Родительское собрание в старшей группе детского сада по проблеме формирования у детей социально-коммуникативных навыков «Я, ты, мы…»
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Материал можно использовать для родительского собрания в группах старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx37.67 КБ
Файл ya_ty_my_-_prezentatsiya.pptx733.47 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе детского сада по проблеме формирования у детей социально-коммуникативных навыков  «Я, ты, мы…»

Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории           ГБДОУ детский сад № 44 компенсирующего вида Колпинского района               Санкт-Петербурга Кузнецова Татьяна Ивановна

          ЦЕЛЬ: установление системы взаимодействия «воспитатель-родитель-ребёнок-сотрудничество».

          ЗАДАЧИ: помочь родителям разобраться в системе взаимосвязей ребёнка и окружающего мира; содействовать обмену опытом семейного воспитания и традиций.

План проведения собрания.

  1. Вступительное слово заведующего ГБДОУ.
  2. Беседа воспитателя с родителями, обозначение проблемы (темы собрания).
  3. Игра с родителями «Нравится-не нравится».
  4. Демонстрация слайдов презентации с пояснительными комментариями воспитателя (педагогический всеобуч).
  5. Принятие решений собрания, чаепитие.

                                             Предварительная работа.

  • Оформить фотовыставку «В детском садике своём дружно, весело живём».
  • Провести анкетирование родителей «О способах воспитания» (приложение № 1).
  • Оформить презентацию родительского собрания в старшей группе «Я, ты, мы…» по проблеме формирования социальных навыков у детей.
  • Подготовить атрибуты для игры «Нравится-не нравится».
  • Подготовить памятку для родителей: «Задачи формирования нравственного поведения» (приложение №2).

                  ВЫСТУПЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

          Уважаемые родители!

          Мы рады снова встретиться с вами в новом учебном году. За лето все ребята подросли, повзрослели, с удовольствием пришли снова в детский сад, чтобы встретиться с друзьями.

         Сегодня мы поговорим о том, как мы можем вместе помочь детям освоить основные социальные нормы, необходимые каждому человеку. Давайте представим, что каждый из вас с кем-то познакомился и хочет рассказать о присущих ему нравственных качествах, исходя из которых вам будет приятно развивать дальнейшие отношения или вы от них откажетесь (на экране появляется тема собрания «Я, ты, мы…». Давайте мы с вами поиграем (проводится игра «Нравится – не нравится»). Передавая друг другу мягкую игрушку, назовём те качества, которые нам импонируют: доброта, честность, справедливость, дружелюбие, щедрость, бескорыстие. А теперь назовём противоположные по значению слова: злоба, лживость, жадность, зависть.

          Конечно, всем нам захочется общаться с тем человеком, который умеет считаться с интересами других людей, при необходимости оказывать помощь.

          Мир детства - это модель мира взрослых. Дети тоже выбирают себе друзей по известным им критериям, порой для нас не совсем понятным. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребёнок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и   поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.

          Давайте мы с вами попробуем разобраться, каким образом нужно строить отношения со своим ребёнком, чтобы он в дальнейшем чувствовал себя в гармонии с окружающим миром  (слайд № 2).  

          С самого рождения и в течение всей жизни человек в мире не одинок. Существует множество взаимозависимостей между отдельной личностью и тем (теми), что (кто) её окружает. Этическое воспитание ребёнка следует строить таким образом, чтобы развить положительное эмоциональное отношение как к самому себе, так и к своим близким, к сверстникам, взрослым людям, окружающим предметам, природе. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях — человечности — закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

                                   Я И МОЯ СЕМЬЯ (слайд № 3)

«Очень люблю, когда все собираются,                      

Белою скатертью стол накрывается.

Бабушка с мамою, папа и я,

Мы называемся вместе — семья».

                                                          О. Высотская.                                                                

          По определению В. И. Даля. «Семья — это совокупность близких родственников,  живущих вместе: родители с детьми».

            С давних пор о доме и о семье всегда говорили с любовью и уважением. Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы — первые и самые важные учителя своего ребёнка. Приоритет в воспитании ребёнка, бесспорно, принадлежит семье. Из далёких времён до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы — заканчиваете.

     — В гостях хорошо, а… (дома лучше).

