Развлечение как одна из форм организации жизни дошкольников в летний период времени
консультация на тему

Пришва Ирина Геннадьевна

Развлечения в детском саду - важная часть в жизни ребёнка. Это радостное событие, которое позволяет ребёнку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству. Автор предлагает примерный план мероприятий на месяц. Консультация предназначена для педагогических работников дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования и молодежной политики администрации МР «Княжпогостский»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида» г.Емвы

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:

Развлечение как одна из форм организации жизни дошкольников в летний период времени.

Составитель: Пришва Ирина Геннадьевна

музыкальный руководитель,

МАДОУ «Детский сад №8

комбинированного вида» г.Емвы

Счастливая, счастливая,

 невозвратимая пора детства!

Как нам не любить, не лелеять

Воспоминания о ней?

Л. Н. Толстой.

Детский праздник - важная часть жизни каждого ребенка. Это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!”

         А детство – самая счастливая пора в жизни человека и наша задача сделать так, чтобы эта золотая пора жизни прошла как можно ярче. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Для этого в нашем детском саду созданы все условия. Круглый год проводится множество различных мероприятий развлекательного характера. Самое активное время в этом отношении это, конечно, лето. Это время пожинать плоды своего нелёгкого труда. Всё чему вы научили своих малышей за целый год, обязательно пригодится в это прекрасное время. Учебная годовая программа окончена и пришла пора активного отдыха.  

Вполне естественно, что ребёнок – дошкольник, именно в это время ждёт праздника, пусть он будет совсем маленький, но случается каждый день. Ребёнку в дошкольном возрасте просто необходимо проживать и переживать жизнь, как сгусток чудесных событий, иначе, в зрелые годы может показаться, что она начинает «проходить мимо». с атмосферой праздничной эйфории человек должен быть знаком с детства. Только в этом случае он сможет создавать вокруг себя праздничную обстановку. И тогда его жизнь не станет серой и скучной в повседневной круговерти современной жизни.

         Актуальность: Данная работа является актуальной, т.к. детские развлечения синтезируют практически все виды искусств, а широкое их использование  расширяет кругозор, формируют взгляды и нормы поведения, развивают его творческие способности в разнообразных видах деятельности. У детей появляются наклонности, формируются определенные умения и навыки, дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы и отражать их в движениях, играх, сопровождая речью. Летние развлечения  это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.

По большому счёту, - главными героями и «виновниками» всех событий в жизни детей являемся мы взрослые. Поэтому мы должны оправдать законные детские ожидания. Музыкальный руководитель в детском саду является «аккумулятором» детских желаний, их возрастных особенностей, возможностей, а так же их творческого взаимодействия с взрослыми. Из этого и вытекает основная цель моей работы с детьми.

Цель: Приложить все силы для того, чтобы у наших детей каждый день, был хотя и маленький, но всё-таки праздник. Позабавить детей, внести радость в их повседневную жизнь и сделать так, чтобы любимое всеми детьми время года прошло разнообразнее, оставив детям яркие воспоминания и богатые впечатления о проведённых каникулах.

На пути к достижению поставленной цели необходимо решение множества  задач.

- способствовать проявлению положительных эмоций;

- поднимать позитивное настроение детей;

- раскрывать разносторонние способности ребят;

- способствовать преодолению чувства робости;

- формировать творческие качества каждого ребёнка;

- развивать творческую активность малышей;

- приобщать детей к миру художественной и музыкальной культуры;

В результате проводимой работы малыши раскрепощаются, становятся позитивнее, свободнее идут на контакт со сверстниками и взрослыми, становятся смелее, эмоциональнее, ярче в своих творческих  проявлениях, активнее предлагают свою кандидатуру на главные роли, у детей растёт мотивация и желание совместных игр и коллективного творчества. Ну и конечно у малышей остаются самые яркие воспоминания.

Летние развлечения в детском саду не только приносят радость, но и обогащают жизнь детей, способствуя их полному и гармоничному развитию. Подготовка к мероприятию, праздничное оформление, подготовка костюмов и изготовление подарков - вызывают у малышей радостное ожидание этого события, одновременно осуществляя эстетическое и нравственное воспитание детей.

 Особый праздничный подъем обостряет чувства детей, они по-иному проникаются содержанием уже знакомых песен, стихотворений, танцев. Есть много семейных, сезонных, тематических, православных, национальных событий и памятных дат, которые можно отметить вместе с детьми. И при планировании не стоит, ограничиваются уже известными формами. Существует множество вариантов, которыми можно наполнить содержание каждого развлечения. Любое летнее развлечение может, к примеру, стать главным событием какого-либо праздничного дня и проходить в его рамках синтезируя всё происходящее за день. Каждому летнему дню можно присвоить интересное «говорящее» название.  День бантиков, день луковой слезинки, день добра, день молока, день фантика, день шляп, день домашних тапочек - была бы фантазия...

         В течение года в соответствии с программой развлечения с детьми должны проводиться не реже одного раза в неделю и времени на подготовку к проведению развлечений достаточно. Подготовка же к летним мероприятиям требует оперативности. Музыкальному руководителю необходимо продумать и подобрать материал, составить план проведения развлечения на каждый день. Согласовать его с инструктором по физической культуре, логопедом и  утвердить в рамках работы всего детского сада с заведующей и старшим воспитателем детского сада.

        Главные требования при подборе материала и составлении плана развлечений на летний период времени – возраст детей, их базовый потенциал, доступность репертуара, сотворчество всех участников процесса при организации, технические возможности, музыкальное сопровождение, сроки проведения, зрелищность, яркость, веселость, наличие костюмов.

Этапы подготовки и проведение летнего развлечения:

  1. Составление сценария развлечения.
  2. Выбор исполнителей на главные роли.
  3. Знакомство со сценарием. Обсуждение темы, сюжета и основных моментов сценария с исполнителями главных ролей.
  4. Обсуждение основных характеристик главных героев, их основная задача по сценарию, смысловой нагрузки всего мероприятия.
  5. Подготовка праздничной атрибутики, украшение зала, детской площадки.
  6. Подбор и подготовка костюмов.

Необходимо обратить внимание на некоторые особенности проведения летних развлечений:

  • Отсутствие необходимости в заучивании ролей для взрослых и детей.

Все кто участвует в организации и проведении должны знать основную тему развлечения, знать характеристику главных героев и их смысловую нагрузку по конкретному сценарию. Диалоги и монологи главных героев это импровизация, вокруг основной темы, где исполнители имеют возможность для воплощения своих творческих способностей. Роль ведущего на развлечениях основная, потому музыкальному руководителю удобнее взять её на себя, поскольку он лучше других ориентируется по сценарию.

  • Музыкальный репертуар подбираться на основе пройденного за год материала.

Используемый на развлечениях творческий репертуар: номера концерта (стихи, песни, танцы), содержание драматизации, спектакля детского кукольного театра, должны быть знакомы детям и лишь некоторая таинственность, неожиданность организации создают особую атмосферу вокруг этой детской деятельности,  Хотя небольшие четверостишья, короткие музыкальные пьесы достаточно часто включаются в сценарий и без труда разучиваются во второй половине дня с детьми.

  • Организация двигательной активности.

Некоторые формы развлечений предполагают присутствия на них зрителей, поэтому музыкальному руководителю необходимо продумать не только возможность творческих проявлений на празднике, но и

 возможность двигательной активности для всех малышей.

  • Возможность максимального пребывания детей на свежем воздухе.

 Поскольку в летнее время года максимально должна использоваться возможность  пребывания детей на свежем воздухе, за исключением дождливой погоды, целесообразно распределить место проведения  развлечение на части. Например: начало развлечения проводится в групповой комнате, затем дети приглашаются в музыкальный, или спортивный зал, основная часть проводится на детской или спортивной площадках. Варианты для проведения могут быть разные. К тому же, одновременно мы вносим элемент необычности, неожиданности, и каждый малыш с нетерпением ждёт продолжения.

              В летний период посещение детского сада должно предоставлять ребятам дошколятам возможность получения ярких, незабываемых впечатлений, отдых от непосредственной образовательной деятельности. Работа с детьми не сводиться к  разучиванию новых песен, танцев, ролей. весь процесс проходит вне строгих рамок учебного года позволяет опробовать новые интересные формы развлечений для детей, во время которых они в интересной и увлекательной форме получают сведения об окружающей жизни, о живой и неживой природе, узнают поучительные истории о взаимоотношениях между разными ее обитателями.

Суть моей работы в детском саду, в летнее время года в том, чтобы - организовать жизнь детей как можно разнообразнее. Поэтому для  успешной организации детских развлечений в первую очередь я определилась в существующих формах развлечений. Все развлекательные мероприятия я  поделила на группы, которые отличаются между собой формой проведения. Соответствующим этой форме содержанием и названием, а так же возможная вариативность и применимость к конкретному времени года.

Формы развлечений

Организация

Литературно-музыкальные композиции.

