ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ( Статья для издания в РГПУ им. А. И. Герцена)
статья на тему

Рустамова Ирина Николаевна

Одна из важных задач воспитателя – понять индивидуальные особенности духовно-нравственного опыта ребёнка: какие предметы и события вызывают переживания прежде всего; насколько они сильны; в каких условиях они ослабляются и затухают. В  условиях семьи складывается только ей духовно-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей, семья в значительной степени определяет уровень и содержание духовно - нравственного развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rustamova.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Рустамова Ирина Николаевна

РГПУ им. А. И. Герцена

ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями... Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

                                                                        А.С. Макаренко

       Важный период в жизни ребенка – детство. У детей формируется потребность в самостоятельной деятельности, представления о добре и зле, о представления об окружающем мире, о родной земле, о семейных традициях.

       В настоящее время важно создать систему духовно-нравственного воспитания, которая функционирует в дошкольных учреждениях. Остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей. Народ определяется духовно-нравственным здоровьем, развитием культурного наследия, культурными традициями, нормой общественной жизни, сохранением национального достояния.

       К проблеме воспитания духовно-нравственных качеств интерес никогда не ослабевал. В нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера в 90-х годах и начале XXI века, которые изменили в обществе морально - нравственные ценности и нормы поведения. В нравственном воспитании произошли негативные тенденции: книги детей не интересуют, им больше нужен телевизор, с которого они видят такие персонажи сказок, героев мультфильмов, которые не отличаются душевностью или нравственностью. Родители покупают детям красочные и интересные книги, водят на занятия в детские клубы, не жалея на это ни времени, ни денег. Свободного времени у родителей не остаётся ни на чтение для детей книг, ни на изготовление поделок, ни на совместные игры. В детском саду больше внимания стали уделять детям по познавательному развитию, по их  подготовке к школе. Значит, большая часть воспитания у детей нравственных и духовных чувств ложится на плечи педагогов, но ценнее такое воспитание будет только совместно с родителями.

        В период дошкольного детства, особо значимым является период вхождения ребенка в большой, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая определяет отношение человека к миру. У ребенка формируется отношение как к себе, так и к окружающим, обществу в целом. Духовно - нравственное воспитание расширяет и углубляет понятия о семье, о родных людях, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками. В процессе духовно – нравственного воспитания даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна), происходит развитие социальных компетенций дошкольников.

        Возрождение и становление духовного потенциала развивающейся личности, формирование у детей духовно-нравственных ориентаций должно идти путем приобщения к различным видам культурно-творческой деятельности. Широкий спектр предлагаемых ребенку видов деятельности позволяет ему, во-первых, проявить и реализовать свои склонности или способности к тому или иному роду занятий, а во-вторых, помогает усвоить морально-этические нормы поведения и взаимодействия с людьми, поскольку осознанное присвоение личностью этих норм возможно только в процессе соответствующей деятельности.

        В дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представления о многообразии человеческих отношений, о правилах и нормах жизни в обществе, о правилах поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с социумом. За дверями детского сада – огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы. Детский сад в своей работе активно использует воспитательный потенциал объектов социума и природной среды.

        Большое значение по духовно-нравственному развитию детей имеет активная, разнообразная деятельность детей. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей, а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче. Освоение детьми представлений о родном крае происходит во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, на прогулках, в процессе организаций экскурсий, наблюдений.                         Высокое чувство любви к Родине в сердцах детей не возникает само по себе, его надо пробуждать. Это значит, что педагоги, должны выбрать факты, примеры, события, доступные пониманию дошкольников и осветить их так, чтобы вызвать глубокие переживания. Ведь ребёнок глубже воспринимает то, что задевает его чувства.

        В доступной для детей форме в течение длительного времени воспитатель раскрывает значение слова Родина, расширяя и углубляя на конкретных примерах общественные представления детей, которые становятся основой патриотического воспитания дошкольников любви к Родине.

Родной край - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Родной край - это люди, которые здесь родились, жили здесь до нас, и те, которые живут сейчас рядом с нами.

           Важная цель патриотического воспитания - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, сформировать у детей такие черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

      Наша работа по духовно - нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования», разработанной учреждением самостоятельно на основе комплексной программы «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой, образовательные области «Познание» и «Социализация». Педагоги также черпают информацию и интересный материал из парциальных программ «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой; «Я, ты, мы» О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной.

     Комплексная программа «Радуга» воспитания, образования и развития детей пользуется большой популярностью. Она направлена на решение трех основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребенка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяются, в частности, развитие дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам. Это достигается путем формирования моральных норм: приветствия и прощания, празднования дней рождений, помощи детям в конфликтных ситуациях, нейтрализации агрессивных проявлений, а также демонстрации детям норм справедливости и их равных прав. Другой важной целью воспитания является формирование эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других детей. Решать эту задачу предлагается путем побуждения детей откликаться на боль и переживания взрослых и сверстников, демонстрации примеров чуткого отношения к живым существам, а также акцентом на сходство чувств всех людей (боль, страх).

         Вместе с тем следует отметить, что программа страдает недостаточной разработанностью практических средств для решения тех благородных целей и задач, которые в ней поставлены. За развернутой и обоснованной постановкой целей и общих путей их решения не стоит описание конкретных педагогических методов и приемов их достижения.

        Неоценимую помощь в приобщении детей к истории Санкт - Петербурга оказывают постоянные встречи с краеведами, в доступной форме краеведы рассказывают дошкольникам об исторических событиях, памятных местах, замечательных людях Санкт - Петербурга. Во время этих бесед они стараются подчеркнуть: как важно сохранить всё ценное, созданное трудом и талантом людей, живших до нас и наших современников.

