконечного проявления ребенком своих возрастающих возможностей.

Материально-техническая база детского сада включает следующие пространства: специально оборудованные физкультурный и музыкальный залы, медицинский блок, оформленные в соответствии с гигиеническими требованиями логопедические кабинеты, кабинет психолога, групповые комнаты.

Нормативно-правовое и нормативно-методическое обеспечение.

Первоосновой системы научно-методического обеспечения здоровьесберегающей деятельности выступает нормативно-правовая база. Она включает законодательство, российские государственные и региональные законы, положения, письма и инструкции.

Научно-методическим обеспечением здоровьесберегающей деятельности являются программы по следующим направлениям.

1.  Охрана и укрепление здоровья дошкольников.

2.  Физкультурно-развивающая работа.

3.  Психологическое сопровождение.

Кадровое обеспечение.

Охрана жизни и здоровья детей является одним из важнейших направление работы дошкольного учреждения. В систему оздоровления как непременное условие входит внимательное отношение к здоровью детей, всех сотрудников. Для наиболее эффективной организации здоровьесберегающих мероприятий в должностную инструкцию и воспитателей, и специалистов детского сада должны быть внесены должностные обязанности оздоровительной направленности.

Таким образом, современные подходы к организации  предметно – пространственной среды направлены на создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.

   В соответствии с ФГОС к «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования» в нашей работе образовательная  область «Здоровье»  интегрируется с образовательной областью   «Физическая культура» через рациональную организацию двигательного режима, включающего в себя: утреннюю гимнастику, двигательную деятельность на прогулке, непосредственно организованную совместную двигательную деятельность педагога и детей, динамические паузы, самостоятельную игровую деятельность детей, праздники и досуги, дыхательную гимнастику, бодрящую гимнастику после сна. Двигательный режим в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей, закрепление двигательных навыков.

      В непосредственно образовательную двигательную деятельность   включаю игры-массажи, пальчиковую гимнастику, ходьбу по массажным дорожкам  для укрепления ног, свода стопы и  для профилактики плоскостопия.  Организованная двигательная деятельность несёт в себе определённую «оздоровительную дозу» в виде физической нагрузки, которую можно назвать оптимальной, то есть физиологически обоснованной

Активный отдых (развлечения, праздники, «Дни здоровья», досуги)  позволяет реализовать естественную потребность ребёнка в движении, восполнить дефицит двигательной активности, способствует воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, смелости, дисциплинированности, организованности.

  Большую часть времени в ДОУ ребёнок проводит в группе. Поэтому, мы понимаем, от того, насколько грамотно будет построена  деятельность воспитателя по организации эмоционально-комфортного режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

      Мы добиваемся благоприятной эмоциональной обстановки в группе, осуществляем личностно-ориентированный  подход к детям, что способствует сбережению  здоровья детей. В  группе создан оздоровительный режим дня, способствующий гармоничному физическому и полноценному психическому развитию, предусматривающий разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, учётом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья.  Также в  группе  созданы условия, способствующие реализации потребности детей в движении: оборудована зона двигательной активности, которая оснащена  физкультурным инвентарём, игрушками-двигателями, спортивными игрушками, дорожками здоровья. Физкультурный инвентарь и физкультурные пособия  соответствуют  санитарно-гигиеническим требованиям, возрастным особенностям, пространству двигательной зоны, периодически меняются  с учётом выполнения программы, интересов детей и результатов индивидуальной работы, двигательных предпочтений в зависимости от пола.

В группе проводим и специальные закаливающие процедуры – обширное умывание, полоскание рта, солнечные и воздушные ванны, игры с водой, хождение босиком по корригирующим дорожкам. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их методика и вид меняются в зависимости от сезона и погоды.

                                Подвижные игры – один из любимых видов деятельности детей дошкольного возраста. В группе составлена иллюстрированная картотека для организации подвижных игр  дошкольников. Материал составлен с учётом основных направлений физического развития и предназначен для формирования и закрепления двигательных навыков, развития физических качеств и общения в процессе игры.

        На мой взгляд, главная задача   педагога – сохранение позитивного физического и психического здоровья воспитанников. Здоровьесберегающая деятельность,  организованная  в группе, помогает нам  реализовать эту задачу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум для педагогов: "Игровой самомассаж как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста".

Семинар практикум для педагогов использование самомассажа как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста....

Игровые самомассажи как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми

В настоящее время существует ряд современных недорогих и эффективных методов профилактики заболеваемости детей (природные физические факторы и народные системы оздоровления). Так, многие педагоги...

Консультация для педагогов на педсовете «Игровое пространство ДОУ как здоровьесберегающий фактор»

Современная система образования, определяющая развитие ребенка в дошкольном возрасте, ориентирована на сбережение и поддержание его здоровья как высшей ценности в жизни человека.Здоровье...

Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОСМоделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС

Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ №48 Калининского района, Сакнт -Петербурга Конференция ДОУ Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС Немало...

Мастер-класс "Игровой массаж как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста"

Познакомить участников мастер – класса с игровым массажем, как здоровье сберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста....

Игровые самомассажи как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми

В настоящее время существует ряд современных недорогих и эффективных методов профилактики заболеваемости детей (природные физические факторы и народные системы оздоровления). Так, многие педагоги испо...