Эта форма не затрагивает какие-то глубокие чувства, не вызывает у детей ярких эмоций. Причина скорее в том, что в силу своего возраста,  дети не готовы к эмоциональному воспроизведению каких-то серьёзных текстов, поскольку пока ещё отсутствует опыт эмоциональных переживаний. Детские монологи и рассказы редко могут получиться яркими, чаще всего их  речь монотонна, а длительность самих выступлений идёт в разрез с самой идеей праздника. К примеру, это могут быть мероприятия связанные с нашей историей, литературой, искусством. Очень хорошо, когда организаторами и участниками являются не только воспитатели и дети, а так же их родители и другие лица, хоть как-то причастные к теме разговора

В сценарий включаются стихи, куплеты, фрагменты песен, народных игр и т. д. главное чтобы весь материал соответствовал одной определённой теме. Но главная задача исполнителей – донести до аудитории основной текст.

Спастись от монотонности и скучности поможет собственно оригинальная режиссёрская задумка, яркие исполнители. Хорошо на таких мероприятиях использовать перестановку, драматизацию, инсценировку выбранного материала. Такую форму проведения детского развлечения, стоит планировать не чаще одного раза в летний период.

Гала – концерт

Это торжественное мероприятие с музыкальными номерами, а его главная задача это награждение кого-либо. К примеру, дети вашего Д.С. победили в соревнованиях посвящённых «Дню защиты детей», почему бы не вручить им праздничные дипломы, и не подарить им разученные в течение прошлого года песни. То есть этот праздник совмещен с ритуалом чествования. Гала – концерт – это череда выстроенных по режиссёрскому замыслу номеров. Зрителю отведена пассивная роль, то есть преобладает фактор зрелищности. Задача Музыкального работника, как режиссёра, обеспечить остроту и динамику восприятия. Для этого необходимо использовать разнообразные жанры, большую часть номеров должны составлять вокальные и хореографические номера. Чтобы такой концерт был более интересным и содержательным, можно включать импровизации с ритуалами чествования. Уровень удовлетворённости праздником будет зависеть от уровня культурного опыта и подготовленности аудитории к событию.

Тематический праздник.

Обычно, праздничный концерт развивает ту же тему, которой было посвящено предыдущее торжественное собрание. Это может быть «8 Марта», «Новый год», любые другие календарные даты. Проводятся такие мероприятия в яркой художественно – образной и эмоциональной форме.  Всё содержание праздничного концерта посвящается одной какой-либо теме (событию) и все концертные  номера связаны единой идеей - раскрыть тему разными средствами (слово, музыка, пение, танец).

Дивертисмент.

Это весёлая, эстрадная программа в которую включаются комические вокальные и танцевальные номера и сценки не связанные сюжетом. Это могут быть лучшие музыкальные номера, представленные раньше. Получается разноплановое и разножанровое мероприятие с одной главной задачей развеселить аудиторию.

Отчётный концерт.

Обычно этот вариант проведения детского праздника  выбирают для того, чтобы дать возможность одному, или двум творческим коллективам показать себя, продемонстрировать всё, чему они научились за определённый период времени. Ведь название «Отчётный» предусматривает оценивание. Поэтому лучше акцентировать внимание детей – участников на том, что главное в этом событии подарить радость людям. Иногда концерт разбавляют другими коллективами. Такую форму хорошо применить на выпускном, или дне открытых дверей.

Шоу

Эта форма развлечений особо хороша в летнюю дождливую погоду, когда дети особенно нуждаются в веселье. А шоу подразумевает яркость, зрелищность всего действа. Это яркие привлекательные костюмы, громкая, ритмичная, эстрадная музыка. Ярко украшенное помещение. Это может быть, допустим, какое-либо цирковое представление, с фокусами и смешными клоунами. Такие развлечения отличаются особой весёлостью. Это ритмичные рукоплескания, весёлые крики и свист.

Игровое развлечение.

Нет ничего лучше для детского развития и здоровья, чем подвижные игры на открытом воздухе. Во время подготовки к празднику нужно учесть то, что малыши любят играть в игры разного характера. Так же важно чередование активно-подвижных и малоподвижных форм игр.  Дошкольники очень любят играть в хороводные игры с произнесением текста, с переодеванием, с большим количеством разнообразной атрибутики. Будет лучше, если игры проводятся сказочными героями или клоунами.

Уличный театр.

Эти праздники особо хороши в летнее время. Детей просто завораживает появление клоуна. Появление на детских площадках клоунов и шутов, Петрушек – это бродячий цирк. Очень хорошо использовать кукольные театры, вертеп (театр в два этажа) с детскими сюжетами или сюжетами из жизни. Желательно иметь передвижной вариант. Актеры перемещаются от одной площадки к другой, развлекая детей песнями, танцами и смешными  играми и шутками.

Развлечение Дискотека

Танцы с конкурсами и заданиями для групп.

Такие праздники можно проводить как в музыкальном зале, так и на площадке детского сада. Совместно с инструктором по физкультуре.

Фольклорные развлечения

Возможны бытовые и обрядовые праздники с ритуалами, наподобие плетения венков из цветов, имитация прыжков через костер, исполнение хороводов, закличек, народных напевов и игр.

Для организации таких праздников необходимо использование народных костюмов. Музыкальный репертуар подбирается на основе разученного ранее материала.

Развлечение - зрелище

К таким развлечениям относятся спектакли, театрализованные представления, концерты, показанные артистами, работниками детского сада, выпускниками, учениками соседних школ. Такие зрелища устраиваются либо для детей одной группы, либо для детей всего детского сада одновременно.

Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому, почти как воздух, необходимы детям праздники и развлечения. Для каждого ребенка праздник – это целое событие. Тусклым и невыразительным станет детство, если вдруг исчезнут из него праздники.

Предлагаемые формы организации и проведения детских развлекательных мероприятий, лишний раз подтверждают то, что, не выпадая из сферы «Образовательной деятельности» дошкольного учреждения праздники могут придать Дополнительную яркость вариативной составляющей образовательного процесса ДОУ.

Развлечения в детском саду – важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству.

Малыши с огромным удовольствием поют уже давно знакомые песни, читают стихи, рисуют экспромтом, сооружают грандиозные постройки, делают что-либо на - перегонки.

         Игра и развлечения удовлетворяют естественно-органические и социально-культурные потребности ребенка. П.Ф. Каптерев дает следующие методические рекомендации: во-первых, для развития эстетических впечатлений важна постепенность, которая помогает возникновению в эстетическом чувстве различных элементов; во-вторых, необходимо расширить эстетический кругозор малыша за счет частых прогулок, игр, развлечений, чтения художественной литературы, рисования картин, общения с музыкой; в-третьих, должно быть соответствующим образом продумано руководство процессом эстетического воспитания, которое может осуществляться с «периода первого детства» и должно перейти в эстетическое образование в старшем возрасте.

     Летние развлечения это погружение дошкольников в  прекрасный мир самых неожиданных событий, сюрпризов, экспромтов, путешествий! Весёлых, занимательных, интересных приключений  на улице, без какой либо подготовки ребят! А эффект  неожиданности – это и есть чудо!

А… Детям очень маленьким трудно жить без чуда,

Пусть же в каждом празднике чудо будет всюду:

В теплом солнца лучике, в лужице и в капельке.

Он умеет чувствовать, хоть пока и маленький.

Умный и смышленый, добрый человечек.

Глазки пусть сияют искорками свечек

Чтобы смог и взрослым чуду удивляться,

Нужно нам конечно, очень постараться.

Подарите праздник, встречу с доброй сказкой,

Верьте, что старания будут не напрасны!

Если дети в детстве добротой согреты,

Вырастут достойные граждане планеты!

Приложение 1

План мероприятий на месяц

        

д/н

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Понедельник

«Да здравствуют дети на всей Планете!»

«Давай дружить» старшая группа

«Стрекотуша и все её друзья» танцевально-игровая программа

«Космическое приключение» старшая группа

Вторник

«День именниника»

«Путешествие на лесную полянку» младшая группа

«Этот праздник День рождения»

«День Нептуна»

Среда

«Мойдодыр и все, все, все…»

«Ребятам о зверятах» старшая группа

«В мире русских народных сказок» старшая группа

«День добра»

Четверг

Фестиваль русских народных игр

«Клоуны и клоунята»

«В гостях у Мухи-Цокотухи» младшая группа

«Ребята, давайте жить дружно!»

пятница

Дискотека

«Здравствуй лето»

«Дед Мороз и лето»

«Праздник Смеха или Юморина»

Приложение2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности дошкольников в летний период

Материал содержит описание организации детского отдыха в летний период....

Организации прогулки в летний период времени. Тема: "По морям по волнам"

Тематическое планирование организации двигательной деятельности на прогулке с дошкольниками старшего возраста. Развивает познавательный интерес желание заниматься спортом....

статья "ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

В статье представлены приемы работы с детьми логопедической группыс  использованием социоигровой технологии...

Здоровый образ жизни дошкольников в летний период.

ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК-САМОЕ ДРАГОЦЕННОСЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПРИРОДЫ....

Утренний круг – одна из форм организации образовательного процесса с детьми в утренний отрезок времени.

Воспитателю необходимо построить день пребывания в детском саду в соответствии с внутренним ритмом ребенка. Так, утром ребенок приходит в детский сад; и воспитателю важно настроить всю группу, как еди...

"Праздники и развлечения как одна из форм организации музыкальной деятельности детей"

Презенация на данную тему покажет и расскажет о моей деятельности в детском саду, ведь праздники и развлечения являются одной из форм организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста, н...