     — Не красна изба углами, а красна …(пирогами).

     — Каково на дому, таково и… (самому).

     — Дети не в тягость, а… (в радость).

     — Когда семья вместе, и… (сердце на месте).

     — Всякой матери своё… (дитя мило).

     — Нет для человека добрее… (отца с матерью).

     А теперь домашнее задание для вас! Предложите детям объяснить смысл этих пословиц и поговорок.

Я И ПРИРОДА (слайд № 4)

     Природа окружает ребёнка с ранних лет. И. Г. Песталоцци отмечал, что это источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к чётким понятиям». Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает умение делать выводы, воспитывает логику мыслей, чёткость и красоту речи. Каждый момент знакомства с природой — это урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает у него удивление, радость, восторг, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.

     Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства.

     Наблюдая такие яркие явления, как листопад, метель, гроза, дети хотят понять их, задают вопросы и впоследствии объясняют, почему птицы улетают на юг, почему поздней осенью замерзают лужи, почему тает снег и т. д. Это создаёт благоприятные условия для развития логического мышления.

     В старшем дошкольном возрасте физиологические механизмы познания окружающего мира достигают довольно высокой ступени развития. Расширяются и обобщаются знания о характерных явлениях природы. Дети с интересом познают окружающий мир. Задача взрослого — помочь ребёнку сделать правильные выводы о закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных, формировать понимание того, что человек — часть природы. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, часто оставляют неизгладимый след, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

     «Человек был и всегда останется сыном природы. И то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» — так писал В. А. Сухомлинский о роли природы в жизни ребёнка.

    Я И МОЁ ЗДОРОВЬЕ (слайд № 5)

     Сегодня очень важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей.

     «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка», — гласит Закон РФ «Об образовании» (п. 1 ст. 18).

     К сожалению, в нашем обществе здоровье ещё не стоит на первом месте среди потребностей человека. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребёнка к здоровому образу жизни.

  1. Прежде всего, необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.
  2. Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Перебранки в присутствии ребёнка в одних случаях способствуют возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы.
  3. Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребёнка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, в отдыхе и т. д. Одним из существенных компонентов режима является прогулка. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливающий работоспособность. Таким образом, домашний режим ребёнка должен быть продолжением режима дня в детском саду.
  4. Полноценное питание — включение в рацион продуктов богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов.
  5. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, физических упражнений и спорта, правильного питания, сна, соблюдения гигиенических норм, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни.

                                   СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ (слайд №6)

     Потребность в общении со сверстниками возникает у ребёнка очень рано, на третьем году жизни. К 6 годам оно уже носит осознанный характер и просто необходимо для нормального развития ребёнка. Дети вместе играют, обмениваются мнениями о просмотренных мультфильмах, рассуждают о событиях, услышанных ими из разговоров взрослых, сравнивают свои умения и знания, выражают своё отношение к другим детям. Но самое главное в этом возрасте — стремление завоевать уважение сверстников. Это даёт ребёнку ощущение психологической стабильности и эмоционального комфорта.

     С детьми ребёнок ведёт себя иначе, чем со взрослыми: он более раскрепощён, так как не боится неправильной оценки своих действий со стороны взрослых, более самостоятелен. Совместная с другими детьми игра - это условие формирования чуткости, взаимопомощи, гуманизма, справедливости, доброжелательных, дружеских взаимоотношений, сочувствия, сопереживания. Для детей дошкольного возраста особенно полезно общение со сверстниками, которое способствует его полноценному развитию, учит взаимодействию с окружающими.

     Ребёнок, не прошедший «школу общения» со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с её неписаными правилами. Не научившись говорить со сверстниками на их языке, он, естественно, будет отторгаем ими.

     Уже в дошкольном возрасте дети понимают, что друг — это не только тот, с кем играешь. Настоящие друзья всегда помогают друг другу, делятся игрушками, не ссорятся. Дружба, возникшая в дошкольном детстве, может быть очень прочной и сохраниться на всю жизнь.

     Дошкольнику легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств у сверстника, чем у себя. Очень часто он правильно оценивает поступки товарищей и ошибается в отношении себя. Помогите малышу в осознании своих нравственных качеств, постарайтесь не пропускать и оценивать каждое его действие и поступок.

     Ребёнку с дошкольного возраста жизненно необходимо общение со сверстниками как важное условие его личностного и социального развития, в том числе и подготовки к школе.

     Поговорите дома со своим ребёнком о дружбе, проанализируйте его ответы на следующие вопросы:

  1. Что такое дружба?                        4) Зачем человеку друзья?
  2.  У тебя много друзей?                  5) Как подружиться с человеком?
  3.  С кем ты дружишь?                     6) Что такое настоящий друг?

                             МИР ПРЕДМЕТОВ (слайд № 7)

     С самого раннего детства ребёнка окружают разнообразные предметы и вещи. Самые значимые предметы для детей — это, конечно, игрушки. Ещё будучи младенцем, ребёнок обращает внимание на яркую погремушку, прислушивается к её звуку. Первые игрушки у детей раннего возраста развивают хватательный рефлекс, вызывают положительный эмоциональный отклик. Подрастая, ребёнок начинает интересоваться более сложными игрушками (механическими, электронными и др.).

     Задача взрослых — обеспечить максимальную безопасность детских игрушек как в отношении состава, так и функциональности. Необходимо объяснять детям правила использования игрушек: не брать в рот, не ломать, после игры убирать на место; развивать нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда. С этой целью полезно привлекать ребёнка к совместному со взрослыми изготовлению или ремонту сломанной вещи.

     Уже в младшем дошкольном возрасте дети легко могут узнавать, из чего сделан тот или иной предмет: из бумаги, дерева, ткани, глины, металла и т. д. Дети старшего дошкольного возраста уже вполне осознанно могут производить обследовательские действия, определять, из какого материала изготовлен предмет и понимать, что пользоваться предметами надо в зависимости от свойств и качеств материала и в связи с этим правильно ухаживать за ними.

     Необходимо рассказать детям о том, что существуют предметы ОПАСНЫЕ и БЕЗОПАСНЫЕ. Дети очень любознательны и во всём стараются подражать нам, взрослым. Они могут включать электронагревательные приборы, любят играть с мелкими предметами, особенно яркими и блестящими (кольца, пуговицы, булавки). Нередко инородные тела, попадая в дыхательные пути, вызывают угрозу жизни ребёнка. Опасность представляют и оставленные на виду таблетки и другие лекарственные препараты, так как ребёнок может ими отравиться.

     Поэтому родителям следует:

  1. ПОСТОЯННО контролировать действия ребёнка и рассказывать, что и где опасно как в помещении, так и на улице;
  2. Хранить в специальных местах предметы бижутерии, косметические средства, лекарства, горячие кастрюли, химические вещества и моющие средства;
  3. Закрывать окна и балконы;
  4. Запретить ребёнку брать в рот монеты, пуговицы, сосать пальцы.

ПОМНИТЕ: безопасность ребёнка в ваших руках!

МИР ВЗРОСЛЫХ (слайд № 8)

     Пока ребёнок вырастет, пройдёт немало времени. Человек меняется на протяжении всей своей жизни: новорожденный нуждается в постоянной заботе взрослых, но младенец быстро растёт и так же быстро учится всё больше заботиться о себе сам, осваивать различные действия, отвечать за свои поступки. Необходимо знакомить детей со всеми стадиями развития человека: ребёнок подрастает, затем становится подростком и, наконец, — взрослым Подростки — это уже не дети, но ещё и не взрослые. Вырастая, они становятся мужчинами и женщинами. Теперь они могут начинать работать, создавать свою семью.

     Зрелый возраст — самый длинный период жизни. Взрослые создают новую семью, у них появляются дети. Когда у детей, ставших взрослыми, в свою очередь появляются дети, родители становятся дедушкой и бабушкой. Этот процесс можно назвать сменой поколений.

     Взрослые (родители и воспитатели) обязательно должны объяснять детям, что в разном возрасте к людям предъявляются разные требования. Каждый человек имеет как определённые права, так и обязанности, ответственность за свои поступки.

Успехов вам в воспитании детей!

Приложение 1

Анкета «О способах воспитания»

         Уважаемые родители!

          Для подготовки и проведения собрания по нравственному воспитанию дошкольников просим вас искренне ответить на вопросы для изучения вашего от ношения к теме собрания.

  1. Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого поведения?
  1. Да, часто.
  2. Нет, изредка.
  3. Никогда.
  1. Использует ли ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссоры с другими детьми?
  1. Да, часто.
  2. Бывает, но в крайних ситуациях.
  3. Не знаю о таких случаях.
  1. Как ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?
  1. Никак не реагирует.
  2. Старается исправить ситуацию.
  3. Агрессивно.
  1. Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным персонажам?
  1. Да.
  2. Отчасти.
  3. Нет.
  1. Под влиянием каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет свое поведение?
  1. Угрозы физического наказания.
  2. Беседы о плохом поведении.
  3. Обещание подарков за хорошее поведение.

  1. Какие методы из перечисленных ниже вы считаете самыми эффективными?
  1. Физическое наказание.
  2. Воспитание на положительных примерах.
  3. Лишение развлечений и подарков.

                             Благодарим за сотрудничество!

                                                                                                      Приложение 2

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

      ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ:

  1. С первых дней жизни ребёнка необходимо воспитывать у него положительные привычки, способствующие нормальному росту и развитию и организующие его поведение.
  2. Формировать у детей культуру поведения дома, в детском саду, в общественных местах, соблюдая общепринятые нормы.
  3. Учить уважительно относиться к окружающим, считаться с их делами, интересами, удобствами.
  4. Воспитывать коллективистские навыки и культуру общения со взрослыми и сверстниками, выражающиеся в общительности, вежливости, предупредительности, сдержанности, деликатности, скромности, чуткости, умении считаться с интересами большинства.
  5. Воспитывать культуру речи — умение вежливо разговаривать, обращаться к взрослым на «вы», по имени и отчеству, говорить с чёткой дикцией, приветливо и без излишней жестикуляции.
  6. Воспитывать культуру деятельности — умение обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, имуществом детского сада, готовиться к предстоящей деятельности, чётко и последовательно выполнять её, уметь договариваться с детьми, соблюдать общий замысел, действовать соответственно правилам.
  7. Перекладывать ответственность за воспитание детей на педагогов, бабушек и дедушек.

Используемая литература:

  1. Мулько И. Ф. «Этика для детей 5 — 7 лет: методическое пособие». — М: ТЦ Сфера, 2009 г.
  2. Осипова Л. Е. «Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
  3. Чиркова С. В. «Родительские собрания в детском саду. Старшая группа». — М.: «ВАКО», 2013 г.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я, ты, мы Родительское собрание ГБДОУ детский сад № 44 компенсирующего вида Колпинского района Санкт- Петербурга Презентацию подготовила воспитатель Кузнецова Т. И.

Слайд 2

Формирование социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Слайд 3

Я и моя семья

Слайд 4

Я и природа

Слайд 5

Я и моё здоровье Компоненты здорового образа жизни

Слайд 6

Я и мои друзья Вместе весело шагать…

Слайд 7

Мир предметов

Слайд 8

Мир взрослых


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе детского сада "Здоровый образ жизни"

Представлен конспект проведения родительского собрания  "Здоровый образ жизни". Целью данного собрания является обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в...

Родительское собрание в старшей группе детского сада по теме: "О здоровье всерьёз"

Собрание посвящено работе с родителями по укреплению и сохранению здоровья детей старшего дошкольного возраста....

Родительское собрание в старшей группе детского сада тема: « Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника.»

Цель:1.выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителем;2. разработка основных правил семейного воспитания....

Родительское собрание в старшей группе детского сада на тему "Развитие творческих способностей детей"

Материал для освещения вопроса "Развитие творческих способностей детей"; анкеты для воспитателей, родителей; опросник для детей для подготовки к собранию....

Выступление на родительском собрании в старшей группе детского сада на тему "Особенности психического развития детей 5-6 лет"

Данная методическая разработка педназначена для педагогов-психологов детского сада....

Родительское собрание в старшей группе детского сада «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада»

ПОВЕСТКА ДНЯ:1.О выполнении решения предыдущего родительского собрания.Информация воспитателя Белой Е.А.2. Как прийти к полному взаимопониманию с детьми или помочь детям справиться со своими чувствами...

15.01.23 Родительское собрание в старшей группе детского сада «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»

Родительское собрание в старшей группе детского сада «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»Цель:1. Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком...