Главные вкладки

    Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОУ компенсирующего вида
    картотека на тему

    Сопровождение – это не единовременная помощь, а  долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.

     Индивидуальное сопровождение – это система, взаимосвязанных  по целям, времени, задачам и согласованных действий всех специалистов, направленных на оказание всесторонней помощи ребенку, его родителям, педагогам в выявлении проблем в его развитии, поиске их эффективного решения, а так же направлено на всестороннее развитие задатков, способностей ребенка.

          Осуществление индивидуального сопровождения ребенка в ДОУ.

    1.              Собирается информация о ребенке, его родителях, условиях жизни и др.

    Изучаются медицинские показания (проводят мед. работники). Берется на заметку:

    Группа здоровья.

    Изучают заключения специалистов о состоянии здоровья.

    Выявляют, стоит ли ребенок на инвалидности.

    На основании изучения документации выявляют детей  «группы риска» и доводят до сведения администрации, воспитателей той группы, куда идет ребенок.

    Выявление условий семейного воспитания проводят воспитатели группы, психолог:

    *Условия проживания.

    *Вредные привычки родителей.

    *Тип воспитания. Неблагополучные семьи берутся на заметку.

    2.  Изучаются особенности ребенка в период адаптации к условиям детского сада. Это очень важный период, как для ребенка, так и для всех, кто с ним работает. Потому что, именно в это время важно выявить все проблемы, связанные с развитием ребенка.  Обращается внимание на:

    ·                  Коммуникативное  поведение.

    ·                  Эмоциональное поведение.

    ·                  Познавательную сферу.

    ·                  Игровую деятельность.

    3.              Анализ полученной информации и  выбор индивидуального маршрута сопровождения.                                      Составляется индивидуальный план развития.

    4.              Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

    Работа воспитателей в группе, оздоровительные мероприятия, занятия с логопедом, психологом и другими специалистами в детском саду. 

    5.              Анализ выполненных рекомендаций всеми участниками сопровождения (Что удалось? Что не получилось? Почему?). Выбор дальнейшего пути.

    Все эти шаги условны, т.к. у каждого ребенка своя проблема, в решении которой используются адекватные пути. У всех участников   индивидуального сопровождения ребенка  в ДОУ присутствует заинтересованность  в судьбе ребенка, желание помочь. Активно привлекайте родителей в процесс  сопровождения, т.к.  именно родители в первую очередь должны быть осведомлены о проблеме ребенка.   Формируйте у родителей мнение на проблему ребенка.

    В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство.  Сегодня по отношению к проблемным детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной , мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.

    В эти условия входят:

    определённые организационные формы обучения;

    определённая система коррекционно-развивающего обучения (КРО);

    содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий;

    индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;

     Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями  помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе.                                                                                                                               

    Структура индивидуальной программы для конкретного ребёнка включает в себя:

    диагностику;

    индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;

    характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.

    Материализацией индивидуальной программы сопровождения ребёнка с ЗПР является специальная индивидуальная карта сопровождения развития и обучения, в которой отражаются все этапы коррекционно-развивающего процесса применительно к конкретному ребёнку.

    Построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты:  учитель – дефектолог, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель  и педагог-психолог. Причём каждый специалист ставит свой собственный диагноз, иными словами, он ищет место приложения своего профессионального мастерства по отношению к каждому ребёнку. Одну из проблем специалист выделяет более чётко, другие в это время решаются в фоновом режиме, но постоянно их подразумевает, соизмеряя с ними свои действия и полученные результаты. Таким образом, постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество

    Все этапы диагностики, отражаются в «индивидуальной карте развития ребёнка». Структура этой карты включает в себя следующее:

    общие сведения о ребёнке.

    анамнестические данные

     психолого-педагогическое обследование, которое включает:

    внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица).

    исследование движений и действий (состояние опорно-двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев , готовность руки к овладению письмом).

    состояние познавательной деятельности (пространственные представления, временные представления, тактильный предметный гнозис, мышление (матрица фигур, классификация картинок «Что к чему?», «Почини коврик», счёт).

    изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире, математические представления.

    состояние игровой деятельности.

    состояние продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

    состояние психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление)

    состояние эмоционально-волевой сферы (контактность, волевые проявления, работоспособность, мотивы деятельности, продуктивность).

    особенности речевой деятельности (звукопроизношение, фонематические восприятие, звуковой анализ, состояние звуковой структуры слова и лексики, грамматический строй и связная речь).

     Изучение каждого процесса происходит с помощью различных диагностических методик 

     Затем педагогами разрабатывается индивидуальная программа развития ребёнка (индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут).

    В основе построения индивидуального образовательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени  (весь период воспитания и обучения в группе).

    Мы определили принципы построения индивидуального образовательного маршрута. Это-

     Диагностика.

    Индивидуальный подбор педагогических технологий.

