Образовательное пространство детского сада как место становления единого процесса социализации-индивидуализации личности ребенка.
презентация на тему

Незнанова Татьяна Николаевна

Современная жизнь общества определила основную цель системы образования – подготовку подрастающего поколения к жизни в обществе. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, время, когда определяются траектории его дальнейшего развития.      

  Социализация дошкольников в образовательном процессе должна способствовать   формированию у ребёнка социально-значимых качеств, умений, поведения, поддерживать, сохранять, раскрывать способности и индивидуальные возможности. Индивидуализация детей должна быть направлена на развитие представлений о себе, самооценки, на формирование у детей умений устанавливать контакты, отношения с другими людьми, участвовать в совместной деятельности, общении и т.д.  

     Дошкольная образовательная организация, являясь начальным этапом образования, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.  Люди, непосредственно окружающие ребенка дошкольного возраста в его жизни, играют главную роль: это родители ребенка, педагоги, сверстники. Среда детского сада, наполненная самыми разнообразными предметами, вещами, при правильной её организации педагогами, способствует активизации социального познания детей, обеспечивает раскрытие индивидуальности ребенка.

        Важная особенность организации процесса позитивной социализации и индивидуализации детей – осуществление его в активной деятельности детей по освоению предметного мира и мира взаимоотношений между людьми.   Одно из основных условий обеспечения целостности социализации-индивидуализации - организация окружающего пространства ДОО, которое выстраивается на следующих принципах:

- расширение сферы общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками   и   взрослыми;

- предоставление детям разнообразных атрибутов, материалов для различных видов индивидуальной и совместной деятельности;  

- увеличение и постепенное обогащение окружающей среды предметами, способствующими индивидуализации ребёнка;

- гибкое сочетание коллективной и индивидуальной деятельности.   

  Развивающая среда при­звана помочь ребенку определиться в обществе, в котором он растет и реа­лизоваться во взаимодействии с социумом. Она создает условия для   развития представлений ребенка о себе как о личности (личностная идентичность): «Какой я?», «Какими качествами обладаю?», «Что я умею?», «Что отличает меня от других (детей и взрослых)?». В то же время среда стимулирует формирование представлений ребенка о себе как члене обще­ства (социальная идентичность).   Ориентиром для социаль­ных представлений о себе являются вопросы: «Как ко мне относятся окружающие?», «Что умеют дру­гие?», «Чем я привлекателен?», «Что я могу сделать, чтобы общаться с ними?», «Чем я отличаюсь от дру­гих?», «Какие правила надо соблюдать, чтобы быть принятым?».

      Моделирование образовательной среды позволяет включить дошкольника в следующие группы: гендерная принадлеж­ность и этнокультурная включенность, группы по интересам и т. д.

     Ребенок с самого рождения готов к восприятию окружающего мира. Обеспечить его успешную социализацию и гармоничное развитие помогает предметно-развивающая среда группы. При проектировании предметной среды    учитываются особенности дошкольников: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, гендерные признаки, личностные характеристики.  В группе, где преобладающее количество мальчиков - больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности. 

      Все больше заслуживает внимания опыт создания «центров развития» в группах. Так появились интересные многофункциональные центры: центр краеведения, центр творческой деятельности, музыкальный уголок, театральный центр, центр «Познание», центр природы, центр экспериментирования, центр речевого творчества, центр по ОБЖ   и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Дети включаются в активную познавательно-творческую деятельность, в рамках которой происходит развитие социального опыта, формирование навыков общения. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития   ребенка.

Социализация воспитанников обеспечивается и в процессе приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, страны и общества:

 - в группах созданы уголки патриотического воспитания с элементами этнокультуры (с учетом регионального компонента),

 - традиционно организуются праздники, тематика которых начинается с ближайшего окружения и заканчивается масштабами мирового сообщества,

 - организовано посещение учреждений культуры (библиотеки, школьного музея и т.д.);

-  организуются выставки изобразительного творчества, фотовыставки;

 - проводятся конкурсы изобразительного и речевого творчества.  

 Продукты детской деятельности (рисунки, коллажи, поделки) являются неотъемлемыми элементами предметно - пространственной среды ДОУ. В основе такого подхода к организации развивающей среды - ориентация на патриотизм, гражданскую идентичность, с одной стороны, и толерантность, интернациональность, с другой, а в итоге - уважение прав и свобод человека.

Развитие общения, формирование дружеских отношений со сверстниками – важное составляющее социального развития ребенка, так как для ребенка очень важно внимание сверстников, признание его достоинств. С целью решения данной задачи применяются разнообразные средства и методы: поисковые ситуации, ситуации непосредственной помощи, игровые упражнения, тематические детские выставки, совместные праздники, развлечения с детьми из разных возрастных групп и пр.

   Социализация дошкольника осуществляется, прежде всего, в игре.  Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. 

Введение сюжетно-ролевых игр в образовательную деятельность способствует эффективной социальной адаптации детей. Игра развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от интересов, в ней проявляются индивидуальные особенности ребенка. В игре дети учатся сотрудничать, осваивают социальные навыки, приобретают первый ценный опыт социального общения со сверстниками. Играя, ребенок не только моделирует социальные отношения, но и через эмоциональные переживания, отношение к сюжету, осваивает их – все это развивает способность действовать в разных ситуациях общения, коммуникации. Сюжетно-ролевая игра в детском саду   помогает ребенку выстраивать межличностное общение, сплачивать детский коллектив, устанавливать позитивное сотрудничество с взрослыми, в игре познаются законы функционирования общества, ребенок социализируется. Например, ребенок добился принятия в игры сверстников, которые ранее его отвергали. У него сразу же изменились социальные качества – он стал менее агрессивным, более внимательным и открытым для общения. Его кругозор расширился новыми представлениями о человеческих отношениях и о себе: я тоже хороший, меня, оказывается, любят дети, они не злые, с ними занятно проводить время и пр. Его культурные навыки через некоторое время неизбежно обогатятся новыми приемами общения с предметами окружающего мира, поскольку он сможет наблюдать и пробовать эти приемы у партнеров по играм.  

     Помимо социализации предметная среда предоставляет возможности для развития индивидуализации. С целью индивидуализации педагогического процесса используются различные компоненты детской субкультуры. В групповых приемных есть стенд или уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения.  В группе оформляется уголок именинника, атмосфера которого создается с помощью красочного стула именинника, персональной именинной посуды, чудесного мешочка для подарков.

  Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря рубрике «Мое настроение». В организованные уголки помещаются фишки или магниты в соответствии с настроением дошкольников. Дети учатся определять не только свое настроение, но и своих товарищей. Так, в группах младшего возраста ребенок может различить три состояния настроения: плохое, хорошее и отличное, а в старших группах - значительно больше.

Накопленные в течение месяца достижения ребенка и представленные в рубрике «Панорама добрых дел» стимулируют желание дошкольника присоединяться к интересам и деятельности сверстников.

         Главная идея дизайнерских разработок по оформлению групповых помещений и спальных комнат состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, группа должна быть насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

Очень интересен такой вид деятельности как коллекционирование. Оно доступно детям, учитывает их индивидуальные интересы. В нашем детском саду в группах созданы коллекции разных тематик: старшая группа: игрушки из киндер-сюрприза, педагоги организуют с ними игры «Какой игрушки не стало?», «Угадай на ощупь» и др.; в подготовительных группах - коллекции магнитов «Города России»,  дети  знакомятся с географией, отмечая на карте города нашей страны; коллекция камней, играя с которыми, дошкольники    пополняют знания о разнообразии и особенностях камней и т.д. Коллекционирование помогает детям освоить опыт  общения и коллективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Только в такой практике ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем.

     Необходимо создать индивидуальное место для детей, чтобы они смогли разместить там свою коллекцию, материалы, продукты своей деятельности, уединиться одному или с другом, организовать занятие по интересам, проявить себя в какой - либо роли и показать свои лучшие качества.

  Проектируя и создавая, систематически преобразовывая развивающую предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуального развития ребенка, обязательно следует учитывать особенности его развития, определять свою роль в ней относительно каждого ребенка. Сильный в интеллектуальном развитии ребенок не нуждается в объяснении задач, действий, результатов деятельности. В этом случае педагог выступает в роли консультанта, затем - наблюдателя. Для ребенка, которому нужно многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, педагог - активный помощник, соучастник, до тех пор, пока ребенок в этом нуждается. Такой способ взаимодействия педагога с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют совершенствоваться. 

     Образовательная среда, включающая взаимодействие со взрослыми, сверстниками, призвана формировать отношение ребенка к окружающему миру.   Задача   взрослого (воспита­теля, педагога-психолога и др.) - исходя из индивидуальных особенностей, интересов и способностей воспитан­ника, помочь ему сформировать собственный стиль поведения, который соответствует общепринятым нор­мам и позволяет найти свое место в социуме.

Итак, знакомство дошкольников с окружающим и социальной действительностью является одной из важных и сложных задач воспитательно-образовательной работы с детьми. Решение этой задачи должно осуществляться не только в организованной образовательной деятельности, но и в повседневном общении с детьми. 

 Показатели успешной социализации дошкольника:

- точность и адекватность отражения объективной реальности в субъективной картине мира;

- эмоциональное принятие и усвоение социальных и моральных норм и правил;

- благоприятный социометрический ста­тус ребенка в группе, наличие взаимных симпатий;

- сформированность социальных пережива­ний и эмпатии;

- навыки произвольной регуляции поведе­ния в соответствии с социальными норма­ми и правилами;

- способность находить спонтанные, соци­ально приемлемые формы самовыраже­ния, искренность и относительная (по воз­расту) независимость;

- положительная устойчивая самооценка и адекватный уровень притязаний; личный опыт социального взаимодействия и принятия решений в разных ситуациях социального взаимодействия.