           Использование в практике работы с дошкольниками элементов музейной педагогики заключает в себе не только образовательное значение, но и воспитательное. Посещения краеведческого музея  помогают педагогам расширять представления дошкольников об окружающем мире, учат любить родной край, формируют умение выполнять элементарные исследовательские действия.

         Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность  ребенка к уважению и пониманию других людей. Именно поэтому педагогический коллектив на основе научных исследований В.Т. Нечаевой, А.М. Виноградовой, С.А. Козловой внедряет в практику деятельности детского сада новые образовательные программы и технологии, направленные на формирование в растущем человеке начала духовности.

         Хорошим начинанием является открытие фольклорной экспозиции «Русская изба» на базе  нашего детского сада.  Экспонаты музея помогают развивать интеллект дошкольников и привлекать к сотрудничеству родителей. Результатом всей работы можно считать то, что практически каждый ребенок старшего дошкольного возраста может выступить в роли экскурсовода и рассказать много интересного гостям, посетителям мини-музея. Так же в каждой группе оформлены мини-музеи: «Народное творчество», «Дымковская игрушка», «Люблю тебя, мой край родной», «Золотая Хохлома», «Русский сувенир», «Ромашковая Русь», «Наши золотые руки».   Здесь проходят посиделки, непосредственно образовательная деятельность, развлечения.                                

Ознакомление детей с родным городом, воспитание у них любви к своей «малой родине», связано с формированием основ патриотического воспитания и является фундаментом духовно – нравственного развития.

        Работа детского сада и школы в рамках преемственности организуются совместные мероприятия: занятия, экскурсии. Воспитанники детского сада принимают активное участие на торжественной линейке посвященной Дню Знаний, проводятся совместные праздники: «Масленица», «Пасха», «Санкт - Петербург - город родной, любимый», «День Космонавтики», учащиеся школ приходят в детский сад с театральными постановками, с концертами.   Так же в детском саду была организована выставка совместных работ детей, воспитателей и родителей, где были представлены расписанные детьми яйца, сделанные из ткани и бумаги ангелочки. К прилёту птиц из тёплых стран ежегодно проводим «Праздник встречи птиц», где дети лепят жаворонков из теста, выпекают их, играют в народные игры и, конечно, с чаепитием. До этого проходит посещение детской библиотеки, где её сотрудники проводят беседу о птицах, викторину, дети читают стихотворения.

      Традициями стали такие праздники, как «Рябинник», «Праздник Картошки». К ним готовятся и дети, и родители. Из ягод рябины делаем бусы, которые девочки надевают на праздник. Проводим выставку поделок и рисунков о рябине. К «Празднику Картошки» мамы готовят различные угощения из неё, делаем поделки, приносят необычно уродившиеся картофелины самой разнообразной формы. Очень интересно проходят все эти развлечения. Наш музыкальный руководитель сама сочиняет песни и об Оренбурге, и о рябине, и о картошке, и много других.

      Главной задачей в духовном   воспитании   ребёнка является   воспитание  милосердия. Воспитание любви  должно   строиться   на   чувствах  сострадания,   сопереживания,  соучастия.

      Нередко в семьях, особенно с единственным ребёнком, создаются тепличные условия, оберегающие детей от переживаний, неудовольствия, горя, сострадания;  и такое оберегание на некоторый момент действительно удаётся обеспечить. Разумнее - научить ребёнка переживать и горе, и плохое самочувствие, и неудачи, и ошибки. «Страдание – это первая вещь, которой он должен научиться, и это умение ему понадобится больше всего», - писал великий просветитель 18 века Ж.-Ж. Руссо.

        Одна из важных задач воспитателя – понять индивидуальные особенности духовно-нравственного опыта ребёнка: какие предметы и события вызывают переживания прежде всего; насколько они сильны; в каких условиях они ослабляются и затухают. В  условиях семьи складывается только ей духовно-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей, семья в значительной степени определяет уровень и содержание духовно - нравственного развития ребёнка.

        Работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют.

     Проведенные анкетирования и беседы с родителями, показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя набожными людьми, однако, они  не часто бывают в Храмах, а духовное родство ощущают, в основном, только через традиции и национальную культуру. К тому же у родителей очень мало знаний о возрастных особенностях детей, о народной педагогике.

      Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание.

       То, что обязана дать малышу семья, никто, кроме нее, не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.                                                      

Литература

1.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. - Издательство Детство-пресс, 2004.

2. Нравственное воспитание дошкольников (младший и средний дошкольный возраст) / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Педагогика, 1972.

3. Островская Л.Ф. Беседа с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М, - 1987.

4. Эмоциональное развитие дошкольника (под ред. А.Д. Кошелевой). М., 1985.

5. Якобсон С.Г. Проблемы этического развития детей. М., 1984.

         Статья рекомендована к печати научным руководителем, к.п.н., доц. Гладкой Ириной Вячеславовной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут во...

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представления о многообразии человеческих отношений, о правилах и нормах жизни в обществе, о правилах поведения, которые помогут им адекватно реаг...

Статья "Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"

Тема «Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет бол...

«Духовно – нравственное воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения »

Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития детей обусловлена, с одной стороны, объективным и непрерывным процессом нравственного развития человека, который может быть разной направленнос...

Социокультурное и духовно-нравственное развитие детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Социокультурное и духовно-нравственное развитие детей в условиях дошкольного образовательного учреждения....

ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Статья посвящена проблеме поиска новых подходов к системе духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. В статье содержатся результаты эмпирического исследования нравственного ...