ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья ( группа) на тему

Суханова Елена Николаевна

Изучение использования народной художественной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Создание преемственных связей между детским садом и школой»

 

«Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений» -

так писал В. А. Сухомлинский о преемственности  между дошкольным и начальным обучением.

 Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

  Школа... Как много ожиданий, надежд, волнений связывает детей, родителей, воспитателей  детских садов  с этим словом.  Важным итогом  психического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению. В первые дни первоклассника в школе меняется привычный уклад жизни ребенка, он привыкает к новым социальным условиям, знакомится со сверстниками, ему трудно осмыслить свое новое положение. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Для того  чтобы он прошёл как можно "мягче", "безболезненно" не травмируя психику ребенка, необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи.

 В настоящее время довольно часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. И это не потому что нет работы между начальной школой и ДОУ, а нарушилась преемственность учебных программ, учебников, появилось много программ по учебным, образовательным дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским курсам. В основном это явление расценивается как положительное, но оно порождает много проблем. Не научив детей в детском саду важнейшим приемам  учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. Вот почему появляется необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых. Специалисты психолого-педагогических центров, занимающиеся изучением причин возникновения и путей устранения трудностей в обучении младших школьников, доказали, что основной причиной неуспеваемости учащихся является их недостаточная готовность к сложному процессу школьного обучения.

Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и развития ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Общественные дошкольные учреждения осуществляют широкую программу воспитательно-образовательную работу по подготовке детей к школе. Подготовка детей к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до поступления в школу, прежде всего, семьей и дошкольным учреждением. Условием успешного осуществления задачи подготовки детей к школе является наличие преемственности в работе детского сада и школы.

 Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

 Поэтому проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

 Жизнь корректирует многое, в том числе и школьное образование: до сих пор в большинстве школ России нет условий для обучения шестилеток, да и родители понимают, что шестилетнему  ребенку  не по силам учебные нагрузки, и переносят начало обучения на год (“пусть подрастет, окрепнет”). Правильно ли это? И не случайно Министерство образования России приняло решение о переводе начальной школы на четырехлетнее обучение. При этом ребенку, поступающему в школу, в сентябре должно быть не менее 6,5 лет. Но для некоторых детей и в этом возрасте ещё рано садиться за школьную парту.

 Значение преемственности в работе ДОУ и школе заключается в условии успешного осуществления задачи подготовки детей к школе, создании условий для реализации в педагогическом процессе единой, динамичной и перспективной системы воспитания и обучения, которая обеспечивает формирование личности, сближении условий воспитания и обучения, благодаря чему переход к новым условиям обучения осуществляется с наименьшими психологическими трудностями, естественному вхождению детей в новые условия, что способствует повышению эффективности обучения с первых дней пребывания в школе.

Работа по установлению преемственности со школой имеет следующие направления: содержание, методы, формы обучения.

Условием преемственности в методах и формах выступает единство их направленности на обеспечение сознательности, прочного усвоения знаний, развитие умственных способностей и творческой активности, как в школе, так и детского сада.

Общими чертами занятия и урока должны быть:

1. программность содержания;

2. четко организованная временная регламентация;

3. руководящая роль педагога;

4. использование научно-обоснованных методов и приемов.

Также необходима преемственность педагогических требований и условий воспитания. Ведь приобретенные дошкольниками формы поведения, моральные представления и чувства являются фундаментом новых форм нравственного сознания в начальной школе. Школа в свою очередь создает условия для дальнейшего воспитания:

Актуальность проблемы ставит перед  педагогическим коллективом нашего детского сада более широкие  задачи по осуществлению преемственности.

Задачи работы дошкольного образовательного учреждения с начальной школой:

Выработка программы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения со школой на основе согласованности и перспективности компонентов методической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) с учетом реальных возможностей педагогических коллективов.

Повышение педагогической и психологической грамотности родителей  как реальных заказчиков образовательных услуг: понимание ими назначения, целей, функций дошкольного учреждения в вопросах под готовки ребенка к школе.

Формирование фундаментальных предпосылок к учебной деятельности  (дошкольное звено) и навыков «умения учиться» (начальное общее  образование).

Успешное развитие личности ребенка во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовки детей к школьному обучению.

В понятие “готовность к школьному обучению” или “школьная зрелость”, входят следующие параметры: развитие эффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной сферы и речевое развитие ребенка. Нормально развивавшийся в дошкольном детстве ребенок приходит в школу с определенным уровнем развития этих психических сфер.

Структура готовности к школе

 В структуре готовности, педагоги детского сада выделили следующие наиболее значимые компоненты:

1. Личностная готовность - формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Ребенок готов к школе, если школьное обучение привлекает его не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность предполагает и развитие эмоциональной устойчивости у ребенка, на фоне которой возможно развитие учебной деятельности.

2. Интеллектуальная готовность. Предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса знаний, дифференцированного восприятия, аналитического мышления, логического запоминания, интереса к знаниям, овладения на слух разговорной речью, способности применения символов, развитие зрительно – двигательных координаций.

3. Социально-психологическая готовность – наличие у детей коммуникативных качеств, развитие потребности в общении, умения подчиняться интересам детской группы.

Среди параметров готовности к школьному обучению большое значение имеют когнитивная готовность - сформированность познавательных процессов и навыков, необходимых для учебной деятельности; речевая готовность – умение выражать свои мысли с помощью речи; а также мотивационная и социальная готовность детей к школьному обучению, ориентация на которые позволило нам определить модель выпускника нашего детского сада, включающая в себя: образовательные, нравственные, гражданские, интеллектуальные, здровьесберегающиие и общекультурные направления.

Основой деятельности детского сада и начальной школы является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне психофизического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе.

В организации работы в контексте качественной реализации принципов преемственности первостепенным для нас являлось проведение мониторинга состояния работы по подготовке и адаптации детей к школе: это

диагностика школьной зрелости и проявлений дезадаптации,

анализ профессиональной компетенции воспитателей и учителей,

тематическая проверка “Готовность детей к школе”,

исследование среди родителей.

Проанализированы условия, созданные в детском саду и начальной школе для подготовки и адаптации детей к школьному обучению, изучены современные нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений по осуществлению преемственности в воспитании и обучении детей, современные инновации в области развития детей. Выработан алгоритм взаимодействия, спроектирована модель системы совместной работы образовательных учреждений.

Взаимодействие с семьей.

С целью нахождения существующих проблем единства условий для подготовки детей к школе, выработана модель взаимодействия педагогов ДОУ с родителями: Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Установлению партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединению усилий для развития и воспитания детей, созданию атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки способствовали совместные мероприятия в детском саду, на которых родители выступали в роли ведущих. Используемые в детском саду программы дошкольного образования предусматривают создание единого пространства развития ребенка в семье и детском саду.

Направления практической подготовки детей к школе.

Ситуация перехода ребенка в школу из детского сада осложнена большим разрывом между высокими достижениями выпускника детского сада и требованиями, которые предъявляет школа. Поэтому педагоги старших и подготовительных к школе групп основные усилия направили на подготовительную работу: в совместной деятельности – сюжетно – ролевые игры “Школа”, “Библиотека”, игры с количественными отношениями и геометрическое конструирование, игры на развитие речи и звуковой анализ слов, игры на развитие произвольности, упражнения с целью развития познавательных функций (памяти, мыслительных операций, внимания, воображения). На занятиях – акцент на совершенствование мотивационной готовности, развитие познавательной активности. Удачно оборудованные Уголки будущего школьника для игр детей ( с настоящими тетрадями, пеналом, головоломками, штриховками, настольными играми для развития мелкой моторики рук, логического мышления) позволили детям в самостоятельной игровой деятельности найти возможности для саморазвития.

Особое внимание уделено было и проблеме принятия школьной культуры ребенком задолго до того, как он вступит в школьную жизнь. Этому во многом способствовали организационные экскурсии с их последующим обсуждением, рисованием и лепкой по теме. Желающие принять участие в экскурсиях родители тоже могли прийти в школу. Дети посещали школьную библиотеку, кабинет директора, учительскую, столовую, спортивный зал, классы,  могли посидеть за школьной партой, поиграть в коридорах, посмотреть выставки рисунков и поделок, посидеть за компьютером, порисовать на интерактивной доске и даже принять участие в спортивных соревнованиях. Подобные мероприятия производят  на детей неизгладимое впечатление и резко повышают школьную мотивацию. После посещения школы дети делятся впечатлениями, стремятся выразить радость от общения со школой в рисунке, лепке, сюжетно-ролевой игре, инсценировке.

