Главные вкладки

    Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
    статья по коррекционной педагогике по теме

    Панова Наталья Владимировна

     

    Методический материал отражает вариант индивидуального коррекционно – развивающего маршрута сопровождения ребёнка с задержкой психического развития дошкольного возраста. Рассмотрены принципы, задачи и содержание педагогического сопровождения детей данной категории. Рекомендованы схемы и формы документации индивидуальной карты сопровождения, которая является документом фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико – коррекционно – развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника. Подобный  подход к индивидуальному воспитанию и обучению открывает широкие возможности и положительный результат при условии профессиональной  подготовки кадров и заинтересованности в результате процесса помощи детям с особыми образовательными потребностями. Материал рекомендован специалистам, работающим в области ранней комплексной помощи детям с задержкой психического развития.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  МАРШРУТ  СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА

    С ЗАДЕРЖКОЙ       ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Панова Н.В.

    Учитель – логопед, дефектолог.

         В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Организация  воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития регламентирована рядом нормативных документов: Законом об образовании от 10.07.1992 3 3266 – 1; Письмом Правительства РФ от 29.06.99 № 129/23 – 16.

    Сегодня по отношению к проблемным детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной , мотивационной, эмоционально – волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.

    В эти условия входят:

    - определённые организационные формы обучения;

    - определённая система коррекционно – развивающего обучения (КРО);

    - содержание индивидуально – групповых коррекционных занятий;

    - индивидуальный коррекционно – развивающий маршрут;

    - специальная подготовка педагогических кадров.

    Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями признаётся многими учёными. Он помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются   в индивидуальной коррекционно – развивающей программе. Структура индивидуальной программы для конкретного ребёнка включает в себя:

    -комплексную диагностику;

    - индивидуальный коррекционно – развивающий маршрут;

    - характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.

    Материализацией  индивидуальной программы сопровождения ребёнка с ЗПР  является специальная индивидуальная карта сопровождения развития и обучения, в которой отражаются все этапы коррекционно – развивающего процесса применительно к конкретному ребёнку.

    Организация обучения  основывается на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития. Поэтому  построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты: учитель – логопед, учитель – дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию. Причём каждый специалист ставит свой собственный диагноз, иными словами, он ищет место приложения своего професссионального мастерства по отношению к каждому ребёнку. Одну из проблем специалист выделяет более чётко, другие в это время решаются в фоновом режиме, но постоянно их подразумевает, соизмеряя с ними свои действия и полученные результаты.Таким образом, постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество.

       Все этапы диагностики,   отражаются в «индивидуальной карте развития ребёнка». Структура этой карты включает в себя следующие разделы (приложение № 1):

    - общие сведения о ребёнке.

    - анамнестические данные

    - данные обследования специалистов

    - логопедическое и психолого – педагогическое обследование, которое включает:

    1. внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица).

    2. исследование движений и действий (состояние опорно двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев, динамический праксис, предметные действия, готовность руки к овладению письмом).

    3. состояние познавательной деятельности (пространственные представления, временные представления, тактильный предметный гнозис, мышление (матрица фигур, классификация картинок «Что к чему?», «Почини коврик», счёт).

    -  изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире, математические представления.

    - состояние игровой деятельности.

    - состояние продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

    - состояние психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление)

    - состояние эмоционально – волевой сферы (контактность, волевые проявления,работоспособность, мотивы деятельности, продуктивность).

    - особенности  речевой деятельности (звукопроизношение, фонематические восприятие, звуковой анализ, состояние звуковой структуры слова и лексики, грамматический строй и связная речь).

    - анализ полученных результатов диагностики в соответствии с содержанием основных параметров в сводной таблице результатов  (приложение № 2)

    - заключение, которое включает структуру дефекта данного ребёнка с указанием сохранных функций, педагогический прогноз (способы усвоения усвоения общественного опыта, возможности обучения в сильной или слабой подгруппе, интенсивность индивидуальной коррекции, вид программы воспитания и обучения ребёнка в детском саду).

    - основные направления коррекционно – развивающей работы в соответствии с которыми разрабатывается индивидуальная программа развития ребёнка (индивидуальный коррекционно – развивающий маршрут).

    Изучение каждого процесса происходит с помощью нескольких методик и оцениваются по  4 – бальной системе:

    низкий уровень – 1 балл,

    средний – 2 балла,

    выше среднего – 3 балла,

    высокий уровень – 4 балла.

    Одним из вариантов, способствующих реализации особых образовательных потребностей, является «индивидуальный образовательный маршрут» дошкольника (приложение № 3).

    В основе построения индивидуального образорвательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени, носит пролонгированный характер (весь период воспитания и обучения в группе).

    Принципы построения индивидуального образовательного маршрута:

    1. Ступенчатая диагностика.
    2. Индивидуальный подбор педагогических технологий.
    3. Систематический контроль и корректировка.
    4. Наблюдение.
    5. Пошаговая фиксация.

    В настоящее время в России распространена система подготовки к школе детей с задержкой психического развития под общей редакцией С.Г. Шевченко, которая позволяет решать задачи своевремменной активной помощи детям дошкольного возраста с ЗПР. Данная система ориентирована на общее развитие детей( познавательной деятельности, нравственных и эстетических возможностей), на целостный подход к ребёнку, на пробуждение у него интереса к познанию окружающего мира, на достижение хороших результатов на основе учёта индивидуальных возможностей детей.  Этапы коррекционно – развивающего процесса отражаются в «индивидуальном коррекционно – развивающем маршруте». Цель  работы по построению индивидуального коррекционно – развивающего маршрута для конретного ребёнка

     - повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов предшествующего воспитания и обучения,

     - индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков,

    - социально – личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно – педагогической помощи.

    - коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи,

    - направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.

    Вся коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка, когда содержание индивидуальных занятий не дожно иметь формальный характер, механическое «натаскивание»  в каком то одном навыке. Исходя из принципов построения индивидуального коррекционно – развивающего маршрута, в соответствии с программой подготовки к школе детей с ЗПР С.Г. Шевченко,  в рамках каждой задачи определяют собственные направления коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка:

    1. сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;
    2. освоение предметно - практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
    3. освоение продуктивных видов деятельности (контруирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребёнка;
    4. накопление языковых представлений, развитие фонетико – фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
    5. уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
    6. формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;
    7. развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
    8. формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности;
    9. формирование элементов учебной деятельности;
    10. формирование адекватных эмоционально - волевых проявлений и способов общения и взаимодействия.

    Динамика коррекционно – развивающего процесса отражается в листе контроля динамики (приложение № 4). Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания в январе и мае. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам: игровая деятельность, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, самообслуживание, музыкальное развитие, физическое развитие, эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности.

    Данный документ также включает в себя рекомендации, заключение об эффективности коррекционно – развивающей работы за данный промежуток времени и учебный год. Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды: положительная динамика: высокий уровень; положительная динамика: выше среднего уровень; относительно – положительная динамика: средний уровень; незначительная динамика: низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика. Динамика развития зависит от выраженности нарушения, объёма нарушений ( их локальности или тотальности), причин нарушений. Основными показателями умственного развития ребёнка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения – пользуется ли ребёнок практической ориентировкой; обучаемость в процессе диагностического оследования; интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности. Анализ полученных результатов динамики отражается в сводной таблице  (приложение № 5).

    Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ  диагностико – коррекционно – развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе. Такой подход к индивидуальному воспитанию и обучению открывает широкие возможности и положительный результат при условии профессиональной  подготовки кадров и заинтересованности в результате процесса помощи детям с особыми образовательными потребностями.

    Литература:

    1. Горбачёва Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого – педагогической коррекции дошкольников с проблемами развития.// Дошкольная педагогика/май/2008
    2. Лаврова Г.Н. «Психолого – педагогические разработки индивидуальных коррекционно – развивающих программ для детей с проблемами развития в условиях (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения. Челябинск 2003
    3. Лаврова Г.Н., Рычкова Л.С. Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2 – 7 – летнего возраста. Челябинск 2000
    4. Мустаева Л.Г. Коррекционно – педагогические и социально – психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития. Москва 2005
    5. Стребелева Е.А. Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с интелектуалльным нарушением// Дефектология № 5, 2002
    6. Швченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития Москва 2007


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОУ компенсирующего вида

    Сопровождение – это не единовременная помощь, а  долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем....

    Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОУ компенсирующего вида

    Сопровождение – это не единовременная помощь, а  долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем....

    Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с легкой умственной отсталостью старшего дошкольного возраста

    Работа содержит в себе пример как можно оргагнизовать индивидуальное сопрвождение ребенка с легкой умственной отсталостью педагогом-дефектологом. Перечисленные основные направления коррекционной работ...

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  МАРШРУТ  СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКАС ЗАДЕРЖКОЙ       ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

    «Психофизическое развитие детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (5-7 лет)».

    Показатели психофизического развития детей ЗПР старшего дошкольного возраста...

    Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

    Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При З...

    7. Индивидуальный маршрут развития ребёнка с задержкой психического развития Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет "Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)

    Индивидуальный маршрут развития ребёнка с задержкой психического развития Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет "Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)...