    Систематический контроль и корректировка.

    Наблюдение.

    Пошаговая фиксация.

    Наметили цели работы по построению индивидуального коррекционно-развивающего маршрута для конкретного ребёнка:

     -повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов предшествующего воспитания и обучения,

    -индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков,

    -социально-личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической помощи.

    -коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи,

    -направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.

    Вся коррекционная работа в ДОУ осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка, когда содержание индивидуальной деятельности не  имеет формальный характер.  Исходя из принципов построения индивидуального коррекционно-развивающего маршрута, в соответствии с программами:  «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (Е.А. Стребелева), « Подготовка к школе детей с ЗПР» (С.Г. Шевченко), в рамках каждой задачи педагоги  определяют собственные направления коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка:

    сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;

    освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);

    освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребёнка;

    накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;

    уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;

    формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;

    развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;

    формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности;

    формирование элементов учебной деятельности;

    формирование адекватных эмоционально - волевых проявлений и способов общения и взаимодействия.

    Динамику коррекционно – развивающего процесса отражаем в листе контроля (лист обследования) динамики.  Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания в январе и мае. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам: игровая деятельность, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, самообслуживание,  физическое развитие, эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности.

     Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды: положительная динамика: высокий уровень; положительная динамика: выше среднего уровень; относительно – положительная динамика: средний уровень; незначительная динамика: низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика. Динамика развития зависит от выраженности нарушения.  Основными показателями умственного развития ребёнка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения – пользуется ли ребёнок практической ориентировкой; обучаемость в процессе диагностического обследования; интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности.

    Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе. 

    Основными средствами реализации предназначения образовательного учреждения являются:

    ·   Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических  и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

    ·  Реализация  специализированных (коррекционных) программ дошкольного образования: Программа  «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А. Стребелевой,программа «Подготовка к школе детей с ЗПР» под редакцией С.Г. Шевченко, программа «Здоровье» (В.Г. Алямовская), технология М. Монтессори (сенсомоторика), а так же используются коррекционные методики, которые  не противоречат  основным     направлениям образовательной  работы по  вышеуказанным   программам,   совершенствуют содержание образования и  обеспечивают его программно-методическими материалами. Процессы воспитания и обучения  не противоречат друг другу, взаимодополняют и обогащают развитие ребенка. Реализуя каждый раздел программы, сохраняется общая тенденция преемственности в обучении и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребенку успешное продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных этапов его  развития. Создается личностно-ориентированная образовательная среда, направленная на:                                                       

    ·  Обеспечение  конституционного права каждого ребенка на охрану жизни и  здоровья, получение гуманистического  образования, предусмотренного  Конституцией  РФ, Законом РФ «Об образовании»

    ·  Освоение дошкольниками обязательного минимума содержания дошкольного образования.

    ·  Использование современных  развивающих технологий, обеспечивающих качество образовательного процесса: проблемно-диалогическое обучение, игровые технологии обучения.

    ·  Предоставление  воспитанникам возможности реализовать себя в различных видах деятельности: игровой, учебной, коммуникативной, организаторской, трудовой в специально-организованных формах обучения и свободной деятельности, создание  личностно-ориентированной  образовательной  среды.

    ·  Организация комплексного подхода к ребенку со стороны всех    участников педагогического процесса.

    ·  Построение  воспитательно-образовательной  работы на основе психолого-медико-педагогической диагностики.

    ·  Обеспечение  благоприятного  психологического  климата, развитие совершенствование предметно - развивающей среды.

    Таким образом, в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР   развивается мыслительная  деятельность, что способствует эффективному освоению детьми таких действий, как сравнение, обобщение, анализ, синтез.

     

    В результате работы у детей повышается уровень познавательной и мыслительной деятельности, улучшается  память, внимание;  активизировался пассивный и активный словарь. Дети становятся общительными и организованными, что свидетельствует о правильно организованной коррекционно – развивающей деятельности.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.

    Методический материал отражает вариант индивидуального коррекционно – развивающего маршрута сопровождения ребёнка с задержкой психического развития дошкольного возраста. Рассмотрены принци...

    Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ЗПР младшего (среднего) дошкольного возраста

    Индивидуализация дошкольного образования является актуальным в период перехода на ФГОС. В связи с тем, что в настоящее время дети с заключениями ПМПКа  остаются в группах общеобразовательно...

    Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОУ компенсирующего вида

    Сопровождение – это не единовременная помощь, а  долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем....

    Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка дошкольного возраста. Педагогическое сопровождение воспитателей.

    В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Э...

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  МАРШРУТ  СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКАС ЗАДЕРЖКОЙ       ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

    Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

    Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При З...

    7. Индивидуальный маршрут развития ребёнка с задержкой психического развития Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет "Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)

    Индивидуальный маршрут развития ребёнка с задержкой психического развития Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет "Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)...