«Игры современных детей»
статья на тему

Почти все авторы, описывающие или исследовавшие ролевую  игру, единодушно отмечают, что на ее сюжеты решающее влияние оказывает окружающая ребенка действительность. Ребенок отражает в игре те действия, те отношения между людьми, которые наблюдает в жизни. Поскольку в реальной действительности конкретная деятельность людей и их отношения разнообразны, то и сюжеты игр чрезвычайно разнообразны и изменчивы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл microsoft_word_document_7.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Наиболее точное определение игре дает Д.Б. Эльконин: «Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».

Она имеет наибольшее развивающее значение в дошкольном детстве.

Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность детей 3-7 лет.

Почти все авторы, описывающие или исследовавшие ролевую  игру, единодушно отмечают, что на ее сюжеты решающее влияние оказывает окружающая ребенка действительность. Ребенок отражает в игре те действия, те отношения между людьми, которые наблюдает в жизни. Поскольку в реальной действительности конкретная деятельность людей и их отношения разнообразны, то и сюжеты игр чрезвычайно разнообразны и изменчивы. В разные исторические эпохи, в зависимости от социально-исторических, географических и конкретно-бытовых условий жизни, дети играют в различные по своим сюжетам игры. Расходятся сюжеты игр детей разных классов, у детей севера и юга, детей рыбаков, земледельцев, скотоводов, бизнесменов и т.д. Даже один и тот же ребенок меняет сюжеты своих игр в зависимости от конкретных условий, в которые он временно попадает.

Сюжет игры – это область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка, изменяясь вместе с расширением его кругозора.

Особая чувствительность игры в сфере человеческой деятельности и отношений между людьми показывает, что при всем разнообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание – деятельность человека и отношения людей в обществе. Содержание  игры – то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального, характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни.

Что происходит при нарушении процесса передачи игрового содержания и средств игровой культуры между поколениями?

В жизни современного общества такие разрывы в передаче игры обусловлены двумя причинами: возрастным разделением детей, преобладанием семей с одним ребенком. Тенденция к упразднению двора в современном городе приводит к исчезновению дворовых играющих групп, которые являются основным носителем игры.

Между тем, в игре могут отражаться лишь внешние стороны человеческой деятельности – то, с чем действует человек, или отношения человека к своей деятельности и другим людям, или, наконец, общественный «результат» человеческого труда. Поэтому изменяется и смысловая нагрузка игр современных детей.

Многие из них уже сейчас предпочитают часами просиживать перед монитором компьютера, погружаясь в иллюзорный мир компьютерных игр, но не способны самостоятельно придумать сюжет и распределить роли в игре со сверстниками. Они не умеют взаимодействовать с другими людьми, не учатся «примерять» к себе разные стратегии поведения и выбирать собственную стратегию и позицию. Это приводит к инфантилизации детей.

Другие под совместной игрой понимают коллективную «беготню» на детской площадке, имитирующую стремительную смену событий в современных боевиках, или разыгрывание отдельных сценок из популярных телесериалов, чаще всего демонстрирующих неприглядные стороны жизни взрослых (интриги, склоки и т.д.) на фоне утрированных и выхолощенных эмоциональных переживаний и чувств. В последнем случае, к сожалению, основным средством передачи игровой культуры становится телевизор.

 

Сегодня никто не отрицает, что рост влияния телевидения на детей связан с тем, что оно наиболее полно и эффектно удовлетворяет потребности подрастающего поколения в приобщении к ценностным ориентациям взрослых. Это происходит благодаря использованию «эффекта присутствия» («действования») ребенка в воображаемой ситуации и идентификации с героем. Дети присваивают себе установки социального или асоциального поведения героев. Тревогу вызывает тот факт, что это происходит на фоне ослабленности эмоциональной и интеллектуальной идентификации с родителями, их «отторжения» по причине того, что взрослые не соответствуют идеальному, воображаемому образу, а находятся «рядом» с ребенком.

Телевидение зачастую использует утилитарную цель: повысить спрос на информацию как продукт деятельности ребенка. При этом упускаются из вида цели формирования личностных новообразований. Дети увлекаются конкретным сюжетом, а взрослые – педагог или родитель – не играют в процессе просмотра фильма или мультфильма никакой роли: не помогают развертыванию сюжета и удерживанию принятой роли, не объясняют сложные для детей понятия и т.п. К сожалению, интересы телекомпаний и рекламодателей ставятся выше интересов детей.

Поэтому взрослые должны принимать активное участие в выборе подходящих телепрограмм для детей и, по возможности, устраивать последующее обсуждение содержания и формы увиденного.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Воспитатель должен быть знаком с каждым из этапов формирования игры в онтогенезе, знать их отличительные особенности, уметь руководить игрой на каждом этапе, развивать игровую деятельность дошкольника.

Ведущим видом деятельности игра становится не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх – игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.

В совместной деятельности дети учатся языку общения, взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре же возникает обмен опытом. В результате игры становятся интереснее и многообразнее.

На определенном этапе развития ребенка (при расширении его знаний и представлений об окружающем мире), роль начинает выступать как «ограничитель» творческого построения сюжета игры детьми. К старшему дошкольному возрасту у ребенка отмечается стремление не только к воссозданию в игре действий и отношений других людей, но и к творческому воссозданию, придумыванию событий, участником которых он хотел бы быть сам.

Такое стремление детей может быть реализовано в игре только при условии выхода за пределы ролевых способов построения игры и овладения детьми способом творческого сюжетосложения.

В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как не обязательны и многие игровые действия. Дети учатся отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении.

Строительные игры помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданных руками человека. Предпосылки их возникновения те же, что и у сюжетно-ролевой игры. Если в ролевой игре моделируется сфера взаимоотношений между людьми, то в строительной – сфера созидания, создания архитектурных сооружений.

Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «как построить?», которую ребенок решает с помощью различных материалов и действий. Расширение представлений детей об окружающем рукотворном мире, приобретения коммуникативных умений и технических «строительных» навыков приводят к появлению коллективных строительных игр.

В театрализованных играх или играх-драматизациях, дети выражают свои впечатления, переживания, осваивают их в деятельности в непосредственном контакте друг с другом. В ходе игры дети эмоционально осваивают проблемные ситуации, проникают во внутренний смысл поступков, у них формируется воображаемый образ и оценочное отношение к персонажу.

В структуру подвижных игр входят игровые действия, правила и материал, а также нередко – роль и сюжет. В играх-соревнованиях, играх-эстафетах старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. Главная цель любой дидактической игры – обучающая.

Самое главное в детской игре – добиться следующего:

1. чтобы ребенок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал

2. чтобы он не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца

3. чтобы в каждой игрушке он видел определенную ценность, хранил ее, поддерживал порядок в игровом уголке, с помощью взрослого производил ремонт в случае поломки

4. чтобы в игре комбинировались все типы игрушек.

В процессе самой игры необходимо, по возможности, представить ребенку полную свободу действий, но только до той минуты, пока игра идет правильно. Если ребенок попал в затруднительное положение, если игра пошла слишком просто, неинтересно, нужно помочь ему, подсказать, поставить какой-нибудь интересный вопрос, добавить какой-либо новый, интересный материал, иногда и поиграть с ним.

В основе современных критериев оценки детских игр, игрушек лежат педагогически ценные качества игрушек. Существуют два типа критериев оценки настольных, компьютерных и других видов игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

Педагогам необходимо уметь определять достоинства и недостатки игрушек.

Готовая игрушка хороша тем, что знакомит ребенка со сложными идеями и вещами, подводит ребенка к техническим вопросам и проблемам сложного человеческого хозяйства.

 

Второй тип игрушки – полуготовый – требует от ребенка некоторой доработки, логики, необходимой для решения задач (разрезные картинки, картинки с вопросами и т.д.), ящики-конструкторы, кубики, разборные модели. Недостатком данных игрушек является то, что задачи, которые ставятся перед ребенком, однообразны и надоедают своими повторениями, ослабляют  интерес к игрушке.

