Процесс социализации ребенка в ДОУ
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Майорова Галина Ивановна

На примере развития речевой сферы показан процесс социализации ребенка в ДОУ. Показаны основные психолого-педагогические условия развития диалогического общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon protsess_sotsializatsii_rebenka_v_dou.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс

социализации ребенка в  ДОУ.

Развитие речевой сферы.

Педагог-психолог Майорова Г.И.

Содержание речевого развития в старшем дошкольном возрасте составляет две взаимосвязанные области:

  • обучение родному языку (фонетике, лексике, грамматике),
  • способам применения языка в познавательной деятельности и общении.

Остановимся на второй части. В сфере применения языка выделяются три звена:

  • налаживание эмоциональных связей с окружающими,
  • умение формулировать мысль, построить сообщение – текст,
  • умение наладить с партнером речевое взаимодействие.

По отношению к дошкольникам мы рассматриваем развитие двух форм связной речи – диалогической и монологической.

Диалог характеризуется сменой высказывания двух или нескольких говорящих на тему, связанную с каким-либо событием или ситуацией.

При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста-

  • начало,
  • середина,
  • конец

и представление о связях между предложениями и структурными частями высказывания.

Дети должны уметь соединять предложения с помощью параллельной или цепной связей.

При обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать у детей умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, давать заглавие тексту.

Обучение составлению текстов разных типов осуществляется в таких формах работы как:

  • беседа,
  • анализ (оценка) собственного и чужого текста,
  • составление плана и рассказ по нему,
  •  использование схемы (модели) текста и разного рода упражнений.

Развитие речи старших дошкольников осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, труде, повседневной жизни.

Формирование разговорной речи

В отличие от программы РФ, где стоит задача просто развития речи, в «Истоках» речь рассматривается и как средство общения.

Основной формой речевого общения является диалог.

В методических пособиях под редакцией О.С.Ушаковой занятия направлены на развитие связной монологической речи в плане овладения родным языком. У О.С.Ушаковой нет задачи развития речи как средства общения, как обмена не только информацией, но и эмоциями, чувствами.

В методических разработках прошлых лет, например, у А.М.Бородич, речь ситуативна, то есть, понятна только в конкретной обстановке. Представление о диалоге как о бытовой речи, упрощено. В беседе педагог регулировал общение, то есть имелся диалог по форме, а по существу тот же монолог, так как воспитатель регулирует схему: воспитатель – ребенок, а надо чтобы общение было между партнерами.

Ребенок говорит о том, что его волнует. Его право уйти от неинтересного разговора, темы, говорить о своем. Ребенок может рассуждать, отстаивать свою точку зрения, не соглашаться.

Не надо пытаться добиваться от детей полных ответов.

 Это противоречит логике общения. Структурно оформленные развернутые предложения возникают сами, когда ребенок в повседневной жизни имеет возможность свободно высказываться по своей инициативе на интересующую его тему.

Поэтому стоит задача – развитие диалогических отношений между партнерами. Диалогические отношения – это такие отношения, когда люди обращены друг к другу, когда они стремятся понять друг друга. Это установка на ответ. Партнер формулирует так мысль, чтобы она была понятна партнеру. Установка на взаимопонимание, готовность ответить партнеру.

Особое значение приобретают взаимодействия между партнерами. В диалоге это обращение не только к информации, но и к коллективной деятельности. В диалоге складываются и преумножаются возможности детей.

Необходимо учитывать детский эгоцентризм, которому большое место отводил в своих трудах Ж. Пиаже. Дети не слышат друг друга. Это коллективный монолог. Часто и взрослые не умеют вести диалог.

Фактически беседа – это разговор, который люди поддерживают ради контакта. Дети тем более хотят общаться, быть понятыми, быть в центре. Это их потребность. И эту потребность взрослым надо использовать.

Чтобы развивалось общение надо:

  1. Обогащать речевое содержание.

В программу введен раздел: «Функции и формы речи». Третий год жизни – внеситуативное общение ребенка и взрослого, то есть ребенок говорит о том, что находится вне поля зрения, то есть о том, что его волнует. Это и есть центральная задача, из которой рождается диалог.

Внеситуативная речь богаче, чем речь,  которая описывает картину. При общении со сверстниками речь ребенка богаче, чем при общении со взрослым,  потому что взрослый все понимает, а сверстнику надо объяснять. Поэтому следующий пункт –

  1. Диалогическое общение со сверстниками.

Начинается оно с коллективного монолога, с игр рядом.

Важные педагогические приемы:

  • Сначала игры рядом, где уже есть общие чувства.
  • Организация игрового взаимодействия (хороводы), когда еще нет коллективной игры. В этом диалоге развиваются языковые игры,  когда дети рифмуют слова (гольфики-дольфики), когда прыгают и поют: там-там-тарарам.

В старшем возрасте:

  • Работа над смысловой стороной слова (многозначные слова, синонимы),
  • Работа с глаголом – это работа с движениями. Когда дети соотносят движение и слово.
  • Парная  организация игр. Чтобы дети смотрели друг на друга.

В «Истоках» много внимания уделяется звуковой стороне речи. Методическое обеспечение этого раздела – пособие Н.В.Дуровой.

Основные педагогические условия развития диалогического общения.

  1. Развивающая среда пространства общения.

Условия такие, чтобы дети видели друг друга, чтобы дети могли рассредоточиться по 6 – 8 человек.

2. Правила организации жизни:

  • приглашение взрослых в группу,
  • приход старших к малышам,
  • хождение по кабинетам

дети должны быть самостоятельными, чувствовать себя хозяевами.

  1. Неурочные формы организации обучения родному языку.
  • Не учебная мотивация обучения. Пересказ в игровой форме или с игрушками, атрибутами.
  • Не урочная организация. Дети могут лежать на ковре, выходить в раздевалку, ходить по группе и т. д.
  • Не урочный стиль общения. Сочетание фронтального и индивидуального. Не дисциплинарные формы удержания внимания (внос игрушек, кто-то в костюме сказочного героя и т.д.)

Если наблюдается нарушение дисциплины, значит нужна другая мотивация (например, прорисовать то, что надо запомнить).

  1. Методы и приемы развития диалогической речи.

  1. Методы и приемы, которые использовались при работе по программе РФ, остаются (беседа, разговор и т.д.)
  2. Беседа «светская». Она удовлетворяет потребности в контакте, самовыражении.
  3. Совместное словесное творчество как диалог.
  4. Элементы приема драматизации.
  5. Альбом словесного творчества.
  6. Придумывание фильма, где каждый ребенок придумывает свой кадр.
  7. Самостоятельные игры детей. Это важная область для развития речи. Нельзя вмешиваться в эти игры. Можно только взять роль и делать подсказки. Это не средство обучения.
  8. Народные подвижные игры, содержащие диалог.
  9. Игры типа «Узнай по голосу».
  1. Игры, где установка на ответ (Я в садовниках родился….).
  2. Совместная деятельность (изобразительная, трудовая и т.д.). здесь цель – развитие диалогического общения. Потому нельзя сильно перегружать детей.
  3. Словесные дидактические игры парами. Сначала проигрывают со взрослым, потом друг с другом.
  4. Игры типа диктанта.

Главное – слышать партнера!

                                                                ГБОУ Гимназия № 1476


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательное пространство как место становление единого процесса социализации-индивидуализации личности ребенка

Образовательное пространство влияет на формировании личности ребенка. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каки...

Обобщенный опыт работы по теме "Взаимодействие детского сада и семьи в процессе социализации ребенка"

Главная роль в обеспечении благоприятной социализации ребенка отводится социально-педагогической деятельности ДОУ. Возникает потребность рассматривать процесс социального воспитания дошкольников в дош...

Образовательное пространство детского сада как место становления единого процесса социализации-индивидуализации личности ребенка.

Современная жизнь общества определила основную цель системы образования – подготовку подрастающего поколения к жизни в обществе. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жи...

СТАТЬЯ "ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОУ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА"

     Социально-педагогической деятельности ДОУ отводится главная роль в обеспечении благоприятной социализации ребенка. Возникает потребность рассматривать процесс социального во...

Использование инновационных технологий правового воспитания в процессе социализации личности ребенка

В статье дается описание как изготовить лэпбук на правовую тематику совместно с детьми...

Концептуальное изложение исследования «Применение инновационной технологии формирования финансовой грамотности в образовательном процессе дошкольной организации, как основы успешной социализации ребенка в обществе»

Одной из важнейших задач ФГОС ДО  на современном этапе становится формирование социально подготовленной личности, где подразумевается в дальнейшем умение принимать решения в финансовой сфере, обе...

Игра - как обязательный процесс социализации личности ребенка.

В соответствии с новым законом об образовании большой акцент делается на индивидуальность ребенка. Но что мы можем подразумевать под этим словом. Все чаще встречаются термины «индивид», &l...