     Необходимым условием для полноценной социализации дошкольника является вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.

    Семья - важный фактор в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта. Являясь социальным институтом воспитания, семья осуществляет социализацию ребенка наиболее естественно и безболезненно через преемственность поколений.

   «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

                                                                                                         (Л.Н. Толстой)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neznanova_t.n._ivushka.pptx1.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательное пространство детского сада как место становления единого процесса социализации-индивидуализации личности ребенка Педагог - психолог МАДОУ «Детский сад «Ивушка» Незнанова Татьяна Николаевна

Слайд 2

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ развитие представлений о себе, самооценки, на формирование у детей умений устанавливать контакты, отношения с другими людьми, участвовать в совместной деятельности, общении и т.д. СОЦИАЛИЗАЦИЯ способствовать формированию у ребёнка социально-значимых качеств, умений, поведения, поддерживать, сохранять, раскрывать способности и индивидуальные возможности

Слайд 3

Социальный заказ Инициативный Способный найти « себя» Нравственно стойкий Социально адаптированный Способный к саморазвитию Семья Детский сад Ребёнок Основные агенты социализации дошкольников

Слайд 4

Принципы организации окружающего пространства расширение сферы общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми; предоставление детям разнообразных атрибутов, материалов для различных видов индивидуальной и совместной деятельности; увеличение и постепенное обогащение окружающей среды предметами, способствующими индивидуализации ребёнка; гибкое сочетание коллективной и индивидуальной деятельности .

Слайд 5

Л ичностная идентичность С оциальная идентичность «Какой я ?», «Какими качествами обладаю ?», «Что я умею ?», «Что отличает меня от других (детей и взрослых)?» «Как ко мне относятся окружающие?», «Что умеют дру­гие?», «Чем я привлекателен?», «Что я могу сделать, чтобы общаться с ними?», «Чем я отличаюсь от дру­гих?», «Какие правила надо соблюдать, чтобы быть принятым?»

Слайд 6

Центры детской активности

Слайд 8

Средства и методы, обеспечивающие освоение положительного социального опыта и ценностных ориентаций

Слайд 9

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Слайд 10

В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает потребность в общении со сверстниками и взрослыми

Слайд 11

П редметная среда - средство развития индивидуализации Рубрика «Мое настроение» Уголок именинника Рубрика «Панорама добрых дел»

Слайд 12

Социальное развитие личности осуществляется в деятельности, которую грамотно организуют педагоги нашего ДОУ Общение

Слайд 13

Показатели успешной социализации - точность и адекватность отражения объективной реальности в субъективной картине мира; - эмоциональное принятие и усвоение социальных и моральных норм и правил; - благоприятный социометрический ста­тус ребенка в группе, наличие взаимных симпатий; - сформированность социальных пережива­ний и эмпатии; - навыки произвольной регуляции поведе­ния в соответствии с социальными норма­ми и правилами; - способность находить спонтанные, соци­ально приемлемые формы самовыраже­ния, искренность и относительная (по воз­расту) независимость; - положительная устойчивая самооценка и адекватный уровень притязаний; личный опыт социального взаимодействия и принятия решений в разных ситуациях социального взаимодействия.

Слайд 14

Семья Детский сад Социальное партнёрство Социальное партнёрство Сотрудничество, взаимодействие В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, учится общению и социальному ориентированию

Слайд 15

« Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы , что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш ». (Л.Н . Толстой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательное пространство как место становление единого процесса социализации-индивидуализации личности ребенка

Образовательное пространство влияет на формировании личности ребенка. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каки...

Консультации для воспитателей «Организация и внедрение проектного метода в образовательном пространстве детского сада».

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических....

«Детский календарь» как средство создания единого образовательного пространства детского сада и семьи

Название проекта: «Детский календарь» (под ред.Т.Н.Дороновой) как средство создания единого образовательного пространства детского сада  и семьи Цель проекта – создание, в рамках социал...

(описание опыта работы) «Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности детей дошкольного возраста на основе национальных традиций в рамках образовательного пространства детского сада» Возраст детей: 4-5 и 5-6 лет

Аннотация Описанный опыт по нравственному воспитанию обращает нас на мудрую, проверенную веками народную педагогику. Её формами были праздники, обряды,  а методами игры, загадки.  Посло...

«Место игры в образовательном пространстве детского сада»

Игра — своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ освоения впечатлений жизни....

Организация единого образовательного пространства детского сада и школы

В данной презентации собран опыт  взаимодействия дошкольной организации со школой для дальнейшего успешного обучения ребенка....

Использование электронных игр, для создания единого образовательного пространства детского сада и семьи

Данный материал представляет опыт работы использования интерактивных игр как одного из успешных методов взаимодействия с родителями и детьми. Данный опыт можно использовать для создания единого образо...