Третий тип игрушки – игрушка-материал (глина, песок, куски картона, слюды, бумаги, растения, проволока и т.д.). Из них человек создает материальные и культурные ценности, и если ребенок умеет играть с ними, это значит, что у него зарождается культура деятельности. Кроме того, игрушка-материал дает большой простор для воображения и фантазии.

Критерии I группы связаны с безопасностью ребенка, защитой от негативных влияний игрушки на его здоровье и эмоциональное благополучие.

Критерии II группы связаны с качествами игрушки, направленными на обеспечение развития ребенка.

Необходимо создать все условия для возникновения и развертывания игры дошкольников. Педагоги организуют условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре: они читают с детьми книги, прослушивают пластинки, обсуждают события жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещения музеев, театров, обращают внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношения, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и пр.

В педагогическом процессе необходимо соблюдать баланс между игрой и другими видами деятельности (оберегать время, предназначенное для игры, не подменяя ее занятиями, обеспечивать плавный переход от игры к занятиям, режимным моментам), между разными видами игры (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми и т.д.).

При этом педагоги создают условия для развития творческой активности детей. Игра детей не регламентируется. Следует избегать воспроизведения трафаретных и однообразных сюжетов, действий и приемов. Детям представляют возможность выбора (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и пр.), их необходимо поощрять к импровизации (придумыванию сюжетов, введению оригинальных персонажей в традиционные игры, смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов  костюмов и пр.).

Детей стимулируют пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их выбор, гибко использовать игровое оборудование. Включая детей в игру, воспитатели возбуждают интерес к ней, используют выразительные движения, мимику, интонированную речь, вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности.

Взрослый внимательно и тактично наблюдает за свободной игрой детей, включаясь в нее, по мере необходимости, как равноправный партнер. Игра должна организовываться с учетом личностных особенностей и специальных потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчивых детей и детей с физическими недостатками и задержками в развитии, повышающие самоконтроль у излишне расторможенных, агрессивных детей и т.п.).

Особое внимание обращается на «изолированных» детей. Для них организуются доступные игры, их выдвигают на центральные роли, оказывается поддержка в игре.

Игра способствует поло-ролевой социализации мальчиков и девочек. Можно проводить игры отдельно для мальчиков и девочек и совместные, девочкам предлагаются роли мамы, хозяйки и пр., мальчикам – роли, связанные с мужественными профессиями. У детей должна быть возможность выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов.

Игра для ребенка – это не только удовольствие и радость, что само по себе важно. Это тот мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, развивается. С помощью игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение – качества, необходимые для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает знания, умения, навыки, развивает способности, подчас даже не догадываясь об этом. Стоит только уделять ребенку немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, становиться более зрелым. Такому ребенку все интересно – он просит позаниматься с ним еще и еще.

«Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!» - пишет в книге «Интеллектуальные игры» Б.П. Никитин. – Что бы вы ни делали, к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как, по вашим представлениям «купается» в нем ваш ребенок. И надо это сделать быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь…»

Литература:

Дошкольное воспитание и развитие «Развитие игровой деятельности дошкольников» А.В. Калиниченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко.

Дошкольное воспитание N 4, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная кукла в игре современных детей

Сообщение из опыта работы,содержит план знакомства с народной куклой....

Во что играют современные дети.

Научить играть современных детей.Главная задача дошкольного работника....

"В какие игры играют современные дети"

"В какие игры играют современные дети"Нет никакого сомнения в том, что современные дети сильно отличаются от детей 20 и 30 лет назад. Нынешние дети растут в совершенно другом, более насыщенном информа...

Народная кукла в игре современных детей.

Современный рынок изобилует бесчисленным количеством ярких, интересных рядовому потребителю в силу своей необычности, но порой бесполезных, а иногда и вредных, с точки зрения воспитания и развития дет...

Консультация "Игры современных детей"

Если вы стали замечать, что поведение ребенка изменилось, он стал агрессивным, злым, то начните работу с себя. Этот материал поможет вашему ребенку и вам преобрести гармонию....

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Современные игры современных детей

Педагогам и родителям , работая с детьми,  надо быть в курсе всех их увлечений. Одной из популярных игр у дошкольников в настоящее время является  POP-IT.предлагаю вашему вниманию  подб...