Главные вкладки

    П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.
    план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) по теме

    Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. 

    Кукла помогает ребенку преодолевать собственные страхи, переживать события своей и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию, формирует социально приемлемый опыт выхода из конфликтных ситуаций, обогащает речевые навыки диалогового общения, обучает партнерскому взаимодействию со взрослыми и сверстниками, развивает творческое воображение.

    Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игровая деятельность с куклой обеспечивает ребенку процесс восприятия и познания различных явлений культуры и является особой формой жизни ребенка, в которой осуществляется его связь с окружающим миром.

    Игры с куклой охватывают все основные сферы культуры, так, что в период детства в ребенке закладывается широкий круг навыков и понятий, подготавливающих его к дальнейшей взрослой жизни.

    Народная кукла  -  это часть детской субкультуры, обогащенной  традициями игровой культуры и этнодидактики. Издревле с помощью  игрушек  детей учили познавать мир, развивали трудовые навыки и творческое начало, передавали нравственные заповеди и традиции. Так  с помощью игр с куклой  дети осваивали социальные роли. Современные психологи утверждают, что создание куклы целительно, как и любой акт творческого самовыражения. Терапевтический эффект достигается, когда каждый делает свою куклу, придумывает историю, которой хотел бы поделиться с другими.

    Вид проекта. Творческо-познавательный.

    Цель проекта. Приобщение дошкольников к истокам русской  народной культуры в процессе ознакомления их с их историей  возникновения куклы.

    Задачи проекта:

    1. Развивать и обогащать знания детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол.

    2.  Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.

    3. Укреплять  и расширять взаимодействие  семьи и детского сада через совместное участие в проекте педагогов, детей и родителей.

    4. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.

    Гипотеза реализации проекта.  Реализация проекта «Вместе с куклой я расту» позволит приобщить детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_tashaeva.docx33.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Департамент образования г.Москвы

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия № 1538»

    П Р О Е К Т

    Народная кукла в играх современных детей.

    Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

    Подготовила

    Воспитатель 5 группы

    Ташаева Т.Г.

    г.Москва

    2016 г.

    Высказывания о куклах

    «Кукла – воплощение сокровенного мира детства, когда все вокруг представляется живым и обещающим чудо»…

    «У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне ее на время. Я так убедительно просил ее об этом, так живо описал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала мне ее и обещала в течение двух-трех дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле. Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, вдруг опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своею новою знакомой... Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собою свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлепая по полу слабыми ногами.

    Владимир Короленко

     "В дурном обществе" ("Дети подземелья")

    «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».

    М. Е. Салтыков-Щедрин

    СОДЕРЖАНИЕ:

    1. Раздел I. Презентация проекта.
    2. Раздел II. Цель, задачи, перспективы.
    3. Раздел III. Подготовительный этап:
    1. Консультация для воспитателей «История куклы и ее роль в жизни ребенка».
    2. Беседа с детьми «Как появилась кукла».
    3. Беседа с детьми «Как родилась тряпичная кукла»
    4. Беседа с детьми «Кукла из глубины веков».
    5. Беседа с детьми на тему «моя любимая кукла»
    6. Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных кукол
    7. Консультация для родителей и домашнее задание «Куклы наших бабушек».
    8. Консультация для родителей «Русская народная кукла. Мужское население».
    1. Раздел IV. Основной этап:
    1. Чтение сказки «Буратино».
    2. Консультация для родителей «Народная кукла, как средство приобщения  ребенка к народной культуре»
    3. Дидактическая игра «Кто ты, куколка моя?».
    4. Рисование «Моя любимая куколка» - выставка работ.
    5. Занятие «Лепим кукол из соленого теста».
    6. Занятие «Куклы-матрешки»
    7. Изготовление книжки «Красавицы-куклы».
    8. Занятие по рельефной лепке из пластилина «Сонюшки-пеленашки».
    9. Занятие по конструированию из бумаги «Куколка».
    10. Занятие по конструирование из ткани «Тряпичная кукла – пеленашка».
    11. Занятие по изготовлению из ткани куклы «Кувадка».
    12. Занятие «Изготовление куклы Закрутки».
    1. Раздел V.  Итоговый  этап:
    1. Совместное творчество детей и взрослых по изготовлению тряпичных кукол.
    2. Мини-музей народных кукол.
    1. Раздел VI.   Используемые  ресурсы.

    Раздел  I.

    Презентация проекта

    Актуальность проекта. Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими.  

    Кукла помогает ребенку преодолевать собственные страхи, переживать события своей и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию, формирует социально приемлемый опыт выхода из конфликтных ситуаций, обогащает речевые навыки диалогового общения, обучает партнерскому взаимодействию со взрослыми и сверстниками, развивает творческое воображение.

    Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игровая деятельность с куклой обеспечивает ребенку процесс восприятия и познания различных явлений культуры и является особой формой жизни ребенка, в которой осуществляется его связь с окружающим миром.

    Игры с куклой охватывают все основные сферы культуры, так, что в период детства в ребенке закладывается широкий круг навыков и понятий, подготавливающих его к дальнейшей взрослой жизни.

    Народная кукла  -  это часть детской субкультуры, обогащенной  традициями игровой культуры и этнодидактики. Издревле с помощью  игрушек  детей учили познавать мир, развивали трудовые навыки и творческое начало, передавали нравственные заповеди и традиции. Так  с помощью игр с куклой  дети осваивали социальные роли. Современные психологи утверждают, что создание куклы целительно, как и любой акт творческого самовыражения. Терапевтический эффект достигается, когда каждый делает свою куклу, придумывает историю, которой хотел бы поделиться с другими.

    Вид проекта. Творческо-познавательный.

    Цель проекта. Приобщение дошкольников к истокам русской  народной культуры в процессе ознакомления их с их историей  возникновения куклы.

    Задачи проекта:

    1. Развивать и обогащать знания детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол.

    2.  Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.

    3. Укреплять  и расширять взаимодействие  семьи и детского сада через совместное участие в проекте педагогов, детей и родителей.

    4. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.

    Гипотеза реализации проекта.  Реализация проекта «Вместе с куклой я расту» позволит приобщить детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

    Участники проекта. Дети дошкольного возраста, педагоги, родители.

    Этапы реализации проекта

    Этапы

    Цели этапа

    Содержание

    Вводный

    1. Изучение методической литературы 2. Обогащение знаний детей и родителей

    1. Занятия познавательного цикла «Как появились куклы» «Как родилась тряпичная кукла» Занятие – беседа «Кукла из глубины веков».

    2. Беседа с детьми на тему «моя любимая кукла»

    3. Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных кукол.

    4. Консультация и домашнее задание для родителей «Куклы наших бабушек».

    5. Консультация для родителей «Русская кукла. Мужское население».

    Основной

    1. Изучение видов кукол

    2. Изучение изготовления народных кукол

    3. Организация и проведение консультаций для родителей

    4. Подбор материалов для изготовления кукол

    1. Чтение сказки «Буратино»
    2. Консультация для родителей «Народная кукла, как средство приобщение ребенка к народной культуре».
    3. Дидактическая игра «Кто ты, куколка моя?»
    4. Рисование «Моя любимая куколка» - выставка работ.
    5. Занятие «Лепим кукол из соленого теста».
    6. Занятие «Куклы-матрешки».
    7. Изготовление книжки красавицы-куклы».
    8. Занятие по рельефной лепки из пластилина «Сонюшки-пеленашки».
    9. Занятие по конструированию из бумаги «Куколка».
    10. Занятие по конструирование из ткани «Тряпичная кукла – пеленашка».
    11. Занятие по изготовлению из ткани куклы «Кувадка».
    12. Занятие «Изготовление куклы Закрутки».

    Итоговый

    Презентация проекта

    1. Совместное творчество детей и взрослых по изготовлению тряпичных кукол.

    2. Мини-музей народных кукол

    Ожидаемые результаты проекта.

    У детей:

    1. Развитие и обогащение знания детей дошкольного возраста о куклах. 2. Воспитание интереса к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа. 3. Сплочение семьи в совместной деятельности детей и взрослых.

    У родителей:

    1. Активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ.

    2. Выход на позиции партнеров.

    У педагогов:

    1. Содействие возрождения лучших традиций, семейного воспитания и закреплению связей между членами семьи разных поколений. 2. Разработка комплекса совместных мероприятий с родителями. 3. Разработка консультативно-практического материала для родителей и педагогов.

    Реализация проекта.

    Реализация проекта «Народная кукла в играх современных детей.Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей» началась с развития и обогащения знания детей о куклах, истории их возникновения, видов кукол.  

    Для приобщения дошкольников к истоком русской народной культуры использовались различные виды занятий, бесед, игр.

    На мой взгляд, проект «Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей» позволит приобщить детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

    Работа по проекту продолжается и итогом реализации проекта будет совместное творчество детей и взрослых по изготовлению тряпичных кукол и создание мини-музея народных кукол.

    Раздел II. Цель, задачи, перспективы

    Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской  народной культуры в процессе ознакомления их с их историей  возникновения куклы.

    Задачи проекта:

    1. Развивать и обогащать знания детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол.

    2.  Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.

    3. Укреплять  и расширять взаимодействие  семьи и детского сада через совместное участие в проекте педагогов, детей и родителей.

    4. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.

    Перспективы при реализации проекта.  Реализация проекта «Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей»» позволит приобщить детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

    Предполагаемый результат работы:

    • Повышение интереса к русской народной кукле
    • Повышение познавательной активности детей
    • Активизация словарного запаса детей
    • Усиление ресурсного обеспечения группы
    • Альбом «Народная тряпичная кукла»
    • Изготовленные куклы для мини-музея

    Раздел VI. Используемые ресурсы:

    Методическая литература

    1. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла.

    2. Учебно-методическое пособие» Санкт-Петербург:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011

    3. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007

    4. Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.

    5. О. Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь

    6. Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009

    7. Ирина Богданова “Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки”/ Сибирская Благозвонница, 2010г.

    8. Москин Д., Яшкова Т. “Загадка народной куклы”.- Петрозаводск: Периодика, 2010.

    9. Лариса Яковлева “Куклы на все времена”.

    Детская литература

    10. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492

    11. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009

    12. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007.- 120 с.

    13. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы /сост. З. И. Зимина.

    14. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла

    15. И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

    16. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология».

    17. Галина и Мария Дайн. «Культура и традиции». 2007 г.

    18. Берстенева Елена, Догаева Наталия «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками»

    Электронные (интернет) ресурсы

    19. Тряпичные куклы: www.rukukla.ru

    20. Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru

    21. Тряпичная народная кукла:www.kukla-dusha.net

    22. Славянская кукла: www.slavakukla.ru

    23. Народная кукла:www.vedjena.gallery.ru.

    24. Русские обрядовые куклы:www.club.osinka.ru.

    25. Ручная Работа:www.handmade.idvz.ru

    26. Славянская доктрина : www.mirtesen.ru

    27. Славянские куклы: www.liveinternet.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Художественная литература является неиссякаемым источником выразительности детской речи и несет в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты....

    Выявление и поддержка одаренных детей через народную куклу

    Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольк...

    Перспективное планирование работы с детьми 2 – 3 лет по ознакомлению с устным народным творчеством и художественной литературой.

    I неделяII неделяIII неделяIV неделясентябрь«НАША МАША МАЛЕНЬКА…» — чтение рус.н. потешки.Цель: Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художе-ственное произведение, при повторном...

    Мастер – класс для педагогов "Использование народной куклы в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Изготовление народной тряпичной куклы Кувадки"

     Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре....

    Чтение художественной литературы на тему: «Знакомство детей с русской народной сказкой «Гуси-Лебеди»»

    Цель:1)закрепить малые формы фольклора:потешки,песенки,колыбельные;2)познакомить детей с русской народной сказкой "Гуси-Лебеди";3)развивать интонационную выразительность речи....

    Конспект занятия по воспитанию нравственных качеств у детей с ОВЗ на основе художественной литературы (русская народная сказка «Заюшкина избушка»)

    Цель: Формирование целостного отношения к личностным качествам, необходимым для дружбы.  Задачи:Коррекционно – образовательные:Развивать интерес к художественной литературе. Формировать уме...