Сотрудничество с педагогическим коллективом школы.

Достичь позитивных результатов можно только при условии тесного сотрудничества, взаимопонимания и взаимодействия по основным компонентам образовательной системы: цели, содержанию, формам, методам и приемам обучения и воспитания.

В связи с тем, что особое беспокойство вызывают трудности, возникающие у ребенка при переходе в школу, на базе начальной школы хотелось бы чтобы в начале учебного года в школах были бы организованы совместные педагогические советы  с приглашением педагогов выпускных групп всех детских садов.

         Особое внимание уделено трудностям во время адаптационного периода, вопросам, связанным с возрастными возможностями выпускников детского сада, проблемами индивидуальных различий детей. На протяжении трех лет сотрудничества объединенными усилиями педагогов детского сада и начальной школы налажены стыковка программ, оптимальные условия для коррекционной работы, развития познавательных способностей, охраны психофизического здоровья дошкольников и младших школьников. Перспектива работы связана с сохранением здоровья каждого ребенка, использованием здоровьесберегающих технологий; с подготовкой детей к школе с позиции развития способностей ребенка, становления основ личностной культуры, обеспечения общей готовности к обучению, развития коммуникативных способностей и познавательной активности.

Проблемы преемственности.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость тесного сотрудничества детского сада  и школы очевидна. С какими же проблемами сталкиваются педагоги  при обеспечении преемственности детского сада и школы?

1.  Одной из проблем является выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения, так  как родители не компетентны в выборе образовательных программ.  

2. Тревожит и проблема завышенных требований родителей к готовности ребёнка к школьному обучению. Родители хотят, что бы при поступлении в школу ребёнок бегло читал, оперировал цифрами. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в "школьной" логике - практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, вместо развития познавательных процессов.

3.  Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.

В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, он по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

Работа по преемственности даёт возможность совместно с педагогом и психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.

4. Решение проблемы преемственности часто невозможно из-за недостаточного количества специалистов-психологов в образовательном учреждении.

5. Нельзя не сказать и о проблеме недостаточной обеспеченности учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и  несоответствии существующих пособий новым целям и требованиям обучения  в системе преемственного образования.

Для решения этой проблемы необходимо создание модели преемственности детского сада и школы.

Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов:

заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;

составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;

проведение профилактических мероприятий, таких как:

      "День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.;

работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);

планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;

проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Наш детский сад тесно  сотрудничает со  школой №13. Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно:

Организационная работа (работа с детьми)

Методическая работа.

Работа с родителями.

Методическая работа осуществляется  через проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:

Адаптация учащихся 1-х классов к обучению в школе.

Психологическая готовность ребёнка к школе.

Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе.

Семинары включают в себя взаимопосещениия уроков в первых классах школы и открытых занятий в выпускных  группах. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.

Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного года. Родительские собрания о подготовке ребёнка в школу, о развитии познавательных и творческих способностей, о выборе школы и будущих программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников и психолог школы отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации. Всё это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребёнок находится ещё в детском саду.

И, конечно, работа с детьми. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.

Весной  проводятся Дни открытых дверей, на которые мы приглашаем и гостей из школы. Наши дети показывают спектакль или концерт, организуется выставка детских поделок. Частые и желанные гости  наши выпускники. Они рассказывают о школе много интересного нашим будущим первоклассникам.

Согласованная и дружная работа  школы и детского сада   позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.

Таким образом, важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей является доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Общеизвестно  воздействие  художественной  литературы  на   умственное   и  эстетическое   развитие   ребёнка.    Велика...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Художественная литература является неиссякаемым источником выразительности детской речи и несет в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты....

"Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

Статья о влиянии художественной литературы на развитие эмоциональной сферы дошкольников...

«Влияние детской художественной литературы на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Общеизвестно  воздействие  художественной  литературы  на   умственное   и  эстетическое   развитие   ребёнка.    Велика...

Обобщение педагогического опыта на тему: «Влияние детской художественной литературы на речевое развитие детей дошкольного возраста»

      Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Не маловажную роль в развитии речи, пополнен...

«Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Чтобы воспитать настоящего грамотного читателя, необходимо формировать у ребенка умение воспринимать и понимать художественное произведение. По мнению психологов, в основе этого процесса лежит интелл...

Использование народных игр в духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Духовно - нравственное воспитание влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром....