проект: «Развития словаря детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр»
методическая разработка на тему

На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitiya_slovarya_detey_starshego_doshkolnogo.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развития словаря детей старшего дошкольного

возраста при помощи дидактических игр»

Автор работы: Пичугина Ольга Викторовна МДОУ Звениговский детский сад «Буратино».

На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, пополнении словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии.

Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е. И. Тихеева, М. М. Конина, Л. А. Пеньевская, В. И. Логинова, В. В. Гербова, А. П. Иваненко, В. И. Яшина. Специфику усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.

Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со своей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основные развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

Таким образом, роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.

В создании современной системы дидактических игр велика роль Е. И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Игры Е. И. Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом. Проблема развития речи детей, независимо от возраста, всегда была в центре внимания педагога дошкольного воспитания Е. И. Тихеевой. Ценно то, что развитие речи Е. И. Тихеева рассматривала в неразрывной связи с другими сторонами формирования личности ребенка.

Она утверждает, что речь – неизменный спутник всех действий ребенка; слово должно закреплять каждый действенный навык, усваиваемый ребенком. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи. Уже в раннем возрасте, отмечает Д. В. Менджерицкая, у ребенка с появлением новых слов возникает потребность называть предметы, делиться своими переживаниями и постепенно речь начинает сопровождать игру, дополнять действия ребенка. У малышей появляются игры с воображаемыми предметами, которые сопровождаются речью, что помогает созданию образа. В более старшем дошкольном возрасте иногда целые игровые эпизоды создаются с помощью слова.

По мнению В. С. Мухиной, игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать товарищей по игре, он будет в тягость им [28].

Подчеркивая, что игра – основной вид деятельности дошкольника, Е. И. Тихеева отмечает, что значительный опыт накапливается ребенком именно в игре. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей.

«С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол» [13, c. 68].

Таким образом, Е. И. Тихеева делает вывод, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовывать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и развивать их язык. Отмечая большую роль взрослых в развитии детей, Е. И. Тихеева указывает, что участие воспитателя в играх детей не должно ограничиваться организацией обстановки, подбором игрового материала. Воспитатель должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ребятами по существу игр, влиять на обогащение их языка.

Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Ф. А. Сохин отмечает, что большое влияние на развитие игры и речи в игре оказывают специальные занятия с игрушками. Во время игр создается возможность совместных действий и сопереживаний по поводу происходящего. Это способствует установлению соответствующего контакта между детьми и воспитателями. Дети и вне занятий легко обращаются к взрослым по разным поводам. Центральными обращениями, способствующими развитию речи, являются те, которые касаются способов действий с игрушками и самого игрового процесса [13, c. 47].

Но есть игрушки,  как утверждает Е. И. Тихеева, значение которых  в качестве стимула для проявления речи детей велико. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животные, людей. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. «Игра в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, которые они закрепляют в игре и каждый из которых требует речевого сотрудничества» [16, c. 70].

Е. И. Тихеева указывает не то, что в детском саду должна быть дидактически оборудованная кукла. Такая кукла и относящиеся к ее оборудованию предметы, сосредоточенные в уголке куклы, используется в организованных играх и занятиях, которые способствуют развитию речи.

С. Л. Новоселова рассматривает дидактическую игру, как эффективное средство в ознакомлении с окружающим, обучению родному языку. По характеру используемого материала, дидактические игры делятся на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные. Рассмотрим некоторые из них.

Игрушка выдвигает возможности для закрепления как тех представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, так и обусловленных ими словесных форм. Среди разнообразных видов организованных занятий по развитию речи детей Е. И. Тихеева придает особое значение играм с мелкими дидактически подобранными игрушками. Игрушки эти подбираются по категории: люди, жилища людей, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, орудия труда.

По мнению С. Л. Новоселовой, в процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки, рассматривание картинок на кубе. Занятия с кубом полезны для тренировки движений пальцев, что оказывает влияние на развитие активной речи. Особую роль в речевом развитии детей отводит С. Л. Новоселова словесным и дидактическим играм. В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах [29].

В словесных играх, утверждает А. К. Бондаренко, ребенок учится описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением «небылиц» и так далее [4, c. 10].

Игровые действия в словесных играх формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. «Игры и занятия с детьми, которые мало говорят, содействуют последовательному накоплению их пассивного запаса слов. Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети овладели механизмом речи. Совершается это за счет речи, которую ребенок слышит. Поэтому педагог не должен произносить лишних не нужных слов, но он не должен ударяться и в противоположную крайность: необоснованно скупиться на слова, лишать детей восприятия содержательного, развивающего слова, обуславливающего развитие их собственной активной речи» [4, c. 82].

Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог Ян Амос Коменский. В своей работе «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», развитию речи он посвящает целую главу. Рекомендации по формированию речи Я. А. Коменский дает на основе особенностей развития детей на протяжении первых 6 лет. До 3 лет главное внимание он уделяет правильному произношению, на 4,5 и 6 годах – обогащению речи, названию словом того, что ребенок видит. В качестве средства развития речи Я. А. Коменский предлагает использовать стихи, прибаутки, художественные рассказы, сказки о животных.

Иоганн Генрих Песталоцци в обучении языку выдвинул 3 основные задачи:

– обучение звуку, или средству развития органов речи;

– обучение слову, или средству ознакомления с предметами;

– обучение речи, или средству научится ясно выражаться о предметах.

В основе обучения лежит принципа наглядности. Обучение словам, обозначающим видовые и родовые понятия, строится на основе восприятия сначала предметов, затем картинок.

В первой половине ХХ века широкую известность приобрел немецкий педагог Фридрих Фребель, который считал, что язык ребенка развивается с раннего детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутренней жизни малыша. Задачу воспитания Ф. Фребель видел в обогащении содержания жизни ребенка. Важно, чтобы ребенок все хорошо рассматривал, а педагог давал ему необходимый словарь. Следует обозначать словом не только сами предметы, но и их свойства, качества. Развитие речи Ф. Фребель тесно связывал с наблюдением и игрой.

Метод Марии Монтессори получил широкое распространение в мире. Она выдвигала следующие задачи, которые считала основными: воспитание мускулов, чувств и развитие языка. Последнее включает упражнения в номенклатуре, исправление дефектов речи, обучение грамоте.

Что касается вопросов развития речи в отечественной педагогике, то следует отметить вклад, который внес К. Д. Ушинский. Он доказал необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у детей знаний о предметах, их окружающих, совершенствования сенсорной культуры, развитие речи на основе развития знаний и мышления. К. Д. Ушинский разработал и основал систему обучения родному языку, которая имеет три цели:

– развитие дара слова;

– усвоение форм языка, выработанных как народом, так и художественной литературой;

– усвоение грамматики, или логики языка [41].

Огромное влияние на содержание и методы работы по развитию речи оказала деятельность Е. И. Тихеевой. Теоретическую основу разработанной ею системы составляют следующие положения:

– развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием;

– речь детей развивается в социальной среде, в процессе общения с взрослыми и сверстниками;

– речь развивается в деятельности и, в первую очередь, в игре и труде;

– руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка.

Е. И. Тихеева много внимания уделяла обогащению содержания речи. В ее трудах представлена система работы над словом. Запас детских представлений и словарь в системе Тихеевой закрепляются на занятиях без иллюстративного материала, в словарных упражнениях.

Е. А. Флерина подчеркивала роль наблюдений и чувственного опыта в развитии речи, выявила важнейшую закономерность использования непосредственного восприятия, слова педагога и активной речи детей. Она обращает внимание на правильное смысловое употребление слов и пополнение словаря, развитие структуры речи, чистое произношение, на использование художественной литературы как метода речевого развития.

Большое влияние оказали исследования сотрудников лаборатории развития детской речи, которые проводились под руководством Ф. А. Сохина. Особое внимание уделялось вопросам развития семантики детской речи, формирования языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи.

Одновременно проводились исследования разных сторон речевого развития детей на кафедрах педагогических вузов под руководством М. М. Кониной и А. М. Бородич, В. И. Логиновой.

В. И. Логинова уточнила методику обогащения словаря на основе ознакомления детей с предметами, их признаками и качествами, материалами, из которых они сделаны, показала влияние системы знаний о предметах на умственное, речевое развитие. Развитие словаря детей она рассматривала в связи с овладением детьми понятиями.

Психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях:

  1. Структурном – исследуются вопросы формирования разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического и грамматического.
  2. Функциональном – исследуется проблема формирования навыков владения языком и коммуникативной функции.
  3. Когнитивном – исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи.

О. С. Ушакова разработала программу по развитию речи, в которой обосновала систему работы, где в основе лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе – на решение главной задачи –  развитие связной речи. Основным принципом разработанной системы является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Отсюда вытекает принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической.

Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется, прежде всего, линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. Приводятся отдельные примеры и некоторые методические приемы работы над разными сторонами речевого развития.

Список использованных источников и литературы

  1. Андреасова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению / М. Андреасова. – М.: Мысль, 2007. – 182 с.
  2. Бондаренко А. К. Дидактическая игра в детском саду / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 134 с.
  3. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1974. – 96 с.
  4. Бородич А. М. Методика развития речи детей: учебн. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология. – 2-е изд. / А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
  5. Богуславская З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 234 с.
  6. Болотина Л. Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении / Р. Л. Болотина, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. – М.: Айрис пресс, 2006. – 154 с.
  7. Власовец Г. А. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Г. А Власовец. – М.: Детство-Пресс, 2002. – 487 с.
  8. Волкова Л. С. Логопедия / Л. С. Волковой. – М.: Владос, 1998. – 345 с.
  9. Васильева М. А. Диагностика уровней освоения программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией А. М. Васильевой: Диагностический журнал. Старшая группа / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 27 с.
  10. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. М.-Л.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1934. – 362 с.
  11. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада / В. В. Гербова. – М.: Просвещение, 1999. – 142 с.
  12. Гризик Т. Артикуляционная гимнастика / Т. Гризик, Л. Тимощук. – М.: Просвещение 2001. – 135 с.
  13. Гризик Т. Развитие речи детей 4-7 лет / Т. Гризник, Л. Тимощук. – М.: 2002. – 123 с.
  14.  Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева, Т. Е. Киселенко, И. А. Могилева, И. Г. Соловьева, Т. В. Титков. – М.: Феникс, 2005. – 139 с.
  15. Захаров  А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: автореф. дис. канд. филол. наук / А. В. Захарова. – Новосибирск, 1975. –24 с.
  16. Запорожец А. В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка // Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии: Сборник научных трудов. – Смоленск: СГПУ, 1998. – С. 3-10.
  17. Катаева А. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М.: Владос, 2004. – 123 с.
  18. Козырева JI. М. Развитие речи. Дети 5-7 лет / JI. М. Козырева. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 160 с.
  19.  Лопухина И. В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей / И. В. Лопухина.– М.: Аквариум, 1995. – 165 с.
  20. Логинова В. И. Дошкольная педагогика. Часть 2. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморукова [и др]. – М.: Просвещение, 1988. – 270 с.
  21. Леонтьев А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1995. – 144 с.: ил.
  22. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок / А. И. Максаков. – М.: Просвещение, 1982. – 134 с.
  23. Максаков А. И. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детсада. / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 143 с.
  24. Максаков А. И. Учите, играя / А. И. Максаков, Г. Т. Тумакова. – М.: Просвещение, 1983. – 561 с.
  25. Максаков А. И. Правильно ли говорит Ваш ребенок: / Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988. – 159 с.: ил.
  26. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / – М.: Просвещение, 1982. – 287 с.
  27. Мечинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н. А. Мечинская. – М., 2009. – 143 с.
  28. Мухина В. С. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1985. С. 15-25.
  29. Новоселова С. Л. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1989. – 234 с.
  30. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Новоторцева. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с.
  31. Петрова Т. И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников / Т. И. Петрова, Е. С. Петрова. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 128 c.
  32. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
  33. Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития / Кн. для учителя — Мн.: Нар. асвета, 1989.— 64 с.
  34. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). – М., 1987. – 40 с.
  35. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет., сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. – 2-е изд., испр., – М.: Просвещение, 1979. – 223 с, 4 л. ил.
  36. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Г. А. Тумакова. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  37. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1990 – 80 с.
  38. Топиченко С. В. Игра как форма общественного опыта ребенка дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. –1965. – № 12. – 80 с.
  39. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в детском саду /  О. С.Ушакова. – М.: Просвещение, 1993. – 456 с.
  40. Ушакова О. Развивайте речь дошкольника // Дошкольное воспитание. –1992. – № 3 – С 4 – 10.
  41. Ушинский К. Д. Родное слово // Книга для детей и родителей.– М.: Лествица, 2003 – 140 с.
  42. Швайко Г. С. Игры игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко. – М.: Просвещение, 1988. – 98 с.
  43. Швецова И. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи / И. Швецова. – М.: Мысль, 2007. – 167 с.
  44. Эльконин Д. Б. Обучение дошкольников грамоте по методикам / Д. Б. Эльконин, Л. Е. Журова, Н. В. Дурова. – М.: Школьная пресса, 2011. – 192 с.
  45. Энциклопедический словарь. / – М.: Сов. энциклопедия: Высшая школа, 1990. – 403 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект  «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию и постановку мюзикла».

«мюзикл» (англ. Musical) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография....

Презентация проекта «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Идея проекта   Разработать систему игр, которые способствуют развитию индивидуальных способностей детей старшего дошкольного возраста....

Проект «Развитие любознательности у детей старшей группы дошкольного возраста посредством экологического проекта «Волшебница Осень»

Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.ссылка на презента...

ПРОЕКТ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УРАЛЬСКОГО ПИСАТЕЛЯ П. П. БАЖОВА

Цель данного проекта: Создать условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....

Проект «Развитие коммуникативных навыков детей старших дошкольников с ТНР через использование инновационной технологии ТРИЗ»

Как показала практика, внедрение и реализации метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка с...

Проект «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений в разных видах детской деятельности»

Проект «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений в разных видах детской деятельности»...

Презентация. Логопедический проект: "Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответ...